МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:
заседании ШМО Зам. директора по УВР: Директор МБОУ
Протокол № 1 _____________ лицея с. Месягутово
от 22.08. 2017 г. Н.Ю. Насибуллина _________________
Руководитель ШМО: 28.08.2017 г. А. Л. Неустроев
____________ Приказ № 177-а
А.Е. Шакирова от 31.08. 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 2в класса
на 2017 - 2018 учебный год
Составлена на основе:
-Федерального государственногообразовательного стандарта начальногообщего образования (приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г; № 1241 от 26.11.2010г; № 1576 от 31.12. 2015г);
-примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.);
-учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год;
-примерной программы по технологии. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
-авторской программы «Технология». 1-4 классы. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочую программу составила:
Тукачёва Мария Владимировна
учитель начальных классов
Месягутово – 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа для 2в класса МБОУ лицея с. Месягутово по технологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования (приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г; № 1241 от 26.11.2010г; № 1576 от 31.12. 2015 г); примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.); учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год;примерной программы по технологии. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);авторской программы «Технология». 1-4 классы. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. – М.: Просвещение, 2011.
Программа реализована в учебнике: Технология для 2 класса. Лутцева Е.А., Зуева Т.П., М.: Просвещение, 2017.
Федеральный базисный учебный план начального общего образования предусматривает изучение технологии во 2 классе в объёме 34 часа (1 час в неделю). Учебный план МБОУ лицея с. Месягутово отводит на изучение технологии во 2в классе 34 часа, 1 час в неделю.
1 четверть – 8ч , 2 четверть – 8ч , 3 четверть – 10ч , 4 четверть – 8ч.
Срок реализации: 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; результаты изучения учебного предмета к концу 2 класса; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана на основе стандарта начального общего образования и обязательного минимума содержания основных образовательных программ по образовательной области «Технология» и рассчитана на второй год обучения.
На занятиях происходит формирование всех психических процессов, связанных с обучением, развитием художественно-творческих, конструкторских способностей, и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира, развитие общетрудовых и технологических знаний, умений и навыков, а также самостоятельности каждого ребенка.
Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
-стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
-формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности человека;
-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
-развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
-ознакомление с миром профессий (в т.ч. профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
-овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использовании компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Актуальность программы заключается в том, что в основу содержания курса положенапрактико-ориентированная направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы социальных технологических и универсальных учебных действий. Во 2 классе темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия – лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более 1-2 новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашнее задание.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе – научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различными источниками информации.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
Качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
Степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
Уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» к концу 2 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
-оцениватьжизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие;
-называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
-учиться совместно с учителем и другими учениками даватьэмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
-слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающийся научится:
-применять элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия);
-понимать гармонию предметов и окружающей среды;
- объяснять о профессиях мастеров родного края;-характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
-готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
-выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
-самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
-применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Обучающийся научится:
-называть обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей иззаготовок, сборка изделия, отделка;
-сопоставлять названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
-говорить о происхождении натуральных тканей и их виды;
-соединять детали из разных материалов;
-знать основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) иприёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
-называть название, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Обучающийся получит возможность научиться: -читать простейшие чертежи (эскизы);-выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);-оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
-решать несложные конструкторско-технологические задачи;
-справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Конструирование и моделирование.
Обучающийся научится:
-выполнять неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
-называть отличия макета от модели. Обучающийся получит возможность научиться:
-конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
-определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами.
Использование информационных технологий.
Обучающийся научится:
-пользоваться персональным компьютером.
Содержание учебного предмета.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Художественная мастерская | 10ч |
2 | Чертёжная мастерская | 7ч |
3 | Конструкторская мастерская | 9ч |
4 | Рукодельная мастерская | 8ч |
5 | Итого | 34ч |
Художественная мастерская - 10 часов
Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты. Как плоское превратить в объемное? Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя.
Чертёжная мастерская - 7 часов
Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что онаумеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя. Конструкторская мастерская - 9 часов
Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Еще один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов? День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Поздравляем женщин и девочек Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя. Рукодельная мастерская - 8 часов
Какие бывают ткани? Какие бывают нитки. Как они используются? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Как ткань превращается в изделие? Лекало. Что узнали, чему научились?
Учебно-методическое обеспечение:
1.Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования;
2.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
3.Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. - М., Просвещение, 2014;
4.Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. - М., Просвещение, 2013;
5.Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2017г.
Интернет - ресурсы
1. www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/01.doc
2. www.twirpx.com/files/pedagogics/methodics/russian/
3. festival.1september.ru/articles/subjects/20?page=54
4. http://www.zavuch.info/
5. http://pedsovet.su/
6. http://www.uroki.net/
7. http://stranamasterov.ru/
Тематическое планирование уроков технологии во 2в классе на 2017- 2018 учебный год
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата |
план | факт |
| I четверть | 8ч | | |
| Художественная мастерская | 10ч | | |
1 | Что ты уже знаешь? | 1 | 08.09 | |
2 | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? | 1 | 15.09 | |
3 | Какова роль цвета в композиции? | 1 | 22.09 | |
4 | Какие бывают цветочные композиции? | 1 | 29.09 | |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 1 | 06.10 | |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | 1 | 13.10 | |
7 | Можно ли сгибать картон? Как? | 1 | 20.10 | |
8 | Наши проекты. Африканская саванна | 1 | 27.10 | |
| II четверть | 8ч | | |
9 | Как плоское превратить в объёмное? | 1 | 10.11 | |
10 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя | 1 | 17.11 | |
| Чертёжная мастерская | 7ч | | |
11 | Что такое технологические операции и способы? | 1 | 24.11 | |
12 | Что такое линейка и что она умеет? | 1 | 01.12 | |
13 | Что такое чертёж и как его прочитать? | 1 | 08.12 | |
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 1 | 15.12 | |
15 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | 1 | 22.12 | |
16 | Можно ли без шаблона разметить круг? | 1 | 29.12 | |
| III четверть | 10ч | | |
17 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя | 1 | 19.01 | |
| Конструкторская мастерская | 9ч | | |
18 | Какой секрет у подвижных игрушек? | 1 | 26.01 | |
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 1 | 02.02 | |
20 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | 1 | 09.02 | |
21 | Что заставляет вращаться винт - пропеллер? | 1 | 16.02 | |
22 | Можно ли соединить детали без соединитель-ных материалов? | 1 | 23.02 | |
23 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | 1 | 02.03 | |
24 | Как машины помогают человеку? | 1 | 09.03 | |
25 | Поздравляем женщин и девочек. | 1 | 16.03 | |
26 | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя | 1 | 23.03 | |
| IV четверть Рукодельная мастерская | 8ч 8ч | | |
27 | Какие бывают ткани? | 1 | 06.04 | |
28 | Какие бывают нитки? Как они используются? | 1 | 13.04 | |
29 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | 1 | 20.04 | |
30 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 1 | 27.04 | |
31 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 1 | 04.05 | |
32 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 1 | 11.05 | |
33 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 1 | 18.05 | |
34 | Что узнали? Чему научились? | 1 | 25.05 | |