ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 1 общеобразовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Камень-на-Оби составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
2.Примерная программа начального общего образования по русскому языку Федерального государственного образовательного стандарта, 2009.
3. Авторская программа Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой «Технология. 1-4 классы» Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2013
4.Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей как компонента основной общеобразовательной программы (ФГОС) МБОУ «СОШ №1».
5.Утверждённого перечня учебников в МБОУ «СОШ №1» на 2019-2020 учебный год, приказ №174/1-0 от 28.08.2019
Вид реализуемой программы: начальная общеобразовательная.
На изучение технологии в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Цель: развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи: стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
Логика изложения и содержание рабочей программы по технологии для 1 общеобразовательного класса полностью соответствуют авторской программе. В рабочую программу не внесено изменений. Актуальность программы заключается в том, что в основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции – процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замыслов, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий.
Основная учебная литература:
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.«Просвещение», 2014
Дополнительная учебная литература:
Е.А Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций 1 класс. -Москва, «Просвещение», 2017
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные:
-формирование основ чувства гордости за свою Родину;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и развитие мотивов учебной деятельности, и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
-формулировать учебную задачу урока в группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока.
-развитие логических операций, коммуникативных качеств.
-определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно, связывать с целевой установкой урока;
Предметные:
-формирование представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и обществ;
-формирование представлений о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
-приобретение навыков самообслуживания;
-овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
-усвоение правил техники безопасности;
-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающийся научится: -воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека;
-называть профессии своих родителей;
-организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы; -соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; -отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы. -узнавать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
-узнавать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; -узнавать способы разметки на глаз, по шаблону; -выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
-анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме; -изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям Обучающийся получит возможность научиться: -уважительно относиться к труду людей;
-называть некоторые профессии людей своего региона; -определять последовательность реализации предложенного учителем замысла; -комбинировать художественные технологии в одном изделии; -изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам; -с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
№ раздела | Наименование раздела | Всего часов на этот раздел | Из них | |
Теоретические занятия | Практические работы | Проект | |
1 | Природная мастерская | 8 | 2 | 6 | | |
2 | Пластилиновая мастерская | 4 | 1 | 2 | 1 | |
3 | Бумажная мастерская | 16 | 5 | 11 | | |
4 | Текстильная мастерская | 5 | 3 | 2 | | |
| Итого: | 33 | 11 | 21 | 1 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Содержание предмета рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Содержание курса целенаправленно отобрано по двум основным содержательным линиям.
1.Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. Обучающимися осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека.
2.Из истории технологии
Содержание линии раскрывает обучающимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности груда),
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3.Конструирование и моделирование.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Ведущие формы, методы, методики, технологии для организации учебного процесса
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах. Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры, защита проектов), обобщающих уроков.
При организации учебного процесса используются:
-информационно - коммуникационные технологии;
-организации учебного сотрудничества;
-проектно-исследовательская деятельность;
-здоровьесберегающие;
-игровые;
-системно-деятельностного подхода;
-проблемного обучения;
Методы:
-словесные, наглядные, практические;
-репродуктивные, проблемно-поисковые;
-методы самостоятельной работы и работы под руководством;
-методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
-методы контроля и самоконтроля;
-объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, демонстрация, работа с учебником
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу обучающегося, если даже она весьма незначительна.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 1 КЛАСС, 1Ч/НЕДЕЛЮ
№ урока | Срок проведения | Тема урока | Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсия и др.) | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | Информационные ресурсы |
Природная мастерская (8ч) |
1 | 1 неделя | Рукотворный и природный мир города. | | Словесный, наглядный | Учебник. |
2 | 2 неделя | Рукотворный и природный мир села | | Словесный, практический, наглядный | Компьютер . |
3 | 3 неделя | На земле, на воде и в воздухе. | | Словесный, практический, наглядный |
4 | 4 неделя | Природа и творчество. Природные материалы. | | Словесный, практический, наглядный |
5 | 5 неделя | Листья и фантазии. | | Практический, наглядный |
6 | 6 неделя | Семена и фантазии. | | Практический, наглядный |
7 | 7 неделя | Веточки и фантазии. | | Практический |
8 | 8 неделя | Фантазии из шишек, желудей, каштанов. | | Практический, наглядный |
Пластилиновая мастерская (4ч) |
9 | 9 неделя | Материалы для лепки. Что может пластилин? | | Словесный, практический, наглядный |
10 | 10 неделя | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | | Словесный, практический |
11 | 11 неделя | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | | Практический, наглядный |
12 | 12 неделя | Наши проекты. Аквариум. | Проект | Наглядный, проверочный |
Бумажная мастерская (16ч) |
13 | 13 неделя | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. | | Словесный, практический, наглядный |
14 | 14 неделя | Наши проекты. Скоро Новый год! | | Словесный, проверочный |
15 | 15 неделя | Бумага. Какие у неё есть секреты? | | Словесный практический, наглядный |
16 | 16 неделя | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | | Словесный, наглядный |
17 | 17 неделя | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | | Словесный практический, наглядный |
18 | 18 неделя | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | | Словесный, практический |
19 | 19 неделя | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | | Практический, наглядный |
20 | 20 неделя | Наша Армия родная. | | Словесный практический |
21 | 21 неделя | Ножницы. Что ты о них знаешь? | | Словесный практический, наглядный |
22 | 22 неделя | Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет. | | Практический, наглядный |
23 | 23 неделя | Шаблон. Для чего он нужен? | | Словесный практический, наглядный | Учебник. |
24 | 24 неделя | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | | Практический, наглядный |
25 | 25 неделя | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | | Словесный практический |
26 | 26 неделя | Образы весны. Какие краски у весны? | | Словесный, наглядный | Компьютер Учебник. |
27 | 27 неделя | Настроение весны. Что такое колорит? | | Словесный практический, наглядный |
28 | 28 неделя | Праздники и традиции весны. Какие они? | | Словесный практический, наглядный |
Текстильная мастерская (5ч) |
29 | 29 неделя | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | | Практический, наглядный | Компьютер Учебник. |
30 | 30 неделя | Игла-труженица. Что умеет игла? | | Словесный, практический, наглядный |
31 | 31 неделя | Вышивка. Для чего она нужна? | | Практический, наглядный |
32 | 32 неделя | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | | Словесный практический, наглядный |
33 | 33 неделя | Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе. | | Словесный, проверочный |
Всего уроков: | 33 |
-уроков проектов | 1 |
- уроков практических | 21 |
-теоретических | 11 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программного содержания учителем используется:
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс.–М.: Просвещение, 2014
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Компьютерный стол Магнитная доска
Персональный компьютер
Стол учительский с тумбой
Ученические двухместные столы с комплектом стульев
Шкафы для хранения учебной литературы, дидактических материалов, книг, пособий, рабочих тетрадей и др.
Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные, линейка, угольник, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками.
Материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная, бумажные салфетки), картон (обычный, цветной), ткань, нитки, пластилин
Лист внесения изменений
в календарно - тематический план
по________________________________________________
(указать учебный предмет)
в_____________классе
учитель___________________________________________________________
Дата внесения изменения | Обоснование внесения изменения | Документы, подтверждающие внесение изменения | Подпись лица, внесшего изменения |
| | | |
| | | |
| | | |
20