Пояснительная записка
1. Нормативные правовые документы
Рабочая программа по технологии, в 1 классе построена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторских программ «Предметная линия учебников системы «Школа России»1 – 4 классы».
Программа содержит общую характеристику особенностей курса, его целей, задач, содержания и планируемых результатов образования и составленана основе следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 с внесенными изменениями:
ФГОС НОО в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 (п.19.5)
ФГОС ООО в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 (п.18.2.2)
ФГОС СОО в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1578 (п.18.2.2)
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 1» г. Сафоново.
Авторская программа А. Лутцевой, Т. П. Зуевой «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы издательства «Просвещение» г. Москва, 2014 г.
Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 1» г. Сафоново.
Учебный план школы на 2019-2020 учебный год.
2. Учебно – методический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Технология: рабочая тетрадь на печатной основе для 1 класса.учебное пособие для общеобразовательных организаций. / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. ─ Москва: Просвещение, 2019 г.
Программа(электронная версия).А. Лутцева, Т. П. Зуева «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы издательства «Просвещение» г. Москва, 2014 г.
3. Количество часов
На изучение курса «Технология» в 1 классе отводится:
Количество часов по авторской программе (33 учебные недели) | 33 часа |
Количество часов по рабочей программе (33 учебные недели) | 33 часа |
Количество часов в неделю | 1 час |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
1 КЛАСС
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- положительно относиться к учению;
- проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
- принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- принимать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
- слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
- роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- отражении форм и образов природы в работах мастеров художников;
- профессиях близких и окружающих людей.
Учащийся будет уметь:
- обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
- соблюдать правила гигиены труда.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
- последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);
- способы разметки («на глаз», по шаблону);
- формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
- клеевой способ соединения;
- способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Учащийся будет уметь:
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:
- экономно размечать по шаблону, сгибанием;
- точно резать ножницами;
- соединять изделия с помощью клея;
- эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;
- безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
- с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать о:
- детали как составной части изделия;
- конструкциях разборных и неразборных;
- неподвижном клеевом соединении деталей.
Учащийся будет уметь:
- различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Содержание учебного предмета «Технология»
№ п/п | Наименование раздела и его содержание | Всего часов |
1 | Природная мастерская Что нас окружает? Что в окружающем мире сделано человеком, а что возникло и существует без его участия. Какая разница между окружающим пространством города и села? Где жить удобнее и приятнее? Какие машины и как помогают человеку? Что такое транспорт? Где работают транспортные машины? Для чего нужны растения? Можно ли из растений изготавливать красивые картинки, составлять цифры? Все ли листья имеют одинаковую форму? Какой формы бывают листья? Одинаковые ли семена у разных растений? Какие по форме бывают веточки? Что можно изобразить с помощью семян, плодов и веток? Знакомство с понятием «композиция. Как создать красивую композицию? Знакомство с понятием «орнамент». Любое ли расположение листьев создает орнамент? | 7ч |
2 | Пластилиновая мастерская Знакомство с пластичными материалами – глина, пластилин, тесто. Свойства пластилина. Введение понятия «инструмент». Знакомство со стеками, их особенностями. Изделия и пластичные материалы, из которых они изготовлены. Знакомство с профессиями людей, работающих с пластическими материалами. Подготовка рабочего места. Исследование свойств пластилина, получение из него различных форм. Введение понятия «технология». Знакомство с профессией кондитера.Материалы кондитера. Обучение умению определять конструктивные особенности изделий и технологию их изготовления. Повторение и использование правил составления композиций. Закрепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Изготовление пирожных, печенья из пластилина. Обучение умению определять конструктивные особенности изделий. Изготовление морских обитателей из пластилина. Выполнить проектное задание в группе. | 4 ч |
3 | Бумажная мастерская Что особенного в новогоднем празднике? Можно ли самим сделать новогодние украшения? Как сделать их красивыми и аккуратными? Проверка умения использовать личный опыт и знания прошлых уроков в работе, аналогичной предыдущей. Какими свойствами обладает бумага? Для чего придумали разные виды бумаги? Картон, упаковка. Оригами, сгиб, линия сгиба. Аппликация, базовая форма «Двойной треугольник», основа. Аппликация, базовая форма, основа « Рыбка». Армия, техника, род войск, Отечество. Режущий инструмент, конструкция, мозаика. Линии. Портрет. Шаблон, деталь, приспособление, разметка. Приём складывания «гармошкой» или « гофрирование». Орнамент. Деталь, шаблон, композиция. Колорит, цветосочетание. Роспись, коллаж - художественная техника. | 16 ч |
4 | Текстильная мастерская Ткань, лоскут, модельер. Швейные инструменты: швейная игла, штопальная игла, игла для вышивания. Швейные приспособления: булавка, английская булавка, наперсток, пяльцы, игольница. Строчка, стежок. Мережка, канва, бахрома. Перевивы - волна, цепочка, змейка. Технологические операции. | 5 ч |
5 | Промежуточная аттестация | 1 ч |
ИТОГО | 33 ч |
Тематическое планирование
уроков технологии
№ п/п | Тема уроков | Кол-во часов |
1 четверть – 9 часов |
Природная мастерская – 7 часов |
1 | Рукотворный и природный мир города (урок-экскурсия) | 1 |
2 | На земле, на воде и в воздухе (урок-путешествие) | 1 |
3 | Природа и творчество. Природные материалы.Листья и фантазии (урок-игра) | 1 |
4 | Семена и фантазии Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов (урок-экскурсия) | 1 |
5 | Композиция из листьев. Что такое композиция? (урок-игра) | 1 |
6 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? (урок-игра) | 1 |
7 | Природные материалы. Как их соединить? (урок-игра) | 1 |
Пластилиновая мастерская – 4 часов |
8 | Материалы для лепки. Что может пластилин? (урок-игра) | 1 |
9 | В мастерской кондитера. Как работает мастер?(урок-путешествие) | 1 |
2 четверть – 7 часов |
10 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 1 |
11 | Наши проекты. Аквариум. Проверь себя. | 1 |
Бумажная мастерская – 16 часов |
12 | Мастерская деда Мороза и Снегурочки | 1 |
13 | Наши проекты. Скоро Новый год! | 1 |
14 | Бумага. Какие у нее есть секреты? | 1 |
15 | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 1 |
16 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 |
3 четверть – 9 часов |
17 | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | 1 |
18 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 1 |
19 | Наша армия родная. | 1 |
20 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 1 |
21 | Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? | 1 |
22 | Шаблон. Для чего он нужен? | 1 |
23 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 |
24 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 |
25 | Образы весны. Какие краски у весны? | 1 |
4 четверть – 8 часов |
26 | Настроение весны. Что такое колорит? | 1 |
27 | Праздники и традиции весны. Какие они? Проверь себя. | 1 |
Текстильная мастерская + промежуточная аттестация =5 часов + 1 час = 6 часов |
28 | Промежуточная аттестация | 1 |
29 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 1 |
30 | Игла-труженица. Что умеет игла? | 1 |
31 | Вышивка. Для чего она нужна? | 1 |
32 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны. | 1 |
33 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны. Проверь себя | 1 |
Календарно – тематическое планирование уроков технологии
№ п/п | Тема уроков | Дата по плану | Дата по факту |
1 четверть – 9 часов |
Природная мастерская – 7 часов |
1 | Рукотворный и природный мир города (урок-экскурсия) | 05.09 | |
2 | На земле, на воде и в воздухе (урок-путешествие) | 12.10 | |
3 | Природа и творчество. Природные материалы.Листья и фантазии (урок-игра) | 19.10 | |
4 | Семена и фантазии Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов (урок-экскурсия) | 26.10 | |
5 | Композиция из листьев. Что такое композиция? (урок-игра) | 03.10 | |
6 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? (урок-игра) | 10.10 | |
7 | Природные материалы. Как их соединить? (урок-игра) | 17.10 | |
Пластилиновая мастерская – 4 часов |
8 | Материалы для лепки. Что может пластилин? (урок-игра) | 24.10 | |
9 | В мастерской кондитера. Как работает мастер?(урок-путешествие) | 31.10 | |
2 четверть – 7 часов |
10 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 14.11 | |
11 | Наши проекты. Аквариум. Проверь себя. | 21.11 | |
Бумажная мастерская – 16 часов |
12 | Мастерская деда Мороза и Снегурочки | 28.11 | |
13 | Наши проекты. Скоро Новый год! | 05.12 | |
14 | Бумага. Какие у нее есть секреты? | 12.12 | |
15 | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 19.12 | |
16 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 26.12 | |
3 четверть – 9 часов |
17 | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | 16.01 | |
18 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 23.01 | |
19 | Наша армия родная. | 30.01 | |
20 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 06.02 | |
21 | Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? | 13.02 | |
22 | Шаблон. Для чего он нужен? | 27.02 | |
23 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 05.03 | |
24 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 12.03 | |
25 | Образы весны. Какие краски у весны? | 19.03 | |
4 четверть – 8 часов |
26 | Настроение весны. Что такое колорит? | 02.04 | |
27 | Праздники и традиции весны. Какие они? Проверь себя. | 09.04 | |
Текстильная мастерская + промежуточная аттестация =5 часов + 1 час = 6 часов |
28 | Промежуточная аттестация | ??? | |
29 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 23.04 | |
30 | Игла-труженица. Что умеет игла? | 30.04 | |
31 | Вышивка. Для чего она нужна? | 07.05 | |
32 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны. | 14.05 | |
33 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны. Проверь себя | 21.05 | |
15