СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для девочек 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для учащихся 5 классов общеобразовательных школ.

Основная идея программы -  формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 5 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы технологической культуры и грамотности учащейся молодежи. В связи с этим особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к трудовой деятельности в создавшихся экономических условиях, к востребованному профессиональному определению.

 Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт  среднего (полного) общего образования по Технологии. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Технология. Обслуживающий труд» для 5 класса,  рекомендованная Минобрнауки РФ. 

Предмет Технология  входит в образовательную область «Технология».

Место и роль технологии в совокупности традиционных учебных курсов определяется ее целями, задачами и функциями и, безусловно, результатами их реализации в реальной педагогической деятельности. Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).   Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

     Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:      

  1. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
  2. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  3. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  4. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

    В процессе преподавания предмета Технология  решаются следующие задачи:

1.     формирование политехнических знаний и экологической культуры;

2.     привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

3.     ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

4.     развитие самостоятельности и способности учащихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

5.     обеспечение учащимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

6.     воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

7. овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

8.     использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе­чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек­тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания уча­щихся, раскрытие их творческих способностей.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

        В качестве основных принципов отбора материала можно выделить следующие:

принцип научности (обеспечение достаточной глубины, корректности и научной достоверности содержания учебного материала, с учетом последних достижений в науке и технике);

принцип доступности (определение степени теоретической сложности учебного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся).

принцип наглядности (учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов либо моделей и их наблюдение учащимися).

принцип сознательности (самостоятельность и активизация деятельности предполагает обеспечение учащихся электронными средствами обучения, позволяющими развивать у учащихся самостоятельность по поиску и отбору необходимой учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности, а также осуществлять выбор той либо иной траектории обучения и управления ходом событий);

принцип систематичности и последовательности (обеспечение последовательного усвоения учащимися определенных знаний в рамках изучаемого учебного предмета, формирование знаний и умений учащихся в определенной системе, в строго логическом порядке и применение их учащимися в учебной и практической деятельности).

   Сроки реализации программы – 1 год.

   В соответствии с сюжетным замыслом уроки объединены в разделы.. Рабочая программа предусматривает следующую последовательность изучения разделов: 1. «Вводное занятие. Правила ТБ» 2. « Технология ведения дома» 3. «Технология приготовления пищи» 4. «Элементы материаловедения» 5. «Элементы машиноведения» 6. «Проектирование и моделирование» 7. «Изготовление фартука» 8. «Рукоделие». Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

    Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проект­ной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости). Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

 В настоящее время  на уроках технологии установились три формы организации учащихся: 

•        Фронтальная

•        Групповая

•        Индивидуальная

Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.

Во-вторых, важно, чтобы при организации обучения  у школьников формировалось  наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах.

Для урока практического обучения наиболее подходит звеньевая форма организации. Ученики делятся на небольшие группы (3-6 чел.)  Состав группы постоянен. Учащиеся создают группы  сами, руководствуясь личными взглядами( дружба, общие интересы и т.д.) Учитель следит за тем, чтобы группа составляла «миниатюру класса», т.е. чтобы в ее состав входили как сильные, так и слабые ученики, различающиеся образом мышления. Работой группы руководит бригадир, которого ученики выбирают самостоятельно и который меняется на каждом следующем уроке.

 Достоинства такой формы организации очевидны. Она позволяет создать у школьников правильное представление о современной организации труда.

    Основными методами обучения являются: лекция, работа с учебником, коллективная беседа, практическая деятельность, беседа.

      Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на осно­ве использования межпредметных связей. Это связи с алгеб­рой и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкци­онных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принци­пов работы машин, механизмов, приборов, видов современ­ных технологий; с историей и искусством при освоении тех­нологий традиционных промыслов. При этом возможно про­ведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.

    Проверка и оценка усвоения учащимися учебного материала, сформированности умений и навыков являются необходимым компонентом процесса обучения. Это не только контроль за результатами обучения, но и руководство познавательной деятельностью учащихся на разных стадиях учебного процесса. В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки.

Основные формы контроля:

- контрольная работа;

- самостоятельная работа;

- тест;

- реферат;

- проект;

- устный опрос;

- письменный опрос.

Критерии и нормы оценки теоретических  знаний, умений и навыков, обучающихся по предмету «Технология».

    Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

    Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Критерии и нормы оценки практических  знаний, умений и навыков, обучающихся по предмету «Технология».

 Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенным учителем, рационально организованно рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

    Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

    Отме

Данная программа разработана для учащихся 5 классов общеобразовательных школ.

Основная идея программы -  формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 5 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы технологической культуры и грамотности учащейся молодежи. В связи с этим особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к трудовой деятельности в создавшихся экономических условиях, к востребованному профессиональному определению.

 Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт  среднего (полного) общего образования по Технологии. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Технология. Обслуживающий труд» для 5 класса,  рекомендованная Минобрнауки РФ. 

Предмет Технология  входит в образовательную область «Технология».

Место и роль технологии в совокупности традиционных учебных курсов определяется ее целями, задачами и функциями и, безусловно, результатами их реализации в реальной педагогической деятельности. Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).   Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

     Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:      

  1. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
  2. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  3. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  4. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

    В процессе преподавания предмета Технология  решаются следующие задачи:

1.     формирование политехнических знаний и экологической культуры;

2.     привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

3.     ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

4.     развитие самостоятельности и способности учащихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

5.     обеспечение учащимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

6.     воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

7. овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

8.     использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе­чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек­тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания уча­щихся, раскрытие их творческих способностей.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!