Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Прокопьевский муниципальный район
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №___ от _________
__________________________
Согласовано МС
Протокол №___ от _________
Программа рекомендована
к работе педагогическим советом
Протокол №___ от _________
Утверждено приказом директора
№___________от _______2015
Рабочая программа по технологии
для обучающихся 8-х классов
2015-2016 учебный год
Составитель: Попов Александр Николаевич,
учитель технологии
первой квалификационной категории
п. Трудармейский,2015
ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и УМК Программа основного общего образования «Технология» под редакцией М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. М. : Вентана-Граф, , учебник«Технология» 8 класс, под ред. М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица В.Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф,
Материал рассчитан на совместное обучение. Основные темы: «Электротехнические работы», «Семейная экономика», «Ремонтно-отделочные работы», «Творческий проект».
Цели образования по предмету: Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; знаний, умений использования средств и путей преобразования материалов, приобретение знаний и навыков, необходимых учащимся в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни.
Задачи: -познакомить с семейной экономикой, ее задачами, функциями;
- сообщить общие сведения о предпринимательстве в семье;
- познакомить с потребностями семьи; бюджетом семьи, расходами на питание, сбережениями;
- сообщить общие сведения о товарах, торговых символах;
- научить оценивать затраты семьи на питание, планировать расходы, правилам покупки, экономии денежных средств.
- познакомить со строительством домов,
- познакомить с ручными инструментами, безопасностью ручных работ;
- научить ремонтировать оконные блоки, дверные блоки, утеплению дверей и око
- сообщить общие сведения об электрической энергии, электрическом токе и его использовании;
- научить разбираться в принципиальных и монтажных электрических схемах;
- научить правилам безопасности при электротехнических работах;
- познакомить с видами освещения, лампами;
- познакомить с действием бытовых электроприборов, т/б при работе с ними;
- научить последовательности проектирования, проектированию как сфере профессиональной деятельности.
Количество часов по программе: 34 , количество часов в неделю 1 ,
Формы, методы работы: Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ, беседы, практикум, лекции, работа с книгой, слайд-лекция, межпредметные интегрированные уроки, деловые и ролевые игры, проблемные дискуссии.
В авторской программе количество часов на теорию и практику не указано. В рабочей программе предусмотрено разделение часов на теорию и практику
Тематическое распределение часов
№ п/п | Название темы | Количество часов по рабочей программе | Количество часов по авторской программе |
Количество часов | Теория | Практические работы | Количество часов | Теория | Практические работы |
1 | Семейная экономика | 7 | 4 | 3 | 8 | Количество часов по авторской программе не оговорено | Количество часов по авторской программе не оговорено |
2 | Ремонтно-отделочные работы | 7 | 3 | 4 | 9 |
3 | Электротехнические работы | 16 | 10 | 5 | 10 |
4 | Творческий проект. | 4 | 4 | | 7 |
| | | | | |
| ИТОГО | 34 | 21 | 12 | 35 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения учебного предмета технология обучающийся должен знать/понимать:
цели и значение семейной экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;
цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
сферы трудовой деятельности;
принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
принципы работы и использование типовых средств защиты;
о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
способы определения места расположения скрытой электропроводки;
устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
как строится дом;
профессии строителей;
как устанавливается врезной замок;
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
Учащиеся должны уметь
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
собирать простейшие электрические цепи;
читать схему квартирной электропроводки;
определять место скрытой электропроводки;
подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
установить врезной замок;
утеплять двери и окна;
анализировать графический состав изображения;
читать несложные архитектурно-строительные чертёжи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
Учебно – методический комплекс
В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Вариант для мальчиков. Издательский центр "Вентана-Граф", 2009 год.
Программа общеобразовательных учреждений «Технология» Трудовое обучение
1 -4, 5-11 классы Москва, «Просвещение», 2009 г, под редакцией В.Д. Симоненко
Календарно – тематический план
8 класс
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Практическая работа | дата |
Планируемая | Фактическая |
|
1 | Семейная экономика (7 часов) | Вводное занятие. Семья как экономическая ячейка общества | 1 | Новый материал | Что такое семья. Функции семьи. Семейная экономика. Источники доходов. | Знать основные функции семьи, что такое семейная экономика, ее задачи. Возможные способы увеличения доходов современных школьников | | | |
2 | Потребности семьи Накопления, сбережения. Личный бюджет | 1 | Новый материал | Предпринимательская деятельность, личное предпринимательство, прибыль, лицензия, патент, семейное предпринимательство | Знать что такое индивидуальное предпринимательство, предпринимательская деятельность, прибыль. | | | |
3 | Семья и бизнес. Предприниматель- ство в семье | 1 | комбинированный | Потребность, пирамида потребностей, рациональные и ложные потребности, уровни потребностей, правила покупки. | Виды потребностей, требования предъявляемые к покупке, потребительский портрет товара | П/Р № 1 Рассчитать затраты на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей | | |
4 | Расходы на питание | 1 | комбинированный | Каким должно быть питание, энергетическая ценность продуктов, рациональное питание. Покупка продуктов. Планирование расходов. Правила покупки. | Каким должно быть питание, знать правила покупки, пути снижения затрат на питание, правильно планировать расходы на питание. | П/Р № 2 РК Оценить затраты на питание вашей семьи на неделю | | |
5 | Информация о товарах. Торговые символы, этикетки и штрихкод | 1 | комбинированный | Маркировка, этикетка, вкладыш, штрихкод. Информация о товарах, источники информации, сертификация, гигиенический сертификат, сертификат соответствия | Для чего нужна маркировка товаров. Какую информацию несет в себе штрихкод. Области применения штрихкода. Условные обозначения на таре. Информация о товарах, охарактеризовывать основные источники информации, знать на какие виды продукции наличие гигиенического сертификата является обязательным. | | | |
6 | Трудовые отношения в семье. Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета | 1 | комбинированный | Бюджет семьи, доход, расход, подоходный налог, кредит, обязательные платежи. Баланс | Что такое бюджет семьи, каким он бывает. Что такое доход, расход. Обязательные платежи | | | |
7 | Экономика приусадебного участка | 1 | Комбинированный | Приусадебный участок, овощные и плодовые культуры, себестоимость продукции, минеральные соли, микроэлементы. | Что такое приусадебный участок, какое влияние на бюджет может оказывать приусадебный участок. Использование приусадебного участка в целях предпринимательства. | П/Р № 3 РК Рассчитать площадь для выращивания садово-огородных культур, необходимых вашей семье. Рассчитать прибыль, которую можно получить от реализации выращенной на приусадебном участке продукции. | | |
8 | Как строят дом | 1 | Комбинированный | Строительные материалы, интерьер помещений, макетирование, опытный образец, архитектор. | Типы домов, признаки различия домов, строительные материалы. Проект. | П/Р № 4 Произвести расчеты площади: школьного класса, одного этажа школьного здания, всего школьного здания. | | |
9 | Ремонт оконных блоков | 1 | Комбинированный | Оконный блок, коробка, створка, импост, фальц, фальцгебель, зензубель, калевка, отлив. | Из каких элементов состоит оконный блок, с помощью каких инструментов изготовляют вставки и бруски для ремонта оконных блоков, как укрепить угловые соединения. | | | |
10 | Д Ремонтно-отделочные работы (7 часов) | Ремонт дверных блоков | 1 | Новый материал | Дверной блок, шлямбур, брусок обвязки двери, врезка петель, заподлицо. | Из чего состоит дверной блок, что такое дверная коробка, как ремонтируют двери, укрепление петель. | | | |
11 | Технология установки врезного замка | 1 | Новый материал | Гнездо замка, крепежная планка, засов, замочная скважина, ключевина. | Как разметить и подготовить гнездо под врезной замок, укрепить запорную планку, как разметить гнездо под засов с помощью пластилина | | | |
12 | Утепление дверей и окон | 1 | Новый материал | Утеплитель, поролон, дермантин, штапик, уплотняющий валик. | Технология обивки двери, технология утепления окна | П/Р № 5 Утепление окон в учебной мастерской, в каб. № 33 | | |
13 | Ручные инструменты | 1 | Новый материал | Ручные инструменты; стойкость инструмента; режущие, давящие и измерительные инструменты; чертилка; эргономика, хиротехника; гребенка, инструментальщик. | Назначения инструментов, применение, профессии. Что такое эргономика, хиротехника. | П/Р № 6 Работа с ручными инструментами. | | |
14 | Безопасность ручных работ | 1 | комбинированный | Правила безопасности, культура труда, выбор инструментов, организация рабочего места. | Знать правила безопасного труда при работе с ручными инструментами, уметь правильно организовывать рабочее место, соблюдать культуру труда. | П/Р № 7 Изучение инструментов и материалов с точки зрения их безопасного использования | | |
15 | Электрическая энергия — основа современного технического прогресса | 1 | комбинированный | Электрическая энергия, технический прогресс. Электротехника. Электробезопасность. | Виды энергии, преимущества электроэнергии, типы электростанций, что такое технический прогресс, электротехника. | | | |
16 | Электрический ток и его использование | 1 | комбинированный | Электрический ток, источник питания, электрические провода, потребитель, нагрузка, электрическая цепь. Постоянный и переменный ток. | Что такое электрический ток, источник тока, электрогенератор, проводник, диэлектрик, изолятор, сила тока, использование электрической энергии | | | |
17 | Электротехнические работы 17 часов | Принципиальные и монтажные электрические схемы | 1 | комбинированный | Принципиальная и монтажная схемы, комплектующая арматура, элементы электрической цепи. | Отличия принципиальной и монтажной электрической схемы, условные обозначения элементов электрической цепи, комплектующая арматура | | | |
18 | Параметры потребителей электроэнергии | 1 | Новый материал | Электрическое сопротивление, напряжение, мощность, проводимость, максимально допустимая мощность. | Что такое сопротивление проводника, и в каких единицах оно измеряется Физические явления прохождения электрического тока по проводнику. Что такое мощность, единицы измерения. Последовательное и параллельное соединение. | | | |
19 | Параметры источника электроэнергии. | 1 | Новый материал | Режим короткого замыкания, электродвижущая сила, плавкие предохранители, устройство защиты. | Что такое ЭДС источника и напряжение на нагрузке. Устройства защиты. Работа плавкого предохранителя. Параметры плавкого предохранителя. | | | |
20 | Электроизмерительные приборы | 1 | Новый материал | Предел измерения, цена деления; тариф; стрелочные и цифровые измерительные приборы; передаточное число, номинальная постоянная, максимально допустимая мощность. | Что такое энергия и мощность, в чем измеряются. Амперметр, вольтметр, их работа. Электросчетчик, его работа. | П/Р № 8 Вычислить суточный расход электроэнергии в квартире и ее стоимость РК | | |
21 | Правила безопасности на уроках электротехнологии Организация рабочего места для электротехнических работ | 1 | комбинированный | Правила безопасности при работе с источником переменного тока с напряжением 42 В. Правила безопасности при электротехнических работах. Порогово-ощутимый ток, электрический пробник. | Знать и уметь применять правила безопасности. Электромонтажные инструменты. Организация рабочего места. Изоляция. | П/Р № 9 Изготовление гальванического элемента. | | |
22 | Электрические провода. Виды соединения проводов | 1 | комбинированный | Электроизоляционные материалы; изолента; кембрик; оплетка; установочные, монтажные, обмоточные провода шнур, токоведущая жила, марка провода. Разъемные и неразъемные соединения проводов. Сращивание, ответвление, пайка. Припой, флюс, канифоль, лужение | Привила ТБ, виды эл/проводов; изоляторы, их отличия от проводников. Чем и как нужно изолировать провода. Как правильно паять. Сращивание проводов. | П/Р № 10 Сращивание проводов. | | |
23 | Монтаж электрической цепи | 1 | Новый материал | Зарядка арматуры, оконцевание проводов, петелька, тычек, скрутка. | Электромонтажные операции. Оконцовывание проводов, последовательность действий при изоляции | П/Р № 11 Зарядка лампового патрона, штепсельной вилки. | | |
24 | Электромагниты и их применение | 1 | Новый материал | Магнит, магнитное поле, электромагнит, сердечник, реле, обмотка, намоточный станок, якорь. | Что такое электромагнит, назначение сердечника, применение электромагнита. Основные части электромагнитного реле, электрозвонка, их применение. ТБ. | | | |
25 | Электроосветительные приборы. Лампа накаливания Регулировка освещённости | 1 | комбинированный | Тепловы источники света, люминесцентные источники света, лампы накаливания, дуговые лампы. Нить накала, стеклянный баллон, инфракрасное излучение, газонаполненные лампы, вакуумные лампы. | Виды электрических ламп, отличия. Мощность накаливания, КПД ламп накаливания, расход электроэнергии, использование ламп накаливания. Регулировка освещенности. | | | |
26 | Бытовые электронагревательные приборы | 1 | комбинированный | Бытовые электронагревательные приборы, металлы и сплавы, применяемые в эл/приборах | Работа эл/приборов, преимущества, назначение эл/ приборов. | | | |
27 | Электронагревательные элементы открытого типа Электронагревательные элементы закрытого типа | 1 | Новый материал | Герметизированные, открытые и закрытые нагревательные элементы. | Классы по назначению эл/приборов, требования к нагревательному элементу, проводниковые материалы. | | | |
28 | Трубчатые электронагревательные элементы (ТЭН) Биметаллический терморегулятор | 1 | Новый материал | Конфорка; терморегулятор; биметаллическая пластина. | Типы нагревательных элементов. Регулировка температуры нагрева | П/Р № 12 Изучить устройство и принцип действия электроутюга с терморегу-лятором. | | |
29 | Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами | 1 | комбинированный | Шаговое напряжение; фазный и нулевой (нейтральный) провода; токопроводящая среда; неотрывный ток, земляная шина. | Определение максимально допустимой мощности бытовой электросети. ТБ. | | | |
30 | Двигатели постоянного тока Электроэнергетика будущего | 1 | Новый материал | Коллекторный двигатель, якорь, статор, ротор, щетки, обмотка возбуждения. Электроэнергетика будущего. | Применение электродвигателей постоянного тока, устройство простейшего двигателя, основные части электродвигателя их назначение, устройство и принцип действия коллектора. | | | |
31 | Творческий проект(3 часа) | Проектирование как сфера профессиональной деятельности | 1 | Новый материал | Проектирование, составляющие проектирования, аргументированность проекта. | Составляющие проектирования, определение «проектирование» | | | |
32 | Последовательность проектирования | 1 | комбинированный | Объект проектирования, клаузура, пояснительная записка, критерии оценки проекта. | Требования к выбору темы проекта, что такое клаузура, основные составляющие проекта, критерии оценки. | | | |
33 | Последовательность проектирования | 1 | комбинированный | Объект проектирования, клаузура, пояснительная записка, критерии оценки проекта. | Требования к выбору темы проекта, что такое клаузура, основные составляющие проекта, критерии оценки. | | | |
34 | Творческие проекты, защита | 1 | комбинированный | Защита проекта | | | | |
25