Министерство образования Саратовской области государственное Автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 «ХИМИЯ»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности технического профиля
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
(С-111, С-112),
15.02.08 «Технология машиностроения» (С-114)
22.02.06 Сварочное производство (группа С-116)
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
Саратов
2015
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ГАПОУ СО «СТПТиАС» _______________/Тарасова Г.Н. / «28» августа 2015 г. _______________/Тарасова Г.Н./ «_____» ________________201__ г. _______________/____________________/ «_____» ________________201__ г. _______________/____________________/ «_____» ________________201__ г. _______________/____________________/ «_____» ________________201__ г. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии «Естественно – математических дисциплин и компьютерных технологий» Протокол № от, «28» августа 2015 г. Председатель комиссии /_______/Шевченко О.А./ Протокол № от, «_____» ____________2016г. Председатель комиссии/______/____________/ Протокол № от, «_____» ____________2017 г. Председатель комиссии /_______/____________/ Протокол № от, «_____» ____________2018г. Председатель комиссии /_______/____________/ | ОДОБРЕНО методическим советом техникума ГАПОУ СО «СТПТиАС» Протокол № ___, « » 2015 г. Председатель _____________/ _______________ / Протокол № ___, «_____» ____________201__ г. Председатель _____________/ _______________ / Протокол № ___, «_____» ____________201__ г. Председатель _____________/ _______________ / Протокол № ___, «_____» ____________201__ г. Председатель _____________/ _______________ / Протокол № ___, «_____» ____________201__ г. Председатель _____________/ _______________ / |
Составитель(и) (автор): | Маслова Т.Ю., преподаватель химии ГАПОУ СО «СТПТиАС» |
Рецензенты: Внутренний Внешний | Тарасова Г. Н., заместитель директора по учебной работе, преподаватель биологии и химии ГАПОУ СО «СТПТиАС» высшей квалификационной категории Пичугина Г.А., преподаватель биологии и химии МАОУ «МБЛ» г. Саратова, высшей квалификационной категории |
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 15 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 18 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Химия» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования технического профиля - программы подготовки специалистов среднего звена, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО:
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,
15.02.08 «Технология машиностроения»
22.02.06 «Сварочное производство»
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Химия» является общеобразовательной учебной дисциплиной по выбору, из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования, для всех профессий среднего профессионального образования технического профиля.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
-
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии • в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания •и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни)
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных• :
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных• :
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере.
Предметные результаты
освоения базового курса химии должны отражать:
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
-
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 117 часов, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 78 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 39 часов.
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия: | 28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
подготовка сообщений и докладов; завершение и оформление отчётов по практическим работам. | 18 21 |
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | 2 | 1 |
Раздел 1. | Основные понятия и законы | 2+1ср | |
Тема 1.1 Важнейшие химические понятия: атом, молекула количества вещества. Основные законы химии | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
Входной контроль | 1 | 1 |
1 | Атом, молекула. Количество вещества. | 2 |
2 | Химический элемент. Аллотропия. Атомная и молекулярная массы | 2 |
3 | Стехиометрия. Закон постоянства состава Закон сохранения массы веществ. | 2 |
4 | Законы Авогадро. Входной контроль. | 2 |
Тема 1.2 Решение расчётных задач на определение массовой доли хим. элемента в сложном веществе. | 5 | Решение расчётных задач на определение массовой доли хим. элемента в сложном веществе | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: «Составление словаря химических терминов. Решение задач». - подготовка сообщений: «Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века». «Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации». | 1 | |
Раздел 2. | Периодический закон и Периодическая система хим. элементов Д. И. Менделеева и строение атома | 3+2ср | |
Тема 2.1. Атом - сложная частица. | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1 | Атом- сложная частица .Состояние электрона в атоме. | 2 | 2 |
2 | Строение электрон. оболочек атомов хим. эл-тов. | 2 |
3 | Особенности размещения по орбиталям в атомах хим. эл-тов малых и больших периодов | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений: «Открытие Периодического закона Д.И. Менделеева»; «Синтез 114 – го элемента – триумф российских физиков- ядерщиков» | 1 | |
Тема 2.2. Электронные формулы. Валентность и валентные возможности атомов эл-тов П.С.Х.Э | Содержание учебного материала | 1+1 с/р |
1 | Валентность и валентные возможности атомов эл-тов П.С.Х.Э . | 1 | 2 |
2 | Электронные формулы. | 2 |
3 | Современная формулировка «Периодического закона».Изменение свойств элементов- в группах и периодах, зависимость свойств химического элемента от положения его в П.С.Х.Э. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление электронных формул и схем химических элементов. Моделирование построения Периодической таблицы Д.И. Менделеева. | 1 | |
Раздел 3. | Строение вещества | 3+4ср |
Тема 3.1. Основные типы хим. связи | Содержание учебного материала | 1+1 с/р |
12 | Основные типы хим. связи: ионная, металлическая, водородная, ковалентная | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление и заполнение таблицы по теме: «Основные типы хим. связи: ионная, металлическая., водородная, ковалентная» | 1 | |
Тема 3.2. Дисперсные системы. Решение расчетных задач. | Содержание учебного материала | 2+3 с/р |
1 | Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы .Решение расчетных задач. | 1 | 2 |
| Практическая работа № 1 «Изучение свойств дисперсных систем». Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление практической работы №1. подготовка сообщений: «Плазма – четвертое состояние вещества». «Аморфные вещества в природе, технике, быту». Закончить оформление лабораторной работы «Изучение свойств дисперсных систем». | 3 | |
Раздел 4. | Вода, растворы. Электролитическая диссоциация | 11+2ср | |
Тема 4.1. Вода как растворитель. Химическое загрязнение природных вод и способы защиты. | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1 | Вода как растворитель. Защита водных ресурсов от загрязнения. | 1 | 2 |
Практическая работа № 2 «Приготовление растворов заданной концентрации». | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление практической работы № 2 | 1 | |
Тема 4.2. Электролитическая диссоциация веществ. Сильные и слабые электролиты. Гидролиз органических и неорганических веществ | Содержание учебного материала | 9+1 с/р | |
1 | Электролитическая диссоциация в-в. | 2 | 2 |
2 | Сильные и слабые электролиты. | 2 |
3 | Реакции ионного обмена | 2 |
4 | Основные положения электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли, как электролиты. | 2 |
Практическая работа № 3 «Реакции ионного обмена» | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: оформить практическую работу №3 | 1 | |
Практическая работа № 4 «Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей» | 4 | |
Раздел 5. | Классификация и номенклатура неорганических веществ и их свойства | 12+5 ср | |
Тема 5.1. Классификация и свойства неорганических веществ: кислоты , основания ,оксиды, соли, их состав и применение. Амфотерные вещества. | Содержание учебного материала | 2+1 с/р |
1 | Классификация неорганических веществ, Кислоты, основания ,оксиды, соли их значение для человека. | 2 | 2 |
2 | Амфотерные вещества Генетическая связь между классами | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся «Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля». «Оксиды и соли как строительные материалы». | 1 | |
Тема 5.2-5.4. Практические занятия №4,№5,№6. | Содержание учебного материала | 10+4 с/р |
1-6 | Практическая работа № 5 «Распознавание неорганических веществ и изучение их свойств». Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Практическая работа №6 «Осуществление цепочки превращений» Практическая работа №7 «Получение амфотерного гидрооксида алюминия и изучение его свойств» | 8 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат по теме: «Кислоты неорганические и их использование в промышленности и быту». Реферат по теме: «Охрана ОС при работе промышленных производств». Закончить оформление практических работ № 5, 6, 7«Изучение свойств неорганических соединений». | 4 | |
Тестирование за I семестр | Проверочная работа тест | 2 | |
Раздел 6. | Химические реакции | 4+2ср | |
Тема 6.1. Классификация химических реакций ,их типы. Окислительно-восстановительные реакции. | Содержание учебного материала | 1+1 с/р | 2 |
1-2 | Классификация химических реакций, их типы. Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся подготовить презентацию по теме: «Химические реакции вокруг нас». Решение задач по пройденной теме. | 1 | |
Тема 6.2. Скорость химических реакций и ее зависимость от различных факторов. Химическое равновесие и условия его смещения. | Содержание учебного материала | 3+1с/р | |
1 | Скорость химических реакций. | 1 | 2 |
2 | Зависимость скорости от различных факторов. Химическое равновесие и условия его смещения. | 2 |
| Практическая работа №8 «Зависимость скорости реакции от различных факторов» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление практической работы № 8 | 1 | |
Раздел 7. | Металлы и неметаллы | 7+6ср |
Тема 7.1. Металлы, их положение в П.С.Х.Э. строение, свойства, применение. | Содержание учебного материала | 4+4 с/р | |
1 | Металлы, их строение, свойства | 2 | 2 |
2 | Положение Ме в П.С.Х.Э. | 2 |
3 | Сплавы, их свойства и применение. Металлотермия. | 2 |
Практическая работа № 9 «Получение, собирание и распознавание газов». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1)подготовить презентацию по теме: «Применение металлов и сплавов в машиностроении и автомобилестроении» Химия металлов в моей профессиональной деятельности. Закончить оформление практической работы № 9 «Получение, собирание и распознавание газов». | 4 | |
Тема 7.2. Коррозия металлов. Способы получения металлов. Электролиз расплавов и растворов. | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1-2 | Коррозия металлов, её виды, способы защиты. Способы получения металлов. Электролиз расплавов и растворов. Сплавы черные и цветные. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат по теме: «Применение продуктов электролиза в промышленности.». Решение задач по теме. | 1 | |
Тема 7.3. Неметаллы, их положение в П.С.Х.Э, строение ,свойства ,применение. | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1 | Неметаллы, их положение в Периодической системе Д. И. Менделеева, | 2 | 2 |
2 | Химические свойства и применение | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1)Подготовить реферат по теме: «Галогены в природе и жизни человека»; « Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности» 2)Осуществление цепочек превращений неметаллов | 1 | |
Раздел 8 | Основные понятия органической химии и теория строения органических веществ | 4+2 ср | |
Тема 8.1. Особенности строения и св-ва органических веществ .Основные положения теории А.М.Бутлерова. | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1 | Особенности строения и свойства органических веществ. | 2 | 2 |
2 | Значение органической химии. | 2 |
3 | Основные положения теории А.М. Бутлерова... | 2 |
4 | Хим. строение и свойства органических веществ. | |
5 | Изомерия | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат «А.М.Бутлеров – жизнь и деятельность». Составление тезисов конспекта по теме. | 1 | |
Тема 8.2. Строение атома углерода .Ковалентная связь и ее разновидности :сигма и Пи связи. Основы номенклатуры органических веществ. | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1 | Строение атома углерода.. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состоянии. | 2 | 2 |
2 | Ковалентная связь и ее разновидности: сигма и Пи связь. Валентные состояния атома углерода, гибридизация. | 2 |
3 | Классификация органических веществ по строению углеродного скелета и функциональным группам | 2 |
4 | Основы номенклатуры органических веществ. ИЮПАК. | 2 |
5 | Решение задач, составление формул. Изомерия и ее виды. Химические реакции в органической химии. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить презентацию по теме: «Органические вещества в моей будущей профессии». Составление терминологического словаря. | 1 | |
Раздел 9 | Углеводороды их природные источники | 8+4ср | |
Тема 9.1. Алканы, алкены их строение, свойства, применение. | Содержание учебного материала | 2+1 с/р |
1 | Алканы, алкены их строение, физические и химические свойства, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление формул органических вещ-в., определение изомеров и гомологов.. | 1 | 2 |
Тема 9.2. Алкины,алкадиены их строение, свойства, применение | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1 | Алкины, их строение, свойства, применение. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. | 2 | 2 |
2 | Алкадиены, их строение свойства, применение. Каучук, резина. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Осуществить цепочки превращений, решение расчетных задач | 1 | |
Тема 9.3. Циклоалканы, арены, их строение, свойства, применение | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1 | Циклоалканы, их строение, свойства, применение. | 2 | 2 |
2 | Арены ,их состав ,свойства ,применение. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:1) Презентация по теме «Циклические соединения в органической химии и их особенности строения и применения»2) Решение расчетных задач | 1 |
Тема 9.4. Решение задач на определение формул веществ. Природные источники углеводородов | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1 | Решение задач на определение формул веществ .Природные источники углеводородов. | 2 | 2 |
2 | Нефть и её промышленная переработка, крекинг нефти. | 2 |
3 | Коксование каменного угля. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1) Решение задач на определение формул органических вещ-в по плотности 2)Подготовить реферат по теме: «История Саратовского нефтеперерабатывающего завода» | 1 | |
Раздел 10 | Кислородосодержащие соединения | 10+6ср | |
Тема 10.1. Спирты. фенолы, кетоны, их строение, свойства, применение . | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1 | Спирты. Состав, свойства, одноатомных и многоатомных предельных спиртов. | 2 | 2 |
2 | Фенолы, кетоны. Их строение, свойства, применение | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентацию по теме « Влияние алкоголя на организм человека. Вредные привычки». «Метанол: хемофилия и хемофобия». «Алкоголизм и его профилактика». | 1 | |
Тема 10.2. Альдегиды, их строение ,свойства , применение. Карбоновые кислоты. Строение, свойства. Применение. | Содержание учебного материала | 4+3с/р | |
1 | Альдегиды. Карбоновые кислоты. | 2 | 2 |
2 | Строение, свойства. Применение. | 2 |
| Практическая работа № 10 «Изучение свойств карбоновых кислот на примере уксусной кислоты» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта по теме. Решение расчетных задач, осуществление цепочек превращений. Оформление практической работы | 3 | |
Тема 10.3. Сложные эфиры. Жиры, мыла. Строение, состав, применение. | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1 | Сложные эфиры. | 2 | 2 |
2 | Жиры, мыла. | 2 |
3 | Строение, состав, применение. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить презентацию по теме: «История создания и применение моющих средств» | 1 | |
Тема 10.4. Углеводы. Их классификация, строение, свойства, применение. | Содержание учебного материала | 2+1с/р | |
1 | Углеводы. Их классификация, строение, свойства, применение. | 2 | 2 |
2 | Глюкоза – двойственные свойства, сахароза. Крахмал и целлюлоза. Их свойства, применение. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся:1)Составление таблицы «Классификация углеводов и их применение», 2)Осуществление цепочки превращений. | 1 | |
Раздел 11 | Азотосодержащие соединения | 8+6 ср | |
Тема 11.1. Амины Анилин. Аминокислоты. Строение, свойства, применение. | Содержание учебного материала | 2+1 с/р | |
1 | Амины, анилин, аминокислоты. | 2 | 2 |
2 | Строение, свойства, применение. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение по теме: «Н.Н.Зинин, его жизнь и деятельность» Выполнение цепочек превращений | 1 | |
Тема 11.2. Белки. Их строение, свойства, значение. Понятия о высокомолекулярных веществах. Полимеры их состав, свойства, применение. | Содержание учебного материала | 8+4 с/р | |
1 | Белки. Их строение и структура, свойства, применение. Биологические функиции. | 2 | 2 |
2 | Понятия о высокомолекулярных веществах. | 2 |
| Практическая работа № 11 «Изучение свойств аминокислот и белков» Практическая работа № 12. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление результатов практических работ № 11, 12. | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1)Составление таблицы по теме «Пластмассы и волокна» 2)Подготовить презентацию по теме: «Использование нанотехнологий в производстве пластмасс» 3)Реферат по теме «Значение белков в жизни живых организмов» | 1 | |
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) | Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 78+39с/р | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины «Химия» имеется учебный кабинет химии и биологии, а так же химическая лаборатория.
Оборудование учебного кабинета:
- мультимедиа;
– стенд «Периодическая система Д.И. Менделеева»;
- стенд «Растворимость кислот, солей и оснований»;
- стенд «Функциональные группы органических соединений»;
- модели молекул органических соединений.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- лабораторная посуда;
- лабораторное оборудование;
- реактивы;
- спиртовки;
- коллекции образцов нефти и продуктов ее переработки;
- методические пособия по проведению лабораторных работ.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий
Основные источники для студентов:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Сладков С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное из-дание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дополнительные источники:
1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
4. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
5. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
6. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
7. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.
Для преподавателя:
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —
М., 2012.
6.Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля
(электронное приложение).
Интернет-ресурсы -
catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернетwww.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»)
Методические разработки:
«Указания выполнения контрольных работ по дисциплине «Химия» для студентов 1 курса всех специальностей заочной форм обучения (2005);
«Указания выполнения лабораторных работ по дисциплине «Химия» для студентов 1 курса всех специальностей дневной и заочной форм обучения (2006);
Методические указания «Алгоритм составления ионных уравнений реакций» для студентов дневной и заочной форм обучения» (2006);
Методические указания «Алгоритм составления окислительно-восстановительных реакций» для студентов дневной и заочной форм обучения» (2006);
Методические указания «Алгоритм составления изомеров» для студентов дневной и заочной форм обучения» (2006);
Методическая разработка тестовых заданий для проведения итогового контроля знаний по дисциплине «Экологические основы природопользования» (2006);
Методическая разработка открытого урока «Металлы побочных подгрупп на примере Cr, Fe, Cu» с использованием мультимедийного оборудования (2006);
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: практико-ориентированные технологии (лабораторные и практические работы), информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также просмотр и оценка отчётных работ по лабораторным и практическим занятиям.
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения (предметные результаты) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Химия": - сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; - сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование |
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование; - просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам |
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование; - просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам |
- сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; - владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование; - просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам |
| Итоговый контроль – дифференцированный зачет |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Личностные результаты |
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; | - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны, достижений отечественных учёных; - соблюдение правил безопасного обращения с химическими веществами, материалами и процессами | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; | - проявление активной жизненной позиции; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности; - сознательное отношение к продолжению образования | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; | - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - демонстрация интереса к достижением химической науки | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
метапредметные результаты |
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипо-тез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон хи-мических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; | - демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей | Лабораторно-практические занятия Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады |
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; | - проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); - использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; - критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности | Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. |