Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней»
Рабочая программа по Всеобщей истории разработала на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история»
д. Летник
Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года.
Календарно-тематический план для 9 классов по истории России ориентирован на использование учебника:
— Данилов, А. А. История России ХХ — начало ХХI в. 9 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2008;
— Данилов, А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХIХ век»/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2007;
— Родригес, А. М. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век / А. М. Родригес. — М., 2000;
— Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. — М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999;
— История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. — М.: Русское слово, 1997;
— Короткова, М. В. История России ХХ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. — М.: дрофа, 2002;
— Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса / В. И. Буганов, А. И. Назарец. — М.: Просвещение, 1972;
— Данилов, А. А. История России в художественво-исторических образах: хрестоматия/ А. А. Данилов;
— Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца ХУШ в.:
пособие для учалщхся / А. Ф. Антонов. — М.: Просвещение, 1988;
— Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до Х
II в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. — М.: МI4РОС — межд. отнош., 1994.
— Данилов, А. А. История России. ХХ век — начало ХХI в. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа по Всеобщей истории разработала на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года. Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование учебника «Новейшая история зарубежных стран ХХ — начало ХХI века». 9 класс,
Один из вариантов календарно-тематического планирования предусматривает на изучение истории России 44 учебных часа, на изучение Всеобщей истории 24 часов; всего 68 часов.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «История Отечества 882—1917» и «Мировая историческая энциклопедия»; видеофильмы «Крушение царизма», «двоевластие», «В дни октября», «Цвет войны», «Обыкновенный фашизм», «Сталинградская битва».
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий ХХ — начало ХХI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ХХ — начале ХХI века; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России ХХ — начало ХХI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
№ урока | Система уроков | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат | Информационно методическое обеспечение | Дата проведения |
Компетенции |
Учебно-познавательная | Информационная |
Раздел 1. РОССИЯ В 1901—1916 гг. (7 ч) |
1 | Социально- экономическое и политическое развитие России в начале ХХ века | Вводная лекция | Фронтальная | давать определения понятиям: геополитика, модернизация, индустриальное общество, самодержавие. Анализировать модернизационные процессы в странах Европы, США и России, объяснить причины отставания отечественной экономики | Извлекать информацию из различных источников | диск «История Рос- сии ХХ век». Карта «Экономическое развитие Рос- сии в начале ХХ в.». § 1,2, 3 | |
2 | Внешняя политика. Русско-японская война | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Знать внешнеполитические приоритеты России в начале ХХ века. Дискуссия по вопросам о целесообразности «маленькой победоносной войны» и путях выхода из революционного кризиса | Работа с исторической картой | Карта «Русско-японская война 1904—1905 гг.». Данилов, А. А. История России ХХ — начало ХХI в. / А. А. Данилов. —М., 2007. §4 | |
3 | Первая Российская революция | Работа с исторической картой | Фронтальная, индивидуальная | Излагать причины, ход и итоги российской революции 1905—1907 гг. Определять влияние Первой российской революции на общественное развитие страны | Составление таблицы | Карта «Первая русская революция 1905—1907 гг.». § 5 | |
4 | Столыпинская аграрная реформа | Работа с текстом | Групповая, индивидуальная | Давать определения понятиям: отруб, хутор, отрезки, реформа. Характеризовать положительные и отрицательные итоги Столыпинской реформы, делать выводы | Составление конспекта | Схема «Крестьянская община до и после реформы». § 6 | |
5-6 | Россия в Первой мировой войне | Проблемная беседа. Дискуссия | Групповая, индивидуальная | Излагать причины, ход, итоги Первой мировой войны. Определять роль России в данной войне. Систематизировать материал, составлять таблицу. Участвовать в дискуссии «Можно ли было европейским странам избежать Первой мировой войны?» | Составление таблицы | Карта «Первая мировая война». Видеофильм «Первая мировая война». § 9 | |
7 | Повторение по теме «Россия в 1901—1916 гг. | Тест с разноуровневыми заданиями | Индивидуальная | | | | |
Раздел II. РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (8ч) |
8-9 10 | От Февраля к Октябрю. Становление советской власти | Проблемная беседа. Анализ видеофильма | Групповая, индивидуальная | Характеризовать события февраля—октября 1917 г. Определять сущность «двоевластия». Анализировать первые декреты советской власти | Составление тезисов | Видеофильмы: «Крушение царизма», «двоевластие», «В дни Октября». § 10—12 | |
11-12 14 | Гражданская война. Хакасия в годы Гражданской войны | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная. Поисковая | Знать периодизацию и основные события Гражданской войны. Критически анализировать различные подходы в освещении событий Гражданской войны. Участвовать в разработке проекта «Красный и белый террор» | Извлекать информацию из различных источников | Данилов, А. А. Хрестоматия по истории России. ХХ век / А. А. Данилов. — М., 2004. Карта «Гражданская война и интервенция в России». § 14—16 | |
15 | Новая экономическая политика | Работа с учебником и документами | Индивидуальная. | Характеризовать причины перехода к НЭПу, сопоставить НЭП и политику «военного коммунизма». Объяснить противоречия НЭПовской модели и перспективы НЭПа, проводить аналогию с современным рынком | Составление таблицы | Данилов, А. А. История России. ХХ — начала ХХI в. — М., 2006. § 18 | |
16 | Внешняя политика России в 20-е годы | Практикум | Индивидуальная. | Знать понятия: Коминтерн, международная изоляция, региональные конфликты, Уметь анализировать документы, различать факт, мнение, доказательство | Составление плана | Данилов, А. А. История России. ХХ — начала ХХI в. — М., 2006. §20 | |
17 | Повторение по теме «Россия в поисках перспектив» | Тест с разноуровневыми заданиями | Индивидуальная. | | | Данилов, А. А. Тесты. История России. ХХ век / А. А. Данилов | |
Раздел III. СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ (1928-1938 гг.) (6 ч) |
18 | Экономическая система в 30-е годы | Работа с текстом и документами | Групповая, индивидуальная | Давать определение понятиям: индустриализация, коллективизация, «великий перелом», колхоз. Анализировать последствия индустриализации и коллективизации, давать оценку сталинскому «Великому перелому» | Извлекать информацию из исторических документов и схем | Резолюции ХV съезда ВКП(б) Сталин, И. В. Головокружение от успехов. § 23, 24 | |
19 | Политическая система в 30-е годы | Лекция с элементами проблемной беседы | Фронтальная, индивидуальная | Давать определение понятиям: тоталитаризм, культ личности, репрессии, конституция. Характеризовать основные элементы тоталитаризма, анализировать причины и последствия утверждения тоталитарного режима в стране | Составление конспекта | Данилов, А. А. Хрестоматия по истории России. ХХ век / А. А. Данилов. — М., 2004. § 25 | |
20 | Социальная система в 30-е годы | Проблемная беседа | Групповая, индивидуальная | Характеризовать основные социальные группы советского общества. Определять изменения, произошедшие в жизни рабочих и крестьян за годы индустриализации и коллективизации | Извлекать информацию из документов и схем | Данилов, А. А. История России ХХ — начало ХХI в. / А. А. Данилов. - М., 2007. § 23—25 | |
21 | Внешняя политика СССР в 30-е годы | Работа с историческими документами | Групповая, индивидуальная | Указывать основные направления внешней политики СССР в 30-е годы. Давать оценку «нового курса» советской дипломатии, анализировать советско-германские соглашения 1939 г. | Составление плана | Секретный дополнительный протокол между Германией и СССР от 23 августа 1939 г. § 27 | |
22 | Культура 20—30-х годов | Проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Называть выдающихся деятелей и достижения отечественной науки и культуры начала ХХ века. Систематизировать материал, составлять таблицу. Подготовить сообщение о выдающемся представитёле отечественной науки и культуры начала ХХ века | Поиск и выбор нужной информации | Энциклопедия для детей. Альбомы по искусству. § 26 | |
23 | Повторение по теме «Сталинская модернизация России» | Тест с разноуровневыми заданиями | Индивидуальная | | | Данилов, А. А. Тесты. История России. ХХ век/ А. А. Данилов | |
Р а з д ел IV. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг. (4 ч) |
24 | Начало Великой Отечественной войны | Лекция с элементами проблемной беседы, дискуссия | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Излагать причины и итоги Великой Отечественной войны. Знать историческую карту. Систематизировать материал, составлять таблицу. Участвовать в дискуссии по теме «Можно ли было избежать Второй мировой войны?» | Составление таблицы. Анализ видеофильма | Карты: «Великая Отечественная война, война Советского Союза», «Сталинградская битва». Видеофильмы: «Цвет войны», «Обыкновенный фашизм», «Сталинградская битва». §28,29 | |
25-26 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Курская битва СССР на завершающем этапе Второй мировой войны | |
27 | Семинар по теме «Великая Отечественная война» | |
Раздел V. СССР В 1945—1953 гг. (3 ч) |
28 | Восстановление экономики. | Работа с текстом и документами | Индивидуальная, групповая | Характеризовать состояние советской экономики после войны. Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в экономике, политике, культуре, социальной жизни | Составление таблицы | Материалы компьютерного учебника. § 35, 36 | |
29 | Политическое развитие | |
30 | Внешняя политика | Практикум | Индивидуальная | Характеризовать изменения в международном положении СССР после II мировой войны. Объяснить причины и характерные признаки «холодной войны» | Составление плана | Данилов, А. А. Хрестоматия по России. ХХ век/ А. А. Данилов. — М., 2004. § 38 | |
Раздел VI. СССР В 1953-60-х гг. ХХ века (3 ч) |
31 | Политическое и экономическое развитие страны | Лекция с элементами проблемной беседы. Дискуссия | Фронтальная, индивидуальная | Давать определения понятиям: ротация, реабилитация, «оттепель», расширенное воспроизводство, диссидент, паритет, разоружение, пацифизм. давать общую оценку экономических реформ Хрущева | Извлекать информацию из различных источников, работать с историческими документами | Данилов, А. А. История России в таблицах. ХХ век / А. А. Данилов. — М., 2004. § 39, 40 | |
32 | «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования. Политика мирного сосуществования | | | Характеризовать политику мирного сосуществования. Участвовать в дискуссии по теме «Можно ли считать, что диссидентство выросло из хрущевской «оттепели»?» | | § 41 | |
33-34 | Повторение по теме: «СССР в 50-х - середине 60 гг. ХХ века» | Тест с разноуровневыми заданиями | Индивидуальная | | | Данилов, А. А. Тесты. История России. ХХ век / А. А. Данилов | |
Раздел VII. СССР в середине 60-х--80-х гг.(3 ч) |
35 | Консервация политического режима. | Лекция с элементами проблемной беседы | Индивидуальная, групповая | Характеризовать особенности политического и экономического развития страны. Объяснять причины отставания экономики западных стран 70—80-х гг. Оценивать характер отношений СССР с другими странами. Написать эссе «Почему у многих людей в наши дни ностальгия по застою?» | Создание письменных высказываний | Карта «Народное хозяйство СССР в 1966—1990 гг. Материалы компьютерного учебника. § 43, 44. § 45, 46 | |
36 | Экономика развитого социализма. | |
37 | Политика разрядки: надежды и результаты | |
Раздел VIII. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР (1985—1991 гг.) (3 ч) |
38 | Реформа политической системы: цели, этапы, итоги | Практикум | Групповая, индивидуальная | Объяснять понятия: кадровая революция, перестройка, стратегия ускорения, «новое мышление». Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране. Давать им оценку. Оценивать результаты политики «нового мышления» | Извлекать информацию из различных источников | Документы ХIХ Всесоюзной конференции КПСС 1988г. Постановление Пленума ЦК КПСС. Октябрь 1990 г. § 47 | |
39-40 | Экономические реформы 1985—1991 гг. диалектика нового мышления | § 48,49, 50 | |
Р а з д е л IХ. РОССИЯ В КОIЩЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХI века (4 ч) |
41 | Российская экономика на пути к рынку | Лекция с элементами проблемной беседы | Фронтальная, индивидуальная | Давать определения понятиям: «шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика. давать оценку экономическому развитию страны в 90-е годы, выделить положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики | Составление конспекта | Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». 1991 г. § 51 | |
42 | Политическая жизнь России в 90-е годы ХХ века | Практикум | Групповая, индивидуальная | Объяснять понятия: Конституция, референдум, многопартийность, фракция. Характеризовать результаты политического развития страны в 90-е годы, определять обозначившиеся проблемы в политической жизни страны | Поиск и выбор нужной информации из исторических источников | Политическая карта мира. Конституция РФ. § 52 | |
43 | Геополитическое положение и внешняя поли- тика России. | Работа с текстом и документами | Групповая, индивидуальная | Характеризовать основные на- правления внешней политики страны в 90-е годы. Называть основные социально-экономические и политические преобразования в российском обществе в 2000—2001 гг. Определять положительные результаты и нерешенные проблемы российской внешней политики. Написать эссе: «Какие явления в политике, экономике и культуре говорят о возрождении России?» | | Карта «Современная Россия». Данилов, А. А. История России ХХ — начала ХХI в. / А. А. Данилов. — М., 2007. § 55, 56 | |
44 | Россия на пороге ХХI века Повторение | | |
№ урока | Система уроков | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат | Информационно методическое обеспечение | Дата проведения |
Компетенции |
Учебно-познавательная | Информационная |
Р а з д ел 1. Страны Европы, Северной Америки, Азии в конце ХIХ — первой половине ХХ в. |
1 | Экономическое и политическое развитие стран в начале ХХ века | Вводная лекция | Фронтальная | Адекватно понимать информацию. Знать понятия: империализм, эшелонная модель модернизации, индустриальное общество. Характеризовать основные направления социально- экономического и политического | Извлекать информацию из различных источников | Родригес, А. М. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век/ А. М. Родригес. — М., 2000 | |
2-4 | Первая мировая война и ее итоги | Лекция с элементами проблемной беседы. дискуссия | Групповая, индивидуальная | Излагать причины, ход, последствия и итоги Первой мировой войны. Анализировать статьи Версальского мирного договора. Участвовать в дискуссии «Можно ли было странам Европы избежать Первой мировой войны?» | Составление таблицы. Анализ видеофильма | Язьков, Е. Ф. Лекции по Новейшей истории! Е. Ф. Язьков. Карта «I мировая война». Видеофильм «Первая мировая война» | |
5 | Страны Европы и США в 20-е годы | Проблемная беседа | Групповая, индивидуальная | Знать особенности экономического развития стран Европы и США после 1 мировой войны. Выявить новые тенденции в развитий европейских стран и США, давать им оценку | Составление плана | Родригес, А. М. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век /А. М. Родригес. — М., 2000 | |
6 | Мировой экономический кризис | Работа с текстом источника | Фронтальная, индивидуальная | Давать определения понятиям: экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика Характеризовать причины и особенности мирового кризиса. Предлагать пути выхода из кризиса | Создание конспекта | Язьков, Е. Ф. Лекции по новейшей истории /Е. Ф. Язьков | |
7-8 | США, Великобритания, Франция в 30-е годы | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Знать особенности экономического развития европейских государств и США в 30-е годы, Анализировать политику «Нового курса» Рузвельта и программы реформистских движений в США и Великобритании | Составление тезисов | Родригес, А. М. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век / А. М. Родригес. — М., 2000 | |
9-10 | Тоталитарные режимы в 30-е годы. Фашизм | Проблемная беседа | Групповая, индивидуальная | Давать определения понятиям: тоталитаризм, фашизм, милитаризм. Находить и объяснять сходные черты и различия итальянского, германского и испанского фашизма. Участвовать в разработке проекта «Фашизм в современном мире» | Работа с историческими справочниками и словарями | Энциклопедия для детей, т. 1. Всемирная история | |
11 | Восток в первой половине ХХ века | Работа с текстом | Фронтальная, индивидуальная | Адекватно понимать информацию. Давать определения понятия: экспансия, модернизация, реформы. Объяснить особенности экономического и политического развития стран Востока | Извлекать информацию из различных источников | Сороко-Цюпа, О. С. Новейшая история зарубежных стран. ХХ — начало ХХI века / О. С. Сороко-Цюпа. — М., 2004 | |
12 | Новейшая история: вторая половина ХХ века | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Знать причины, ход военных действий и итоги Второй мировой войны | Составление таблицы. Анализ видеофильма | Карта «Вторая мировая война». Видеофильм «Обыкновенный фашизм» | |
13-15 | Международные отношения в 30-е годы, Вторая мировая война и ее итоги | Анализировать основные события на Восточном и Западном фронтах. Участвовать в дискуссии «Можно ли было избежать Второй мировой войны?» | |
16 | «Холодная война». Военно- политические блоки | Практикум | Индивидуальная, парная | Знать понятия: «холодная война», «гонка вооружений», «военно-политические блоки». На основе анализа документов, объяснить причины и признаки «холодной войны» | Работа с историческими документами | Язьков, Е. Ф. Лекции по Новейшей истории / Е. Ф. Язьков | |
17 | Завершение эпохи индустриального общества. Становления информационного общества | Работа с учебником | Фронтальная, индивидуальная | Называть основные черты и признаки индустриального и постиндустриального обществ. Анализировать и выделять отличия постиндустриального общества от индустриального | Извлекать информацию на основе анализа рисунков, схем | Сороко-Цюпа, О. С. Новейшая история зарубежных стран. ХХ — начало ХХI века / О. С. Сороко-Цюпа. — М., 2004 | |
18-19 | США, Великобритания, Франция во второй половине ХХ века | Проблемная беседа | Групповая, индивидуальная | Знать особенности экономического и политического развития СIIIА, Великобритания, Франция после II мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств и США, давать им оценку | Составление таблицы | Родригес, А. М. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век! А. М. Родригес. — М., 2000 | |
20 | Германия: раскол и объединение | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Знать причины раскола и объединения Германии. Анализировать основные направления экономического и политического развития современной Германии | Составление тезисов | Энциклопедия для детей, т. 1. Всемирная история | |
21 | Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945—1999 гг. | Работа с текстом и документами | Фронтальная, индивидуальная | Давать определения понятиям: тоталитарный социализм, «шоковая терапия», выделять причины кризиса тоталитарного социализма. Объяснить главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Восточной Европы, давать им оценку. дискуссия «Реальный социализм и его место в истории» | Извлечение информации из исторических источников карт | «Политическая карта второй половины ХХ века» | |
22 | Япония, Индия, Китай в современном мире | Работа с текстом | Групповая, индивидуальная | Давать определения понятиям: модернизация, реформы, народная революция, Объяснить влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие стран Востока | Составление конспекта | Родригес, А. М. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век / А. М. Родригес. — М., 2000 | |
23-24 | Глобализация в конце ХХ века. Обобщение | Дискуссия | Групповая, индивидуальная | | Защита рефератов | Василенко, И. А. Политическая Глобалистика/ И. А. Василенко. Панарин, А. С. Глобальное прогнозирование / А. С. Панарин | |