Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС Руководитель ШМС ______Шаповалова С.Ф. Протокол № ___ от «____»________201__г. | «Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол № ___ от «__»______201__ г. | «Согласовано» Зам.директора школы по УВР _______Т.А.Булыгина «__»______201__г. | «Утверждаю» Исполняющий обязанности директора ГАОУ школы №7 _______Т. А. Булыгина «__»_______201__г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Человек» АООП (вариант II)
для обучающихся 2-а класса на 2017/2018 учебный год
Составитель программы: Старокожева З. С
__________ учитель начальных классов,
высшая категория
г. Благовещенск
Аннотация
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Пояснительная записка
Преподавание курса «Человек» ведётся по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011.
Программа утверждена Министерством образования и науки РФ. Программа курса «Человек» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования. Она является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе и базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира, и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
1 Цель формирование представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
Задачи
- формировать представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
- формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (принимать пищу и пить, ходить в туалет и т.д.);
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).
2 Нормативные правовые документы
Федеральный закон “Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
АООП (вариант 1)
Устав школы
Локальные акты
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013).
3 Общая характеристика учебного предмета: «Человек»
Образовательная область: естествознание
Предмет «Человек» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 3 часа в неделю, общее количество часов за год 102 ч.
На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей
5 Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- представления о собственном теле;
- отнесение себя к определённому полу;
-умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);
- умение следить за своим внешним видом.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:
- умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета).
- умение следить за своим внешним видом.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:
- представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
6 Содержание учебного предмета: «Человек»
В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Это — я», «Моя семья», «Формирование культурно-гигиенических навыков», «Безопасность дома и на улице»
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.
Это— я. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знания обучающимися названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.
Использование пиктограмм и показ на себе. Закрепление в речи обучающихся названий эмоциональных состояний: смеется, плачет. Знакомство с состоянием: радуется, грустит. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки.
Имя, фамилия, пол. Использование этих сведений в общении со взрослыми.
Моя семья. Совместное с обучающимся рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, папа, бабушка, дедушка).
Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.
Знакомство с пиктограммами «брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями (при наличии таковых).
Расширение круга игровых ситуаций, позволяющих обучающимся с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость от достижения своих целей, побуждение учеников вступать в общение друг с другом (парное).
Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование алгоритма последовательных действий обучающихся по одновременному уходу за руками и лицом.
Чтение обучающимся потешек, стихов и сказок о последовательности, необходимости, значении умывания («Водичка, водичка», «..Да здравствует мыло душистое» и др.)
Заучивание с обучающимися названий частей лица, показ частей лица на себе, кукле, на фотографии. Название частей лица обучающимися с помощью учителя или самостоятельно: глаза, уши, рот, нос, щёки.
Чтение стихов и рассказов, пение песенок об уходе за глазами и ушами. Сопряжённое или самостоятельное проговаривание коротких стихов, потешек обучающимися.
Безопасность дома и на улице.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Правила обеспечения безопасности дорожного движения.
Правила безопасного поведения на воде.
Правила безопасного поведения в быту.
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
Оказание первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при ушибе, ожоге, обморожении.
Средство индивидуальной защиты органов дыхания – респиратор «Алина».
Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Что такое чрезвычайная ситуация.
Понятия об авариях, эпидемиях, пожаре, наводнении, землетрясении.
Правила безопасного поведения при пожарах.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.
Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Учебно-тематический план
№ п/п | Изучаемая тема | Количество часов | Практические работы |
1 | Это— я | 17 ч | 2 |
2 | Моя семья | 7 ч | |
3 | Безопасность дома и на улице | 9 ч | |
4 | Формирование культурно-гигиенических навыков | 18 ч | 3 |
5 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 18ч | |
6 | Оказание первой медицинской помощи | 7 ч | 1 |
7 | Повторение | 24 ч | 1 |
| Итого | 102 ч | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
А. Литература для обучающихся:
Дополнительная:
Учебник «Живой мир» для 1 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, М.: «Просвещение», 2011.
Материально-техническое обеспечение
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189 от 29.12.2010 года.
Технические средства обучения
Компьютер
ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:
- натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
- печатные пособия (таблицы) по разделам программы;
- предметные и сюжетные картинки по темам;
- пиктограммы для составления предложений, рассказов по плану.
Предметные результаты
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляет собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и не «моё», осознавать и выражать свои интересы и желания.
Умения сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Представление о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к совим возрастным изменениям.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоначальных требований.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующей возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета),
Умение следить за своим внешним видом.
Представления о своей семье, взаимоотношения в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи