СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» АООП (вариант II) для обучающихся 2-а класса на 2017/2018 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

           Преподавание  курса «Человек»  ведётся по Программе      специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011.            Программа утверждена Министерством образования и науки РФ. Программа курса «Человек» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.  Она  является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе   и  базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира,  и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.  

1 Цель формирование представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. Задачи - формировать представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других; - формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (принимать пищу и пить, ходить в туалет и т.д.); - развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств; - учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).

2 Нормативные правовые документы 1    Федеральный закон “Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. 2     Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.; 3    АООП (вариант 1) 4    Устав школы 5    Локальные акты   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Человек» АООП (вариант II) для обучающихся 2-а класса на 2017/2018 учебный год»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»



«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС

Руководитель ШМС

______Шаповалова С.Ф.

Протокол № ___ от

«____»________201__г.

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

Протокол № ___ от «__»______201__ г.

«Согласовано»

Зам.директора школы

по УВР

_______Т.А.Булыгина

«__»______201__г.

«Утверждаю»

Исполняющий обязанности директора ГАОУ школы №7

_______Т. А. Булыгина

«__»_______201__г.





Рабочая программа

по учебному предмету «Человек» АООП (вариант II)

для обучающихся 2-а класса на 2017/2018 учебный год





Составитель программы: Старокожева З. С

__________ учитель начальных классов,

высшая категория



















г. Благовещенск



Аннотация


Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.


Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.


Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.































Пояснительная записка


Преподавание курса «Человек» ведётся по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011.

Программа утверждена Министерством образования и науки РФ. Программа курса «Человек» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования. Она является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе и базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира, и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.


1 Цель формирование представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.

Задачи

- формировать представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;

- формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (принимать пищу и пить, ходить в туалет и т.д.);

- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;

- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).


2 Нормативные правовые документы

  1. Федеральный закон “Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

  3. АООП (вариант 1)

  4. Устав школы

  5. Локальные акты

Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013).

3 Общая характеристика учебного предмета: «Человек»

Образовательная область: естествознание

Предмет «Человек» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 3 часа в неделю, общее количество часов за год 102 ч.

На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.

Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей


5 Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- представления о собственном теле;

- отнесение себя к определённому полу;

-умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;

- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;

- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);

- умение следить за своим внешним видом.

Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:

- умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета).

- умение следить за своим внешним видом.

Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:

- представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.


6 Содержание учебного предмета: «Человек»

В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Это — я», «Моя семья», «Формирование культурно-гигиенических навыков», «Безопасность дома и на улице»

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.

Это— я. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знания обучающимися названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.

Использование пиктограмм и показ на себе. Закрепление в речи обучающихся названий эмоциональных состояний: смеется, плачет. Знакомство с состоянием: радуется, грустит. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки.

Имя, фамилия, пол. Использование этих сведений в общении со взрослыми.

Моя семья. Совместное с обучающимся рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, папа, бабушка, дедушка).

Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.

Знакомство с пиктограммами «брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями (при наличии таковых).

Расширение круга игровых ситуаций, позволяющих обучающимся с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость от достижения своих целей, побуждение учеников вступать в общение друг с другом (парное).

Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование алгоритма последовательных действий обучающихся по одновременному уходу за руками и лицом.

Чтение обучающимся потешек, стихов и сказок о последовательности, необходимости, значении умывания («Водичка, водичка», «..Да здравствует мыло душистое» и др.)

Заучивание с обучающимися названий частей лица, показ частей лица на себе, кукле, на фотографии. Название частей лица обучающимися с помощью учителя или самостоятельно: глаза, уши, рот, нос, щёки.

Чтение стихов и рассказов, пение песенок об уходе за глазами и ушами. Сопряжённое или самостоятельное проговаривание коротких стихов, потешек обучающимися.

Безопасность дома и на улице.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Правила обеспечения безопасности дорожного движения.
Правила безопасного поведения на воде.
Правила безопасного поведения в быту. 
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Оказание первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при ушибе, ожоге, обморожении.

Средство индивидуальной защиты органов дыхания – респиратор «Алина».

Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Что такое чрезвычайная ситуация.

Понятия об авариях, эпидемиях, пожаре, наводнении, землетрясении.

Правила безопасного поведения при пожарах.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.

Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.


Учебно-тематический план


№ п/п

Изучаемая тема

Количество часов

Практические работы

1

Это— я

17 ч

2

2

Моя семья

7 ч


3

Безопасность дома и на улице

9 ч


4

Формирование культурно-гигиенических навыков

18 ч

3

5

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

18ч


6

Оказание первой медицинской помощи

7 ч

1

7

Повторение

24 ч

1


Итого

102 ч




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности


Учебно-методическое обеспечение


А. Литература для обучающихся:


Дополнительная:

Учебник «Живой мир» для 1 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, М.: «Просвещение», 2011.

Материально-техническое обеспечение

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189 от 29.12.2010 года.

Технические средства обучения

Компьютер

ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:

- натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;

- печатные пособия (таблицы) по разделам программы;

- предметные и сюжетные картинки по темам;

- пиктограммы для составления предложений, рассказов по плану.



















Предметные результаты


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляет собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.


  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Представление о собственном теле.

  • Отнесение себя к определенному полу.

  • Умение определять «моё» и не «моё», осознавать и выражать свои интересы и желания.

  • Умения сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

  • Представление о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к совим возрастным изменениям.


Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоначальных требований.


  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.


Умение поддерживать образ жизни, соответствующей возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.


  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета),

  • Умение следить за своим внешним видом.


Представления о своей семье, взаимоотношения в семье.

  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи