СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» начального общего образования (базовый уровень) для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» начального общего образования (базовый уровень) для 1 класса»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутова

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

143965, Московская обл., г. Реутов, Юбилейный пр-т, д. 15А т/ф: 791-49-67 school_6_reutov@mail.ru

Приложение к образовательной программе начального общего образования


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08.2017 года протокол №1

Председатель ________Володин И. Е.



Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»

начального общего образования (базовый уровень)

для 1 «А» класса



2017/2018 учебный год




Составитель: Глазунова Вероника Петровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории




Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией преподавания изобразительного искусства в Российской Федерации (2015г.), Концепцией и программой курса «Изобразительное искусство»,» УМК «Перспектива» для 1-4 классов общеобразовательных школ, автор(ы) Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, изд. Москва, «Просвещение», 2017г., и является приложением к ООП НОО МБОУ «СОШ №6» г.о. Реутов.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • Развитиеспособности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • Освоениепервичныхзнаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • Овладениеэлементарнымиумениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 1 классе:

  • Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

  • Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.

  • Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.

  • Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.

  • Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.

  • Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Место курса в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Изобразительное искусство» В учебном плане на его изучение в 1 классе отводится 33 час в год, по 1 часу в неделю (33 учебные недели)

Структура рабочей программы состоит из следующих компонентов:

  • Планируемых результатов освоения учебного предмета;

  • Содержания учебного предмета;

  • Тематического планирования с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Для  обучающихся с ОВЗ разрабатывается АОООП НОО на основе ФГОС  ОВЗ  с учетом особенностей их психофизического развития,  индивидуальных возможностей  и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.



I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты обучения

В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе ученик должен знать/понимать:

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;

  • отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);

  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);

уметь:

  • различать теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

В содержании программы реализован системно-деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Построение методического аппарата УМК «Перспектива» направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС. В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться. Системно-деятельностный подход предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Перспектива» выстроено с учётом возможности эффективного применения широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:

  • ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;

  • значительный воспитательный потенциал;

  • преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);

  • проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;

  • практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;\

  • возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

  • возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

  • возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).

  • ориентация на здоровьесбережение младших школьников;

  • возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

Ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД. В этой связи в системе учебников УМК заложены большие возможности для применения обширного арсенала методов и приёмов эвристического, исследовательского характера, целенаправленного развития самостоятельности учащихся их познавательной активности при формировании познавательных УУД. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога , что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения курса литературное чтение формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Мониторинг личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных действий может осуществляться по работам учащихся в рабочих тетрадях на листах «Работа над проектом». На данных страницах учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта. 

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Таким образом, материалы учебного комплекта направлены на развитие универсальных учебных действий учащихся: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Система оценки планируемых результатов освоения предмета отражено в Положении о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования, обучающихся по ФГОС.

У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).

Формы контроля знаний, умений, навыков

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются:

Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.

Виды организации учебной деятельности

  • экскурсия, путешествие, выставка

Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.

Контроль и оценка планируемых результатовДля отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом

В 1 классе предусматривается безотметочное обучение.

Результативность формирования универсальных учебных действий отслеживается по технологическим картам.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «» В 1 КЛАССЕ

Восхитись красотой нарядной осени (8 ч)

1. Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи (1 ч). Восприятие осени в природе и в произведениях русских художников начала XX в. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональны состояний. Живопись. Изображение природы разных географических широт. Сходство и различие в создании образа осени в произведениях разных видов искусства.

2. Твой осенний букет. Декоративная композиция (1 ч). Основные содержательные линии. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Композиция.

3. Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы (1 ч). Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Образы природы и человека в живописи. Красота различных состояний осенней природы и художественные выразительные средства её передачи в живописи.

4. В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция (1 ч). Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Природные формы в декоративно-прикладном искусстве. Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

5. Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция (1 ч). Природные формы. Жанр натюрморта. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости с помощью цвета. Расположение предметов в натюрморте. Главное и второстепенное в композиции.

6. В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России (1 ч). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).Народный мастер-хранитель древних традиций кистевого письма, основные элементы и цветовая гамма хохломского травного узора.

7.Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы (1 ч). Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Ритм линий, пятен, цвета.

8 Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект (2 ч). Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы и инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.

Любуйся узорами красавицы зимы (7ч)

9.О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России (1 ч). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ритм линий, пятен, цвета.

10. В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка (1 ч). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками.

11. Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике (1 ч). Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Силуэт.

12. Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике (1 ч). Наблюдение природы и природных явлений, различия их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи родной природы. Роль белой и чёрной краски в эмоциональном звучании и выразительности образа.

13. Белоснежные узоры. Вологодские кружева (1 ч). Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые, спиралью, летящие). Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.

14. Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция (1 ч). Жанр натюрморта. Понятия ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Способы передачи объёма на плоскости. Ритм линий, пятен, цвета. Ритм в расположении новогодних игрушек на ёлке и на таблице; ритм разнообразных форм игрушек (круглых, вытянутых, овальных...), чередование цветных пятен, ритм размеров (больших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений.

15 . Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект (2 ч). Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народного искусства (орнамент, народная глиняная игрушка, кружево), средствам художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмам (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.); традиции празднования Нового года и Рождества в семье и в школе.

Радуйся многоцветью весны и лета (10ч)

16. По следам зимней сказки. Декоративная композиция (1 ч). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Важность ритма форм, цветных пятен, вертикальных и горизонтальных линий в декоративной композиции.

17. Зимние забавы. Сюжетная композиция (1 ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Образы человека и природы в живописи.

18. Защитники земли Русской. Образ богатыря (1 ч). Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композиция портрета. Средства художественной выразительности в передаче стойкости и храбрости русских богатырей, их доброты и красоты; разнообразие в изображении фигуры воина (в дозоре, накануне сражения, в бою и т. д.) в боевом снаряжении и движении.

19. Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка (2 ч). Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Многообразие и особенности форм дымковской игрушки; многоцветность дымковского узора и его элементы.

20-21. Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм (1 ч). Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

22. Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет (1 ч). Образ природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Цвет.

23. Птицы — вестники весны. Декоративная композиция (1 ч). Пейзаж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Особенности изображения весны в живописном пейзаже и декоративной композиции (плоскость, условность формы и цвета, ритм).

24. «У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве (1 ч)

Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Природные формы.

25. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя (1 ч). Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

Цвет – основа языка живописи ()

26-27. В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета (2 ч). Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов. Диалог об искусстве. Разнообразие цветов в природе и изобразительном искусстве.

28. Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки (1 ч). Пейзажи разных географических широт. Жанр натюрморта. Особенности передачи с помощью цветов и их оттенков восхищения весенней природой в произведениях живописцев и народных мастеров; способы получения разнообразных неярких и чистых оттенков цвета.

29. Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи (1 ч). Пейзажи родной природы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран.

30 - 33. Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты (2 ч). Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились, с чем ознакомились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы, инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.


Требование к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе ученик должен

знать/понимать

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;

  • отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргапольская игрушка);

  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);

  • значение слов: художник ,народный мастер, краски, палитра ,композиция ,силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;

  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • основные средства выразительности графики, живописи и декоративно-прикладного искусства;

  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;

  • эмоциональное значение тёплых и холодных цветов;

  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

уметь

  • различать теплые и холодные цвета,

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

  • организовать своё рабочее место: пользоваться кистью, красками, палитрой.

  • Применять элементарные способы(техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;

  • Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета;

  • Составлять композиции с учётом замысла;

  • Применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи(с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

  • Рисовать кисть без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические(точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок, травка, усики, завиток»)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.






III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п



Номер

урока



Тема раздела, урока



Кол-во

часов

Планируемые

сроки прохождения

Фактические

сроки прохождения

Коррекция



Восхитись красотой нарядной осени (8 ч)




1

1

Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи.


04.09–08.09

6.09


2

2

Твой осенний букет. Декоративная композиция.


11.09–15.09

13.09


3

3

Осенние перемены в природе. Пейзаж :

композиция, пространство, планы.


18.09–22.09

20.09


4

4

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция.


25.09–29.09

27.09


5

5

Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция.


02.10–06.10

4.10


6

6

В гостях у народного мастера С.Весёлова. Орнамент народов России.


16.10–20.10

18.10


7

7

Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы.


23.10–27.10

25.10


8

8

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.


30.10–03.11

1.11




Любуйся узорами красавицы зимы.




9

1

О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России.


6.11–10.11

8.11


10

2

В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка.


13.11–17.11

15.11


11

3

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике.


27.11–01.12

29.11


12

4

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике.


4.12–8.12

6.12


13

5

Экскурсия по улицам посёлка. Такие разные дома. Белоснежные узоры.


11.12–15.12

13.12


14

6

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция.


18.12–22.12

20.12


15

7

Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект.


25.12–19.12

27.12




Радуйся многоцветию весны и лета.

10




16

1

По следам зимней сказки. Декоративная композиция.


9.01–12.01

10.01


17

2

Зимние забавы. Сюжетная композиция.


15.01–19.01

17.01


18

3

Защитники земли Русской. Образ богатыря.


22.01–26.01

24.01


19

4

Открой секреты Дымки.


29.01–2.02

31.01


20

5

Русская глиняная игрушка.


5.02–9.02

7.02


21

6

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм.


12.02–16.02

14.02


22

7

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет.


26.02–2.03

28.02


23

8

Птицы – вестники весны. Декоративная композиция.


5.03–9.03

7.03


24

9

У Лукоморья дуб зелёный …» Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве.


12.03–16.03

14.03


25

10

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя.


19.03–23.03

21.03




Цвет – основа языка живописи

8




26.

1

В царстве радуги – дуги.


26.03–30.03

28.03


27.

2

Основные и составные цвета.


9.04–13.04

11.04


28.

3

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.


16.04–20.04

18.04


29.

4

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.


23.04–28.04

25.04


30.

5

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты.


30.04–4.05

2.05*


31.

6

Работа с бумагой.


7.05–11.05

9.05*


32.

7

Работа с конструктором.


14.05–18.05

16.05


33.

8

Работа с разными материалами.


21.05–25.05

23.05



Приложение 1.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1 Активность участия. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

2 Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

3 Самостоятельность. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

1 Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изделия, как выражена общая идея и содержание).

2 Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания, как умеет пользоваться инструментами и организовывать своё рабочее место. Общее впечатление от работы.

3 Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности: практические работы, защита проекта.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания школьного

методического объединения

учителей начальных классов

от «24» августа 2017 г. № 1.

____________ Иванцова Л.А.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________А.В.Новикова

« 25» августа 2017 года

1