СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» начального общего образования (базовый уровень) для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект учебников  УМК «Перспектива» для реализации данной программы:  «Окружающий мир», 1 класс, А.А. Плешаков, включен в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» начального общего образования (базовый уровень) для 1 класса»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутова

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

143965, Московская обл., г. Реутов, Юбилейный пр-т, д. 15А т/ф: 791-49-67school_6_reutov@mail.ru

Приложение к образовательной программе начального общего образования


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08.2017 года протокол №1

Председатель ________Володин И. Е.



Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»

начального общего образования (базовый уровень)

для 1 «А» класса

\



2017/2018 учебный год




Составитель: Глазунова Вероника Петровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории



Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией преподавания окружающего мирав Российской Федерации (2015 г.), Концепцией и программой курса «Окружающий мир»,» УМК «Перспектива» для 1-4 классов общеобразовательных школ, автор(ы) А.А. Плешаков «Окружающий мир»., изд. Москва, «Просвещение», 2017г., и является приложением к ООП НОО МБОУ «СОШ №6» г.о. Реутов.

Комплект учебников УМК «Перспектива» для реализации данной программы: «Окружающий мир», 1 класс,А.А. Плешаков, включен в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию. В образовательной организации созданы условия для выполнения учителем всей практической части, запланированной в рабочей программе.

1.Цели и задачи курса

Основными целями курса "Окружающий мир" для 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • уховно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий;

  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов

России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.

В соответствии с базисным учебным планом, на изучение окружающего мира в 1 классе отводится 2 часа в неделю, всего-66 часов.

Структура рабочей программы состоит из следующих компонентов:

  • Планируемых результатов освоения учебного предмета;

  • Содержания учебного предмета;

  • Тематического планирования с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Для  обучающихся с ОВЗ разрабатывается АОООП НОО на основе ФГОС  ОВЗ  с учетом особенностей их психофизического развития,  индивидуальных возможностей  и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

У первоклассника начнут формироваться:

  • положительное отношение к процессу учений, к приобретению знаний и умений;

  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учи­теля, родителей;

  • ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с приня­тыми в обществе морально-этическими принципами;

  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в приро­де, в быту, в обществе;

  • понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

  • бережное отношение к природе, культуре родного края.

У первоклассника могут быть сформированы:

  • желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодоле­вать учебные затруднения, умение сотрудничать;

  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;

  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, жела­ние участвовать в её сохранении;

  • осознание важности сохранения своего здоровья.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Первоклассник научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

  • принимать учебно-познавательную задачу и планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими за­дачами;

  • действовать согласно плану, составленному учителем и оценивать результаты решения поставленных за­дач, находить ошибки и способы их устранения.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение;

  • попробует проявлять инициативу в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

ПознавательныеУУД

Первоклассник научится:

  • осуществлять поиск учебной информации из различных источников, из собственных наблюдений, из личного опыта об­щения с людьми;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия ана­лиза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;

  • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличи­тельные признаки;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;

  • пользоваться простыми условными обозначениями.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,

  • классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные УУД

Первоклассник научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме и кратко отвечать на вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветст­вие, прощание, игра, диалог);

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять со­вместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • допускать возможность существования людей различных точек зрения,

  • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Предметные результаты

Первоклассник научится:

  • выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

  • сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;

  • различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые расте­ния; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и земноводных, пресмыкающихся;

  • описывать, характеризовать изученное группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида,

  • сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

  • различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц,.щсекомы^^ыб:

  • называть части тела человека;

  • характеризовать признаки времён года;

  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

  • участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

Первоклассник получит возможность научиться:

  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях куль­туры и других общественных местах;

  • следовать правилам личной гигиены, безопасным нормам поведения в школе и дру­гих общественных местах;

  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах го­рода;

  • выполнять режим дня;

  • рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий делать сообщения о достопримечательностях родного города (села);

  • объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

  • классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;

  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

  • осознавать необходимость бережного и внимательного отношения к своему здоровью,

В содержании программы реализован системно-деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

  • Построение методического аппарата УМК «Перспектива» направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС. В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться. Системно-деятельностный подход предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

  • Методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Перспектива» выстроено с учётом возможности эффективного применения широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:


  • • ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
    • значительный воспитательный потенциал;
    • преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);
    • проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
    • практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
    • возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
    • возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
    • возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).
    • ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
    • возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной..

  • Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

  • Мониторинг личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных действий может осуществляться по работам учащихся в рабочих тетрадях на листах «Работа над проектом». На данных страницах учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта. 

  • Таким образом, материалы учебного комплекта направлены на развитие универсальных учебных действий учащихся: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

  • Система оценки планируемых результатов освоения предмета отражено в Положении о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования, обучающихся по ФГОС.


Система оценки планируемых результатов

Формы и виды контроля

В основе системы оценивания интегрированного курса «Окружающий мир» лежат принципы:

  • ориентация образовательного процесса на достижение основных результатов на­чального образования (личностных, метапредметных и предметных);

  • взаимосвязь системы оценки и образовательного процесса;

  • участие в оценочной деятельности самих учащихся, формирование у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки, освоение эффективных средств управления своей учебной деятельностью, развитие самосознания, готовности от­крыто выражать и отстаивать свою позицию, развитие готовности к самостоятельным по­ступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником про­дуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и спо­собность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными сло­вами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содер­жанием.

В первых классах устанавливаются следующие формы контроля развития предметных знаний и умений учащихся:

  • устный опрос;

  • письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;тестовые диагностические задания;графические работы (рисунки, схемы);

  • комплексные работы, проверяющие достижение первоклассниками запланированных результатов за определенный период времени (четверть, полугодие, год).

В первом классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и ито­говое.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение,
сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.).

Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир», так как даёт возможность учащимся под­готовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее оценку «зачёт/незачёт». В конце изучения каждого тематического блока формой темати­ческого контроля является выполнение тестовых заданий.

Итоговое оценивание проводится как оценка результатов обучения три раза в год: в конце первого, второго, третьего семестра учебного года. Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются ком­плексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.

Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных) не выставляется.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом (ФГОС), Учебным планом и Годовым календарным графиком МБОУ «Школа № 6» на 2017 - 2018 учебный год. В соответствии с базиснымучебным платом, на изучение окружающего мира в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Всего-66 часов.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «» В 1 КЛАССЕ

Мы и наш мир (11 ч)

Дорога в школу - дорога к открытию мира.

Наш мир - это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы - это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир - это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди - творцы культуры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы.

Наш класс (14 ч)

Наш класс в школе. Мы в классе - это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа - содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель - наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.

Природа в классе - источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них - важная часть счастливой жизни культурного человека.

Распорядок учебного дня - разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга - первый помощник в учебе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продленного дня - наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город, за околицу села для знакомства с природой в ее естественных формах.

Наш дом и семья (15 ч)

Мы в семье - это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии - семейная память. Я и члены моей семьи - часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передается от одного поколения к другому.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня - соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка - животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. - соединение образов природы и творчества человека.

Ритм жизни в семье - основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Город и село (14 ч)

Мы в городе, селе - это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей - наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу - чувство, необходимое для счастливой жизни человека.

Природа в городе - источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад - царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края - наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк - живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.

Музеи и библиотеки - хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.

Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.

Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе - норма жизни каждого культурного человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» - встреча с родителями - представителями городских, сельских профессий.

Родная страна (8 ч)

Мы в стране - это я и мои соотечественники. Россия - наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва - столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого - норма жизни культурного

человека.

Семья народов России - наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чем они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России - основа мира и согласия в стране.

Природа России - основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс - семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.

Человек и окружающий мир (4 ч)

Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.

Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство - молодость - зрелость - старость - утро - день - вечер/весна - лето - осень - зима) в творчестве разных народов мира.

Каждый из нас - целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир - это красота и добро в жизни природы и человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.

Основные требования к уровню подготовки  учащихся 1 класса

К концу первого года обучения обучающиеся должны 

Знать/понимать:

  • название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;

  • названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

  • государственную символику России; первый куплет и припев гимна России;

  • виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);

  • правила поведения в городе во время экскурсии;

  • что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);

  • названия органов чувств и их функции;

  • название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);

  • основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;

  • название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);

  • название каждого времени года, их последовательность и основные признаки времен года;

  • правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;

  • различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы;

  • различать части растений, отображать их в рисунке;

  • приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;

  • приводить примеры хвойных и лиственных деревьев, кустарников и травянистых растений своего края;

  • приводить примеры съедобных грибов своего края;

  • ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;

  • называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;

  • написания на конверте своего адреса;

  • выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.




Количество контрольных и проверочных работ (в т.ч. административных и УО)


Название раздела

Всего часов

Проверочная работа

Практическая работа

Тест

Экскурсии

Проектная деятельность

1.

Мы и наш мир

11 ч


2


1


2.

Наш класс

14 ч

1

5

1

1


3.

Наш дом и семья

15 ч

1

1



1

4.

Город и село

14 ч


4

1


1

5.

Родная страна

1

2




6

Человек и окружающий мир

4



1




Итого

66ч

3

14

3

2

2


III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п


Номер

урока



Тема раздела, урока



Кол-во

часов

Планируемые

сроки прохождения

Фактические

сроки прохождения

Коррекция



Мы и наш мир

11 ч




1

1

Мы и наш мир. Практическая работа.


04.09–08.09

1.09


2

2

Природа.


04.09–08.09

05.09


3

3

Неживая и живая природа.


11.09–15.09

08.09


4

4

Культура.


11.09–15.09

12.09


5

5

Природа в творчестве человека.


18.09–22.09

15.09


6

6

Мы – люди.


18.09–22.09

19.09


7

7

Как мы общаемся с миром.


25.09–29.09

22.09


8

8

Как мы общаемся с миром.


25.09–29.09

26.09


9

9

Люди-творцы культуры. Практическая работа.


02.10–06.10

29.09


10

10

Опасные и чрезвычайные ситуации.


02.10–06.10

03.10


11

11

Обобщающий урок по теме «Мы и наш мир». Экскурсия.


16.10–20.10

06.10




Наш класс

14ч.




12

1

Наш класс в школе. Практическая работа.


16.10–20.10

17.10


13

2

Мы – дружный класс. Практическая работа.


23.10–27.10

20.10


14

3

Учитель – наставник и друг.


23.10–27.10

24.10


15

4

Природа в классе. Практическая работа.


30.10–03.11

27.10


16

5

Как ухаживать за комнатными растениями. Практическая работа.


30.10–03.11

31.10


17

6

Что растёт у школы.


6.11–10.11

3.11


18

7

Что растет у школы (экскурсия).


6.11–10.11

7.11


19

8

Мир за стеклянным берегом.


13.11–17.11

10.11


20

9

Кто еще у нас живет?


13.11–17.11

14.11


21

10

Какие бывают животные.


27.11–01.12

17.11


22

11

Делу – время.


27.11–01.12

28.11


23

12

Книга – наставник и друг. Практическая работа.


4.12–8.12

1.12


24

13

Потехе – час. Тест «Наш класс»


4.12–8.12

5.12


25

14

Обобщающий урок по теме «Наш класс».

Проверочная работа по теме «Наш класс».


11.12–15.12

8.12




Наш дом и семья

15 ч




26.

1

Мы в семье.


11.12–15.12

12.12


27.

2

Моя семья – часть моего народа


18.12–22.12

15.12


28.

3

Природа в доме.


18.12–22.12

19.12


29.

4

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Практическая работа.


25.12–19.12

22.12


30.

5

Красивые камни в нашем доме.


25.12–19.12

26.12


31.

6

Комнатные растения у нас дома.

Проект «Комнатные растения и их польза жильцам».


9.01–12.01

29.12


32.

7

Выйдем в сад.


9.01–12.01

9.01


33.

8

Овощи и фрукты на нашем столе.


15.01–19.01

12.01


34.

9

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.


15.01–19.01

16.01


35.

10

Дикорастущие и культурные растения.


22.01–26.01

19.01


36.

11

Собака в нашем доме.


22.01–26.01

23.01


37.

12

Кошка в нашем доме.


29.01–2.02

26.01


38.

13

Дикие и домашние животные.


29.01–2.02

30.01


39.

14

С утра до вечера. Тест «Наш дом и семья».


5.02–9.02

2.02


40.

15

Опасность у себя дома.

Проверочная работа по теме «Наш лом и семья».


5.02–9.02

6.02




Город и село

14ч.




41.

1

Красота любимого города.


12.02–16.02

9.02


42.

2

Мы в городе.


12.02–16.02

13.02


43.

3

Красота родного села.


26.02–2.03

16.02


44.

4

Мы в селе.


26.02–2.03

27.02


45.

5

Природа в городе.


5.03–9.03

2.03


46.

6

Что растет в городе.


5.03–9.03

6.03


47.

7

Чудесные цветники. Практическая работа.


12.03–16.03

9.03*


48.

8

В ботаническом саду.


12.03–16.03

13.03


49.

9

Кто живет в парке. Практическая работа.


19.03–23.03

16.03*


50.

10

В зоопарке.

Проект «Моё любимое животное».


19.03–23.03

20.03


51.

11

Войдем в музей. Практическая работа.


26.03–30.03

23.03


52.

12

Мы помним наших земляков.


26.03–30.03

27.03


53.

13

Все профессии важны. Тест по теме «Город и село»


9.04–13.04

30.03


54.

14

Правила дорожного движения. Практическая работа


9.04–13.04

10.04




Родная страна

8ч.




55.

1

Россия – наша Родина.


16.04–20.04

13.04


56.

2

Москва – Столица России. Практическая работа.


16.04–20.04

17.04


57.

3

Мы – семья народов России.


23.04–28.04

20.04


58.

4

Природа России.


23.04–28.04

24.04


59.

5

Охрана природы.


30.04–4.05

27.04


60.

6

Красная книга России. Практическая работа.


30.04–4.05

1.05*


61.

7

Заповедные тропинки. Тест «Родная страна».


7.05–11.05

4.05


62.

8

Правила безопасного поведения в лесу.

Проверочная работа по теме «Город и село».


7.05–11.05

8.05




Человек и окружающий мир

4ч.




63.


Взгляни на человека.


14.05–18.05

11.05


64.


Всему свой черед.


14.05–18.05

15.05


65.


У каждого времени – свой плод. Тест по теме «Человек и окружающий мир»


21.05–25.05

18.05


66.


Я – часть мира.

Правила поведения на каникулах.


21.05–25.05

22.05



Приложение 1

1.Проверочная работа по теме «Наш клас». Цель: проверить знания правил поведения в школе, элементарных правил дорожного движения и дорожных знаков, знание распорядка дня школьника. Р.Ш. Мошнина, В.Ф. Красноперова «200 заданий по окружающему миру для тематического контроля. Природа в жизни человека». 1 класс.

2.Проверочная работа по теме «Наш дом и семья». Цель: проверить знания природных явлений; элементарных свойств воды и воздуха; особенности времен года (осень, зима); как устроено растение; общие и отличительные признаки насекомых, птиц, зверей, рыб; названия диких и домашних животных. Р.Ш. Мошнина, В.Ф. Красноперова«200 заданий по окружающему миру для тематического контроля. Природа в жизни человека». 1 класс.

3.Проверочная работа по теме «Город и село». Цель: проверить знания названия нашей страны и ее столицы, знания других главных городов России; особенности времен года (весна, лето); правила безопасного поведения дома, виды транспорта, профессии и их обязанности. Р.Ш. Мошнина, В.Ф. Красноперова«200 заданий по окружающему миру для тематического контроля. Природа в жизни человека». 1 класс.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания школьного

методического объединения

учителей начальных классов

от «24» августа 2017 г. № 1.

______________ Л.А.Иванцова



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________А.В.Новикова

« 25» августа 2017 года