МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутова
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
143965, Московская обл., г. Реутов, Юбилейный пр-т, д. 15А т/ф: 791-49-67school_6_reutov@mail.ru
Приложение к образовательной программе начального общего образования
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2017 года протокол №1
Председатель ________Володин И. Е.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
начального общего образования (базовый уровень)
для 1 «А» класса
\
2017/2018 учебный год
Составитель: Глазунова Вероника Петровна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией преподавания окружающего мирав Российской Федерации (2015 г.), Концепцией и программой курса «Окружающий мир»,» УМК «Перспектива» для 1-4 классов общеобразовательных школ, автор(ы) А.А. Плешаков «Окружающий мир»., изд. Москва, «Просвещение», 2017г., и является приложением к ООП НОО МБОУ «СОШ №6» г.о. Реутов.
Комплект учебников УМК «Перспектива» для реализации данной программы: «Окружающий мир», 1 класс,А.А. Плешаков, включен в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию. В образовательной организации созданы условия для выполнения учителем всей практической части, запланированной в рабочей программе.
1.Цели и задачи курса
Основными целями курса "Окружающий мир" для 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
уховно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов
России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
В соответствии с базисным учебным планом, на изучение окружающего мира в 1 классе отводится 2 часа в неделю, всего-66 часов.
Структура рабочей программы состоит из следующих компонентов:
Планируемых результатов освоения учебного предмета;
Содержания учебного предмета;
Тематического планирования с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Для обучающихся с ОВЗ разрабатывается АОООП НОО на основе ФГОС ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
У первоклассника начнут формироваться:
положительное отношение к процессу учений, к приобретению знаний и умений;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
бережное отношение к природе, культуре родного края.
У первоклассника могут быть сформированы:
желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознание важности сохранения своего здоровья.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Первоклассник научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
принимать учебно-познавательную задачу и планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
действовать согласно плану, составленному учителем и оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Первоклассник получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение;
попробует проявлять инициативу в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
ПознавательныеУУД
Первоклассник научится:
осуществлять поиск учебной информации из различных источников, из собственных наблюдений, из личного опыта общения с людьми;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
пользоваться простыми условными обозначениями.
Первоклассник получит возможность научиться:
осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные УУД
Первоклассник научится:
строить речевое высказывание в устной форме и кратко отвечать на вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Первоклассник получит возможность научиться:
допускать возможность существования людей различных точек зрения,
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Предметные результаты
Первоклассник научится:
выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и земноводных, пресмыкающихся;
описывать, характеризовать изученное группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида,
сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц,.щсекомы^^ыб:
называть части тела человека;
характеризовать признаки времён года;
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
Первоклассник получит возможность научиться:
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
следовать правилам личной гигиены, безопасным нормам поведения в школе и других общественных местах;
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
выполнять режим дня;
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий делать сообщения о достопримечательностях родного города (села);
объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
осознавать необходимость бережного и внимательного отношения к своему здоровью,
В содержании программы реализован системно-деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Построение методического аппарата УМК «Перспектива» направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС. В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться. Системно-деятельностный подход предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Перспектива» выстроено с учётом возможности эффективного применения широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
• ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
• значительный воспитательный потенциал;
• преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);
• проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
• практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
• возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
• возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
• возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).
• ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
• возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной..
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Мониторинг личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных действий может осуществляться по работам учащихся в рабочих тетрадях на листах «Работа над проектом». На данных страницах учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта.
Таким образом, материалы учебного комплекта направлены на развитие универсальных учебных действий учащихся: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Система оценки планируемых результатов освоения предмета отражено в Положении о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования, обучающихся по ФГОС.
Система оценки планируемых результатов
Формы и виды контроля
В основе системы оценивания интегрированного курса «Окружающий мир» лежат принципы:
ориентация образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных);
взаимосвязь системы оценки и образовательного процесса;
участие в оценочной деятельности самих учащихся, формирование у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки, освоение эффективных средств управления своей учебной деятельностью, развитие самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первых классах устанавливаются следующие формы контроля развития предметных знаний и умений учащихся:
устный опрос;
письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;тестовые диагностические задания;графические работы (рисунки, схемы);
комплексные работы, проверяющие достижение первоклассниками запланированных результатов за определенный период времени (четверть, полугодие, год).
В первом классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение,
сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.).
Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир», так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее оценку «зачёт/незачёт». В конце изучения каждого тематического блока формой тематического контроля является выполнение тестовых заданий.
Итоговое оценивание проводится как оценка результатов обучения три раза в год: в конце первого, второго, третьего семестра учебного года. Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных) не выставляется.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом (ФГОС), Учебным планом и Годовым календарным графиком МБОУ «Школа № 6» на 2017 - 2018 учебный год. В соответствии с базиснымучебным платом, на изучение окружающего мира в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Всего-66 часов.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «» В 1 КЛАССЕ
Мы и наш мир (11 ч)
Дорога в школу - дорога к открытию мира.
Наш мир - это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы - это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир - это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди - творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс (14 ч)
Наш класс в школе. Мы в классе - это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа - содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель - наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.
Природа в классе - источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них - важная часть счастливой жизни культурного человека.
Распорядок учебного дня - разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга - первый помощник в учебе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продленного дня - наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город, за околицу села для знакомства с природой в ее естественных формах.
Наш дом и семья (15 ч)
Мы в семье - это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии - семейная память. Я и члены моей семьи - часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передается от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня - соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка - животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. - соединение образов природы и творчества человека.
Ритм жизни в семье - основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (14 ч)
Мы в городе, селе - это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей - наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу - чувство, необходимое для счастливой жизни человека.
Природа в городе - источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад - царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края - наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк - живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки - хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе - норма жизни каждого культурного человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» - встреча с родителями - представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (8 ч)
Мы в стране - это я и мои соотечественники. Россия - наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва - столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого - норма жизни культурного
человека.
Семья народов России - наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чем они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России - основа мира и согласия в стране.
Природа России - основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс - семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (4 ч)
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.
Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство - молодость - зрелость - старость - утро - день - вечер/весна - лето - осень - зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас - целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир - это красота и добро в жизни природы и человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу первого года обучения обучающиеся должны
Знать/понимать:
название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
государственную символику России; первый куплет и припев гимна России;
виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
правила поведения в городе во время экскурсии;
что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
названия органов чувств и их функции;
название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);
название каждого времени года, их последовательность и основные признаки времен года;
правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы;
различать части растений, отображать их в рисунке;
приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
приводить примеры хвойных и лиственных деревьев, кустарников и травянистых растений своего края;
приводить примеры съедобных грибов своего края;
ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
написания на конверте своего адреса;
выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.
Количество контрольных и проверочных работ (в т.ч. административных и УО)
№ | Название раздела | Всего часов | Проверочная работа | Практическая работа | Тест | Экскурсии | Проектная деятельность |
1. | Мы и наш мир | 11 ч | | 2 | | 1 | |
2. | Наш класс | 14 ч | 1 | 5 | 1 | 1 | |
3. | Наш дом и семья | 15 ч | 1 | 1 | | | 1 |
4. | Город и село | 14 ч | | 4 | 1 | | 1 |
5. | Родная страна | 8ч | 1 | 2 | | | |
6 | Человек и окружающий мир | 4 | | | 1 | | |
| Итого | 66ч | 3 | 14 | 3 | 2 | 2 |
III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Номер урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Планируемые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Коррекция |
| | Мы и наш мир | 11 ч | | | |
1 | 1 | Мы и наш мир. Практическая работа. | | 04.09–08.09 | 1.09 | |
2 | 2 | Природа. | | 04.09–08.09 | 05.09 | |
3 | 3 | Неживая и живая природа. | | 11.09–15.09 | 08.09 | |
4 | 4 | Культура. | | 11.09–15.09 | 12.09 | |
5 | 5 | Природа в творчестве человека. | | 18.09–22.09 | 15.09 | |
6 | 6 | Мы – люди. | | 18.09–22.09 | 19.09 | |
7 | 7 | Как мы общаемся с миром. | | 25.09–29.09 | 22.09 | |
8 | 8 | Как мы общаемся с миром. | | 25.09–29.09 | 26.09 | |
9 | 9 | Люди-творцы культуры. Практическая работа. | | 02.10–06.10 | 29.09 | |
10 | 10 | Опасные и чрезвычайные ситуации. | | 02.10–06.10 | 03.10 | |
11 | 11 | Обобщающий урок по теме «Мы и наш мир». Экскурсия. | | 16.10–20.10 | 06.10 | |
| | Наш класс | 14ч. | | | |
12 | 1 | Наш класс в школе. Практическая работа. | | 16.10–20.10 | 17.10 | |
13 | 2 | Мы – дружный класс. Практическая работа. | | 23.10–27.10 | 20.10 | |
14 | 3 | Учитель – наставник и друг. | | 23.10–27.10 | 24.10 | |
15 | 4 | Природа в классе. Практическая работа. | | 30.10–03.11 | 27.10 | |
16 | 5 | Как ухаживать за комнатными растениями. Практическая работа. | | 30.10–03.11 | 31.10 | |
17 | 6 | Что растёт у школы. | | 6.11–10.11 | 3.11 | |
18 | 7 | Что растет у школы (экскурсия). | | 6.11–10.11 | 7.11 | |
19 | 8 | Мир за стеклянным берегом. | | 13.11–17.11 | 10.11 | |
20 | 9 | Кто еще у нас живет? | | 13.11–17.11 | 14.11 | |
21 | 10 | Какие бывают животные. | | 27.11–01.12 | 17.11 | |
22 | 11 | Делу – время. | | 27.11–01.12 | 28.11 | |
23 | 12 | Книга – наставник и друг. Практическая работа. | | 4.12–8.12 | 1.12 | |
24 | 13 | Потехе – час. Тест «Наш класс» | | 4.12–8.12 | 5.12 | |
25 | 14 | Обобщающий урок по теме «Наш класс». Проверочная работа по теме «Наш класс». | | 11.12–15.12 | 8.12 | |
| | Наш дом и семья | 15 ч | | | |
26. | 1 | Мы в семье. | | 11.12–15.12 | 12.12 | |
27. | 2 | Моя семья – часть моего народа | | 18.12–22.12 | 15.12 | |
28. | 3 | Природа в доме. | | 18.12–22.12 | 19.12 | |
29. | 4 | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Практическая работа. | | 25.12–19.12 | 22.12 | |
30. | 5 | Красивые камни в нашем доме. | | 25.12–19.12 | 26.12 | |
31. | 6 | Комнатные растения у нас дома. Проект «Комнатные растения и их польза жильцам». | | 9.01–12.01 | 29.12 | |
32. | 7 | Выйдем в сад. | | 9.01–12.01 | 9.01 | |
33. | 8 | Овощи и фрукты на нашем столе. | | 15.01–19.01 | 12.01 | |
34. | 9 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | | 15.01–19.01 | 16.01 | |
35. | 10 | Дикорастущие и культурные растения. | | 22.01–26.01 | 19.01 | |
36. | 11 | Собака в нашем доме. | | 22.01–26.01 | 23.01 | |
37. | 12 | Кошка в нашем доме. | | 29.01–2.02 | 26.01 | |
38. | 13 | Дикие и домашние животные. | | 29.01–2.02 | 30.01 | |
39. | 14 | С утра до вечера. Тест «Наш дом и семья». | | 5.02–9.02 | 2.02 | |
40. | 15 | Опасность у себя дома. Проверочная работа по теме «Наш лом и семья». | | 5.02–9.02 | 6.02 | |
| | Город и село | 14ч. | | | |
41. | 1 | Красота любимого города. | | 12.02–16.02 | 9.02 | |
42. | 2 | Мы в городе. | | 12.02–16.02 | 13.02 | |
43. | 3 | Красота родного села. | | 26.02–2.03 | 16.02 | |
44. | 4 | Мы в селе. | | 26.02–2.03 | 27.02 | |
45. | 5 | Природа в городе. | | 5.03–9.03 | 2.03 | |
46. | 6 | Что растет в городе. | | 5.03–9.03 | 6.03 | |
47. | 7 | Чудесные цветники. Практическая работа. | | 12.03–16.03 | 9.03* | |
48. | 8 | В ботаническом саду. | | 12.03–16.03 | 13.03 | |
49. | 9 | Кто живет в парке. Практическая работа. | | 19.03–23.03 | 16.03* | |
50. | 10 | В зоопарке. Проект «Моё любимое животное». | | 19.03–23.03 | 20.03 | |
51. | 11 | Войдем в музей. Практическая работа. | | 26.03–30.03 | 23.03 | |
52. | 12 | Мы помним наших земляков. | | 26.03–30.03 | 27.03 | |
53. | 13 | Все профессии важны. Тест по теме «Город и село» | | 9.04–13.04 | 30.03 | |
54. | 14 | Правила дорожного движения. Практическая работа | | 9.04–13.04 | 10.04 | |
| | Родная страна | 8ч. | | | |
55. | 1 | Россия – наша Родина. | | 16.04–20.04 | 13.04 | |
56. | 2 | Москва – Столица России. Практическая работа. | | 16.04–20.04 | 17.04 | |
57. | 3 | Мы – семья народов России. | | 23.04–28.04 | 20.04 | |
58. | 4 | Природа России. | | 23.04–28.04 | 24.04 | |
59. | 5 | Охрана природы. | | 30.04–4.05 | 27.04 | |
60. | 6 | Красная книга России. Практическая работа. | | 30.04–4.05 | 1.05* | |
61. | 7 | Заповедные тропинки. Тест «Родная страна». | | 7.05–11.05 | 4.05 | |
62. | 8 | Правила безопасного поведения в лесу. Проверочная работа по теме «Город и село». | | 7.05–11.05 | 8.05 | |
| | Человек и окружающий мир | 4ч. | | | |
63. | | Взгляни на человека. | | 14.05–18.05 | 11.05 | |
64. | | Всему свой черед. | | 14.05–18.05 | 15.05 | |
65. | | У каждого времени – свой плод. Тест по теме «Человек и окружающий мир» | | 21.05–25.05 | 18.05 | |
66. | | Я – часть мира. Правила поведения на каникулах. | | 21.05–25.05 | 22.05 | |
Приложение 1
1.Проверочная работа по теме «Наш клас». Цель: проверить знания правил поведения в школе, элементарных правил дорожного движения и дорожных знаков, знание распорядка дня школьника. Р.Ш. Мошнина, В.Ф. Красноперова «200 заданий по окружающему миру для тематического контроля. Природа в жизни человека». 1 класс.
2.Проверочная работа по теме «Наш дом и семья». Цель: проверить знания природных явлений; элементарных свойств воды и воздуха; особенности времен года (осень, зима); как устроено растение; общие и отличительные признаки насекомых, птиц, зверей, рыб; названия диких и домашних животных. Р.Ш. Мошнина, В.Ф. Красноперова«200 заданий по окружающему миру для тематического контроля. Природа в жизни человека». 1 класс.
3.Проверочная работа по теме «Город и село». Цель: проверить знания названия нашей страны и ее столицы, знания других главных городов России; особенности времен года (весна, лето); правила безопасного поведения дома, виды транспорта, профессии и их обязанности. Р.Ш. Мошнина, В.Ф. Красноперова«200 заданий по окружающему миру для тематического контроля. Природа в жизни человека». 1 класс.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей начальных классов
от «24» августа 2017 г. № 1.
______________ Л.А.Иванцова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________А.В.Новикова
« 25» августа 2017 года