муниципальное образовательное учреждение
Середневская основная общеобразовательная школа
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Середневская ООШ /__________/ «__»____________201 г. | «Утверждаю» Директор МОУ Середневская ООШ /____________/ Приказ № ___ от «__»_____________201 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
9 класс
на 201 – 201 учебный год
Составила:
учитель литературы и русского языка
соответствие занимаемой должности
Исайчева Елена Владимировна
Пояснительная записка
к поурочно-тематическому планированию по учебному предмету
«Русский язык – 9 класс»
201 - 201 у.г.
Статус документа
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Новая редакция Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Середневская ООШ, принятой на заседании педсовета 28.08.2015 (Протокол №1), Приказ от 31.08.2015 № 01-05- 36/1.
6. Примерная программа основного общего образования по русскому языку и программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - // Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2005) и учебник «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» / (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский). – 7-е изд. - М. : Просвещение, 2010.
7. Методическое письмо департамента образования Ярославской области о преподавании предмета в 2016-2017 учебном году.
Обучение русскому языку в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования.
Русскому языку отведено ведущее место в системе школьных дисциплин. Первостепенное значение этого предмета определяется социальными функциями русского языка (язык межнационального общения; государственный язык (социальное взаимодействие в деловой сфере, науке, образовании, массовой коммуникации и т.д.); язык международного общения).
Язык является не только объектом изучения, но и средством обучения другим наукам. И в этом заключается его познавательная (когнитивная) функция. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.
Основными целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются1:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Компетентностный подход, лежащий в основе программы, направлен на совершенствование:
коммуникативной компетенции («Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка»);
языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций («Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация»);
культуроведческой компетенции («Язык и культура»).
Основные идеи курса
Формирование знаний, умений, навыков культуры устной и письменной речи.
Воспитание культуры вербального общения.
Воспитание ответственного отношения к слову.
Овладение нормами языка.
Овладение социально значимыми речевыми жанрами.
Наблюдение за эстетикой речи.
Поддержка лингворечевой деятельности учащихся.
Основные блоки курса
Международное значение русского языка. Общие сведения о языке.
Сложносочинённое предложение.
Сложноподчинённое предложение.
Бессоюзное сложное предложение
Развитие речи: систематизация сведений о тексте, типы речи, сочинения публицистического характера, изложения разных видов, подготовка докладов, обучение конспектированию, деловое письмо.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
по русскому языку за курс IX класса
Обучающиеся должны знать изученные основные сведения о языке,
определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу IX класса обучающиеся должны овладеть следующими
умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться стилистическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V - IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить пунктуационный разбор предложения.
Правильно писать изученные в V - IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определить тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать заявления, автобиографии. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответственный речевой этикет.
В результате изучения русского языка обучающиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- увеличения словарного запаса; расширения кругозора используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Средства обучения
Для облегчения восприятия усвоения обучающимися знаний на уроках русского языка используются различные средства обучения:
Печатные:
учебники и учебные пособия
словари
пособия по предмету
справочная литература к учебникам
раздаточный дидактический материал (таблицы обобщающего характера, распечатки словарных диктантов, карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку в 9 классе, карточки-задания, распечатки самостоятельных, тестовых и зачетных работ по темам).
Наглядные плоскостные (таблицы по русскому языку):
Склонение имени существительного
Склоняй правильно
НЕ с различными частями речи
Лица и числа глагола
О-Е после шипящих и Ц
Буквы Э и Е пиши правильно
Различай частицы
Отличай союзы от местоимений и наречий с частицами
Запомни правописание наречий
Запомни наречия с черточкой
Предлоги и наречия отличаются от существительных
Обособление определений
Обособление обстоятельств
Обращение
Ь в числительном
Глаголы II спряжения с безударным окончанием
Свободные и устойчивые сочетания
Союзные слова и подчинительные союзы (2)
СПП, осложненные придаточными
СПП, имеющие 1 или 2 придаточных
Место придаточных и знаки препинания в СПП
СПП с придаточным определительным
СПП с придаточным изъяснительным
СПП с придаточным степени и образа действия
СПП с придаточным сравнения
СПП с придаточным места
СПП с придаточным условия
Придаточное предложение распространяет
Основные группы СПП по строению и значению
Различные средства обучения, сопутствующие учебному комплекту, основой которого является учебник, методически согласуются с ним. Они расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы обучающихся, способствуют формированию орфографических, пунктуационных, речевых умений и навыков учащихся, облегчают реализацию внутрипредметных и межпредметных связей и т.д.
Количество часов
Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
В типовую программу изменений не внесено.
Тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов | Итого |
1 | Международное значение русского языка. Стартовая диагностика. Стартовый диктант. Выборочное изложение. | 1+ 1с/д 1р/р | 3 |
2 | Повторение пройденного в V–VIII классах. | 3+ 6р/р + 1к/р | 10 |
3 | Сложные предложения. Культура речи. | 4+ 1р/р | 5 |
4 | Сложносочинённые предложения. | 3+ 1к/р | 4 |
5 | Сложноподчинённые предложения. | 16+6р/р+ 1к/р+ 1а/р | 24 |
6 | Бессоюзные сложные предложения. Культура речи. | 5+ 1р/р | 6 |
7 | Сложные предложения с разными видами связи. | 5+ 1р/р+ 1к/р | 7 |
8 | Общие сведения о языке. Повторение и систематизация изученного в V – IX классах. | 6+ 2р/р+ 1к/т | 9 |
Итого: 43+18р/р+4к/р+ 1к/т+1с/д+1а/р = 68 ч. |
График контрольных, проверочных, творческих работ, тестов
по русскому языку в 9 классе
№ п/п | дата | Вид работы, тема |
1 | | Стартовый диктант. |
2 | | Р/Р Выборочное изложение (упр.№6). |
3 | | Р/Р Сочинение о местной достопримечательности (упр.№37). |
4 | | Р/Р Изложение с продолжением (упр.№40). |
5 | | Диктант. Контрольная работа №1 по теме «Повторение в начале учебного года». |
6 | | Диктант. Контрольная работа №2 по теме «Сложносочинённые предложения». |
7 | | Р/Р Сжатое изложение с элементом сочинения. |
8 | | Административная работа за I полугодие. |
9 | | Р/Р Сочинение – рассуждение о Родине. |
10 | | Р/Р Контрольное изложение с элементом сочинения (упр.№177). |
11 | | Диктант. Контрольная работа №3 по теме «Сложноподчинённые предложения». |
12 | | Р/Р Контрольное изложение (упр.№192). |
13 | | Р/Р Сочинение – рассуждение на нравственную тему. |
14 | | Диктант. Контрольная работа №4 по теме «Сложноподчинённые предложения с разными видами связи». |
15-16 | | Р/Р Предэкзаменационная работа. Итоговое контрольное изложение (упр.№259). |
17 | | Контрольный тест по программе 9 класса. |
Методическое обеспечение программы
Осуществить изучение содержания курса учебного предмета «Русский язык. 9 класс» помогает:
1. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» / (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский). – 7-е изд. - М. : Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык. 9 класс»
201 - 201 у. г.
68 часов. Учитель: Е.В. Исайчева.
Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» / (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский). – 7-е изд. - М. : Просвещение, 2010. – 206 с., (4) л. ил.
№ п/п | Тема урока | Развитие речи | Лексическая работа | Повторение | Домашнее задание |
1 | Международное значение русского языка. | | Мировой язык Иметь значение Играть роль | Разделы лингвистики | Упр.4 |
2 Д1 | Стартовая диагностика. Стартовый диктант. | | | | |
3 Рр | РР Выборочное изложение (упр.6). | | | | Упр.5 |
3+6р/р+1к/р | Повторение пройденного в V – VIII классах |
4 Рр2 . | РР Устная и письменная речь. | | Инициатива лингвистика | Гласные после шипящих. | Упр.12 |
5 Рр3 | РР Монолог, диалог. Использование ИКТ. | Составление предложений | Антитеза оксюморон | Омонимичные приставки пре-при | *2, инд.зад. |
6 Рр4 | РР Стили языка. Использование ИКТ. | Редактирование текста | | Написание омоним Частей речи | *3, упр.22 |
7 | Простое предложение и его грамматическая основа. | Составление словосочетаний и предложений | Мировоззрение Миропонимание | Чередующиеся гласные | *4,упр.31 |
8 | Предложения с обособленными членами. Использование ИКТ. | Составление предложений | | | *5,упр.36 |
9 Рр5 | РР Подготовка к написанию сочинения о местной достопримечательности (упр.37). | | | | Повторить сведения о тексте, материалы |
10 Рр6 | РР Работа над сочинением. | | | | |
11 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Использование ИКТ. | Синонимика словосочетаний | | Суффиксы причастий | *6, упр. 39 |
12 Рр7 | РР Изложение с продолжением (упр.40). | | | | Подготовиться к к/р №1 |
13 К/р №1 | Д Контрольная работа №1 по теме: «Повторение в начале года». | | | | |
4+1р/р | Сложное предложение. Культура речи. |
14 | Понятие о сложном предложении. | Интонация в сложных предложениях | Гигантский колоссальный | Однородные члены Безударные гласные | *7,упр.44 |
15 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. Использование ИКТ. | *8, упр.52 |
16 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | *9, упр.53 |
17 | Интонация сложного предложения. | *10, упр.58 |
18 Рр8 | РР Подготовка к домашнему сочинению (упр. 59). | *10, упр.59 |
3+1к/р | Сложносочинённые предложения |
19 | Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. | | Асфальтированный бетонный | Чередующиеся гласные | *11,12, упр.64 |
20 | Основные группы ССП по значению и союзам. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. РР Подготовка к домашнему сочинению на нравственную тему с использованием основных групп ССП. Использование ИКТ. | | Гуманный популярный | Окончания глаголов | *14-16, упр.74 (написать сочинение) |
21 | Закрепление. Трудные случаи пунктуации в ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. | Конструирование предложений | Гуманизм гуманист человечность | Производные предлоги и союзы | *17, упр.77 |
22 К/р №2 | Д Контрольная работа №2 по теме «Сложносочинённые предложения». | | | | Составить словарный диктант. |
16+6 р/р+1к/р | Сложноподчинённые предложения |
23 | Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование ИКТ. | | Комментарий комментатор | Подчинительные союзы | *18, *19, упр.92 |
24 | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Использование ИКТ. | | | | *20, упр.94 (доделать) |
25 | Роль указательных слов в главном предложении. | | | | *21, упр.103 |
26 Рр9 | РР Сообщения на лингвистическую тему. | | Интенсивный гостиная | Тире между подлежащим и сказуемым | *21, упр.106 (подготовиться к написанию сжатого изложения). |
27 Рр10 | РР Сжатое изложение с элементом сочинения. | | | | *21, упр.105 |
28 И/Р | Итоговая работа за I полугодие. | | | | |
29 | Основные группы СПП по значению. СПП с придаточными определительными. Использование ИКТ. | | | | стр.69 (теория), инд.зад. *22, упр.109 (устно), упр.110. |
30 | СПП с придаточными местоименно – определительными. | | | Разряды местоимений | *22, упр.114 |
31 | СПП с придаточными изъяснительными. | | | | *23, упр.119 |
32 | СПП с придаточными обстоятельственными. Использование ИКТ. | | Традиция чествовать оранжерея | Обособление обстоятельств | *24 (теория), инд.зад. |
33 | СПП с придаточными времени. СПП с придаточными места. Использование ИКТ. | Синонимическая замена предложений | Канонада балет опера | Обособление уточняющих членов предложения | *25, упр.130 |
34 | СПП с придаточными причины. СПП с придаточными следствия. Использование ИКТ. | Разговорный стиль Конструирование предложений по схемам. | Резервы ресурсы электрификация газификация. | Н –НН в прилагат., причастиях и наречиях. | *26 (стр.85, 87), упр.132 |
35 | СПП с придаточными условными. СПП с придаточными уступительными, цели. Использование ИКТ. | Разговорный стиль Конструирование предложений по схемам. | Будущее этимология этимологический Экология экологический президент Доклад | Вводные слова и предложения. Предложения с однородными членами. Правописание наречий. | *26 (стр.89, 91-92, 95), упр.153 |
36 | СПП с придаточными образа действия, меры и степени. СПП с придаточными сравнительными. Использование ИКТ. | | | Обособление обстоятельств. Дефисные написания. | *27, упр.159 |
37 Рр11 | РР Сочинение – рассуждение о Родине. | Упр.166, анализ текста | цитаты из стихов Есенина, Тютчева, Фета. | | |
38-39 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синтаксические синонимы СПП, их текстообразующая роль. Использование ИКТ. | | Ориентир ориентироваться | Запятые при повторяющихся союзах | *28 (стр.108), упр.169 *28, упр.173 |
40 Рр12 | РР Рецензия на литературное произведение. | | | | Упр.175 |
41 | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. | | | | *29, упр.176 |
42 Рр13 | РР Контрольное изложение с элементом сочинения (упр.177). | | | | Повторить сведения о тексте. |
43 | Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. | | | | *30, упр.179 |
44 Рр14 | РР Обучение написанию реферата на лингвистическую тему (упр.178). | | | | Упр.178 |
45 | Деловые документы (автобиография, заявление). Использование ИКТ. | | | | Написать заявление, автобиографию |
46 К/р №3 | Д Контрольная работа №3 по теме «Сложноподчинённые предложения». | | | | |
5+1р/р | Бессоюзные сложные предложения. Культура речи. |
47 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Использование ИКТ. | | | Отглагольные прилагательные | *31-33 (стр.126-127), упр.191 (доделать). |
48 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Использование ИКТ. | | Амфитеатр палисадник | Суффиксы причастий | *34 (стр.130-131), упр.198 |
49 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Использование ИКТ. | | фельетон | Чередующиеся безударные гласные | *35 (стр.133-134), упр.200 |
50 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | | | | *36, упр.204; контр.вопросы и задания – стр.139. |
51 | Пробная экзаменационная работа. | | | | |
52 | Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения». Использование ИКТ. | | | | Упр.206, упр.192 (подг. к написан. контр.изл.) |
53 Рр15 | РР Контрольное изложение (упр.192). | | | | Повт. свед. о тексте. |
5+1р/р+1к/р | Сложные предложения с различными видами связи. |
54 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | | Систематически планомерно регулярно | Простое осложненное предложение | *37, упр.212 |
55 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Использование ИКТ. | | Диафрагма, силуэт | Прямая и косвенная речь | *38, упр.217 |
56 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи. | | | Гласные после шипящих | *39, упр.218 |
57 | Публичная речь. Использование ИКТ. | | | | *40, упр.222 (подг.к соч.-рассужд.) |
58 Рр16 | РР Сочинение - рассуждение на нравственную тему (упр.№222). | | | | Повторить теорию по теме «Сложноподчинённое предложение», вопр.стр.154 |
59 | Повторение. Подготовка к контрольной работе. | | | | Упр.224 |
60 К/р №4 | Д Контрольная работа №4 по теме: «Сложноподчинённые предложения». | | | | |
6+2р/р+1к/т | Общие сведения о языке. Повторение и систематизация изученного в V – IX классах. |
61 | Фонетика, графика, орфография, лексика, фразеология. Использование ИКТ. | | | | *41-42, упр.230, 232 (2) |
62 | Морфемика. Словообразование. Использование ИКТ. | | | | *43-44, упр.242 |
63 | Морфология. Использование ИКТ. | | | | *45, упр.251; подготовиться к семинару. |
64 | Синтаксис, пунктуация. Трудные случаи пунктуации. Использование ИКТ. | | | | *46 (стр.172-173), упр.258. |
65 | Трудные вопросы орфографии. Использование ИКТ. | | | | *47, упр.278, №279 (устно); подготовиться к контрольному изложению (упр.259). |
66 Рр17-18 | РР Предэкзаменационная работа. Итоговое контрольное изложение (упр.259). | | | | Подготовиться к контрольному тесту по программе 9 класса. |
67 К/т | Контрольный тест по программе 9 класса. | | | | |
68 | Урок коррекции знаний. Систематизация сведений о тексте. | | | | Повторить сведения о тексте по словарю |
Итого: 43+18р/р+4к/р+1к/т+1с/д+1а/р=68 ч. |
1 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы : проект. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – с. 5.