СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа (базовый уровень). Обучение русскому языку в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования. 

Различные средства обучения, сопутствующие учебному комплекту, основой которого является учебник, методически согласуются с ним. Они расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы обучающихся, способствуют формированию орфографических, пунктуационных, речевых умений и навыков учащихся, облегчают реализацию внутрипредметных и межпредметных связей и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 9 класс.»

муниципальное образовательное учреждение

Середневская основная общеобразовательная школа



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ Середневская ООШ

/__________/

«__»____________201 г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ Середневская ООШ

/____________/


Приказ № ___ от «__»_____________201 г.






Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

9 класс

на 201 – 201 учебный год








Составила:

учитель литературы и русского языка

соответствие занимаемой должности

Исайчева Елена Владимировна


















Пояснительная записка

к поурочно-тематическому планированию по учебному предмету

«Русский язык – 9 класс»

201 - 201 у.г.

Статус документа


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:


  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010

№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования».

  1. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».



  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).


  1. Новая редакция Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Середневская ООШ, принятой на заседании педсовета 28.08.2015 (Протокол №1), Приказ от 31.08.2015 № 01-05- 36/1.


6. Примерная программа основного общего образования по русскому языку и программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - // Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2005) и учебник «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» / (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский). – 7-е изд. - М. : Просвещение, 2010.


7. Методическое письмо департамента образования Ярославской области о преподавании предмета в 2016-2017 учебном году.


Обучение русскому языку в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования.

Русскому языку отведено ведущее место в системе школьных дисциплин. Первостепенное значение этого предмета определяется социальными функциями русского языка (язык межнационального общения; государственный язык (социальное взаимодействие в деловой сфере, науке, образовании, массовой коммуникации и т.д.); язык международного общения).

Язык является не только объектом изучения, но и средством обучения другим наукам. И в этом заключается его познавательная (когнитивная) функция. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.



Основными целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются1:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

  • проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;

  • осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

  • овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств;

  • совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.


Компетентностный подход, лежащий в основе программы, направлен на совершенствование:

  • коммуникативной компетенции («Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка»);

  • языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций («Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация»);

  • культуроведческой компетенции («Язык и культура»).

Основные идеи курса

  1. Формирование знаний, умений, навыков культуры устной и письменной речи.

  2. Воспитание культуры вербального общения.

  3. Воспитание ответственного отношения к слову.

  4. Овладение нормами языка.

  5. Овладение социально значимыми речевыми жанрами.

  6. Наблюдение за эстетикой речи.

  7. Поддержка лингворечевой деятельности учащихся.

Основные блоки курса

  1. Международное значение русского языка. Общие сведения о языке.

  2. Сложносочинённое предложение.

  3. Сложноподчинённое предложение.

  4. Бессоюзное сложное предложение

  5. Развитие речи: систематизация сведений о тексте, типы речи, сочинения публицистического характера, изложения разных видов, подготовка докладов, обучение конспектированию, деловое письмо.


Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

по русскому языку за курс IX класса


  1. Обучающиеся должны знать изученные основные сведения о языке,

определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  1. К концу IX класса обучающиеся должны овладеть следующими

умениями и навыками:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться стилистическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V - IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить пунктуационный разбор предложения.

Правильно писать изученные в V - IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определить тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать заявления, автобиографии. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответственный речевой этикет.


В результате изучения русского языка обучающиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- увеличения словарного запаса; расширения кругозора используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.




Средства обучения


Для облегчения восприятия усвоения обучающимися знаний на уроках русского языка используются различные средства обучения:

  1. Печатные:

  • учебники и учебные пособия

  • словари

  • пособия по предмету

  • справочная литература к учебникам

  • раздаточный дидактический материал (таблицы обобщающего характера, распечатки словарных диктантов, карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку в 9 классе, карточки-задания, распечатки самостоятельных, тестовых и зачетных работ по темам).

  1. Наглядные плоскостные (таблицы по русскому языку):

Склонение имени существительного

Склоняй правильно

НЕ с различными частями речи

Лица и числа глагола

О-Е после шипящих и Ц

Буквы Э и Е пиши правильно

Различай частицы

Отличай союзы от местоимений и наречий с частицами

Запомни правописание наречий

Запомни наречия с черточкой

Предлоги и наречия отличаются от существительных

Обособление определений

Обособление обстоятельств

Обращение

Ь в числительном

Глаголы II спряжения с безударным окончанием

Свободные и устойчивые сочетания

Союзные слова и подчинительные союзы (2)

СПП, осложненные придаточными

СПП, имеющие 1 или 2 придаточных

Место придаточных и знаки препинания в СПП

СПП с придаточным определительным

СПП с придаточным изъяснительным

СПП с придаточным степени и образа действия

СПП с придаточным сравнения

СПП с придаточным места

СПП с придаточным условия

Придаточное предложение распространяет

Основные группы СПП по строению и значению

Различные средства обучения, сопутствующие учебному комплекту, основой которого является учебник, методически согласуются с ним. Они расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы обучающихся, способствуют формированию орфографических, пунктуационных, речевых умений и навыков учащихся, облегчают реализацию внутрипредметных и межпредметных связей и т.д.







Количество часов

Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

В типовую программу изменений не внесено.


Тематический план


п/п

Раздел

Количество часов

Итого

1

Международное значение русского языка.

Стартовая диагностика. Стартовый диктант.

Выборочное изложение.


1+

1с/д

1р/р


3



2

Повторение пройденного в V–VIII классах.

3+ 6р/р + 1к/р

10

3

Сложные предложения. Культура речи.

4+ 1р/р

5

4

Сложносочинённые предложения.

3+ 1к/р

4

5

Сложноподчинённые предложения.

16+6р/р+ 1к/р+ 1а/р

24

6

Бессоюзные сложные предложения.

Культура речи.

5+ 1р/р

6

7

Сложные предложения с разными видами

связи.

5+ 1р/р+ 1к/р

7

8

Общие сведения о языке.

Повторение и систематизация изученного

в V – IX классах.

6+ 2р/р+ 1к/т

9

Итого: 43+18р/р+4к/р+ 1к/т+1с/д+1а/р = 68 ч.




График контрольных, проверочных, творческих работ, тестов

по русскому языку в 9 классе

п/п

дата

Вид работы, тема

1


Стартовый диктант.

2


Р/Р Выборочное изложение (упр.№6).

3


Р/Р Сочинение о местной достопримечательности (упр.№37).

4


Р/Р Изложение с продолжением (упр.№40).

5


Диктант. Контрольная работа №1 по теме «Повторение в начале учебного года».

6


Диктант. Контрольная работа №2 по теме «Сложносочинённые предложения».

7


Р/Р Сжатое изложение с элементом сочинения.

8


Административная работа за I полугодие.

9


Р/Р Сочинение – рассуждение о Родине.

10


Р/Р Контрольное изложение с элементом сочинения (упр.№177).

11


Диктант. Контрольная работа №3 по теме «Сложноподчинённые предложения».

12


Р/Р Контрольное изложение (упр.№192).

13


Р/Р Сочинение – рассуждение на нравственную тему.

14


Диктант. Контрольная работа №4 по теме «Сложноподчинённые предложения с разными видами связи».

15-16


Р/Р Предэкзаменационная работа. Итоговое контрольное изложение (упр.№259).

17


Контрольный тест по программе 9 класса.

Методическое обеспечение программы


Осуществить изучение содержания курса учебного предмета «Русский язык. 9 класс» помогает:


1. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» / (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский). – 7-е изд. - М. : Просвещение, 2010.


Дополнительная литература













Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык. 9 класс»

201 - 201 у. г.

68 часов. Учитель: Е.В. Исайчева.

Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» / (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский). – 7-е изд. - М. : Просвещение, 2010. – 206 с., (4) л. ил.


п/п

Тема урока

Развитие речи

Лексическая работа

Повторение

Домашнее задание

1



Международное значение русского языка.



Мировой язык

Иметь значение

Играть роль

Разделы

лингвистики

Упр.4




2 Д1


Стартовая диагностика.

Стартовый диктант.





3 Рр


РР Выборочное изложение (упр.6).




Упр.5

3+6р/р+1к/р

Повторение пройденного в VVIII классах

4 Рр2

.

РР Устная и письменная речь.


Инициатива лингвистика

Гласные после шипящих.

Упр.12

5 Рр3


РР Монолог, диалог. Использование ИКТ.

Составление

предложений

Антитеза оксюморон

Омонимичные приставки пре-при

*2, инд.зад.

6 Рр4


РР Стили языка. Использование ИКТ.

Редактирование

текста


Написание омоним

Частей речи

*3, упр.22

7


Простое предложение и его грамматическая основа.


Составление словосочетаний и

предложений

Мировоззрение

Миропонимание

Чередующиеся гласные



*4,упр.31



8


Предложения с обособленными членами. Использование ИКТ.

Составление предложений





*5,упр.36

9 Рр5




РР Подготовка к написанию сочинения о местной достопримечательности (упр.37).




Повторить сведения о тексте, материалы

10 Рр6


РР Работа над сочинением.





11


Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Использование ИКТ.

Синонимика

словосочетаний


Суффиксы причастий

*6, упр. 39


12 Рр7


РР Изложение с продолжением (упр.40).




Подготовиться к к/р №1

13

К/р №1


Д Контрольная работа №1 по теме: «Повторение в начале года».





4+1р/р

Сложное предложение. Культура речи.

14


Понятие о сложном предложении.

Интонация в сложных предложениях

Гигантский

колоссальный

Однородные члены

Безударные гласные

*7,упр.44


15


Союзные и бессоюзные сложные предложения. Использование ИКТ.

*8, упр.52


16




Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

*9, упр.53





17


Интонация сложного предложения.

*10, упр.58

18 Рр8


РР Подготовка к домашнему сочинению (упр. 59).

*10, упр.59

3+1к/р

Сложносочинённые предложения

19


Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.


Асфальтированный бетонный

Чередующиеся гласные

*11,12, упр.64

20


Основные группы ССП по значению и союзам. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

РР Подготовка к домашнему сочинению на нравственную тему с использованием основных групп ССП. Использование ИКТ.

Гуманный популярный

Окончания глаголов

*14-16, упр.74 (написать сочинение)

21



Закрепление. Трудные случаи пунктуации в ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Конструирование предложений

Гуманизм гуманист человечность

Производные предлоги и союзы

*17, упр.77

22

К/р №2


Д Контрольная работа №2 по теме «Сложносочинённые предложения».




Составить

словарный диктант.

16+6 р/р+1к/р

Сложноподчинённые предложения

23








Понятие о сложноподчинённом предложении.

Место придаточного по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование ИКТ.


Комментарий комментатор

Подчинительные союзы

*18, *19, упр.92








24


Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Использование ИКТ.




*20, упр.94 (доделать)


25



Роль указательных слов в главном предложении.




*21, упр.103

26 Рр9


РР Сообщения на лингвистическую тему.


Интенсивный гостиная

Тире между подлежащим и сказуемым

*21, упр.106 (подготовиться к написанию сжатого изложения).

27 Рр10



РР Сжатое изложение с элементом сочинения.




*21, упр.105

28 И/Р


Итоговая работа за I полугодие.





29


Основные группы СПП

по значению.

СПП с придаточными определительными. Использование ИКТ.




стр.69 (теория), инд.зад.

*22, упр.109 (устно), упр.110.

30


СПП с придаточными местоименно – определительными.



Разряды местоимений

*22, упр.114

31


СПП с придаточными изъяснительными.




*23, упр.119

32


СПП с придаточными обстоятельственными. Использование ИКТ.


Традиция чествовать оранжерея

Обособление обстоятельств

*24 (теория), инд.зад.

33



СПП с придаточными времени.

СПП с придаточными места. Использование ИКТ.

Синонимическая замена предложений

Канонада балет опера

Обособление уточняющих членов предложения

*25, упр.130

34




СПП с придаточными причины.

СПП с придаточными следствия.

Использование ИКТ.

Разговорный стиль

Конструирование предложений по схемам.

Резервы ресурсы электрификация газификация.



Н –НН в прилагат.,

причастиях и наречиях.




*26 (стр.85, 87), упр.132



35





СПП с придаточными условными.

СПП с придаточными уступительными, цели. Использование ИКТ.


Разговорный стиль

Конструирование предложений по схемам.

Будущее этимология этимологический

Экология экологический президент

Доклад

Вводные слова и предложения. Предложения с однородными членами.

Правописание наречий.

*26 (стр.89, 91-92, 95),

упр.153


36


СПП с придаточными образа действия, меры и степени.

СПП с придаточными сравнительными. Использование ИКТ.



Обособление обстоятельств.

Дефисные написания.

*27, упр.159

37 Рр11


РР Сочинение – рассуждение о Родине.

Упр.166, анализ текста

цитаты из стихов Есенина, Тютчева, Фета.



38-39



СПП с несколькими придаточными.

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синтаксические синонимы СПП, их текстообразующая роль. Использование ИКТ.


Ориентир ориентироваться

Запятые при повторяющихся союзах

*28 (стр.108), упр.169



*28, упр.173

40 Рр12


РР Рецензия на литературное произведение.




Упр.175

41


Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.




*29, упр.176

42 Рр13


РР Контрольное изложение с элементом сочинения (упр.177).




Повторить сведения о тексте.



43


Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.




*30, упр.179

44 Рр14


РР Обучение написанию реферата на лингвистическую тему (упр.178).




Упр.178


45


Деловые документы (автобиография, заявление). Использование ИКТ.




Написать заявление, автобиографию

46

К/р №3


Д Контрольная работа №3 по теме «Сложноподчинённые предложения».






5+1р/р

Бессоюзные сложные предложения. Культура речи.

47


Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Использование ИКТ.



Отглагольные прилагательные

*31-33 (стр.126-127), упр.191 (доделать).

48


Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Использование ИКТ.



Амфитеатр палисадник


Суффиксы причастий

*34 (стр.130-131), упр.198

49


Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Использование ИКТ.


фельетон

Чередующиеся безударные гласные

*35 (стр.133-134), упр.200

50



Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.




*36, упр.204; контр.вопросы и задания – стр.139.

51


Пробная экзаменационная работа.





52


Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения». Использование ИКТ.




Упр.206,

упр.192 (подг. к написан. контр.изл.)

53

Рр15



РР Контрольное изложение (упр.192).




Повт. свед. о тексте.

5+1р/р+1к/р

Сложные предложения с различными видами связи.

54




Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.



Систематически планомерно регулярно

Простое осложненное предложение

*37, упр.212

55


Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Использование ИКТ.


Диафрагма,

силуэт

Прямая и косвенная речь

*38, упр.217

56


Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.



Гласные после шипящих

*39, упр.218

57



Публичная речь. Использование ИКТ.





*40, упр.222 (подг.к соч.-рассужд.)

58

Рр16


РР Сочинение - рассуждение на нравственную тему (упр.№222).




Повторить теорию по теме «Сложноподчинённое предложение», вопр.стр.154

59


Повторение. Подготовка к контрольной работе.




Упр.224

60

К/р №4


Д Контрольная работа №4 по теме: «Сложноподчинённые предложения».





6+2р/р+1к/т


Общие сведения о языке.

Повторение и систематизация изученного в VIX классах.

61


Фонетика, графика, орфография, лексика, фразеология.

Использование ИКТ.




*41-42, упр.230, 232 (2)

62


Морфемика. Словообразование.

Использование ИКТ.




*43-44, упр.242

63


Морфология.

Использование ИКТ.




*45, упр.251; подготовиться к семинару.

64


Синтаксис, пунктуация.

Трудные случаи пунктуации.

Использование ИКТ.




*46 (стр.172-173), упр.258.

65


Трудные вопросы

орфографии.

Использование ИКТ.




*47, упр.278, №279 (устно);

подготовиться к контрольному изложению (упр.259).

66

Рр17-18


РР Предэкзаменационная работа. Итоговое контрольное изложение (упр.259).




Подготовиться к контрольному тесту по программе 9 класса.

67

К/т


Контрольный тест по программе 9 класса.





68


Урок коррекции знаний. Систематизация сведений о тексте.




Повторить сведения о тексте по словарю

Итого: 43+18р/р+4к/р+1к/т+1с/д+1а/р=68 ч.


1 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы : проект. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – с. 5.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!