Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № 1 от 28 .08.17 Руководитель МО _______/Хуснутдинова Р.Р. / | Согласовано Заместитель директора по учебной работе _________/Э.Г.Назмутдинова/ 29.08.17 | Утверждено Директор МБОУ. «Шеморданский лицей» ________/И.М.Шамилов / Приказ №239 от 29.08.17 |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
для Мубараковой А. 3 класс (домашнее обучение)
Интеллектуальное направление «Занимательная грамматика»
Научно-познавательное направление «Занимательная математика »
Художественно-эстетическое направление «Ритмика и танцы»
Духовно-нравственное направление «Природа и мы»
Спортивное направление «Шахматы»
Составитель: учитель начальных классов,
Хуснутдинова Р.Р.
МБОУ « Шеморданский лицей
Сабинского муниципального района РТ»
Принято
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 29 .08.17
2017 -2018 учебный год
Интеллектуальное направление «Занимательная грамматика»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку « Занимательная грамматика» для 3 класса разработана на основе
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010. №1241, от 22.09.2011. №2357, от18.12.2012. №1060, от 29.12.2014. №1643, от 18.05. 2015. №507; 31.12.2015. № 1576);
Письмо МОиН РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14 декабря 2015 г. №09-3564;
Основная образовательная программа МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
Учебный план МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях (с изменениями, внесенными Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24.11. 2015 №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2821-10»)
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов.
Работа с текстом;
самостоятельная работа по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го года
Обучающийся научиться:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложений. | | |
2 | Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения | | |
3 | Работа со словосочетаниями | | |
4 | Синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы | | |
5 | Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи | | |
6 | Повторение об имени числительном | | |
7 | Фонетический разбор слов | | |
Научно-познавательное направление «Занимательная математика »
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика » разработана в соответствии:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010. №1241, от 22.09.2011. №2357, от18.12.2012. №1060, от 29.12.2014. №1643, от 18.05. 2015. №507; 31.12.2015. № 1576);
Письмо МОиН РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14 декабря 2015 г. №09-3564;
Основная образовательная программа МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
Учебный план МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях (с изменениями, внесенными Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24.11. 2015 №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2821-10»)
В настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:
- повышения значимости математики для формирования личности подрастающего человека;
- формирования гибкого творческого мышления.
Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на применение жизненного опыта ребёнка при решении математических заданий.
Предлагаемая программа факультативных занятий «Занимательная математика» направлена на удовлетворение этих требований.
Программа основана на принципах развивающего обучения, то есть на организации деятельности, которая обеспечивает формирование продуктивного, творческого мышления, способствующего решению творческих задач. Творческое мышление позволяет варьировать способы решения задач, перестраивать их в зависимости от ситуации. Гибкость мышления заключается в умении выявлять скрытые, неочевидные стороны, свойства, функции объекта.
Установлено, что гибкость мышления можно формировать ещё с дошкольного возраста. Практика показала, что особенно эффективны для этого математические задания, связанные с жизненным опытом ребёнка. При разработке программы учитывались возрастные особенности психического развития детей, а так же основные
задачи развития математических представлений в соответствии со стандартами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания занятия являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором атегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятелности.
Личностными результатами изучения данного занятия являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- контрольные задания;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком .
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Основные виды внеурочной деятельности |
1 | | | Умножение. Решение задач на нахождение произведения Связь между компонентами и результатом умножения | Решать уравнения, простые и составные задачи, уметь сознательно применять знания для проверки правильности вычислений. Знать смысл действия умножения, приема перестановки множителей и связи между членами при умножении. Знать правила умножения и деления. Решать простые задачи на умножение. Знать названия геометрических фигур, уметь решать выражения со скобками и без скобок, уметь решать задачи и уравнения. Определять порядок действий в выражениях со скобками и без них, уметь самостоятельно анализировать задачи. |
2 | | | Решение задач, основанных на связи между величинами Порядок выполнения действий |
3 | | | Задачи на увеличение числа в несколько раз Задачи на уменьшение числа в несколько раз | Решать на увеличение числа в несколько раз, уметь сравнивать и анализировать задачи, уметь находить периметра прямоугольника. Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз. |
4 | | | Задачи на кратное сравнение | Решать задачи на кратное сравнение. Знать таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, 5. |
5 | | | Таблица умножения. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | Решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, знать таблицу умножения и деления, решать примеры и уравнения. |
6 | | | Площадь. Единицы площади. | Решать составные задачи в 2-3 действия. Знать названия компонентов и результатов действий умножения и деления, а также соответствующих выражений. |
7 | | | Таблица умножения Решение задач на нахождение третьего слагаемого Решение задач с величинами | Определять площадь прямоугольника, зная длину его сторон; решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. Применять полученные знания на практике. Владеть навыком сложения и вычитания в пределах 100, уметь решать задачи, а также находить площадь фигур и периметр прямоугольника и квадрата. |
Художественно-эстетическое направление «Ритмика и танцы»
Пояснительная записка
Рабочая программа по ритмике разработана в соответствии:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010. №1241, от 22.09.2011. №2357, от18.12.2012. №1060, от 29.12.2014. №1643, от 18.05. 2015. №507; 31.12.2015. № 1576);
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях (с изменениями, внесенными Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24.11. 2015 №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2821-10»);
-Основная образовательная программа МБОУ «Шеморданский лицей»;
-Учебный план МБОУ « Шеморданский лицей»;
-с календарным учебным графиком на 2017 -18 - учебный год
- с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А.. – М.: Просвещение, 2014.
-на основе программы внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой.-М.: Вентана –Графа, 2014
Программа «Ритмика и танец» 1-4 классы на основе авторской программы 2017-2018 учебного года.
Общая характеристика учебного предмета.
Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению, обеспечивая процесс общественной мысли. Песни, танцы, обряды, сказки, давали людям эстетическое наслаждение, определенный объем жизненно необходимой информации. Танец, как естественное общественное явление, можно считать наиболее доступным и эффективным средством физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике и хореографии, способствуют приобщению детей к музыке, исправляют недостатки общей и речевой моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовые ориентировки, корригируют познавательные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывают положительные качества личности (дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие способности, способствуют эстетическому воспитанию.
Цель программы
Коррекция и развитие психомоторных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, раскрытие их творческого потенциала средствами танцевального искусства.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать практические умения и навыки;
- научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений;
- научить работать в группе и индивидуально;
- дать определенные теоретические знания;
- научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.
Воспитательные:
- воспитать умение творчески подходить к решению любых жизненных задач;
- формировать нравственную культуру и стремление к здоровому образу жизни;
- воспитать чувство ответственности и дисциплину;
- формировать ведущие положительные качества личности, конструктивного взаимодействия в обществе.
- формировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению.
Коррекционно-развивающие:
- укрепить здоровье и развивать накопленные двигательные навыки;
- развивать память, мышление, воображение, слух, чувство ритма;
- формировать правильную осанку;
- повышать работоспособность и двигательную активность;
Формы проведения занятий:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- урок-игра;
- сюжетный урок:
Объем и содержание рабочей программы
По содержанию программа имеет художественно-эстетическую направленность; по функциональному предназначению – досуговую, общекультурную, учебно-познавательную. В домашнем обучении на занятия по хореографии отводится 7 недель по 0,25 ч.(15 мин.).
Обучающийся научиться:
- иметь представление о двигательных функциях тела;
- иметь простые навыки двигательной координации и памяти;
- знать понятие «ритм»;
- знать понятия «вступление», «начало», «конец» хореографического предложения;
- иметь навыки исполнения простых комбинаций.
Тематическое планирование курса «Ритмика и танцы» для 1 года обучения.
п/п | Тема занятий | дата по плану | дата по факту |
1 | Введение. Что такое ритмика. | | |
2 | Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса | | |
3 | Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). | | |
4 | Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. | | |
5 | Ритмическая схема. Ритмическая игра. | | |
6 | Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима. | | |
7 | Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки | | |
Литература:
- Антонова Л.Ю.Новые направления в ритмике и их место в структуре современного урока в коррекционной школе VIII вида. Методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца коррекционных школ VII-VIII вида., г.Славянск-на-Кубани, 2010 г.
- Impresario_Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.pdf
-Методическое пособие по классическому танцу.pdf
Духовно-нравственное направление «Природа и мы»
I.Пояснительная записка
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа для детей в домашнем обучении по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, «Примерной программы по учебным предметам», авторской программы А. А. Плешкова «Окружающий мир»- УМК «Школа России.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Методы и формы через которые будет реализована программа:
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения
Место предмета в базисном учебном плане. Корректировка программы
Программа строит обучение на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала. В домашнем обучении на внеурочную деятельность по окружающему миру отводится 7 недель , по 0,25ч(15 мин).
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
формулировать ответы на вопросы;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
Предметные результаты
Обучающийся научится:
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
Тематическое планирование. 1 класс
№ | Тема занятий | Характеристика основных видов деятельности ученика | План | факт |
| Природа. Ценность природы для людей | Знакомство с разнообразием природы, учатся устанавливать связи между живой и неживой природой Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп Классифицировать объекты природы | | |
| Человек Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | Учатся отличать человека от других живых объектов природы Дать представление о людях, наделенных богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим. | | |
| Общество | Дать представление об обществе | | |
| Что такое экология | Показать уровень усвоения изученного материала | | |
| Природа в опасности! | Дать представление о науке экологии, научаться анализировать, делать выводы | | |
| Тела, вещества, частицы Разнообразие веществ | Знакомство с влиянием человека на природу, отвечать на вопросы, доказывать, делать выводы. Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | | |
| Разнообразие растений | Учатся различать вещества, проводить опыты, наблюдения | | |
Литература:
- http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass - видео (Человек в окружающем мире, живая природа, природа и её сезонные изменения, животный мир)
http://tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/75338 - видеоуроки по окружающему миру
http://drug12.ucoz.ru/index/okruzhajushhij_mir/0-54 - Методические и дидактические материалы
http://ne-proza.ru/nachalnaya-shkola/umk-shkola-rossii/
Спортивное направление «Шахматы»
Пояснительная записка
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010. №1241, от 22.09.2011. №2357, от18.12.2012. №1060, от 29.12.2014. №1643, от 18.05. 2015. №507; 31.12.2015. № 1576);
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях (с изменениями, внесенными Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24.11. 2015 №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2821-10»);
Основная образовательная программа МБОУ «Шеморданский лицей»;
Учебный план МБОУ «Шеморданский лицей»;;
с календарным учебным графиком на 2017 -18 - учебный год
Концепция духовно-нравственного воспитания;
Рабочая программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
В домашнем обучении на занятия внеурочной деятельности отводится не менее 6 недель по 0,25 ч. (15 мин).
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Обучающийся научиться:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
1 год обучения (3 класс)
№ п/п | Тема занятия | Основные формы | дата по плану | дата по факту |
1. | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | Эвристическая беседа, игра. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | | |
2. | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | Эвристическая беседа, игра. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | | |
3 | Ладья против слона. | Игра. Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». | | |
4 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | Эвристическая беседа, игра. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | | |
5 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | Эвристическая беседа, игра. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | | |
6 | Знакомство с пешкой. | Эвристическая беседа, игра. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин». | | |
7 | Резерв | | | |
Итого: не менее 34 недель по 0,25ч.(15 мин.) |
Литература
Гришин В.Г., Ильин Е.И./ Шахматная Азбука/ Москва, 1994.
Джон Эдвардс/ Иллюстративный самоучитель по шахматам/ Москва,2012.
Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
Шакиров Р.М. В стране шахматных чудес./Нижнекамск, 2010.
Интернет – ресурс
1. http://chess.cs.msu.su
2. http://www.fide.com/
13