Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа рассмотрена на заседании МО Протокол № __от «__»_____2017г. Руководитель МО _____________/______________/ | Согласовано «___»________2017 г. Зам. директора по УВР ________/___________/ | Утверждаю Директор школы ________/_________/ «__»_____________2017 г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность
5 класс
«Спортивные игры»
на 2017-2018 учебный год
(1 час в неделю)
Составила: Даканова Т.В.,
учитель физической культуры
2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Спортивные игры» разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений В.И. Ляха (2012г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных соревнованиях.
Работа предполагает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для учащихся посещающих программу целый год ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, закаливание организма.
Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта.
Цель программы - формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха с использованием подвижных и спортивных игр, формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств (скоростных, скоростно-силовых, гибкости, общей выносливости) и повышение функциональных возможностей организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем и опорно-двигательного аппарата);
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол);
- освоение знаний о физической культуре и спорте, формирование здорового образа жизни (закаливание, гигиена, режим дня);
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности и самостоятельной организации занятий (требования техники безопасности);
- воспитание положительных качеств личности с помощью спортивных игр (ответственность, самостоятельность, активность, трудолюбие, упорство), норм коллективного взаимодействия ( взаимовыручка, помощь) и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Общая характеристика программы
Программа направлена на содействие улучшению здоровья учащихся, на обеспечение нормального физического развития ребенка, его разностороннюю физическую подготовленность. Тренировочные занятия строятся по общему принципу: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Каждое начинается с разминки. После неё - упражнения на развитие основных двигательных качеств и освоение индивидуальных приемов техники футбола, волейбола и баскетбола, упражнения на закрепление отработанных тактических задач. Каждое занятие завершается учебной игрой. На занятиях используются игровые, соревновательные технологии.
Важнейшим методом обучения на занятиях является метод дифференцированного
обучения и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Описание места программы
Программа внеурочной деятельности спортивной направленности является неотъемлемой частью основной образовательной программы основного общего образования школы. Срок реализации программы 1 год. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 35 учебные недели, 35 часов в год (1 час в неделю). Программа ориентирована на детей 11-12 лет. Уровень обучения – базовый.
Результаты освоения программы
Личностными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Раздел «Знания о физической культуре»
Обучающийся научится:
характеризовать роль и значение утренней зарядки, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории или из личного опыдоровья, развития основных сис000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000та) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе).
Обучающийся получит возможность научиться:
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Обучающийся научится:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки;
организовывать и проводить подвижные и спортивные игры, простейшие соревнования во время отдыха, соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Обучающийся получит возможность научиться:
руководствоваться правилами техники безопасности и правилами спортивных игр;
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой физического развития;
отбирать упражнения для занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приемы оказания помощи при травмах и ушибах.
Раздел «Физическое совершенствование»
Обучающийся научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости);
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр.
Обучающийся получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам.
Содержание программы
Теоретическая подготовка:
Сведения о строении и функциях организма человека.
Личная гигиена.
3. Закаливание.
4. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
Общая физическая подготовка:
Общеразвивающие упражнения без предметов
Общеразвивающие упражнения с предметами
Подвижные игры и эстафеты
Специальная физическая подготовка:
1. Упражнения для развития быстроты
2. Упражнения для развития ловкости
3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
4. Упражнения для развития специальной выносливости.
Техническая подготовка:
обучение основным техническим приемам баскетбола, футбола, волейбола.
Тактическая подготовка
1. Тактические действия в нападении.
2. Тактические действия в защите.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы подготовки | Количество часов |
1 | Теоретическая подготовка | В процессе занятий |
2 | Общая физическая подготовка | В процессе занятий |
3 | Специальная физическая подготовка | В процессе занятий |
4 | Баскетбол | 13 |
5 | Футбол | 13 |
6 | Волейбол | 9 |
| ИТОГО: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Вид программного материала | Количество часов | Дата по плану | Факт. дата проведения | Формирование универсальных учебных действий (УУД) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | ТБ на занятиях по баскетболу. Стойка игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом. Правила игры в баскетбол. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча в парах. Удары по неподвижному мячу. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, шагом и бегом по прямой Ведение мяча с изменением направления движения и скорости. Броски мяча двумя руками от груди с места без сопротивления защитника Броски мяча одной и двумя руками в движении без сопротивления защитника Броски в движении после ведения. Броски в движении после ловли. Вырывание и выбивание мяча. Сочетание приемов: ловля мяча на месте – ведение - бросок одной рукой после двух шагов. Сочетание приемов: ловля мяча на месте – передача – ловля в движении – бросок одной рукой от головы после двух шагов. Нападение быстрым прорывом. Учебная игра. ТБ на занятиях по футболу Стойка игрока; перемещение в стойке. Удары по неподвижному и катящемуся мячу. Старты из различных положений. Ведение мяча. Ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча правой и левой ногой. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема. Ведение мяча по прямой, по кругу с изменением скорости. Обводка стоек. Остановка катящегося мяча. Удары по воротам. Остановка летящего мяча. Удары по воротам на точность. Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы. Игра Передачи мяча на ходу в парах. Учебная игра Тактические действия в нападении. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Учебная игра Тактические действия в защите. Держание игрока без мяча. Перехват мяча. Учебная игра Волейбол. Правила безопасности на занятиях. Стойка игрока. Перемещения в стойке Передача мяча сверху двумя руками на месте Передача мяча двумя руками после перемещения. Многократная передача мяча сверху двумя руками над собой. Нижняя прямая подача мяча. Приём мяча снизу двумя руками на месте. Приём мяча снизу двумя руками после перемещения
Приём нижней прямой подачи снизу двумя руками. Учебная игра по упрощенным правилам. Игровые задания. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | | | Личностные результаты: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты: находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты Личностные результаты: проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты: организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; Предметные результаты оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со сверстниками игры и элементы соревнований; соблюдать требования техники безопасности при игре в волейбол. . |