СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Занимательная грамматика" для 6 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеклассной  деятельности  кружка "Занимательная грамматика" для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Занимательная грамматика" для 6 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Байгильдинская средняя общеобразовательная школа” Канашского района Чувашской Республики


Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано Утверждаю

учителей социально-гуманитарного Зам. директора по УВР Директор МБОУ

цикла ________Н.И. Данилова «Байгильдинская СОШ»

Протокол №1 «30» августа 2016 г. ________В.Г. Ильин

от 30.08.2016 Приказ № 48 от31.08.2016

Руководитель ШМО

________ О.В. Ендерова










Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружка «Занимательная грамматика»

основного общего образования

для 6 класса



Срок реализации – 2016-2017 учебный год





Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования








Составила: Зайцева Ираида Вениаминовна

















Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом (или учащимся) плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться распознавать литературные жанры.


Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • использовать орфографические словари.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Формы работы:


  • беседа

  • лекции

  • диспуты

  • практикумы

  • семинары

  • конкурсы

  • викторины

  • познавательно-развлекательные игры

  • тематические устные журналы

  • конференции

  • олимпиады

  • Неделя русского языка и литературы.


Основные виды деятельности учащихся:

  • выполнение различных упражнений

  • оформление газет

  • участие в олимпиаде по русскому языку

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа

  • творческие работы

  • составление ребусов, шарад, кроссвордов

  • работа с книгой, словарями

  • написание сочинений-миниатюр

  • создание письменных монологических высказываний

  • составление тестовых заданий

Содержание программы

Тема 1. Язык – вековой труд поколений. (3ч). 
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.) 
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.) 
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.) 
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. 
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».
Тема 5. Каков человек, такова его и речь. (2ч.) 
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН.
Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 
Тема 7. Различай и отличай. (2 час.).
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?(2 час.)
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.
Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна. (4 ч.) 
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. 
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Тема 12. В многословии не без пустословия. (2ч.) 
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. 
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.
Тема 13. По речи узнают человека. (2ч.) 
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого

контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме

разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи.
Тема 14. Что в имени тебе моем? (3 ч.)
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.
Тема 15. Итоговое занятие. (2 ч.)
Аукцион знаний. 

Тематическое планирование кружка «Занимательная грамматика»

Название темы

(раздела)

Количество занятий

1

Тема 1. Язык – вековой труд поколений.


1.1

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.

1

1.2

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

1

1.3

Лингвистическая игра «Происхождение слов».

1

2

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.


2.1

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

1

3

Тема 3. Не все годится, что говорится.


3.1

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».

1

3.2

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

1

4

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».


4.1

Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.

1

4.2

Работа с фразеологическим словарём. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

1

5

Тема 5. Каков человек, такова его и речь.


5.1

Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.

1

5.2

Фонетический КВН.

1

6

Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!»


6.1

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

1

6.2

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке

1

6.3

Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1

7

Тема 7. Различай и отличай.


7.1

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

1

7.2

Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

1

8

Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?


8.1

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова

1

8.2

Работа с текстами. Викторина «Узнай меня».

1

9

Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.


9.1

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум.

1

9.2

Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.

1

9.3

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.

1

9.4

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

1

10

Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна.


10.1

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

1

10.2

Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

1

10.3

Знакомство с жанром лимерика. Лимерики.

1

10.4

Игры с рифмой. Создание лимериков по школьной тематике.

1

11

Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.


11.1

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

1

12

Тема 12. В многословии не без пустословия.


12.1

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

1

12.2

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

1

13

Тема 13. По речи узнают человека.


13.1

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.

1

13.2

Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Конкурс знатоков речи

1

14

Тема 14. Что в имени тебе моем?


14.1

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.

1

14.2

Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.

1

14.3

Защита проекта «Что в имени тебе моем?»

1

15

Тема 15. Итоговое занятие.


15.1

Аукцион знаний.

1

15.2

Аукцион знаний.

1

Итого часов: 35