7 класс
«Речевой этикет . Культура поведения »
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. (Дж. Свифт)»
Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес.
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. – Ж. Руссо.
Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени. Ф. Честерфилд
Курс «Речевой этикет. Культура поведения» в 7 классе – это продолжение начатой программы по воспитанию навыков культуры поведения, общения с окружающими людьми, природой, миром. Этикет – от французского «etiquette» установленный порядок поведения где–либо. Этикет гласит о том, как произвести благоприятное впечатление в обществе, какие требования предъявляются к одежде, манерам, поведению человека, каковы особенности организации приема или презентации и многое другое. Вежливость – это форма общения с людьми, которая выражает уважение к личному достоинству человека и чувство собственного достоинства. Вежливость проявляется в словах, тоне, жестах, мимике. Везде и всегда необходимо вежливо относиться к знакомым и незнакомым людям, к младшим и старшим, к взрослым, друзьям и товарищам. Воспитанный человек – это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. В 19 веке о воспитанном человеке говорили, что он обладает хорошими манерами.
«Да бросьте вы церемониться!» — говорят тому, кто слишком уж подчеркнуто демонстрирует свои безупречные манеры и с пунктуальностью электронно-вычислительной машины выполняет огромное количество установленных этикетом правил, ритуалов, процедур — короче говоря, церемоний.
Правил поведения, действительно, существовало и существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывали около тридцати тысяч церемоний. Как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем — все было строго определено и расписано.
Правила возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Например, один из самых распространенных в мире способов приветствия — рукопожатие — дошел до нас из таинственной дали тысячелетий. Тогда это было разумной мерой предосторожности — взаимное ощупывание рук, чтобы убедиться в отсутствии дурных намерений и оружия у встречного человека.
Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи. Так, испокон веков у всех народов обидеть старика, непочтительно обойтись с ним значило покрыть себя позором.
Всегда и всюду не уважали болтунов, тех, кто слушать не умеет, а сам говорит много. Через полторы тысячи лет дошла до нас история о том, как явились к правителям древнегреческого государства Спарты послы соседней страны просить военной помощи. И вместо короткой и толковой просьбы они произнесли красивую и путаную речь на два часа. Спартанцы ответили им: «Начало вашей длинной речи мы забыли, а конца не поняли, так как забыли начало».
Во все времена и у всех народов глубоким вниманием и уважением пользовалась женщина-мать.
Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства. Примеров можно приводить много. И все эти обычаи были глубоко человечны, они помогали людям жить.
Цель:
сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.
Основные задачи курса:
- планомерное воспитание личности учащихся
- возрождение забываемых понятий «гражданственность», «долг», «честь», «совесть».
- учить оценивать поступки окружающих и свои собственные высоты этих понятий.
Тема 1. Роль языка в обществе. (3ч.)
Язык и речь в человеческом обществе. Особенности русского языка, отмеченного великими людьми прошлого и настоящего. Тесная связь речевой культуры с общей культурой человека. Понятие «Речевой этикет», «культура речи». Потребность человека в постоянном общении. Цели общения. Важность общения ради общения. Умение слушать лекцию, умение выделить главную мысль, делать выводы, анализировать, оценивать примеры, связанные с речевым этикетом.
Тема 2. Речевой этикет. (10 ч.)
Многообразие речевых формул приветствий, прощаний, благодарности, извинений. Изменение обращений в ходе исторического развития. Роль интонации, паузы, мимики и жестов в речевом общении. Значение орфоэпических норм в речевой культуре. Трудности русской орфоэпии. Диалог. Слово – тоже поступок. Резкий тон, грубость порождают столкновения, доброжелательность – взаимопонимание. Началом ссоры является неумение общаться. Злое слово (ругательства) – отрицательная вибрация в пространстве. Языческие происхождения грубой брани. Исторические попытки искоренения. Табу.
Практические уроки.
Умение выбрать нужную речевую формулу, обращение в зависимости от ситуации;
работать по определению часто встречающихся орфоэпических …..;
умение работать с орфоэпическим словарем, участвовать в диалоге, соблюдая его этические нормы и речевой этикет;
умение грамотно задавать вопросы и отвечать на поставленные;
уметь видеть мир глазами других;
учиться достойно выходить из конфликтных ситуаций.
Тема 3. Фольклор – заповедник (источник) русского языка. (4ч.)
Язык пращуров. Фольклор – источник русского языка. Лексика, монологи, диалоги. Образность и мелодичность. Роль пословиц, поговорок. Фразеологизмы – национальное богатство любого языка. Диалектные слова.
Практические уроки:
- Умения: слово-игрушка;
- Вырабатывать навыки исследования русской народной сказки, сопоставление её с современной разговорной речью (практический урок)
- использование (в устной и письменной речи) различных видов русского красноречия, сопоставление диалогов, юмористических миниатюр с использованием пословиц, фразеологизмов, диалектизмов.
-юмор, басня, высокий стиль, ода
Высокий слог – поэзия, романсы.
Тема 4. Лексика. (11ч.)
Архаизмы и неологизмы в современном языке. Иностранные слова в русской речи. Целесообразность заимствований. Жаргон и язык нашего юношества, отсутствие в сленге интонации, сложных многообразных модуляций речи. Особенности языка деловых бумаг. Когда канцеляризмы – речевой мусор. Влияние словарного запаса на культурное развитие человека.
Практические занятия:
Умения:
- умелое и уместное употребление данной лексики;
- составление заявления, объяснительной записки, расписки и т.д.;
- умение видеть и исправлять речевые ошибки, нарушения синтаксических норм (Рубинштейн: «чем больше речь эмоциональна, тем больше она речь»);
- работать с текстом
Тема 5. Как стать искусным собеседником. (3ч.)
Беседа. Этические и речевые нормы. Словари всех видов и принципы работы с ними.
Умения вырабатывать:
- умение поддерживать беседу по заданной теме с учетом этических норм и речевого этикета;
- свободно пользоваться словарем;
Темы зачетных работ по итогам четверти:
1 четверть – «Искусство быть другим» (умение выйти достойно из возникшей конфликтной ситуации.)
2 четверть – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:
«Похвальное слово русским синонимам»,
« О том, кто съел собаку на этом деле»
3 четверть –
Наблюдение – исследование рассказов Чехова. Юмор у М. Шолохова, у А. Чехова (иностранные слова);
Участие в беседе о коллективно выбранной теме. Логика мысли в беседах Сократа.
Поурочная разработка курса.
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Результаты обучения | ИКТ ресурсы | Виды контроля |
Тема1. Роль языка в обществе. (3 час) |
1 | Язык в современном обществе. (Русские писатели о языке) Язык и речь – взаимосвязь и различие. | 1 | | | |
2 | Культура поведения и речевой этикет. | 1 | | | |
3 | «Лишь Слову жизнь дана» И.Бунин | 1 | | | |
Тема 2. Речевой этикет. (10ч.) |
1 | Устойчивые формулы общения. | 1 | | | |
2 | Как мы обращаемся к друг другу. | 1 | | | |
3 | «Я и ТЫ» в общении. | 1 | | | |
4 | О чувстве дистанции в общении. | 1 | | | |
5 | Роль орфоэпии и интонации в общении. | 1 | | | |
6 | Слово лечит, слово ранит. | 1 | | | |
7 | Искусство быть другим. (использование языка в изменяющихся ситуациях и условиях речи) | 3 | | | |
Тема 3. Фольклор – источник русского языка. (4ч.) |
1 | Фольклор – источник русского языка. (языковые исследования русской народной сказки) | 1 | | | |
2 | Русское красноречие. (о роли пословиц, поговорок и др. видов) | 1 | | | |
3 | Ни пуха, ни пера, или как не попасть впросак. (историческая значимость русских фразеологизмов) | 1 | | | |
4 | «Когда петуха можно назвать кочетом» (использование диалектизмов) | 1 | | | |
Тема 4. Лексика. (11ч.) |
1 | Старое и новое в языке. | 1 | | | |
2 | Иноплеменные слова «Инопланетные слова» | 1 | | | |
3 | Словарь «людоедки Эллочки» ( о жаргонизмах и молодежном сленге). | 1 | | | |
4 | Язык деловых бумаг. | 1 | | | |
5 | «Куда скрылось живое, образное русское слово». | 1 | | | |
6 | Лексические средства выразительности. (наблюдения – анализ рассказа А. Чехова) | 1 | | | |
7 | Язык мой – друг мой. ( о речевых ….. учащихся) | 2 | | | |
8 | «Дом крышей вниз» (работа по предупреждению синтаксических норм) | 2 | | | |
9 | «Что в имени твоем?» | 1 | | | |
Тема 5. Как стать искусным собеседником. (3ч.) |
1 | Правила речевого этикета. Для говорящего и для слушающего. | 1 | | | |
2 | Как стать искусным собеседником. | 1 | | | |
3 | Беседа по теме | 1 | | | Практическое занятие. |
Литература:
В. Иванова, З. Потиха, Д. Розенталь «Занимательно в русском языке» Л, 1990г.
Н. Шанский «В мире слов». М, 1985г.
А. Акиншина, «Русский речевой этикет» М, 1983г.
А. Головин «Как говорить правильно»
Л. Успенская «По дорогам и тропам языка», «Слово о словах»
Н.И. Формановская «Вы сказали: «Здравствуйте!» М, Знание, 1989г.
Б. Гольдин «Речь и этикет» М, 1983г.
Л.И. Богданова Стилистика русского языка и культура речи. М, 2016 г.
Д. Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»
Л.Т. Григорян «Язык мой – друг мой», М, 1987г.
В. Вартьян «Почему мы говорим?»
В.Л. Куликов «Воспитать себя», М. 1991 г.
И.С. Кон «Психология доброго поступка», М, 1988г.
А.Б. Орлов «Самопознание и самовоспитание характера», М, 1987г.
К.И. Чуковский «Живой как жизнь»
В.Ф. Русецкий «Ключ к слову», М, 2000г.
С.В. Панов Энциклопедический словарь юного филолога, 1984 г. М, Педагогика.
Урок «Мир сказок А.С. Пушкина» Урок Р.Ф.