СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевой этикет 7 класс "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевой этикет 7 класс "

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевой этикет 7 класс "»

7 класс

«Речевой этикет . Культура поведения »

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. (Дж. Свифт)»

Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес.



Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. – Ж. Руссо.



Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени. Ф. Честерфилд

Курс «Речевой этикет. Культура поведения» в 7 классе – это продолжение начатой программы по воспитанию навыков культуры поведения, общения с окружающими людьми, природой, миром. Этикет – от французского «etiquette» установленный порядок поведения где–либо. Этикет гласит о том, как произвести благоприятное впечатление в обществе, какие требования предъявляются к одежде, манерам, поведению человека, каковы особенности организации приема или презентации и многое другое. Вежливость – это форма общения с людьми, которая выражает уважение к личному достоинству человека и чувство собственного достоинства. Вежливость проявляется в словах, тоне, жестах, мимике. Везде и всегда необходимо вежливо относиться к знакомым и незнакомым людям, к младшим и старшим, к взрослым, друзьям и товарищам. Воспитанный человек – это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. В 19 веке о воспитанном человеке говорили, что он обладает хорошими манерами.

«Да бросьте вы церемониться!» — говорят тому, кто слишком уж подчеркнуто демонстрирует свои бе­зупречные манеры и с пунктуальностью электронно-вычислительной машины выполняет огромное коли­чество установленных этикетом правил, ритуалов, про­цедур — короче говоря, церемоний.

Правил поведения, действительно, существовало и существует бесконечное множество. В древнем Ки­тае, например, насчитывали около тридцати тысяч церемоний. Как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем — все было строго определено и расписано. 

Правила возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Например, один из самых распространенных в мире способов привет­ствия — рукопожатие — дошел до нас из таинствен­ной дали тысячелетий. Тогда это было разумной ме­рой предосторожности — взаимное ощупывание рук, чтобы убедиться в отсутствии дурных намерений и оружия у встречного человека.

Шло время. Проверенные опытом многих поко­лений, правила постепенно превращались в обычаи. Так, испокон веков у всех народов обидеть старика, непочтительно обойтись с ним значило покрыть себя позором.

Всегда и всюду не уважали болтунов, тех, кто слушать не умеет, а сам говорит много. Через полто­ры тысячи лет дошла до нас история о том, как яви­лись к правителям древнегреческого государства Спарты послы соседней страны просить военной по­мощи. И вместо короткой и толковой просьбы они произнесли красивую и путаную речь на два часа. Спартанцы ответили им: «Начало вашей длинной речи мы забыли, а конца не поняли, так как забыли начало».

Во все времена и у всех народов глубоким внима­нием и уважением пользовалась женщина-мать.

Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства. Примеров можно приводить много. И все эти обычаи были глу­боко человечны, они помогали людям жить.


Цель:

сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.

Основные задачи курса:

- планомерное воспитание личности учащихся

- возрождение забываемых понятий «гражданственность», «долг», «честь», «совесть».

- учить оценивать поступки окружающих и свои собственные высоты этих понятий.



Тема 1. Роль языка в обществе. (3ч.)

Язык и речь в человеческом обществе. Особенности русского языка, отмеченного великими людьми прошлого и настоящего. Тесная связь речевой культуры с общей культурой человека. Понятие «Речевой этикет», «культура речи». Потребность человека в постоянном общении. Цели общения. Важность общения ради общения. Умение слушать лекцию, умение выделить главную мысль, делать выводы, анализировать, оценивать примеры, связанные с речевым этикетом.

Тема 2. Речевой этикет. (10 ч.)

Многообразие речевых формул приветствий, прощаний, благодарности, извинений. Изменение обращений в ходе исторического развития. Роль интонации, паузы, мимики и жестов в речевом общении. Значение орфоэпических норм в речевой культуре. Трудности русской орфоэпии. Диалог. Слово – тоже поступок. Резкий тон, грубость порождают столкновения, доброжелательность – взаимопонимание. Началом ссоры является неумение общаться. Злое слово (ругательства) – отрицательная вибрация в пространстве. Языческие происхождения грубой брани. Исторические попытки искоренения. Табу.

Практические уроки.

Умение выбрать нужную речевую формулу, обращение в зависимости от ситуации;

работать по определению часто встречающихся орфоэпических …..;

умение работать с орфоэпическим словарем, участвовать в диалоге, соблюдая его этические нормы и речевой этикет;

умение грамотно задавать вопросы и отвечать на поставленные;

уметь видеть мир глазами других;

учиться достойно выходить из конфликтных ситуаций.

Тема 3. Фольклор – заповедник (источник) русского языка. (4ч.)

Язык пращуров. Фольклор – источник русского языка. Лексика, монологи, диалоги. Образность и мелодичность. Роль пословиц, поговорок. Фразеологизмы – национальное богатство любого языка. Диалектные слова.

Практические уроки:

- Умения: слово-игрушка;

- Вырабатывать навыки исследования русской народной сказки, сопоставление её с современной разговорной речью (практический урок)

- использование (в устной и письменной речи) различных видов русского красноречия, сопоставление диалогов, юмористических миниатюр с использованием пословиц, фразеологизмов, диалектизмов.

-юмор, басня, высокий стиль, ода

Высокий слог – поэзия, романсы.



Тема 4. Лексика. (11ч.)

Архаизмы и неологизмы в современном языке. Иностранные слова в русской речи. Целесообразность заимствований. Жаргон и язык нашего юношества, отсутствие в сленге интонации, сложных многообразных модуляций речи. Особенности языка деловых бумаг. Когда канцеляризмы – речевой мусор. Влияние словарного запаса на культурное развитие человека.

Практические занятия:

Умения:

- умелое и уместное употребление данной лексики;

- составление заявления, объяснительной записки, расписки и т.д.;

- умение видеть и исправлять речевые ошибки, нарушения синтаксических норм (Рубинштейн: «чем больше речь эмоциональна, тем больше она речь»);

- работать с текстом



Тема 5. Как стать искусным собеседником. (3ч.)

Беседа. Этические и речевые нормы. Словари всех видов и принципы работы с ними.

Умения вырабатывать:

- умение поддерживать беседу по заданной теме с учетом этических норм и речевого этикета;

- свободно пользоваться словарем;

Темы зачетных работ по итогам четверти:

1 четверть – «Искусство быть другим» (умение выйти достойно из возникшей конфликтной ситуации.)

2 четверть – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:

«Похвальное слово русским синонимам»,

« О том, кто съел собаку на этом деле»

3 четверть –

  1. Наблюдение – исследование рассказов Чехова. Юмор у М. Шолохова, у А. Чехова (иностранные слова);

  2. Участие в беседе о коллективно выбранной теме. Логика мысли в беседах Сократа.



Поурочная разработка курса.

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Результаты обучения

ИКТ ресурсы

Виды контроля

Тема1. Роль языка в обществе. (3 час)

1

Язык в современном обществе. (Русские писатели о языке)

Язык и речь – взаимосвязь и различие.

1




2

Культура поведения и речевой этикет.

1




3

«Лишь Слову жизнь дана» И.Бунин

1




Тема 2. Речевой этикет. (10ч.)

1

Устойчивые формулы общения.

1




2

Как мы обращаемся к друг другу.

1




3

«Я и ТЫ» в общении.

1




4

О чувстве дистанции в общении.

1




5

Роль орфоэпии и интонации в общении.

1




6

Слово лечит, слово ранит.

1




7

Искусство быть другим. (использование языка в изменяющихся ситуациях и условиях речи)

3




Тема 3. Фольклор – источник русского языка. (4ч.)

1

Фольклор – источник русского языка. (языковые исследования русской народной сказки)

1




2

Русское красноречие. (о роли пословиц, поговорок и др. видов)

1




3

Ни пуха, ни пера, или как не попасть впросак. (историческая значимость русских фразеологизмов)

1




4

«Когда петуха можно назвать кочетом» (использование диалектизмов)

1




Тема 4. Лексика. (11ч.)

1

Старое и новое в языке.

1




2

Иноплеменные слова «Инопланетные слова»

1




3

Словарь «людоедки Эллочки» ( о жаргонизмах и молодежном сленге).

1




4

Язык деловых бумаг.

1




5

«Куда скрылось живое, образное русское слово».

1




6

Лексические средства выразительности. (наблюдения – анализ рассказа А. Чехова)

1




7

Язык мой – друг мой. ( о речевых ….. учащихся)

2




8

«Дом крышей вниз» (работа по предупреждению синтаксических норм)

2




9

«Что в имени твоем?»

1




Тема 5. Как стать искусным собеседником. (3ч.)

1

Правила речевого этикета. Для говорящего и для слушающего.

1




2

Как стать искусным собеседником.

1




3

Беседа по теме

1



Практическое занятие.



Литература:

  1. В. Иванова, З. Потиха, Д. Розенталь «Занимательно в русском языке» Л, 1990г.

  2. Н. Шанский «В мире слов». М, 1985г.

  3. А. Акиншина, «Русский речевой этикет» М, 1983г.

  4. А. Головин «Как говорить правильно»

  5. Л. Успенская «По дорогам и тропам языка», «Слово о словах»

  6. Н.И. Формановская «Вы сказали: «Здравствуйте!» М, Знание, 1989г.

  7. Б. Гольдин «Речь и этикет» М, 1983г.

  8. Л.И. Богданова Стилистика русского языка и культура речи. М, 2016 г.

  9. Д. Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»

  10. Л.Т. Григорян «Язык мой – друг мой», М, 1987г.

  11. В. Вартьян «Почему мы говорим?»

  12. В.Л. Куликов «Воспитать себя», М. 1991 г.

  13. И.С. Кон «Психология доброго поступка», М, 1988г.

  14. А.Б. Орлов «Самопознание и самовоспитание характера», М, 1987г.

  15. К.И. Чуковский «Живой как жизнь»

  16. В.Ф. Русецкий «Ключ к слову», М, 2000г.

  17. С.В. Панов Энциклопедический словарь юного филолога, 1984 г. М, Педагогика.

Урок «Мир сказок А.С. Пушкина» Урок Р.Ф.