Общие положения программы
Школе принадлежит решающая роль не только в изучении Правил дорожного движения, но и предупреждении детского дорожного травматизма в соответствии с Законом о дорожном движении.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные инспектора дорожного движения» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Юные инспекторы дорожного движения». («Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» Под редакцией В.А. Горского, 3-е издание. - М.: Просвещение, 2013). Программа по внеурочной деятельности социальной направленности разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Цели и задачи программы
Цель: Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения.
Исходя из данной цели, основными задачами программы являются:
выработка у школьников активной жизненной позиции;
закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
привлечение школьников к участию в пропаганде БД среди сверстников;
расширение технического кругозора детей, реализация их творческих способностей;
активизация деятельности школы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;
создание системы общешкольных мероприятий по профилактики дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными организациями по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 35 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю. По форме проведения занятий программа предполагает индивидуальную и групповую работу, совместную деятельность учащихся и родителей, привлечение инспектора ГИБДД, проведение массовых мероприятий, акций.
Содержание программы
1. Разработка символа отряда, выбор девиза, выбор командира отряда.
2. Наш город и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах). Рекомендовать прочтение книги Исаева «От самодельной коляски до ЗИЛ131, И.Серебрякова «Знакомтесь, автомобиль».
3. Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра.
4. Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах.
5. Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», беседа (пешеходные правила), практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.
6. Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ.
7. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.
8. Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).
9. Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
10. Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика», игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке». Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.
11. Знакомство с правилами оказания первой медицинской помощи.
12. Дорожные знаки. Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
13. Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
14. Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
15. Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
16. Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.
17. Опасные ситуации на дорогах. Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).
18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
19. Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.
20. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.
21. Мы - пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.
22. Мы - пассажиры. Беседа, блиц - опрос, экскурсия.
23. КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»
24. Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино». Знакомство с правилами велосипедистов.
25. Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.
26. Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.
Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
27. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо».
28. Составление текстов бесед по ПДД обучающихся начальных классов. Использование наглядных пособий.
29. Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.
30. Дорожный этикет. Оформление стенда по правилам дорожного движения, конкурс рисунокв.
31-32. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, презентация, викторина.
33.Тест по ПДД. Тест, презентация, загадки.
34-35. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.
Планируемые результаты изучения курса
В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в селе;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора, по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части с взрослыми);
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
Учащиеся должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Виды деятельности учащихся |
1 | Положение об отряде ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда. | 1 | - Проведение занятий по изучению Правил дорожного движения в дошкольных учреждениях и младших классах общеобразовательных школ; - работа с велосипедистами и проведение с ними теоретических и практических занятий по изучению правил дорожного движения; - создание стендов «ЮИД в действии», стенгазет «Юный инспектор движения», информационных листков «За безопасность движения»; - проведение викторин, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановка спектаклей; - проведение во время каникул рейдов «Юный пешеход»; - умение пользоваться аптечкой при различных видах повреждений, оказание доврачебной помощи пострадавшему; - организация среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения. |
2 | Наш город (село) и его транспорт. История автотранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. | 1 |
3 | Где и как переходить дорогу. Правила дорожного движения. | 1 |
4 | Обязанности пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. | 1 |
5 | Дорога в школу. Где и как двигаться пешеходам вдоль дорог. | 1 |
6 | Наша улица, наш район. Правила дорожного движения. Места перехода проезжей части. | 1 |
7 | Как рождаются опасные ситуации на дорогах. | 1 |
8 | Викторина « Знаешь ли ты правила дорожного движения» | 1 |
9 | Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 1 |
10 | Сигналы регулирования дорожного движения. Изучение сигналов регулировщика. | 1 |
11 | Правила оказания первой доврачебной помощи при транспортных авариях. | 1 |
12 | Дорожные знаки и их группы. | 1 |
13 | Запрещающие знаки | 1 |
14 | Предупреждающие знаки | 1 |
15 | Знаки особого предписания и знаки сервиса | 1 |
16-17 | Опасные ситуации на дорогах. ЮИД - активный помощник работников ГИБДД в предупреждении аварий. | 2 |
18 | Знай правила дорожного движения как таблицу умножения. | 1 |
19 | Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | 1 |
20 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | 1 |
21 | Мы - пассажиры. Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств. | 1 |
22 | Мы – пассажиры. Экскурсия. Практические навыки поведения в транспорте. | 1 |
23 | КВН «Транспорт и правила поведения в нём» | 1 |
24 | Будь внимательным и осторожным. Правила для велосипедистов. | 1 |
25 | Клуб внимательных пешеходов. | 1 |
26 | Про разметку на дороге. Перекрёсток. | 1 |
27 | Подготовка и участие в конкурсе «Безопасное колесо» | 1 |
28 | Устная пропаганда ПДД среди учащихся младших классов. | 1 |
29 | Дорожный этикет. | 1 |
30 | Оформление школьного стенда по ПДД. Помощь младшим классам. | 1 |
31 | Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. История милиции. | 1 |
32 | Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. История службы ГАИ-ГИБДД. | 1 |
33 | Тест по ПДД. Зачёт членов отряда по программе ЮИД. | 1 |
34-35 | Праздник «Мы знаем правила дорожного движения» | 2 |
Итого: | 35 часов |
Список литературы
1. Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
2. Буянов В.М. «Первая медицинская помощь», М., Медицина, 1992.
3. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160
4. Жатин С.О. Правила дорожного движение 1-4 классы.- Волгоград : Учитель, 2011 с.
5. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.
6. Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении – Волгоград. «Учитель» - 2006
7. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104 с.
8. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. «Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителя» – М.: Просвещение, 1981.
9. Энциклопедия «Все обо всем».