МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Колледж информационных технологий и экономики
Рабочая ПРОГРАММа ПРактики по профилю специальности профессионального МОДУЛЯ
ПМ-04
Составление и использование бухгалтерской отчетности
для специальности среднего профессионального образования
080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2016 г.
Программа практики по профилю профессионального модуля ПМ04 Составление и использование бухгалтерской отчетности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)
080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
код наименование специальности (профессии)
Организация-разработчик:_ ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова», колледж информационных технологий и экономики
Разработчик:
Кудаева А.А., кандидат экономических наук, преподаватель специальных дисциплин
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рабочая программа обсуждена на заседании ЦК Учета и налогов
протокол №____от__________________г.
Председатель ЦК Учета и налогов _______________ /Ф.Г.Макоева/
Согласована:
Заместитель директора по УР _________________/И.М.Кимова/
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОизводственной практики | стр. 4 |
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ | 9 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ | 13 |
| |
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет.
(код и наименование специальности)
1.2. Цели и задачи производственной практики.
Целью производственной практики является:
1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнении работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
3. Составление и использование бухгалтерской отчетности.
4. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
5. Выполнение работ по одной должности служащих.
Задачами производственной практики являются:
- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта
практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой специальности;
развитие общих и профессиональных компетенций;
освоение современных производственных процессов, технологий;
- адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий
различных организационно-правовых форм.
1.3. Рекомендуемое количество часов на производственную практику: 72 часа.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Наименование профессионального модуля, тем | Содержание учебного материала (дидактические единицы) | Объем часов |
ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности | 72 |
Вводный инструктаж | Постановка целей и задач практики; инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности; организационные вопросы. | 2 |
МДК 04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности | 38 |
Тема 1.1. Ознакомление с бухгалтерской и аналитической работой предприятия | Ознакомление с целями и задачами практики. Изучение методологических и методических аспектов формирования информации в отчетности предприятия. Ознакомление с организационной структурой бухгалтерской службы, с организацией аналитической работы на предприятии. | 4 |
Тема 1.2. Бухгалтерский баланс | Определение корреспонденции счетов по хозяйственным операциям. Запись суммы по дебету и кредиту счетов. Определение оборотов и остатков по счетам бухгалтерского учета. Составление оборотно-сальдовой ведомости. Установление объектов бухгалтерского учета, подлежащих отражению в бухгалтерском балансе в нетто-оценке и развернуто. Определение статей бухгалтерского баланса предназначенных для отражения объектов учета. Составление бухгалтерского баланса-нетто. | 6 |
Тема 1.3. Отчет о финансовых результатах | Определение статей, предназначенных для отражения доходов и расходов по обычным видам деятельности и прочих доходов и расходов. Определение величины постоянных налоговых обязательств, исчисляемых и погашаемых отложенных налоговых активов и обязательств. Определение сальдо на конец отчетного года по счетам отложенных налоговых активов и обязательств и их изменения за отчетный год. Определение величины текущего налога на прибыль к уплате за отчетный год и состояния задолженности по налогу на прибыль на отчетную дату. Определение величины чистой прибыли за отчетный год. Составление отчета о финансовых результатах. | 6 |
Тема 1.4. Отчет об изменениях капитала | Составление журнала регистрации хозяйственных операций. Запись на счетах хозяйственных операций по учету изменения уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Составление бухгалтерских регистров по учету собственного капитала. Расчет величины чистых активов предприятия. Составление отчета об изменениях капитала. | 6 |
Тема 1.5. Отчет о движении денежных средств | Определение статей отчета о движении денежных средств, предназначенных для отражения платежей и поступлений средств по кассе и расчетному счету. Составление отчета о движении денежных средств. | 6 |
Тема 1.6. Пояснения к годовой бухгалтерской финансовой отчетности | Раскрытие информации о наличии и движении основных средств. Раскрытие информации о наличии и движении запасов. Раскрытие информации о наличии и движении дебиторской и кредиторской задолженности. Раскрытие информации о затратах производства за предшествующий и отчетный периоды. | 6 |
Тема 1.7. Аудит бухгалтерской отчетности предприятия | Аудит активов и обязательств предприятия. Составление письменной информации (отчета) аудитора. Составление аудиторского заключения. | 4 |
МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности | 30 |
Тема 2.1. Анализ показателей бухгалтерского баланса | Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных активов. Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов. Анализ производственных запасов. Анализ дебиторской задолженности. Анализ динамики и структуры источников формирования капитала предприятия. | 6 |
Тема 2.2. Анализ показателей отчета о финансовых результатах | Анализ состава и динамики балансовой прибыли. Анализ прибыли от реализации продукции. Анализ использования прибыли. | 6 |
Тема 2.3. Анализ показателей отчета об изменениях капитала | Оценка состава и движения собственного капитала. Анализ состава и движения собственного капитала. Расчет и оценка чистых активов. | 6 |
Тема 2.4. Анализ показателей отчета о движении денежных средств | Оценка оптимальности объемов денежных потоков организации. Оценка денежных потоков по видам хозяйственной деятельности. Оценка состава, структуры, направлений движения денежных средств. Оценка динамики потоков денежных средств. Выявление и измерение влияния различных факторов на формирование денежных потоков. Выявление и оценка резервов улучшения использования денежных средств. Разработка предложений по реализации резервов повышения эффективности использования денежных средств. | 6 |
Тема 2.5. Анализ имущественного и финансового положения организации, ее платежеспособности и доходности | Анализ и оценка ликвидности баланса. Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности баланса. Оценка платежеспособности предприятия на основе изучения потоков денежных средств. Анализ и оценка коэффициентов деловой активности. | 6 |
Оформление отчета | 2 |
Всего: | 72 |
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы производственной практики предполагает наличие:
- базы практики – предприятие;
- рабочего места;
- программы практики;
- дневника практики.
Для руководства производственной практикой от учебного заведения и от предприятия (организации, учреждения) назначаются руководители практики.
Обучающие и технические средства для прохождения производственной практики:
- учебная, нормативная литература;
- пособия для самостоятельной работы практикантов;
- компьютеры, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации;
- методические пособия.
3.2. Информационное обеспечение практики по профилю Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература:
Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. Ростов на/Д, Изд. Феникс, 2013. – 509 с.
Бородин В.А. Бухгалтерский учёт: Учебник для вузов. М.: Изд. ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 528 с.
Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие. М.: Изд. «Дашков и К°», 2010. – 268 с.
Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Изд. Форум, 2010. – 288 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: Изд. Инфра-М, 2012. – 631 с.
Нечитайло А.И. Бухгалтерская финансовая отчетность. Ростов на/Д, Изд. Феникс, 2012. – 633 с.
Ровенских В.А., Слабинская И.А. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебник для бакалавров. М.: Изд. «Дашков и К°», 2013. – 364 с.
Чуева Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. М.: Изд. «Дашков и К°», 2010. – 348 с.
Дополнительная литература:
Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая с изменениями от 01.01.2012 г.).
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2010 года № 197-ФЗ;
Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2), утвержденных ФЗ №146-ФЗ от 31.07.98г. (в ред. от 27.07.2012 г.).
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ № 34н от 29.07.98г. (в ред. Приказа Минфина РФ от от 24.12.2010 N 186н).
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99. Приказ Минфина от 6 июля 1999 г. N 43н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н).
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 425 с. – (Серия «Высшее образование»).
Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011. – 272 с.
Интернет ресурсы:
Официальный сайт Министерства финансов РФ: http://www.minfin.ru/ru/.
Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли: http://www.economy.gov.ru/minec/main.
Официальный сайт Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов: http://www.ipbr.org.
Официальный сайт: газета Экономика и жизнь. http://www. Eg-online|
Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»;
3.3. Общие требования к организации производственной практики
Обязательным условием прохождения производственной практики, является наличие теоретических знаний по дисциплинам:
- Основы бухгалтерского учета;
- Экономика;
- Практические основы бухгалтерского учета имущества;
- Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества;
- Технология составления бухгалтерской отчетности;
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;
- Анализ финансовой отчетности;
- Статистика;
- Налоги и налогообложение.
4.4. Кадровое обеспечение производственной практики Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
- дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин:
- Основы бухгалтерского учета;
- Экономика организации;
- Практические основы бухгалтерского учета имущества;
- Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества;
- Технология составления бухгалтерской отчетности;
- Анализ финансовой отчетности;
- Статистика;
- Налоги и налогообложение;
- Аудит.
IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий.
Результаты обучения (освоенный практический опыт) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. | Текущий контроль производится руководителем практики от предприятия, закрепленным за обучающимся, методом ежедневных наблюдений. Экспертная оценка в ходе защиты отчета по производственной практике по каждому из разделов профессионального модуля. |
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. | Текущий контроль производится руководителем практики от предприятия, закрепленным за обучающимся, методом ежедневных наблюдений. Экспертная оценка в ходе защиты отчета по производственной практике по каждому из разделов профессионального модуля. |
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, отчетность по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. | Текущий контроль производится руководителем практики от предприятия, закрепленным за обучающимся, методом ежедневных наблюдений. Экспертная оценка в ходе защиты отчета по производственной практике по каждому из разделов профессионального модуля. |
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. | Текущий контроль производится руководителем практики от предприятия, закрепленным за обучающимся, методом ежедневных наблюдений. Экспертная оценка в ходе защиты отчета по производственной практике по каждому из разделов профессионального модуля. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля, при выполнении работ по производственной практике. Экспертная оценка в процессе защиты отчета по производственной практике. Положительные отзывы руководителей практики со стороны предприятия. |
ОК.2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |