СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ПП по ПМ04

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа производственной практики предназначена для студентов и руководителей практики по специальности Экономика и бухгалтерский учет. Программа содержит цель и задачи освоения производственной практики, наименование тем и содержание учебного материала, формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПП по ПМ04»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Колледж информационных технологий и экономики










Рабочая ПРОГРАММа ПРактики по профилю специальности профессионального МОДУЛЯ


ПМ-04


Составление и использование бухгалтерской отчетности

для специальности среднего профессионального образования

080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


















2016 г.



Программа практики по профилю профессионального модуля ПМ04 Составление и использование бухгалтерской отчетности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)

080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

код наименование специальности (профессии)

Организация-разработчик:_ ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова», колледж информационных технологий и экономики


Разработчик:

Кудаева А.А., кандидат экономических наук, преподаватель специальных дисциплин

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,



Рабочая программа обсуждена на заседании ЦК Учета и налогов


протокол №____от__________________г.


Председатель ЦК Учета и налогов _______________ /Ф.Г.Макоева/



Согласована:


Заместитель директора по УР _________________/И.М.Кимова/

















СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОизводственной практики

стр.

4

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


13





I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС

СПО по специальности 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет.

(код и наименование специальности)

1.2. Цели и задачи производственной практики.

Целью производственной практики является:

  • формирование профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

    ПК 4.1

    Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

    ПК 4.2

    Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

    ПК 4.3

    Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, отчетность по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

    ПК 4.4

    Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

    ОК 1

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК.2

    Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 3

    Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4

    Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК.5

    Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    ОК 6

    Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 7

    Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    ОК 8

    Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    ОК 9

    Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    ОК 10

    Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • комплексное освоение обучающимися видов профессиональной деятельности специальности 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет:

1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнении работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

3. Составление и использование бухгалтерской отчетности.

4. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

5. Выполнение работ по одной должности служащих.


Задачами производственной практики являются:

- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта
практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой специальности;

  • развитие общих и профессиональных компетенций;

  • освоение современных производственных процессов, технологий;

- адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий
различных организационно-правовых форм.


1.3. Рекомендуемое количество часов на производственную практику: 72 часа.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Наименование профессионального модуля, тем

Содержание учебного материала (дидактические единицы)

Объем часов

ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

72

Вводный инструктаж

Постановка целей и задач практики; инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности; организационные вопросы.

2

МДК 04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности

38

Тема 1.1. Ознакомление с бухгалтерской и аналитической работой предприятия

Ознакомление с целями и задачами практики. Изучение методологических и методических аспектов формирования информации в отчетности предприятия. Ознакомление с организационной структурой бухгалтерской службы, с организацией аналитической работы на предприятии.

4

Тема 1.2. Бухгалтерский баланс

Определение корреспонденции счетов по хозяйственным операциям.

Запись суммы по дебету и кредиту счетов.

Определение оборотов и остатков по счетам бухгалтерского учета.

Составление оборотно-сальдовой ведомости.

Установление объектов бухгалтерского учета, подлежащих отражению в бухгалтерском балансе в нетто-оценке и развернуто.

Определение статей бухгалтерского баланса предназначенных для отражения объектов учета.

Составление бухгалтерского баланса-нетто.

6

Тема 1.3. Отчет о финансовых результатах

Определение статей, предназначенных для отражения доходов и расходов по обычным видам деятельности и прочих доходов и расходов.

Определение величины постоянных налоговых обязательств, исчисляемых и погашаемых отложенных налоговых активов и обязательств.

Определение сальдо на конец отчетного года по счетам отложенных налоговых активов и обязательств и их изменения за отчетный год.

Определение величины текущего налога на прибыль к уплате за отчетный год и состояния задолженности по налогу на прибыль на отчетную дату.

Определение величины чистой прибыли за отчетный год.

Составление отчета о финансовых результатах.

6

Тема 1.4. Отчет об изменениях капитала

Составление журнала регистрации хозяйственных операций.

Запись на счетах хозяйственных операций по учету изменения уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Составление бухгалтерских регистров по учету собственного капитала.

Расчет величины чистых активов предприятия.

Составление отчета об изменениях капитала.

6

Тема 1.5. Отчет о движении денежных средств

Определение статей отчета о движении денежных средств, предназначенных для отражения платежей и поступлений средств по кассе и расчетному счету.

Составление отчета о движении денежных средств.

6

Тема 1.6. Пояснения к годовой бухгалтерской финансовой отчетности

Раскрытие информации о наличии и движении основных средств.

Раскрытие информации о наличии и движении запасов.

Раскрытие информации о наличии и движении дебиторской и кредиторской задолженности.

Раскрытие информации о затратах производства за предшествующий и отчетный периоды.

6

Тема 1.7. Аудит бухгалтерской отчетности предприятия

Аудит активов и обязательств предприятия.

Составление письменной информации (отчета) аудитора.

Составление аудиторского заключения.

4

МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности

30

Тема 2.1.

Анализ показателей бухгалтерского баланса

Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных активов.

Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов.

Анализ производственных запасов.

Анализ дебиторской задолженности.

Анализ динамики и структуры источников формирования капитала предприятия.

6

Тема 2.2.

Анализ показателей отчета о финансовых результатах

Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

Анализ прибыли от реализации продукции.

Анализ использования прибыли.

6

Тема 2.3. Анализ показателей отчета об изменениях капитала

Оценка состава и движения собственного капитала.

Анализ состава и движения собственного капитала.

Расчет и оценка чистых активов.

6

Тема 2.4.

Анализ показателей отчета о движении денежных средств

Оценка оптимальности объемов денежных потоков организации.

Оценка денежных потоков по видам хозяйственной деятельности.

Оценка состава, структуры, направлений движения денежных средств.

Оценка динамики потоков денежных средств.

Выявление и измерение влияния различных факторов на формирование денежных потоков.

Выявление и оценка резервов улучшения использования денежных средств.

Разработка предложений по реализации резервов повышения эффективности использования денежных средств.

6

Тема 2.5.

Анализ имущественного и финансового положения организации, ее платежеспособности и доходности

Анализ и оценка ликвидности баланса.

Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности баланса.

Оценка платежеспособности предприятия на основе изучения потоков денежных средств.

Анализ и оценка коэффициентов деловой активности.

6

Оформление отчета

2

Всего:

72
















III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы производственной практики предполагает наличие:

- базы практики – предприятие;

- рабочего места;

- программы практики;

- дневника практики.


Для руководства производственной практикой от учебного заведения и от предприятия (организации, учреждения) назначаются руководители практики.


Обучающие и технические средства для прохождения производственной практики:

- учебная, нормативная литература;

- пособия для самостоятельной работы практикантов;

- компьютеры, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации;

- методические пособия.


3.2. Информационное обеспечение практики по профилю

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:

  1. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. Ростов на/Д, Изд. Феникс, 2013. – 509 с.

  2. Бородин В.А. Бухгалтерский учёт: Учебник для вузов. М.: Изд. ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 528 с.

  3. Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие. М.: Изд. «Дашков и К°», 2010. – 268 с.

  4. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Изд. Форум, 2010. – 288 с.

  5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: Изд. Инфра-М, 2012. – 631 с.

  6. Нечитайло А.И. Бухгалтерская финансовая отчетность. Ростов на/Д, Изд. Феникс, 2012. – 633 с.

  7. Ровенских В.А., Слабинская И.А. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебник для бакалавров. М.: Изд. «Дашков и К°», 2013. – 364 с.

  8. Чуева Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. М.: Изд. «Дашков и К°», 2010. – 348 с.


Дополнительная литература:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая с изменениями от 01.01.2012 г.).

  2. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2010 года № 197-ФЗ;

  3. Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2), утвержденных ФЗ №146-ФЗ от 31.07.98г. (в ред. от 27.07.2012 г.).

  4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011.

  5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ № 34н от 29.07.98г. (в ред. Приказа Минфина РФ от от 24.12.2010 N 186н).

  6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99. Приказ Минфина от 6 июля 1999 г. N 43н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н).

  7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 425 с. – (Серия «Высшее образование»).

  8. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011. – 272 с.


Интернет ресурсы:

  1. Официальный сайт Министерства финансов РФ: http://www.minfin.ru/ru/.

  2. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли: http://www.economy.gov.ru/minec/main.

  3. Официальный сайт Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов: http://www.ipbr.org.

  4. Официальный сайт: газета Экономика и жизнь. http://www. Eg-online|

  5. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»;


3.3. Общие требования к организации производственной практики

Обязательным условием прохождения производственной практики, является наличие теоретических знаний по дисциплинам:

- Основы бухгалтерского учета;

- Экономика;

- Практические основы бухгалтерского учета имущества;

- Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества;

- Технология составления бухгалтерской отчетности;

- Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;

- Анализ финансовой отчетности;

- Статистика;

- Налоги и налогообложение.


4.4. Кадровое обеспечение производственной практики

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

- дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин:

- Основы бухгалтерского учета;

- Экономика организации;

- Практические основы бухгалтерского учета имущества;

- Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества;

- Технология составления бухгалтерской отчетности;

- Анализ финансовой отчетности;

- Статистика;

- Налоги и налогообложение;

- Аудит.
















IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий.


Результаты обучения

(освоенный практический опыт)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Текущий контроль производится руководителем практики от предприятия, закрепленным за обучающимся, методом ежедневных наблюдений.

Экспертная оценка в ходе защиты отчета по производственной практике по каждому из разделов профессионального модуля.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

Текущий контроль производится руководителем практики от предприятия, закрепленным за обучающимся, методом ежедневных наблюдений.

Экспертная оценка в ходе защиты отчета по производственной практике по каждому из разделов профессионального модуля.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, отчетность по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

Текущий контроль производится руководителем практики от предприятия, закрепленным за обучающимся, методом ежедневных наблюдений.

Экспертная оценка в ходе защиты отчета по производственной практике по каждому из разделов профессионального модуля.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Текущий контроль производится руководителем практики от предприятия, закрепленным за обучающимся, методом ежедневных наблюдений.

Экспертная оценка в ходе защиты отчета по производственной практике по каждому из разделов профессионального модуля.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля, при выполнении работ по производственной практике.

Экспертная оценка в процессе защиты отчета по производственной практике.

Положительные отзывы руководителей практики со стороны предприятия.

ОК.2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).