СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа природоведение 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику «Природа. Неживая и живая» В. М. Пакулова и Н. В. Иванова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа природоведение 5 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №104 им.М.Шаймуратова

Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан


«Рекомендовано»

Руководитель ШМО

________ Абдрахманова А.Ю.


Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.


«Согласовано»

Зам.директора по НМР

_____________ Шафикова И.Р.


«____»____________2014 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №104

_____________Павлова Е.В.


от «__»_____2014 г.



Рабочая программа учебного предмета

«Природоведение»

5 класс уровень базовый

к учебнику «Природа. Неживая и живая» В. М. Пакулова и Н. В. Иванова

Разработана:

Марковой Еленой Леонидовной

Учитель химии и биологии

УФА - 2014

Содержание



Пояснительная записка …………………………………………………………………………… 3 стр.

Содержание курса…………………………………………………………………………………. 7 стр.

Учебно – тематическое планирование…………………………………………………………… 13 стр.

Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………15 стр.

Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………………..28 стр.

Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………………….30 стр.

Литература…………………………………………………………………………………………. 31 стр.

 









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы МО РФ и УМК В.В.Пасечника. Календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2010 г.

 

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 10 часов для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущихбиологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения, что обеспечивает Программа по биологии для 5-9 кл., авторы : В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш.

  Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в  классе следующего курса : Природа. Неживая и живая — 70 ч (5 кл.).

        Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и

разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

        Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

       Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

         Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены     лабораторные     работы,     экскурсии,     демонстрации опытов, проведение  наблюдений.   Все   это   дает   возможность   направленно   воздействовать   на  личность   учащегося:   тренировать   память,   развивать   наблюдательность, мьппление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.




Цели и задачи курса.      

-  овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

-  формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

-              гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;                                                                           

-             установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

            - подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,

             медицины,   здравоохранения

Программа курса «Природа живая и неживая» рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Весь учебный материал разделен на 11 тем, которые рассматривают вопросы:

- строения Вселенной,

-  строения и свойств вещества,

-  свойств воды, воздуха, горных пород, почвы, 

-  разнообразия и строения живых организмов, растений, грибов, животных,         

- связь живого и неживого.

- здоровье человека и безопасность жизнедеятельности.

              

В содержание типовой программы  (Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: - М: Дрофа,

2010 г.)  внесены следующие изменения:

          Изменено количество часов на изучение темы «Вселенная», «Воздух», «Горные породы», «Почва», «Животные», «Вода» (в тематическом планировании отводится дополнительно по 1 часу на каждую тему для обобщения, систематизации знаний).




















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 

Природа. Живая и неживая.

 5 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (2 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная (8 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвез­дия. Полярная звезда и созвездия Большая и Ма­лая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение сол­нечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Су­точное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и мете­ориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

 Лабораторная работа №1 «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария».

Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе, карте полушарий, экватора, полюсов».

Практическая работа № 1 «Ориентирование на местности с помощью компаса»            

 Практическая работа № 2 «Ориентирование на местности по Солнцу и часам».



2. Строение и свойства вещества (12 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообраз­ных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование че­ловеком физических и химических явлений при­роды в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа № 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

3. Воздух (6 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для жи­вых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосфер­ное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Из­менение температуры воздуха с высотой. Образова­ние облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Рабо­та ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказа­ние погоды. Влияние погоды на организм челове­ка.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение на­правления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здо­ровья при различных погодных условиях.

            Практическая работа № 3 «Описание погоды за месяц».


4. Вода (3 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нераство­римые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, ов­рагов, ущелий. Значение воды в природе. Исполь­зование воды человеком. Охрана воды.

5.  Горные породы (6 часов)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Об­ломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обло­мочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Металлы. Использование ме­таллов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и мине­ралов, полезных ископаемых.

Лабораторная работа №4 «Описание горных пород, определение их свойств».

 Лабораторная работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

6. Почва (6 часов)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Струк­тура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с раз­ной структурой; опытов по определению свойств почвы.


7. Организмы (5 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биоло­гические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспо­собленность растений и животных к жизни в раз­ных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организ­мов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Зна­комство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного матери­ала.

Наблюдения за растениями, животными, факто­рами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

 Экскурсия в природу «Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».

8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цвет­ковые и нецветковые. Цветковые растения, их ор­ганы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни челове­ка. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Мно­гообразие культурных растений: полевые, овощ­ные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных об­разцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».

Лабораторная работа № 7 «Влияние температуры воздуха и влажности на прорастание семян»

Лабораторная работа № 8 «Определение названий растений Красной книги».


9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядови­тые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шля­почных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа № 9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

10. Животные (5 часа)

Характерные признаки животных, сходство с рас­тениями и отличия от них. Животные дикие и до­машние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспо­собленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми жи­вотными. Животные Красной книги. Охрана Ди­ких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Мно­гообразие домашних животных, уход за ними, со­здание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чу­чел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, поч­венной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа № 10 «Узнавание животных своей местности».

11. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природ­ных ситуациях (во время грозы, ливней, под гра­дом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физиче­ской нагрузки.

Лабораторная работа № 11 «Определение показаний развития своего организма».

Лабораторная работа № 12 «Овладение способами оказания первой помощи при ушибах».

Лабораторная работа № 13 «Овладение способами оказания первой помощи при растяжении связок, кровотечениях».

Лабораторная работа № 14 «Овладение способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечениях».








УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

1.

Введение

1

2.

Вселенная

8

3.

Строение и свойства вещества

12

4.

Воздух

7

5.

 Вода

3

6.

Горные породы

6

 7

Почва – особое тело Земли

6

8.

Организмы

5

9.

Растения

7

10.

Грибы

2

11.

Животные

5

12.

Человек, его здоровье и безопасность жизни

3


Зачет по курсу

1


Резерв

2

Итого:

Всего:

68




 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по природоведению 5 класс 68 часов (2 часа в неделю)

 

 

Тема урока

 

Практическая

лабораторная работы

 

Домашнее

задание

5 д класс

5 е класс

Дата план

Дата факт

Дата план

Дата факт

 

1

Введение. Как изучали природу.

 

стр. 7 – 9;

зад. № 4 стр.10

 02.09.14.

 

02.09.14.


Вселенная





 

2

 

Звёзды на небе.

 

§1;

Принести карандаши

 

06.09.14.

 

05.09.14.


 

3

 

Практическая работа.










Лабораторная работа  №1

«Определение на звёздной карте

Созвездий Северного полушария».

 

 

09.09.14.

 

09.09.14.


 

4

 

Земля – наш дом.

Лабораторная работа  №2

«Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий».

 

§2, пересказ.

 13.09.14.

 

12.09.14.


 

5

 

Оболочка Земли.

Практическая работа  №1

«Ориентирование на местности с помощью компаса».

 

§3, пересказ.

 16.09.14.

 

16.09.14.


 

6

 

Луна – естественный спутник Земли.

 

 

§4, пересказ. Записи.

 20.09.14.

 

19.09.14.


 

 

7

 

Солнце. Солнечная система.


 

 

§5, сообщение.

 23.09.14.

 

23.09.14.


 

 

8

 

 

Практическая работа.






Практическая работа  №2 «Ориентирование на местности по солнцу в полдень».

 

Практическая работа  №3

«Определение сторон горизонта по звёздам».

 

 

подготовка к обобщающему уроку

 

 27.09.14.

 

26.09.14.


 

9

Обобщающее повторение

«Вселенная».

 







 

 30.09.14.

 

30.09.14.


Строение и свойство вещества





 

10

 

Тела и вещества.

 

§ 6, дом. опыт.

 07.10.14.

 

03.10.14.


 

11

 

Свойства твёрдых тел, жидкостей, газов.

 

§ 7, принести шарик.

 14.10.14.

 

07.10.14.


 

12

 

 

 

Практическая работа №3.

Лабораторная работа №3

«Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел».

 

 18.10.14.

 

10.10.14.


 

13

 

 

 

Вещество и смеси.






 

 

§8 пересказ.

 21.10.14.

 

14.10.14.


 

14

 

Молекулы. Атомы. Элементы.

 

§9, записи в тетради.

 25.10.14.

 

17.10.14.


 

15

 

Движение частиц вещества.

 

 

§10 пересказ.

 28.10.14.

 

21.10.14.


 

16

 

Взаимодействие частиц.

 

§11 пересказ.

 08.11.14.

 

24.10.14.


 

17

 

Разнообразие веществ.

 

§12, сообщение.

 11.11.14.

 

28.10.14.


 

18

 

Физические явления.

 

§13 пересказ.

 15.11.14.

 

07.11.14.


 

19

 

Химические явления.

 

§14 пересказ.

 18.11.14.

 

11.11.14.


 

20

 

Окисление.

 

§15 дом. опыт.

 22.11.14.

 

14.11.14.


 

21

Обобщающее повторение по теме «Вещества».

 

 

 25.11.14.

 

18.11.14.


Воздух.





 

22

 

Воздух – смесь газов.

 

§16 пересказ.

 29.11.14.

 

21.11.14.


 

23

 

Свойства воздуха.

 

§17 пересказ.

 02.12.14.

 

25.11.14.


 

24

 

Вес воздуха и атмосферное давление.

 

§18 пересказ.

 06.12.14.

 

28.11.14.


 

25

 

Изменение давления воздуха с высотой.



 

§19 дом. опыт.

 09.12.14.

 

02.12.14.


 

26

 

Погода и её предсказание.

 

§20, записи погоды.

 

 13.12.14.

 

05.12.14.


 

27

 

Практическая работа.

Практическая работа  №4

«Описание погоды за месяц».

 

Подготовка к обобщающему уроку.

 16.12.14.

 

09.12.14.


 

28

Обобщающее повторение по теме «Воздух».



 

 

 20.12.14.

 

12.12.14.


Вода





 

29

Три состояния воды.

 

§21, дом. опыт.

 23.12.14.

 

16.12.14.


 

30

Тепловое расширение воды.

 

§22, дом. опыт.

 27.12.14.

 

19.12.14.


 

31

Вода – растворитель. Работа воды в природе.


 

§23, сообщения.

 30.12.14.

 

23.12.14.


Горные породы.





 

 

32

 

 

Внутреннее строение Земли.

 

 

§24, пересказ.

 

17.01.15.

 

26.12.14.


 

33

 

Практическая работа №4.

Лабораторная работа №4

«Описание минералов и горных пород, определение их свойств».

 Оформление выводов.

 20.01.15.

 

30.12.14.


 

34

Разрушение горных пород.

 

§25

 24.01.15.

 

16.01.15.


 

35

Полезные ископаемые. Металлы.

 

 

§26, сообщения.

 27.01.15.

 

20.01.15.


 

36

Полезные ископаемые нашей местности.

Лабораторная работа №5«Ознакомление с местными полезными ископаемыми».

 Оформление выводов.

 31.01.15.

 

23.01.15.


 

37

Обобщающее повторение по теме: «Горные породы».


 

 Повторение.

 03.02.15.

 

27.01.15.


Почва - особое тело Земли.





 

38

Образование почв и их разнообразие.

 

§27 пересказ.

 07.02.15.

 

30.01.15.


 

39

Состав и свойства почвы.

 

§28 пересказ.

 10.02.15.

 

03.02.15.


 

40

 

Уход за почвой.

 

§29, домашний опыт.

 14.02.15.

 

06.02.15.


 

41

Влияние растений на почву.


 

§30 пересказ.

 17.02.15.

 

10.02.15.


 

42

 

Разрушение почв.



 

§31 пересказ.

 21.02.15.

 

13.02.15.


 

43

Обобщающее повторение по теме: «Почва».




 

 Повторение.

 24.02.15.

 

17.02.15.


Организмы.





 

44

 

Организм и его свойства.

 

§32 пересказ.

 28.02.15.

 

20.02.15.


 

45

 

Где живут организмы?

 

§33, сообщения.

 03.03.15.

 

24.02.15.


 

46

Увеличительные приборы.

 

§34, конспект.

 07.03.15.

 

27.02.15.


 

47

 

Строение организмов.

 

§35, записи в тетради.

 10.03.15.

 

03.03.15.


 

48

Обобщающее повторение по теме: «Организмы».



 

 Повторение.

 14.03.15.

 

06.03.15.


Растения.





 

49

 

Признаки растений.

 

§36, дом. опыт.

 17.03.15.

 

10.03.15.


 

50

 

Разнообразие растительного мира.


 

§37, сообщения.

 21.03.15.

 

13.03.15.


 

51

Строение цветковых растений.










Лабораторная работа №6.«Распознавание органов цветкового растения».Лабораторная работа №7.«Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян».

§38, оформление выводов.

 04.04.15.

 

17.03.15.


 

52

Места обитания дикорастущих растений.




 

§39, записи в тетради.

 07.04.15.

 

20.03.15.


 

53

 

Красная книга растений.

Лабораторная работа №8.«Определение названия растений».

§40, сообщения.

 11.04.15.

 

03.04.15.


 

54

 

Многообразие культурных растений.


 

§41, сообщения.

 14.04.15.

 

07.04.15.


 

55

Обобщающее повторение по теме: «Растения»

 

 Повторение.

 18.04.15.

 

10.04.15.


Грибы





 

56

 

Разнообразие грибов.



 

§42, сообщения.

 21.04.15.

 

14.04.15.


 

57

 

Шляпочные грибы.





Лабораторная работа №9«Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

§43, индив. Задания.

 25.04.15.

 

17.04.15.


Животные.





 

58

 

Признаки животных.

 

§44 пересказ.

 28.04.15.

 

21.04.15.


 

59

Условия жизни и многообразие диких животных.

 

§45 пересказ.

 02. 05.15.

 

24.04.15.


 

60

 

Значение диких животных и их охрана.

Лабораторная работа №10«Узнавание животных своей местности».

§46, оформление выводов.

 05. 05.15.

 

28.04.15.


 

61

 

Домашние животные. Связи живого и неживого.


 

§47, сообщения.

§48, схема в тетради.

 12. 05.15.

 

05. 05.15.


 

62

Обобщающее повторение по теме: «Животные».








 

Повторение. 

 16. 05.15.

 

08. 05.15.


Человек. Его здоровье и безопасность жизни.





 

63

 

Человек и окружающая среда.

Лабораторная работа №11«Определение показателей развития своего организма».

§49, оформление выводов.

 19. 05.15.

 

12. 05.15.


 

64

 

Как беречь свое здоровье и жизнь.

Лабораторная работа №12«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах».

§50

 23. 05.15.

 

15. 05.15.


 

65

 

Способы оказания первой помощи. Вредные привычки.

Лабораторная работа №13«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок».                  Лабораторная работа №14«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении».

§ 51, дом. опыт. Готовиться к зачету.

 26. 05.15.

 

19. 05.15.


 

66

Зачёт по курсу природоведения.



 


 30. 05.15.

 

22. 05.15.



 

67

Резервное время.

 

 

 


26. 05.15.



68

Резервное время.

 

 

 

 

29. 05.15.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

Знать:

v            отличия живой природы от неживой;

v            строение, свойства тел неживой и живой природы;

v            явления неживой и живой природы;

v            связь живого и неживого;

v            образование ветра, осадков;

v            состав воды, ее свойства и значение для живых тел природы;

v            основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование  человеком;

v            состав и свойства почвы; многообразие растений и животных, условия их 

              жизни, использование человеком;

v            место и роль человека в природе;

v            меры по охране неживой и живой природы.

 

             Уметь:

v               вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха;

v  определять направление ветра и облачность, виды осадков;

v  делать записи условными обозначениями в дневниках;

v  определять высоту полуденного солнца над горизонтом;

v  ориентироваться по солнцу, по местным признакам;

v  самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;

v  выращивать растения, животных и ухаживать за ними;

v  ставить простейшие опыты с растениями и животными в уголке живой природы и на  

               учебно-опытном участке;

v  ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками,

               выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

 


 

 












 


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1. Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2010. – 222с.

 

2. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2010. – 111с.

 

3. Рабочая тетрадь «Природоведение 5 класс» Дрофа 2010.

  

Интернет-ресурсы

 www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

 www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр ин­формационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифро­вых образовательных ресурсов

www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.







ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1.Пакулова В. М.,Иванова Н. В Природа. Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2010.

2.Пакулова В. М.,Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2010.



















 Приложение 1.


Формы и средства контроля

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

Рабочей программой предусматривается проведение 14 лабораторных работ и трех практических работ.

 

Лабораторная работа №1 «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария».

Цель работы: научить работать со звездной картой, определять звездные созвездия.

Ход выполнения работы:

1.                  Внимательно рассмотреть карту звездного неба.

2.                  Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица. Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.

3.                  Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится? Какое направление из сторон горизонта она показывает?

4.                  Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы. Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать созвездия и подписать их названия.

5.                   Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две  крайние звезды, расположенные  напротив ручки ковша  в созвездии  Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится  в конце ручки  ковша  созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.

6.                  Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.



Приложение 2.

 

Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе, карте полушарий, экватора, полюсов».

Цель работы: научить определять по глобусу и карте полушарий экватор, полушария, полюса.

Ход работы:

1.                  Рассмотреть глобус и карту полушарий.

2.                  Найти северный полюс, Южный полюс, экватор, Северное и Южное полушарие.

3.                  Описать их местоположение на глобусе.














Приложение 3. 

Лабораторная работа № 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

Цель работы: научить определять свойства твердых, жидких и газообразных тел.

Ход работы:

1.                  Положить кубик льда в стакан с водой. Изменится ли его форма? Объем? Сделать вывод, какое свойство твердых тел вы наблюдали?

2.                  Взять стаканчик воды и перелить его в колбу. Что изменилось? Изменился ли объем воды? Сделать вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдали.

3.                  На стеклянную пластинку нанести пипеткой каплю воды. Наклонить пластинку. Что вы наблюдаете?

4.                  Сожмите ластик в руке и отпустите его. Изменилась ли его форма, объем? Сожмите кусочек пластилина и отпустите. Изменилась ли его форма? Сравните результаты опытов с ластиком и пластилином. Сделать вывод, какие свойства твердых тел вы наблюдали.

5.                  Надуйте воздушный шарик и завяжите его ниткой.  Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделать вывод, какое свойство газообразных тел вы наблюдали.








Приложение 4. 

Лабораторная работа №4 «Описание горных пород, определение их свойств».

Цель работы: научиться описывать горные породы, определять их свойства.

Ход работы:

1.Рассмотреть коллекцию горных пород.

2.Определить цвет (металлический, неметаллический),прозрачность, твердость ( на мягком ноготь оставляет царапину).

3.Заполнить таблицу:

Название горной породы

Цвет

Блеск

Прозрачность

Твердость

Происхождение

 

 

 

 

 

 

4.Сделать вывод, чем отличаются горные породы друг от друга, что общего.








 Приложение 5.

Лабораторная работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

Цель работы: ознакомиться с местными полезными ископаемыми и их свойствами.

Ход работы:

1.Рассмотреть образцы местных полезных ископаемых. Определить их названия.

2. Описать их внешний вид, признаки (цвет, блеск, сыпучие или не сыпучие, горючие, не горючие).

3. Сделать вывод о свойствах каждого изученного полезного ископаемого.

4. Как используются местные полезные ископаемые.











Приложение 6. 

Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».

Цель работы: научиться распознавать органы цветковых растений.

Ход работы:

1.Рассмотреть растение, найти у него корень. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

2.Найти у растения стебель. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

3.Найти у растения лист. Какой он формы? Какую функцию он выполняет в жизни растения?

4.Найти у растения цветок. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

5.Рассмотрите цветок. Найдите в нем все части, запомните их названия.

6.Сделать вывод, из каких органов состоит цветковое растение.

 









 Приложение 7.

Лабораторная работа № 8 «Определение названий растений Красной книги».

Цель работы: определить названия растений, занесенных в Красную Книгу.

Ход работы:

1.Рассмотреть растения на гербарии.

2.Определить названия растений пользуясь набором рисунков или атласом- определителем.

3.Выписать названия растений в тетрадь.















 Приложение 8.

Лабораторная работа № 9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

Цель работы: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых.

Ход работы:

1.Рассмотреть муляжи шляпочных грибов. Найти у них шляпку, пенек.  Зарисуйте в тетрадь строение гриба.

1.Среди грибов найти съедобные, ядовитые. Какие из них растут в нашей местности? Запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов.

2.Выписать в тетрадь названия съедобных и ядовитых грибов.















Приложение 9. 

Лабораторная работа № 10 «Узнавание животных своей местности».

Цель работы: научить узнавать животных своей местности по рисункам.

Ход работы:

1.Рассмотреть набор рисунков животных и их названия.

1.                                     Выбрать животных, обитающих в нашей местности. Выписать их названия в тетрадь. Какие из них нуждаются в охране?

2.                                     Из животных своей местности опишите 2-3 животных по плану: название животного, среда обитания, внешний вид, чем питается, поведение.

3.                                     Сделать вывод о том, в каких отношениях находится описываемое животное с факторами неживой и живой природы.










Приложение 10.

Лабораторная работа № 11 «Определение показаний развития своего организма»

Цель работы: научиться определять показания развития своего организма.

Ход работы:

1.                  Измерить свой рост

2.                  Измерить свой вес.

3.                   Измерить свой пульс.

4.                  Измерить температуру тела.

5.                  Запишите полученные результаты в таблицу:

Показатели развития

Показатели измерений

Рост, см.

 

Вес, кг.

 

Пульс, уд/мин.

 

Температура, С

 

6. Сравните полученные результаты с показателями нормального развития организма по таблице  на стр. 211.. Сделать вывод о состоянии развития своего организма: в норме, выше нормы, ниже нормы.


Лабораторная работа № 12- 14 «Овладение способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях».

Цель работы: научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжении связок, кровотечениях.

Ход работы:

1.Выбрать предполагаемое место ушиба. Взять мягкую тряпочку и намочить ее в холодной воде. Положить мокрую тряпочку на ушибленное место.

2.Снять охлажденную тряпочку, наложить на ушибленное место давящую повязку. Плотно забинтовать.

3.Определить предполагаемое место растяжения связок.  Приложить к поврежденному месту холод, туго перебинтовать сустав.

4.Оказать первую помощь при капиллярном кровотечении: обработать кожу вокруг ранки настойкой йода. Закрыть ее бинтом или ватой. Прижать пальцем. По какому признаку вы определили капиллярное кровотечение?

 

 

 

 








Перечень учебно – методического обеспечения

 

1.            Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 222с.

 

2. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 111с.

 

3.Природа. Неживая и живая. 5класс: поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой / авт.-сост.Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123с.

 

4. Рабочая тетрадь «Природоведение 5 класс» Дрофа 2010.

 

 

Интернет-ресурсы

 www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

 www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр ин­формационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифро­вых образовательных ресурсов

www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.

 

 

 

 

 

 

 

 

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!