Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
Поворинский филиал «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(Поворинский филиал ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01 Приготовление блюд из овощей и грибов
название профессионального модуля
по профессии СПО
19.01.17 Повар, кондитер
код название
Поворино
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 19.01.17 Повар, кондитер и на основании решения педагогического совета от «__»___________20___ года, протокол №__.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области Поворинский филиал «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
Разработчики:
Ларина Галина Анатольевна, преподаватель
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Общепрофессиональных и профессиональных дисциплин» «__»___________20___ года, протокол №__.
Председатель ЦК ________________Ларина Г.А.
Программа одобрена на заседании УМС « » ______________ 201 г.
Заведующая научно-методическим отделением Сарксян С.А.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | - |
результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | - |
| |
СТРУКТУРА и содержание ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | - |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | - |
контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | - |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) (в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.17(260807) Повар, кондитер в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): приготовление блюд из овощей и грибов.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
обработки и приготовления блюд из овощей и грибов;
уметь:
- проверять органолептическим способом годность овощей и грибов;
-выбирать производственный инвентарь и оборудование для обработки и приготовления блюд из овощей и грибов;
-обрабатывать различными методами овощи и грибы;
-нарезать и формовать традиционные виды овощей и грибов;
-охлаждать и замораживать овощи и грибы;
знать:
-ассортимент, товароведную характеристику и требования к качеству различных видов овощей и грибов;
-характеристику основных видов пряностей, приправ, пищевых добавок, применяемых при приготовлении блюд из овощей и грибов;
-технику обработки овощей, грибов ,пряностей;
-способы минимизировать отходы при нарезке и обработке овощей и грибов;
-температурный режим и правила приготовления простых блюд из овощей и грибов;
-правила проведения бракеража;
-способы сервировки и варианты оформления и подачи простых блюд и гарниров, температуру подачи;
-правила хранения овощей и грибов.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 50 часов,
включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов;
учебной практики - 60 часов;
производственной практики – 72 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Приготовление блюд из овощей и грибов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ. |
ПК 1.2. | Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных овощей и грибов. |
| |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. |
ОК 8. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний(для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1.1. | Раздел 1. Кулинарная обработка, нарезка, формовка традиционных видов овощей, плодов и грибов. | 25 | 17 | 7 | 8 | 30 | 36 |
ПК 1.2. | Раздел 2. Приготовление и оформление основных и простых блюд и гарниров из традиционных видов овощей и грибов. | 25 | 17 | 6 | 8 | 30 | 36 |
| | | | | | | |
| Учебная практика | 60 | | | |
| Производственная практика | 72 | | |
| Всего: | 182 | 34 | 13 | 16 | 60 | 72 |
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01.
3.2. Содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Введение | Содержание: (Определяется место и роль модуля в системе профессиональной подготовки) | 1 |
| |
Раздел 1. Обработка, нарезка, формовка традиционных овощей , плодов и грибов. | |
Тема 1.1. Санитарно-гигиенические требования к организации технологического процесса обработки, нарезки, формовки овощей и грибов. Правила личной гигиены повара. | Содержание: -Санитарно-гигиенические требования к организации рабочего места повара для процесса обработки и нарезки овощей и грибов. Правила личной гигиены повара. Назначение санспецодежды. | 1 |
Самостоятельная работа: -работа с конспектом лекций по теме 1.1.; -подготовить сообщение, доклад по теме: « Правила личной гигиены для повара». | 2 |
| |
Тема 1.2. Значение овощей в питании. Характеристика, требования к качеству, условия и сроки хранения традиционных овощей и грибов. | Содержание: -Значение овощей в питании. Классификация, ассортимент, характеристика традиционных овощей и грибов. -Требования к качеству, условия и сроки хранения традиционных овощей и грибов. | 2 |
Практическое занятие: 1 Определение годности, качества традиционных овощей.. | 1 |
Самостоятельная работа: -работа с конспектом лекций по теме1.2. -подготовить сообщение по теме:» Значение овощей в питании». | 2 |
Тема1.3. Техническое оснащение и организация рабочего места повара в процессе обработки и нарезки овощей и грибов. | Содержание: | 2 |
-Организация работы овощного цеха. Организация рабочего места повара по обработке овощей и грибов. Организация рабочего места повара по нарезке овощей и грибов. Техническое оснащение технологического процесса обработки овощей и грибов. | |
Практическое занятие: 1.Безопасные условия эксплуатации механического оборудования при обработке и нарезке овощей. | 1 |
Тема1.4. Обработка, нарезка, формовка традиционных овощей и грибов. Тема 1.5. Подготовка к хранению и хранение обработанных, охлажденных, замороженных, вакуумированных овощей, плодов и грибов. Тема1.6. Значение овощных блюд в питании. | Содержание: -Технологический процесс механической кулинарной обработки, нарезки клубнеплодов, подготовки их к фаршированию. -Требования к качеству, условия, сроки хранения и реализации обработанного сырья. -Технологический процесс механической кулинарной обработки, нарезки корнеплодов. Кулинарное использование, требования к качеству, условия, сроки хранения и реализации обработанного сырья. -Технологический процесс механической кулинарной обработки, нарезки капустных и луковых, салатно-шпинатных овощей, зелени. Кулинарное использование, требование к качеству, условия, сроки хранения обработанного сырья. -Технологический процесс механической кулинарной обработки, нарезки плодовых овощей, грибов и подготовка к фаршированию. Кулинарное использование, требование к качеству, сроки хранения и реализации обработанного сырья. -Технологический процесс механической кулинарной обработки, подготовки к использованию десертных овощей. Кулинарное использование, требования к качеству, сроки хранения и реализации обработанного сырья. | 8 |
Практическое занятие : 1 Составление схемы подготовки овощей к фаршированию. 2 Составление таблицы: «Простые формы нарезки овощей». Содержание: -Охлаждение, замораживание, вакуумирование и хранение обработанных овощей, плодов и грибов. Подготовка к хранению и хранение обработанных овощей. Содержание: 1.Способы тепловой обработки. Самостоятельная работа при изучении раздела 1: -Подготовить опережающее выступление по теме: «Современные формы нарезки овощей». -Изучить материал учебника по теме: «Обработка, нарезка, формовка различных видов овощей, плодов и грибов» | 2 1 1 2 |
Раздел 2. Приготовление и оформление основных и простых блюд и гарниров из овощей и грибов. | |
Тема 2.1. Санитарно-гигиенические требования к организации процесса приготовления блюд и гарниров из овощей и грибов. Тема 2.2. Характеристика основных видов пряностей, приправ, пищевых добавок, используемых при приготовлении блюд и гарниров из овощей и грибов. Тема 2.3. Техническое оснащение и организация рабочего места повара, при приготовлении блюд из овощей и грибов. Тема 2.4. Приготовление блюд и гарниров из вареных , припущенных, жареных, тушеных и запеченных овощей и грибов. Тема 2.5. Оценка качества готовых блюд и гарниров из овощей и грибов. Тема 2.6. Реализация блюд из овощей и грибов. | Содержание: -Соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации рабочего места по приготовлению блюд из овощей и грибов. Санитарные требования к процессу хранения готовых блюд , реализации. Содержание: -Характеристика основных видов пряностей, приправ, пищевых добавок, применяемых при приготовлении блюд из овощей и грибов. Практическое занятие : 1.Ассортимент пряностей и приправ, используемых при приготовлении блюд из овощей и грибов. Содержание: -Организация рабочего места повара по приготовлению отварных, припущенных, жареных, тушеных, запечённых блюд и гарниров из овощей и грибов. Безопасные условия эксплуатации технологического теплового оборудования, инвентаря, инструментов в процессе приготовления блюд и гарниров из овощей и грибов. Практическое занятие: 1. Составление технологических карт. Работа с нормативной документацией. Самостоятельная работа: - работа с конспектом лекций по теме 2.3.,пораграфа в учебнике. -ответы на вопросы по теме. Содержание: -Простые и основные блюда и гарниры из варёных, припущенных, тушеных, жареных, запеченных овощей и грибов. Ассортимент блюд. Технология приготовления. Оформление и отпуск, порционирование блюд. -Блюда и гарниры из вареных овощей. Ассортимент блюд. Технология приготовления. Оформление и отпуск блюд. -Блюда и гарниры из припущенных овощей. Ассортимент блюд. Технология приготовления. Оформление и отпуск блюд. -Приготовление блюд из тушеных и жареных овощей и грибов. Ассортимент блюд. Оформление и отпуск. Приготовление блюд из запеченных овощей и грибов. Ассортимент блюд. Оформление и отпуск. Практическое занятие: Работа с нормативной документацией. Составление технологической карты блюда из вареных овощей. Составление технологической карты блюда из припущенных овощей. Составление технологической карты блюда из жареных овощей. Составление схемы технологии приготовления блюда из запеченных овощей. Самостоятельная работа: -работа с конспектом лекций по теме; -ответы на вопросы по теме. Содержание: -Требования к качеству готовых блюд и гарниров из овощей и грибов. Правила проведения бракеража. Способы сервировки, оформления и отпуска готовых блюд из овощей и грибов. | 1 2 1 2 1 2 8 4 2 3 |
Практическое занятие: Решение производственных ситуационных задач. Решение производственных ситуационных задач. Содержание: -Организация рабочего места по отпуску блюд и гарниров из овощей и грибов. Подбор посуды для отпуска блюд и гарниров из овощей и грибов. Выбор режимов и условий хранения готовых блюд и гарниров из овощей и грибов в зависимости от способа реализации. Самостоятельная работа обучающихся: 1.Изучить материал учебника по теме: «Приготовление и оформление основных и простых блюд и гарниров из традиционных видов овощей и грибов». 2.Составить таблицу соответствия блюд и форм нарезки овощей для их приготовления. 3.Подготовить сообщение по теме: «Блюда из овощей». Дифференцированный зачет. | 1 1 1 8 1 |
| |
| |
| |
| |
| | |
Учебная практика. Виды работ. 1.Организация рабочего места, подготовка посуды и инвентаря. 2.Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов (вареных, припущенных, тушеных, запеченных). 2.1Приготовление блюд и гарниров из отварных овощей: - картофель в молоке; - цветной и белокочанной капусты в соусе; - картофеля отварного; - картофельного пюре. 2.2Приготовление блюд и гарниров из жареного, и вареного картофеля и картофеля, жареного во фритюре: - картофель фри; - картофель, жареный основным способом; - котлеты картофельные; - зразы картофельные с грибами. 2.3Приготовление блюд и гарниров из тушеных овощей: - рагу из овощей; - запеканки картофельной, морковной, капустной; - пудинга морковного, капусты тушеной. 2.4Приготовление блюд из фаршированных овощей: -баклажаны, кабачки; -помидоры, голубцы овощные. 3.Проведение бракеража готовых блюд и гарниров из овощей и грибов. Производственная практика (предусмотрена отдельно в конце обучения в форме стажировки по программе модуля ) Аттестация по модулю проводится по окончанию производственной практики. | 60 72 |
| |
Итого по ПМ.01. | |
максимальная учебная нагрузка по ПМ.01 | 50 |
самостоятельная работа | 16 |
аудиторная учебная нагрузка | 34 |
В том числе: | |
практические занятия | 13 |
Производственная практика | 72 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия кабинета- технологии кулинарного производства; информатики ; мастерских- учебного кулинарного цеха; лаборатории технического оснащения и организации рабочего места.
Оборудование кабинета, лаборатории, мастерской .
-столы;
-стулья;
-стенды;
Технические средства обучения:
-телевизор;
-видеомагнитофон;
-кассеты;
Компьютер.
Комплект учебно-методической документации:
Стенды по техническому оснащению и организации рабочего места;
Плакаты по темам;
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Кулинария уч. пособие для СПО/Н. А. Анфимова, Л. Л. Татарская. М.: «Академия», 2012,2016г.
2. Товароведение пищевых продуктов: уч. для НПО: уч.пособие для СПО/З. П. Матюхина, Э. П. Королева. М.: «Академия», 2010г.
3. Технологическое оборудование предприятий общественного питания: учебник для НПО: уч. пособие для СПО.М.: «Академия»,2006г.
4. Повар. Учеб. пособие В. А. Барановский, Л.Г. Шатун-Ростов н/Д:Феникс,2005г
5. Тепловое и механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания: М. И. Ботов, В. Д. Елхина, О. М. Голованов. М.: «Академия», 2003г.
6. Дополнительные источники:
1. Пособие для повара Л. Н. Сопина. М.: «Академия»,2006г
2. Кулинарная характеристика блюд / С. Н. Козлова, Е. Ю. Фединишина. М.: «Академия»,2006г.
3. Основы кулинарного мастерства: учеб. пособие для студентов СПО.М. «Акаде-мия»,2007г.
4. Профессиональные журналы «Гастроном», «Питание и общество», «Ресторатор» и другие.
5. Интернет-ресурсы: сайты
-http://supercook/ru- Кулинария, кухни мира народов мира и множество разных полезных советов;
-http://x-food/ru-Тайны кулинарии;
-http://www.restoran.ru;
-http://www.povarenok.ru
-http://www.frio.ru и другие
Контроль и оценка результатов освоения профессионального
модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ. | Соответствие качества овощей требованиям ГОСТа Соответствие первичной обработки овощей требованиям СанПиН, ГОСТа.. Соответствие нарезки традиционных видов овощей кулинарному использованию Соответствие подготовки фаршированных овощей технологической последовательности. Соответствие первичной обработки плодов требованиям СанПиН, ГОСТа. Соответствие нарезки плодов кулинарному использованию. Соответствие подготовки пряностей требованиям СанПиН, ГОСТа. Соответствие подготовки приправ требованиям СанПиН, ГОСТа. | Текущий контроль в форме: -оценка при выполнении работ по учебной практике. -оценка при выполнении работ по учебной практике. -оценка при выполнении работ по учебной практике. -оценка при выполнении работ по учебной практике. -оценка при выполнении работ по учебной практике. -оценка при выполнении работ по учебной практике. -оценка при выполнении работ по учебной практике. -оценка при выполнении работ по учебной практике. |
ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов | Соответствие организация рабочего места. Соответствие санитарных правил при приготовлении и оформлении основных и простых блюд и гарниров из традиционных видов овощей и грибов. Соответствие безопасного использования оборудования, производственного инвентаря. Соответствие выбора производственного инвентаря и оборудования для приготовления и оформления основных и простых блюд и гарниров из традиционных видов овощей и грибов. Соответствие приготовления и оформления основных и простых блюд и гарниров из традиционных видов овощей и грибов. Соответствие качества приготовления и оформления основных и простых блюд и гарниров из традиционных видов овощей и грибов. | Текущий контроль в форме: -оценка при выполнении работ по учебной практике. -оценка при выполнении работ по учебной практике. -оценка при выполнении работ по учебной практике. -оценка при выполнении работ по учебной практике. -оценка при выполнении работ по учебной практике. - оценка при выполнении работ по учебной практике. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии; -активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; -наличие положительных отзывов по итогам производственной практики; -участие в конференциях, конкурсах и т.п. | - оценка на практических занятиях, в процессе производственной практики. |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. | - демонстрация умения планировать деятельность, рассчитывать время и ресурсы в соответствии с поставленной задачей; -оценка эффективности и качества выполнения. | - оценка за выполнение практических заданий, во время учебной практики ; -оценка за решение ситуационных задач. |
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы. | -демонстрация умения анализировать рабочую ситуацию, способности; -осуществлять текущий и итоговый контроль; -прогнозировать последствия решений | -оценка за выполнение практических заданий. Оценка за учебную практику. Оценка за решение ситуационных задач . |
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | -демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников, включая электронные; -демонстрация умения анализировать информацию | Оценка результатов самостоятельной работы: при подготовке к выступлению, при проведении исследования, при написании письменной экзаменационной работы. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -работа с использованием компьютерных технологий | Оценка за результаты работы в урочное и внеурочное время. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | -демонстрация собственной деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной ситуацией | Оценка за результаты деловых игр -моделирование социальных и профессиональных ситуаций. |
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние | - соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил организации и работы в производственных помещениях | Оценка практических занятий при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | -демонстрация понимания сущности и значения исполнения воинской обязанности | - Своевременность постановки на воинский учет -проведение воинских сборов. |