Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № от « » августа 2016 года | Согласовано зам. директора по УВР ___________ Л.Ю. Сидельникова « » августа 2016 года | Утверждаю директор МБОУ «Новогородская СОШ №3» _________ Е.А. Мясоедова Приказ № от « » августа 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РУССКИЙ ЯЗЫК
10 класс
Составила:
учитель русского языка
Слепенкова Ольга Николаевна,
первая квалификационная категория
С. НОВОГОРОДКА
2016- 2017 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе примерной программы среднего общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня, авторской программы по русскому языку для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 году (автор-составитель Гольцова Н.Г.http://www.prosv.ru), в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, образовательной программой МБОУ «Новогородская СОШ№3», учебным планом школы, календарным учебным графиком школы на 2016 - 2017 учебный год.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Программа реализует идею дифференцированногоподходак обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Учебно-методический комплекс
Программа к учебнику «Русский язык» 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.( 5-е издание). Москва «Русское слово», 2008 год. http://www.prosv.ru
Учебник « Русский язык». 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.Москва «Русское слово», 2008-2012 год.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «Новогородская СОШ №3» на изучение предмета «Русский язык» в 10 классе отведено 35 часов(1 час в неделю, 35 учебных недель).
Распределение учебного материала по полугодиям.
| 1 полугодие | 2 полугодие | год |
По плану | 16 | 19 | 35 |
Фактически | | | |
Учебно – тематический план по разделам.
№ | Наименование разделов | Количество часов | Развитие речи |
1 | Общие сведения о языке. | 1 | |
2 | Лексика и фразеология. | 4 | 1 |
3 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 3 | |
4 | Морфемика и словообразование. | 3 | 1 |
5 | Морфология и орфография. | 5 | |
6 | Самостоятельные части речи | 14 | |
7 | Служебные части речи | 3 | |
8 | Повторение | 2 | |
| Итого | 35 | |
Формы контроля знаний:
тестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим написанием сочинения-рассуждения.
Сетка контрольных, практических работ, словарных диктантов.
№1 | тема | дата | корректировка |
1 | Контрольная работа «Повторение изученного в 5-9 классах» | 14.09 | |
2 | Лингвистический анализ текста.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | | |
3 | Лингвистический анализ текста. Подготовка к написанию сочинения рассуждения. | | |
4 | Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ | 14.12 | |
5 | Контрольная работа №3 по темам «Лексика. Фонетика. Орфография». | 25.01 | |
6 | Тест в формате ЕГЭ в рамках промежуточной аттестации | 24.05 | |
Содержание КИМов находится в приложении № 1 к КТП рабочей программы.
Распределение контрольных работ по полугодиям
Название | 1п | 2п | год |
Контрольные работы | 2 | 2 | 4 |
Сочинение | 2 | | 2 |
Содержание учебного предмета
Введение. Слово о русском языке – 1 час
Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.
Основные термины и понятия:
Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира
Знать: лексическое богатство русского языка;
- стилистику русского языка;
- виды планов;
Уметь: составлять план;
- использовать эпиграф;
Лексика. Фразеология. Лексикография – 4 часов +1
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Основные термины и понятия:
Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты, основные типы словарей
Знать: лексическое и грамматическое значение слов;
- прямое и переносное значение слов;
- понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;
- роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;
- фразеологизмы, фразеологические выражения;
- устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;
Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;
- анализировать лексические средства выразительности в тексте;
- работать с различными видами словарей;
- определять лексические особенности текста;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- использование в речи изобразительно-выразительных средств;
- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия – 3 часа
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
Основные термины и понятия:
Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.
Знать: орфоэпические нормы правописания;
- характеристику гласных и согласных звуков в слове;
Уметь: производить фонетический разбор слов;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формировать мировоззрение школьников;
- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
Морфемика и словообразование – 3 часа +1
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
Основные термины и понятия:
Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразующий аффикс.
Знать: состав слова;
- способы образования слов;
- нормы формообразования;
- правописание морфем;
- морфологический принцип правописания;
Уметь: производить морфемный анализ слов;
- производить словообразовательный разбор слов;
- правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- пользование словарями различных типов;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Морфология и орфография – 5 часов
Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных ИиЫ после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Основные термины и понятия:
Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.
Знать: типы орфограмм;
- безударные гласные в корне;
- гласные после шипящих в разных частях речи;
- гласные после шипящих и Ц;
- правописание согласных в слове;
- двойные согласные;
- гласные и согласные в приставках;
- правила переноса слов;
- разделительные Ъ и Ь знаки;
Уметь: определять орфограммы в словах;
- решать орфографические задачи;
- правильно писать безударные гласные в корне;
- правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;
- правильно писать гласные после шипящих и Ц;
- правильно писать двойные согласные;
- правильно писать гласные и согласные в приставках;
- правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;
- применять правила переноса в словах;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
Части речи. Имя существительное – 3 часа
Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.
Основные термины и понятия:
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных. Сложное слово.
Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;
- нормы формообразования имен существительных;
- морфемику имен существительных;
Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;
- определять тип склонения, число и падеж имен существительных;
- правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;
- правильно писать сложные имена существительные;
- решать орфографические задачи по теме;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- умение эффективно использовать рабочее время;
- умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;
Части речи. Имя прилагательное – 2 часа
Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.
Основные термины и понятия:
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Отыменные, отглагольные прилагательные. Сложное имя прилагательное.
Знать: стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;
- правописание сложных имен прилагательных;
- особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;
- образование сложных прилагательных;
Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»
- правильно писать суффиксы имен прилагательных;
- производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;
- владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;
- правильно писать сложные имена прилагательные;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать
Части речи. Имя числительное – 1 часа
Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.
Основные термины и понятия:
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые, составные, сложные имена числительные.
Знать: особенности употребления имен числительных в речи;
- сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;
Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;
- правильно писать падежные окончания имен числительных;
- правильно писать сложные числительные;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Части речи. Местоимение – 1 час
Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.
Основные термины и понятия:
Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.
Знать: особенности употребления местоимений в речи;
- знать разряды местоимений;
Уметь: производить морфологический разбор местоимений;
- правильно писать местоимения;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Части речи. Глагол – 2 часа
Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.
Основные термины и понятия:
Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Грамматические категории глагола: вид, переходность\непереходность, наклонение, время, лицо, число. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Две основы глагола.
Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;
- синонимию глагольных форм;
- способы формообразования глаголов;
Уметь: производить морфологический разбор глагола;
- правильно писать личные окончания глаголов;
- правильно писать суффиксы глаголов;
- правильно писать Ь в глагольных формах;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
Части речи. Причастие – 1 час
Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Основные термины и понятия:
Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.
Знать: особенности употребления причастий в речи;
- особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;
Уметь: производить морфологический разбор причастий;
- образовывать различные формы причастий;
- правильно писать окончания причастий;
- правильно писать гласные в суффиксах причастий;
- правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
Части речи. Деепричастие – 1 час
Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.
Основные термины и понятия:
Деепричастие. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.
Знать: особенности употребления деепричастий в речи;
- синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;
- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;
Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;
- образовывать деепричастия;
- правильно писать деепричастия;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
Части речи. Наречие – 2 час
Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание.
14. Части речи. Слова категории состояния – 1 ч.
Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.
Основные термины и понятия:
Наречие. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий. Слова категории состояния. Степени сравнения слов категории состояния. Синтаксическая роль наречий.
Знать: особенности употребления наречий в речи;
- особенности образования наречий;
- особенности образования степеней сравнения наречий;
Уметь: производить морфологический разбор наречий;
- правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;
- правильно писать отрицательные наречия;
- правильно использовать слитное, дефисное, раздельное написание наречий;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
Служебные части речи – 3 часа
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Основные термины и понятия:
Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые, составные; производные, непроизводные. Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова.
Знать: типы предлогов по структуре, по значению;
- союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;
- разряды частиц;
- типы междометий по значению и структуре;
Уметь: отличать союзы и союзные слова;
- правильно употреблять союзы в речи;
- правильно писать частицы;
- правильно писать предлоги;
- уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;
- отличать междометия и звукоподражательные слова;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать.
15. Повторение и систематизация изученного – 2 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Календарно – тематическое планирование
№ | № | Тема урока | Дата | Корректировка | виды контроля | Оборудование и ИКТ | Домашнее задание |
I полугодие – 16 часов |
Введение 1час Цель: сформировать понятие о русском языке как орудии мышления и средства общения; сформировать понятие русского литературного языка как языка межнационального общения, его месте в системе языков мира. ЗУН: Знать основные функции языка, его истоки, функциональные стили.Уметьдоказать, почему литературный язык является высшей формой языка, аргументировано характеризовать основные стили русского языка |
1 | 1 | Слово о русском языке | | | Выразительное чтение текста вступительной статьи; составление сложного плана. | | Подготовить связный письменный ответ по цитате «Слово о русском языке» |
Лексика. Фразеология. Лексикология - 4 часа Цель: повторить основные понятия лексики; совершенствовать навыки связной монологической речи. Совершенствовать умение понимать авторский текст, определять его тему и основную мысль; повторить и обобщить основные лексические виды изобразительно-выразительных средств. ЗУН: Знать основные понятия лексики, отличие многозначных слов от однозначных.Уметь работать с толковым словарем, употреблять в речи нужное по смыслу значение многозначного слова, давать толкование лексического значения слова, определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение. Знать основные языковые явления; уметь применять свои знания на конкретных примерах, выделять главное.Знать о происхождении исконно русской лексики, о путях появления в языке заимствованных слов, о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики, основные группы слов по сфере их употребления в речи, какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке; уметь логически верно и полно рассказать о происхождении лексики русского языка, опираясь на толковый словарь, разъяснять значение иноязычных слов, употреблять в речи заимствованные слова, находить в речи слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные, избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений.Знать определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ, паронимов, синонимов, антонимов.Уметь различать омонимы, омографы, омоформы, находить синонимы, антонимы в тексте, давать толкование лексического значения паронимов, правильно употреблять синонимы, антонимы, паронимы в речи. |
2 | 1 | Основные понятия лексики и фразеологии. Слово и его значение. | 7 | | Словарный диктант с дополнительным заданием. Работа со словарем. Запись в тетради основных способов возникновения переносного значения слова. Задание ЕГЭ - А 11, В 8. | Презентация Диск 1С Репетитор Диск Экспресс-подготовка | Составить конспект §1 1. §3, упр.8 2.упр. 9 |
3 | 2 | №1 Контрольная работа «Повторение изученного в 5-9 классах» 45 мин | 14 | | Входная контрольная работа. | | 1. §4-5, упр.13, 2.упр. 17 |
4 | 3 | Происхождение лексики современного русского языка. | 21 | | Составление плана-конспекта §8 как текста научного стиля. Составление обобщенной схемы-конспекта материала §9. Устная аналитическая работа по упр.37. Творческая работа: 1вар. – изложение-миниатюра по упр.29; 2 вар. – сочинение-миниатюра по упр. 37. | Дидактический материал | §6-7, работа по карточкам, читать и знать §8—10 |
5 | 4 | Омонимы, паронимы.. Синонимы, антонимы. | 28 | | Самостоятельно составить и записать вопросы к материалам параграфа. Работа со словарными статьями. Практическая работа 1 Задание ЕГЭ – А2 | презентация | Тестовая работа по лексике |
Фонетика. Графика. Орфоэпия - 3 часа Цель: дать представление о фонетической системе русского языка; формировать чувство языка, понимание гармонии красиво и четко произнесенного слова; закрепить представления учащихся о различии между звуком и буквой; совершенствовать артикуляционные умения. ЗУН: Знать основные понятияфонетики, графики, орфоэпии; звуки и буквы, чередование звуков.Уметь понимать звукопись как одно из выразительных средств языка. Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С). Знать основные характеристики гласных и согласных звуков, отличие звука от буквы; знать о существовании чередований звуков.Уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова. |
6 | 1 | Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. | 5.10 | | Работа со словарем. Текст под диктовку. Задание ЕГЭ - А31 | словарь | 1. §11-12, упр.44 2.Написать 10 фразеол-в, найти историю их создания на сайте asa.my1.ru |
7 | 2 | Лингвистический анализ текста Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 12 | | Домашнее сочинение- рассуждение. Задание С1 | | Написать сочинение по предложенному тексту |
8 | 3 | Звуки и буквы. Чередование звуков. Орфоэпия | 19 | | Самостоятельная работа с учебником. Разные виды диктанта. Словарный диктант 1. Задание ЕГЭ – А 1. | Дидактический материал | 1. §13, упр. 47 2.Изучить §14 3. §14, упр.51 |
Морфемика и словообразование – 3 часа Цель: повторить основные термины и понятия раздела; формировать навыки анализа языкового материала и словообразовательного разбора. ЗУН: Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка; знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы.Уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования.Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора. Уметь определять способ словообразования, различать морфологические и неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слов. |
9 | 1 | Морфемика. Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова. | 26.10 | | Работа с учебником. Составление сравнительной таблицы. Самостоятельная работа. Морфемный разбор слов. | презентация | 1.§15, упр.66 2.Повторить осн. способы образования слов |
10 | 2 | Лингвистический анализ текста №2. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. | 9.11 | | Домашнее сочинение-рассуждение. Задание С1 | | Написать сочинение по предложенному тексту |
11 | 3 | Словообразование. Морфологические способы словообразования. | 16 | | Словообразовательный разбор. Словообразовательные цепочки. Задания ЕГЭ - В1. Практическая работа 2 | Дидактический материал | 1. § 16, упр. 73 2. Упр. 78 |
Морфология и орфография – 5 часов Цель: повторить и обобщить основные термины и понятия раздела; познакомить с принципами русского правописания; уточнить понятие орфографии и орфограммы; совершенствовать орфографическую зоркость. ЗУН: Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения орфографии; знать правила правописания безударных гласных в корне слова. Уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап), определять условия выбора верного написания (выборочный этап), на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи).Знать состав слова, части речи, употребление гласных после шипящих; уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после шипящих.Знатьправописание звонких и глухих согласных; непроизносимых согласных; двойных согласных; уметь находить звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах. Уметь применять знания по основным направлениям русского языка на практике, отбирать информацию, видеть орфограммы и пунктограммы.Знать правописание приставок, зависящее от значения, правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе; уметь правильно писать приставки, переносить слова, определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова, различать строчные и прописные буквы. |
12 | 1 | Принципы русской орфографии. Безударные гласные в корне слова. | 23 | | Самостоятельная работа с учебником. Составление словосочетаний. Задание ЕГЭ - А13. | Диск 1С репетитор Диск Экспресс-подготовка | 1. §18-19, упр. 95 2. упр.97 |
13 | 2 | Употребление гласных после шипящих и Ц. | 30.11 | | Работа по карточкам. Словарный диктант 2. Самостоятельная работа с учебником. Работа со словарем. Задание ЕГЭ – А 14. | Дидактический материал | § 21, составить слов.диктант из 20 слов на данную тему |
14 | 3 | Правописание звонких, глухих, непроизносимых и двойных согласных. | 7.12 | | Комментированное письмо. Орфографическая работа. Р.р. Составить предложение. | Раздаточный материал | |
15 | 4 | Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 2. 40 мин | 14 | | Тестовая работа | тест | |
16 | 5 | Правописание приставок. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | 21 | | Работа с учебником. Аналитическая словарная работа. | Раздаточный материал 1С репетитор | 1. §24-25, упр.128 2. § 25-26, упр.137 |
II полугодие – 19 часов |
Имя существительное -3 часа Цель: Повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имён существительных; закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи; закрепить навыки определения рода, числа падежа существительных. ЗУН: Знать лексико-грамматические разряды имён существительных, род, число, падеж и склонение имён существительных; уметь делать морфологический разбор имен существительных. Знать правила написания имен существительных; уметь правильно писать суффиксы и падежные окончания существительных, делать выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных существительных. Знать основные характеристики разделов языкознания: лексика, фонетика, орфография; уметь выделять главную и побочную информацию, применять орфографические и пунктуационные правила. |
17 | 1 | Имя существительное как часть речи. Род, число, падеж существительных | 28 | | | | |
18 | 2 | Правописание имен существительных. | 18 | | | | |
19 | 3 | №3 Контрольная работа по темам "Лексика. Фонетика. Орфография".40 мин | 25 | | | | |
Имя прилагательное – 2 часа Цель: Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи; обобщить знания, связанные с особенностями склонения притяжательных прилагательных, с правописанием суффиксов имён прилагательных. ЗУН: Знать определение имени прилагательного, лексико-грамматические разряды имен прилагательных, склонение качественных, относительных, притяжательных прилагательных; уметь производить морфологический разбор, правильно писать окончания имен прилагательных. Знать правописание суффиксов имен прилагательных, правописание Н- и НН-, сложных прилагательных; уметь мотивировать выбор при написании, отличать сложные прилагательные. |
20 | 1 | Имя прилагательное как часть речи. Разряды имён прилагательных | 1.02 | | Морфологический разбор имен прилагательных. Аналитическая работа. Словообразовательная работа. Развитие речи. Выразительное чтение | презентация | § 37, упр.220 §38, упр. 225 |
21 | 2 | Правописание имен прилагательных | 8 | | Творческая работа. Самостоятельная работа с учебником. Синтаксический разбор предложения. Задание ЕГЭ - А12. | Презентация 1С репетитор Экспресс-подготовка | § 39, 40, 41, упр. 232, 242 |
Имя числительное – 1час Цель: повторить и обобщить знания об имени числительном как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора; обобщить знания, связанные с особенностями употребления имён числительных; совершенствовать умения правильного написания имён числительных. ЗУН: Знать определение имени числительного, его разряды и виды, правописание имен числительных, склонение; уметь делать морфологический разбор, склонять, правильно писать имена числительные. |
22 | 1 | Имя числительное как часть речи. Разряды числительных. | 15 | | Словарный диктант 3 Самостоятельная работа с учебником. Морфологический разбор числительных. Задание ЕГЭ – А3 | Презентация КиМ виртуальная школа | §42, составить предложения, Упр.249 |
Местоимение – 1 час Цель: Обобщить знания о местоимении как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбораОбобщить знания, связанные с особенностями употребления возвратных, притяжательных и определительных местоимений. ЗУН: Знать лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения, правописание; уметь делать морфологический разбор местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их. |
23 | 1 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. | 22.02 | | Индивидуальная работа по карточкам. Морфологический разбор. Работа с учебником. Задание ЕГЭ - А3, В7 | Раздаточный материал Презентация КиМ виртуальная школа | §46 упр.259 |
Глагол – 2 часа Цель: Обобщить знания о глаголе как части речи; обобщить знания, связанные с особенностями спряжения глаголов, их правописания; формировать навык правильного написания личных окончаний глаголов. ЗУН: |
24 | 1 | Глагол как часть речи. | 1.03 | | Дифференцированное задание. Индивидуальная работа. Практическая работа 4 | Раздаточный материал Экспресс-подготовка(диск) | 1.§ 48, упр.268 2.Упр. 272 |
25 | 2 | Правописание глаголов. Спряжение глаголов. | 15.03 | | Работа с учебником. Задание ЕГЭ - А15, 18. | Презентация КиМ виртуальная школа | § 49, упр.284 |
Причастие – 1 час Цель: обобщить знания о причастии как части речи; обобщить знания, связанные с особенностями образования и правописания причастий. Обобщить знания, связанные с особенностями написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Совершенствовать навык правильного написания причастий. ЗУН: Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и прилагательного, образование, правописание; уметь находить вид и залог, различать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать суффиксы причастий. |
26 | 1 | Причастие как глагольная форма. | 22 | | Словарный диктант. Самостоятельная работа. Выборочный диктант. Задание ЕГЭ - А10, 12, 15, 20, В5. | Дидактический материал | § 50, 51, упр.288 |
Деепричастие – 1 час Цель: обобщить знания о деепричастии как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора. ЗУН: Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия, способы образования; уметь находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок, правильно ставить запятые при деепричастных оборотах. |
27 | 1 | Деепричастие как глагольная форма. | 5.04 | | Самостоятельная работа. Составление таблицы. Морфологический разбор деепричастия. Задание ЕГЭ - А4, 10, 20, В5. | Дидактический материал | 1.§ 52, составить слов.диктант из 20 слов по данной теме 2.Упр.297 |
Наречие – 2 часа Цель: обобщить знания, связанные с особенностями правописания наречий Обобщить знания, связанные с особенностями написания гласных на конце наречий, слитного, дефисного и раздельного написания наречий. ЗУН: Знать определение наречия, разряды по значению, признаки глагола и наречия, способы образования; уметь находить наречия в тексте, знать синтаксическую роль наречия в предложении |
28 | 1 | Наречие как часть речи | 12 | | Работа с учебником. Самостоятельная работа. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ А18 | КиМ виртуальная школа | § 54, упр. 307, 323 |
29 | 2 | Правописание наречий | 19 | | Работа с учебником. Самостоятельная работа. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ А18 | КиМ виртуальная школа | § 54, упр. 310 |
Слова категории состояния – 1 час Цель: обобщить знания, связанные с особенностями слов категории состояния Обобщить знания, связанные с особенностями синтаксической роли слов категории состояния в речи ЗУН: Знать определение слов категории состояния, разряды по значению; уметь находить ихв тексте, знать синтаксическую роль в предложении |
30 | | . Слова категории состояния. | 26 | | Работа с учебником, тест | | |
Служебные части речи - 3 часа Цель: обобщить знания, связанные с особенностями правописания предлогов; обобщить знания, связанные с особенностями правописания союзов; обобщить знания, связанные с особенностями правописания и употребления частиц. ЗУН: |
31 | 1 | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. | 3.05 | | Словарный диктант 4. Самостоятельная работа с учебником. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ - А18, В2. | презентация | 1.§ 58, упр.330 2.Упр.332 |
32 | 2 | Союз как служебная часть речи. | 10.05 | | Самостоятельная работа с учебником. Морфологический разбор союзов. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ - А18, В2, В7. | Раздаточный материал | §59, упр.335 |
33 | 3 | Частицы. Междометие.. Звукоподражательные слова. | 17 | | Творческий опрос. Составление таблиц. Индивидуальные занятия. Практическая работа 5. Задания ЕГЭ - А17 | КиМ виртуальная школа | § 63-64, упр.350 |
Повторение - 2 часа Цель :Повторение материала изученного в 10 классе. ЗУН: Уметь систематизировать знания за курс 10 класса |
34 | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ в рамках промежуточной аттестации40 мин | 24 | | Практическая работа | | |
23