СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа, русский язык, 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа, русский язык, 3 класс.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»



«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено

Директор ______Е.М.Демидова Зам. директора по УВР на заседании ШМО

Приказ №___ ______ Г.Н.Ляшкова Протокол №__

от « __» _________ 2017г. «___» ________ 2017г. от «___» ________ 2017г.

«Об утверждении рабочих программ» Руководитель ___Е.Ю.Колесникова





















































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


































Учитель

Григорчук Елена Викторовна















Учебный год

2017-2018















Класс

3-Б















Предмет учебного плана

Русский язык















Название учебного курса

Русский язык 3 класс















Количество часов в год


170



















Количество часов в неделю

5



















Программное обеспечение

Программа Русский язык 1-4;В.П. Канакина












Основание выбора программы

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.

Программа рекомендована Министерством Образования Российской Федерации.












Учебно-методический комплект


«Русский язык. 3 класс» : Учебник; В.П.Канакина - М.: Просвещение, 2014.









Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» (УМК «Школа России»), соответствует требованиям Примерной основной образовательной программы ОУ и ориен­тирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2012.

  2. Канакина, В. П. Русский язык. 1-4 классы [Текст] : сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. - М. : Просвещение, 2012.

  3. Русский язык. 2 класс [Электронный ресурс] : электрон, прил. к учеб. В. П. Канакиной. - М. : Просвещение, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).


НОРМАТИВНАЯ БАЗА


 Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

 Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 "Об образовании в Республике Крым". Дата публикации: 06.07.2015.

 Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

 Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».

 Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым» ;

 Постановления Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…»;

 Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год (приложение к приказу Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым);

 Авторская программа В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, по русскому языку (Сборник рабочих программ. - М.: Просвещение, 2014);

 Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2017- 2018 учебный год;

 «Положение о составлении рабочей программы МБОУ «ЗСШ»;

 Учебный план школы на 2017-2018 учебный год.


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета;

• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.




ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты ОСВОения курса

Личностные результаты.

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.


7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты.

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание курса

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.

Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.

В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь–врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.

Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).

Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.


РАЗДЕЛЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Тематический раздел

Количество часов

1

Язык и речь.

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

15

3

Слово в языке и в речи

21

4

Состав слова.

16

5

Правописание частей слова.

24

6

Части речи.

73

7

Повторение.

19


Итого

170



ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ПРОЕКТОВ


Вид работы

3

кл.

1

четв

2

четв

3

четв

4

четв

Стартовая контрольная работа (диктант)

(Планируется в КТП и записывается в журнал,

но результаты в классном журнале не фиксируются)

-





Стартовая контрольная работа

(диктант с грамматическим заданием)

(Планируется в КТП и записывается в журнал,

но результаты в классном журнале не фиксируются)

1

1




-диктант с грамматическим заданием

3

1

1



-контрольное списывание

1


1



-контрольное изложение

-





-контрольный словарный диктант

2


1


1

-проекты

1



1


Годовая административная стандартизированная

контрольная работа (диктант + тест из КИМов)

1




1

Всего по русскому языку

9






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной

деятельности

Планируемые предметные результаты освоения

материала

Универсальные учебные действия

план

факт


Язык и речь – 2 часа

1



Наша речь.

Виды речи.

Урок повторения и систематизации знаний.

Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи. Составлять текст по рисунку. Писать правильно слово «праздник».

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

2



Наш язык.

Урок повторения и систематизации знаний.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках. Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. Самооценка на основе критерия успешности.

Текст. Предложение. Словосочетание. – 15 часов

3



Текст. Типы текстов

Урок формирования

умений и

навыков.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Называть признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Объяснять построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности.

4



5









Предложение.

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины.


Урок повторения и систематизации знаний.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Объяснять, что такое предложение, разъяснять постановку разных знаков препинания в конце предложений.

Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

6



Виды предложений по цели высказывания.

Комбинированный урок

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

Уметь различать значение предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

7



Виды предложений по интонации и цели высказывания.

Закрепление, обобщение знаний.

Комбинированный урок

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

8



Стартовая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

Урок – контрольная работа


Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи.

9



Анализ контрольной работы.

Предложения с обращением

Урок-анализ и урок - изучения нового материала

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Называть виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями.

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

10




Предложения с обращением


Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Называть виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями.

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

11



Обучающее изложение






Развития речи

Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Объяснять, что такое обращение. Находить и использовать обращения в тексте.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

12



Главные и второстепенные члены предложения.

Комбинированный урок

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).

Распространённые и нераспространённые предложения.

Разбор предложения по членам.

Уметь разбирать предложения по членам предложения,   находить основу предложения, составлять предложения из деформированной записи.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной

литературы.

13



14

15



Простое  и сложное предложения.

Урок – изучения нового материала

Простое и сложное предложения (общее представление) Запятая внутри сложного предложения.


Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Разделять запятой части сложного предложения.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.




16




Словосочетание.


Урок – изучения нового материала

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.



Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

17



Словосочетание.


Урок – изучения нового материала


Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.



Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Слово в языке и в речи (21часов)

18



Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Вводный урок

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и в переносном значении; синонимы, антонимы, омонимы.


Уметь распознавать  в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях.

Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

19



Синонимы и антонимы.

Комбинированный урок

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

20



Омонимы.

Урок – изучения нового материала

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

21



Слово и словосочетание.

Урок – изучения нового материала

Слово и словосочетание

Уметь различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

22



Фразеологизмы

Урок – изучения нового материала

Значения фразеологизмов и их использование в речи

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

23




Обучающее изложение

Развития речи

Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Уметь составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

Понимание текста, извлечение необходимой информации.

24



Повторение. Части речи. Имя существительное.

Повторительно-обобщающий урок

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Род и число имён существительных.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

25



Повторение. Части речи. Имя прилагательное.

Повторительно-обобщающий урок

Род, число, падеж имён существительных и прилагательных.

Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

26



Повторение. Части речи. Глагол.

27



Части речи. Имя прилагательное. Глагол.

Повторительно-обобщающий урок

Род, число прилагательных. Род, число, форма глаголов.

Распознавать род, число и форму глаголов.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

28



Части речи.

Имя числительное.

Урок – изучения нового материала

Понятие «имя числительное».

Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

29



Однокоренные слова.


Повторительно-обобщающий урок

Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь.

Уметь распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятель-но их записывать;

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

30



Звуки и буквы.

Гласные звуки.

Комбинированный урок

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).


31



Звуки и буквы.

Согласные звуки- звонкие и глухие.

Комбинированный урок

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи, воспроизводить написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

32



Контрольный

диктант с грамматическим заданием «Слово в языке и речи»

Урок – контрольная работа

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.


Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.


Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

33



Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о слове в языке и в речи


Урок – обобщения и систематизации знаний

Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоенными согласными).


Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.

Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Находить чередования звуков в корне слов.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Анализ и самоконтроль навыков письма

34



Разделительный мягкий знак.

Комбинированный урок

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Уметь правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согласными.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

35



Обучающее изложение.

Развития речи

Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

36



Обобщение и закрепление изученного материала.


Обобщение и систематизация знаний Тест №1 «Предложение. Словосочетание»(КИМ 2)

Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и буквы.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; распознавать части речи, подбирать однокоренные слова

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

37



38



Обобщение и закрепление изученного материала.



Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Состав слова (16ч)

39



Состав слова.

Как найти корень в слове?

Однокоренные и родственные слова.

Изучение нового материала

Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Корень-значимая часть слова. Что такое однокоренные слова. Подбор однокоренных слов

Находить корень в словах. Подбирать однокоренные слова. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

40



Корень слова. Однокоренные и родственные слова.

Изучение нового материала

Корень-значимая часть слова. Что такое однокоренные слова. Подбор однокоренных слов

Находить корень в словах. Подбирать однокоренные слова. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

41



Состав слова.

Сложные слова.

Изучение нового материала

Что такое основа слова. Выделение основы. Правописание сложных слов


Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

42



Состав слова.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Изучение нового материала

Окончание. Форма слова.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

43



Состав слова. Итоговый урок за четверть


Подведение итогов


Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


44



Состав слова.

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Изучение нового материала

Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове Правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

45



Состав слова.

Значение приставок.

Комбинированный урок

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

46



Состав слова.

Что такое суффикс?

Как найти в слове суффикс?

Изучение нового материала

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

47



Значения суффиксов.

Комбинированный урок

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

48



Обучающее сочинение-описание по картине

А. А. Рылова. «В голубом просторе»

Развития речи

Сочинение по репродукции картины.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

49



Состав слова.

Что такое основа слова?

Изучение нового материала

Основа слова.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Выделять в словах основу слова.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

50



Обобщение знаний о составе слова.

Урок – обобщения и систематизации знаний


Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём

Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке).

Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям.

Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

51





Обобщение знаний, повторение, закрепление. Проверка знаний.


Урок – обобщения и систематизации знаний

Тест №2 «Формы слова. Состав слова» (КИМ №4)

Разбор слова по составу. Словообразовательный словарь

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

52



Обобщение знаний о составе слова.

Урок – обобщения и систематизации знаний


Разбор слова по составу. Словообразовательный словарь.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

53



Обучающее изложение. «Где же приятель?»

Развитие речи

Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Редактировать предложения с однокоренными словами.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по плану.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

54



Обобщение знаний о составе слова.

Урок – обобщения и систематизации знаний

Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Правописание частей слова (24)

55



Правописание частей слов.

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Комбинированный урок

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.



Правописание частей слова (29 часов)

56






Орфограммы корня. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Комбинированный урок


Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

57



Орфограммы корня. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Комбинированный урок, урок – тест

Тест № 3 (КИМ №5)

58



Орфограммы корня. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Комбинированный урок

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

59




60



Обучающее изложение.

Урок-развития речи

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

61




Орфограммы корня. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Комбинированный урок Тест №4 (КИМ №6)

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

62



Орфограммы корня. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Контрольная работа. Списывание.


63



Орфограммы корня. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Комбинированный урок

64




Орфограммы корня. Правописание слов с удвоенными согласными

Комбинированный урок

Правописание слов с удвоенными согласными

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

65



Орфограммы корня. Правописание слов с удвоенными и непроизносимыми согласными.

Контрольная работа Словарный диктант

66



Обучающее сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

Развитие речи

Составление текста  по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

67



Орфограммы корня. Правописание слов с удвоенными и непроизносимыми согласными.


Комбинированный урок

Правописание слов с удвоенными согласными

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

68

69




Орфограммы в суффиксах и приставках. Правописание суффиксов и приставок.


Комбинированный урок

Правописание суффиксов и приставок.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводить при-меры слов с заданной орфограммой

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.



70



Повторение, обобщение, закрепление.

Урок обобщения знаний

Правописание орфограмм в частях слов

71



Правописание приставок и предлогов со словами

Орфограммы в приставках. Разделительный (Ъ) твёрдый знак.

Комбинированный урок

Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов


72



Диктант с грамматическим заданием.

Урок – контрольная работа


Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Работать с орфографическим словарём. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

73



Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о правописании частей слова.

Урок – обобщения и систематизации знаний

Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ).

Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям.

Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

74



Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Комбинированный урок

Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Правила правописания.





75



Разделительные твёрдые и мягкие знаки.


Комбинированный урок

Тест №5 (КИМ №7)


Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

76



Обучающее изложение.

Развитие речи

Составление текста по сюжетным рисункам учебника

Составлять текст по сюжетным рисункам учебника



Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

77



Разделительные твёрдые и мягкие знаки. Повторение, обобщение и систематизация знаний.



Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

78



Повторение, обобщение и систематизация зна- ний. Итоговый урок за полугодие

Урок обобщение и систематизация знаний


Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Части речи (73 часов)

79



Части речи. Общее представление.

Комбинированный урок

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).


Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

Имя существительное (29 час)

80



Имя существительное и его роль в речи.

Комбинированный урок

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

Находить устаревшие слова-имена существительные

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

81



Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Комбинированный урок

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

82








Обучающее изложение.

Развитие речи

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.


Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением.




Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

83



Собственные и нарицательные имена существительные.

Комбинированный урок

Собственные и нарицательные имена существительные Правописание имён собственных.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.


84



Проект «Тайна имени»




Урок- проект

Проект: «Тайна имени».

Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.

Составлять рассказ о своём имени.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

85



Число имён существительных.

Урок – изучение нового материала

Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд)

Определять число имён существительных и изменять их по числам.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

86



87



Род имён существительных. Словарный диктант.

Комбинированный урок

Род имён существительных: мужской, женский, средний. Имена существительные общего рода (первое представление).


Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

88



89



Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Урок – изучения нового материала

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь)

Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.

90



91







Обучающее изложение.

Урок -развития речи

Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца.

Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Проверять написанное.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

92



Склонение имен существительных. Самостоятельная работа.

Урок – изучение нового материала

Склонение имён существительных

Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. Морфологический разбор имени существительного

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Изменять имена существительные по падежам. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.

Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения.

Актуализировать свои знания для решения учебной задачи.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

93



94



Падеж имен существительных.

Урок – изучение нового материала

Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осо-знание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

95



96



Обучающее сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Развитие речи

Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.

Проверять письменную работу (изложение, сочинение

Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.

97



Именительный падеж.

Урок – изучение нового материала

Склонение имён существительных

Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.


Определять начальную форму имени существительного.

Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

98



Родительный падеж.

Урок – изучение нового материала

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

99



Дательный падеж.

Урок – изучение нового материала

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

100



Винительный падеж.

Урок – изучение нового материала

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении склонения имени существительного.

101



Творительный падеж.

Урок – изучение нового материала

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

102



Предложный падеж.

Комбинированный урок

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

103



Обучающее изложение.

Развитие речи

Подробное изложение текста повествовательного типа

Излагать письменно содержание повествовательного текста.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

104



Все падежи.

Урок – обобщения и систематизации знаний

Склонение имён существительных

Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Морфологический разбор имени существительного.


Изменять имена существительные по падежам.

Определять начальную форму имени существительного.

Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.

Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

105



Все падежи.

Обобщение знаний.


Урок – обобщения и систематизации знаний

Тест №6(КИМ № 8).

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

106



Обучающее сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Развитие речи

Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.

Проверять письменную работу (изложение, сочинение)

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

107



Все падежи.

Обобщение знаний.


Урок – обобщения и систематизации знаний

Склонение имён существительных

Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Морфологический разбор имени существительного.


Писать диктант и проверять написанное.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

108



Все падежи.

Обобщение знаний.


Урок – обобщения и систематизации знаний . Проект «Зимняя страничка»

Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Имя прилагательное (23 часов)

109



Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Комбинированный урок

Имя прилагательное.

Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание. Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте-описании.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.

Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

110



111



Роль прилагательных в тексте.

Комбинированный урок

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

112



Текст-описание.

Комбинированный урок

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

113



Обучающее сочинение-описание по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Развитие речи

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Рассматривать репродукцию картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

114



Род имён прилагательных.

Урок – изучение нового материала

Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые  окончания   имён   прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя)

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Подбирать имена прилагательные для сравнения при-знаков предметов. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

115




Изменение имён прилагательных по родам.

Комбинированный урок

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

116



117



Число имён прилагательных

Комбинированный урок

Изменение имён прилагательных по числам, зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

118



Изменение имён прилагательных по падежам

Урок – изучение нового материала

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Изменять имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

119










120




Повторение, закрепление, обобщение знаний.

Урок – обобщение и систематизация знаний

Тест №8 (КИМ 9)

Морфологический разбор имени прилагательного.


Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

121



Повторение, закрепление, обобщение знаний. Проверка знаний.

122



Обучающее сочинение -отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

Развитие речи

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками»

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.


123



Повторение, закрепление, обобщение знаний

Урок – обобщение и систематизация знаний

Морфологический разбор имени прилагательного.


Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

124



125



Контрольный диктант с грамматическим заданием

Урок – контрольная работа


Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового

характера.

126




Повторение, закрепление, обобщение знаний.


Урок – обобщение и систематизация знаний


Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью.

127




Личные местоимения.

Комбинированный урок

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Уметь определять личные местоимения среди других частей речи, грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

128



Изменение местоимений по родам.

Урок – изучение нового материала

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

129



Местоимение. Словарный диктант.

Комбинированный урок

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

130






Обучающее изложение.

Развитие речи

Составление письма.


Уметь составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.



131



Закрепление, повторение, обобщение знаний.

Урок – обобщение и систематизация знаний


Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью.

Глагол (20 час)

132



Значение и употребление глаголов в речи.

Комбинированный урок

Значение и употребление в речи.  Неопределённая форма глагола. Число. Изменение глаголов по числам.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

133



134



Неопределённая форма глаголов.

Урок – изучение нового материала

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

135



136




137



Число глаголов.

Комбинированный урок

Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

138




139



Времена глаголов.

Урок – изучение нового материала

Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее.  Изменение глаголов по временам.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

140






141



Времена глаголов. Второе лицо.

Комбинированный урок

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

142




143



Изменение глаголов по временам.

Комбинированный урок






Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

144




Обучающее изложение. «Головной убор лося» (№213 с.120)

Развитие речи

Составление письменного текста по сюжетным рисункам.

Уметь составить письменный рассказ по сюжетным рисункам.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

145



Род глаголов в прошедшем времени

Урок – изучение нового материала

Родовые окончания глаголов (-а, -о).


Уметь определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

146




Изменение глаголов по числам и временам

Род глаголов в прошедшем времени.

Урок – обобщение и систематизация знаний


147




Правописание частицы не с глаголами.

Комбинированный урок

Правописание частицы не с глаголами.

Раздельно писать частицу не с глаголами.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

148



Правописание частицы не с глаголами.

Обобщение знаний.




Урок – обобщение и систематизация знаний

Тест №9(КИМ № 10)

Морфологический разбор глагола.


Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.


149




150



Годовая админист-ративная стандар-тизированная конт-рольная работа

Урок – контрольная работа

(Диктант + тест из КИМов, Тест № 10

(КИМ № 11)


Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.


151




Анализ контрольного диктанта.

Однокоренные слова.

Урок – обобщение и систематизация знаний





Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

Повторение (19 часов)

152



Части речи

Урок – обобщение и систематизация знаний

Морфологический разбор частей речи.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

153




Правописание окончаний имен прилагательных.

Урок – обобщение и систематизация знаний

Окончания имён прилагательных.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

154



Обучающее изложение. «Бой в лесу» (№242 с.133)

Развитие речи

Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.


Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Использование критериев для обоснования своего суждения.

155



Обобщение изученного о слове, предложении.

Контрольная работа. Словарный диктант

Урок – обобщение и систематизация знаний

Слово, предложение.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Готовность слушать со-беседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, изла-гать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

156



Правописание предлогов и приставок.

Урок – обобщение и систематизация знаний

Предлоги и приставки.

Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

157



Правописание безударных гласных и значимых частей слова.

Урок – обобщение и систематизация знаний

Безударные гласные.

Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

158



Текст. Части текста. Типы текстов

Урок – обобщение и систематизация знаний

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.








Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

159




Обучающее изложение. «Спасение лосёнка» (№265 с.141)

Развитие речи

Восстановление деформированного текста.


Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

160




Обобщение, повторение, систематизация знаний

Урок – обобщение и систематизация знаний

Части слова, речи.


Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

161



Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»

Развитие речи





Текст-рассуждение.

Уметь составить текст-рассуждение.

Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

162



Клуб знатоков «Весёлая грамматика»


Урок - игра


Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения

Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого

Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

163



Повторение, закрепление, обобщение знаний

Урок – обобщение и систематизация знаний

Части слова, части речи, предложение, текст.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

164



165




Итоговая комплексная работа (ИКР)

Урок – контрольная работа


Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение навыками смыслового чтения текстов раз-личных стилей и жанров в соот-ветствии с целями и задачами: осознанно строить речевое выс-казывание в соответствии с зада-чами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.. 

166




Анализ ИКР. Повторение, закрепление, обобщение знаний

Урок – обобщение и систематизация знаний

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

167



Повторение, закрепление, обобщение знаний

Части слова, части речи, предложение, текст.

168



169



Итоговый урок за год.

170



Резерв





9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!