СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского М.: Просвещение, 2010., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № от « » августа 2016 года | Согласовано зам. директора по УВР ___________ Л.Ю. Сидельникова « » августа 2016 года | Утверждаю директор МБОУ «Новогородская СОШ №3» _________ Е.А. Мясоедова Приказ № от « » августа 2016 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РУССКИЙ ЯЗЫК
9 класс
Составила:
учитель русского языка
Слепенкова Ольга Николаевна,
первая квалификационная категория
С. НОВОГОРОДКА
2016- 2017 уч. год
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, учебным планом МБОУ Новогородская СОШ №3, календарным учебным графиком на 2016 - 2017 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели обучения и место учебного предмета « Русский язык» в федеральном базисном планом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализации личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи преподавания русского языка.
Познавательные: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке.
Практические: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать мысли в устной и письменной форме.
В 9 классе завершается систематическое обучение русскому языку. Изучается сложное предложение со всеми разновидностями. Проводятся систематизация и обобщение материала по фонетике, лексике, грамматике, правописанию, завершается определенный этап работ по развитию речи. Особенно важно наглядно раскрыть богатство русской синтаксической синонимики.
Учебно-методический комплект:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.) – М.: Просвещение, 2010. -45с.;
2. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., М.: Просвещение, 2007. -205с.;
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «Нвогородская СОШ №3» на изучение предмета «Русский язык» в 9 классе отведено 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель).
Распределение учебного времени по четвертям
| Количество часов по плану | Фактически по плану |
I четверть | 17 |
|
II четверть | 16 |
|
III четверть | 20 |
|
IV четверть | 15 |
|
Год |
|
|
№ | тема | Количество часов на изучение темы | Количество часов на развитие речи |
1 | Международное значение русского языка | 1 |
|
2 | Повторение пройденного в V-VIII | 5 | 2 |
3 | Сложное предложение | 1 |
|
4 | Союзные сложные предложения | 6 |
|
5 | Сложносочиненное предложение | 3 | 2 |
6 | Сложноподчиненное предложение | 19 | 5 |
7 | Бессоюзное сложное предложение | 6 | 2 |
8 | Сложные предложения с разными видами связи | 5 | 2 |
9 | Общие сведения о языке | 3 |
|
10 | Систематизация о языке, речи и правописании в V-VIII классах | 4 | 2 |
11 | Итого: 68 часов | 53 | 15 |
Формы контроля
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, цифровой, словарный, свободный, с грамматическим заданием,);
- тест;
- изложение (подробное, выборочное, сжатое, с элементами сочинения);
- списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
- сочинение (на свободную, морально-этическую тему, грамматическую темы, по данному началу);
- проверочная работа с выбором ответа,
- индивидуальный контроль (карточки),
- работа с перфокартами,
- комплексный анализ текста.
Сетка контрольных работ
№ п/п | № урока | Вид контроля | Дата план | Дата факт |
1 | 4 | Контрольный диктант «Повторение».40' | 13.09 | |
2 | 8 | Р.р. Сочинение по картине В.М. Васнецова | | |
| | Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненные предложения» | 10.11 | |
3 | 17 | Р.р. Изложение по тексту | | |
5 | 26 | Р.р. Изложение | | |
6 | 29 | Контрольная работа за I полугодие | 22.12 | |
7 | 31 | Контрольная работа по теме «Сложносочиненные предложения» | | |
8 | 34 | Подготовка к написанию сочинения | | |
9 | 35 | Р/р Сочинение- рассуждение о природе родного края. | | |
10 | 43 | Итоговое тестирование по теме «СПП». | 14.02 | |
11 | 49 | Р.р. Изложение с элементами сочинения ( упр.238) | | |
12 | 51 | Контрольный диктант по теме «БСП» | 16.03 | |
13 | 56 | Р.р. Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи. | | |
14 | 58 | Контрольная работа по теме «Сложное предложение» | 18.04 | |
15 | 63 | Подготовка к изложению | | |
16 | 64 | Р/р Контрольное изложение с элементами сочинения. | | |
17 | 66 | Итоговая контрольный диктант за курс 9 класса | 18.05 | |
Распределение контрольных работ по четвертям
Вид работы | 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | год |
Контрольный диктант |
|
| 1 | 1 | 2 |
Контрольная работа | 1 | 3 | 1 | 1 | 6 |
Сочинение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Изложение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Международное значение русского языка. 1ч.
Повторение пройденного в 5-8 классах. 5+2р.
Сложное предложение. Культура речи. 1ч.
Союзные сложные предложения. 6ч.
Сложносочиненные предложения. 3+2р.
Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. 19+5р.
Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений.
Строение сложноподчиненного предложения. Отнесенность придаточного ко всему главному предложению или к какому - либо его члену. Место придаточного предложения по отношению к главному. Средства связи простых предложений в составе сложноподчиненного. Разграничение союзов и союзных слов в СПП. Указательные местоименные слова в главном предложении и их роль в сложноподчиненном предложении.. Знаки препинания в. в сложноподчиненном предложении.
Умение правильно произносить сложноподчиненное предложение в зависимости от порядка их частей.
Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (степени и образа действия, времени, места, причины, цели, условные, уступительные и сравнительные).
Умение составлять сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.
Умение заменять сложноподчиненное предложение синонимическими конструкциями – простыми предложениями., которые осложнены обособленными второстепенными членами (определениями, обстоятельствами ). Умение строит сложноподчиненное предложение ь по заданным схемам.
Бессоюзные сложные предложения. 6+2р.
Связь частей бессоюзного сложного предложения посредством интонации (перечисления, противопоставления, пояснения). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Синонимия бессоюзного сложного предложения с союзными конструкциями.
Умение произносить с правильной интонацией, части которых выражают различные смысловые отношения.
Сложные предложения с различными видами связи. 5+2р.
1. Разновидности сложных предложений с несколькими видами связи (бессоюзие, сочинение, подчинение). Знаки препинания в них.
2. Умение разбирать сложные предложения с указанием их частей и видов связи между ними.
Общие сведения о языке. 3ч.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.
Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию.
Развитие связной речи. 4+2р.
Систематизация сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, о средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении, о стилях речи.
Творческий рассказ на заданную тему с использованием разнотипных простых предложений и сложных предложений. Сочинение - рассуждение на общественные, морально – этические, литературно-исторические темы. Выступление с докладом на лингвистические и литературоведческие темы. Совершенствование навыков грамотного письма, умение строить разного типа сложного синтаксического целого.
Обучающие и проверочные диктанты.
Подробное, сжатое, выборочное изложение.
Сочинение - рассуждение о профессиях и выборе будущей своей специальности.
Доклад или реферат.
Рецензирование ученических сочинений.
Сочинение в жанре письма.
Конспект и тезисный план фрагмента.
Литературно - критические статьи.
Оформление деловых бумаг (автобиография, заявление).
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
К концу 9 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного;
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
рецензировать устным ответ учащегося;
задавать вопросы пю прослушанному тексту;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста; «используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
при необходимости переходить на изучающее чтение;
читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
вести репортаж о школьной жизни;
строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
составлять инструкции по применению того или иного правила;
принимать участие в диалогах различных видов;
адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
письмо:
пересказывать фрагмент прослушанного текста;
пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
распознавать части речи и их формы;
соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
правильно строить предложения с обособленными членами;
проводить интонационный анализ простого предложения;
выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Список дополнительной литературы
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Аст-рель, 2001
Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под рел. Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005
Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006
Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения. - М.: Дрофа, 2004
Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.А. Русский язык. Дидактические материал». 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2004
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 класса»
- М.: Вербум-М, 2003
Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2007. Предпрофильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2006.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в разделе | Тема урока | Дата | Коррект. даты | Оборудование и ИКТ | Вид контроля | Домашнее задание |
I четверть – 18 часов Международное значение русского языка – 1 час Ц е л ь: дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Знать основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте. Уметь использовать ИВС в текстах собственного сочинения. | |||||||
1 | 1 | Международное значение русского языка. | 1.09 |
| Учебник | Создание собственного высказывания на лингвистическую тему. Определение основной мысли текста | Упр.5 |
Повторение пройденного в V-VIII классах – 5 +2 р/р Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся, полученных в 5 – 8 классах Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, отличительные черты аннотации как одного из основных видов информационной переработки текста. Уметь производить синтаксический разбор простых предложений, использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. | |||||||
2 | 1 | Фонетика, графика, орфография | 6 |
|
| Тест | Упр.9 |
3 | 2 | Лексика. Фразеология. Орфография. | 8 |
|
| Практич.раб | Упр.18 |
4 | 3 | К/р №1. Контрольный диктант по теме «Повторение». | 13 |
|
| диктант | Упр.19 |
5 | 4 | Морфемика и словообразование. Орфография | 15 |
|
| Комплексный анализ текста | Упр.20, 26 |
6 | 5 | Морфология. Орфография | 20 |
|
| тест | Упр.35 |
7 | 6/1 | Р.р.1 Текст. Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 22 |
|
| Восстановление схемы | Упр.41, 45 (у) |
8 | 7/2 | Р.р.2 Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян». 40' | 27 |
|
| Контр. диктант
| Упр.46 (устно) |
Сложное предложение – 1 час | |||||||
9 | 1 | Понятие о сложном предложении | 29.09 |
| Презентация | Тест | §7 Упр.52 |
Союзные сложные предложения – 6 часов Цель: научить отличать сложное предложение от простого, различать основные виды сложных предложений, закрепить умение ставить знаки препинания в сложном предложении. Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них, создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи | |||||||
10 | 1 | Сложное предложение. Основные виды сложного предложения | 4.10 |
|
| Карточки | §8 Упр. 58 |
11 | 2 | Союзные и бессоюзные предложения | 6 |
|
| тест | Карточки с диф-ми заданиями |
12 | 3 | Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 11 |
|
| Комплексный анализ текста | Сборник для подг к ГИА, задание В 6 (10 вариантов) |
13 | 4 | Выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 13 |
|
| Самост.раб | Сборник для подг к ГИА, задание В 7 (10 вариантов) |
14 | 5 | Интонация сложного предложения | 18 |
|
| Практ работа | Карточки |
15 | 6 | Систематизация изученного по теме «Союзные сложные предложения» | 20 |
|
| КАТ | Упр. 56 |
Сложносочиненные предложения – 3 + 2 р/р Знать перечень соединительных, разделительных, противительных союзов, разновидности смысловых отношений между частями ССП, связанными сочинительными, разделительными, противительными союзами, основные группы ССП по значению и союзам, Знать условия постановки запятой в ССП Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор, вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи | |||||||
16 | 1 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | 25 |
| Комп. презент. |
| упр.60, §8 |
17 | 2/1 | Р.р.3 Изложение по тексту. 40' | 27 |
| Учебник | Изложение | Упр.67 |
II четверть 14 часов | |||||||
18 | 3 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 8.11 |
| Таблица | Выполнение упр-й | Упр. 76 |
19 | 4 | К/р №2 Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненное предложение» 40' | 10 |
| Раздаточный материал | Тест | Тест: вариант 1 – 3 |
20 | 5/2 | Р.р.4 Рецензия | 15 |
| Учебник | Выполнение упр | Упр.74, |
Сложноподчиненное предложение – 19 + 5 р/р Цель: углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным. Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным, виды придаточных предложений, отличительные особенности разговорного стиля речи, его основные жанры (рассказ, беседа, спор), особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными, определительными. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи, видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос, объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи. | |||||||
21 | 1 | Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова | 17 |
| Презентация | Комментированное письмо | Упр.79, 80(у) § 9 |
22 | 2 | Р.р.5 Сложноподчиненные предложения в речи. | 22 |
| Схемы, тест | Тест | Упр.86, 87, Принес-ти сб. изл |
23 | 3/1 | Строение сложноподчиненных предложений, их схемы | 24 |
| Учебник | КАТ | Сост. планк первым 10 изл. |
24 | 4 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 29 |
| Презентация, интерактивный тест | Тест | Упр.91(1), § 10 |
25 | 5 | СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными. | 1.12 |
|
| Проверочная работа | Упр.100 |
26 | 6/2 | Р.р.6 Изложение. Пересказ текста с использованием спп. 40. | 6 |
| Учебник | Изложение | Упр.106 |
27 | 7 | СПП с придаточными изъяснительными. | 8 |
| Интерактивный тест, дидактический материал | Фронтальный опрос | Упр.111, § 11 |
28 | 8 | Структура СПП с придаточными изъяснительными. | 13 |
| Учебник | Инд-е карточки | Упр.120, 123 |
29 | 9 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 15 |
| Презентация | Тест | Упр.125, § 12 |
30 | 10 | СПП с придаточными степени и образа действия | 20 |
|
| Индив-е карточки | Упр.130, Стр.60 чит., учить |
31 | 11 | К/Р№2 Контрольный диктант за I полугодие 40 | 22 |
|
| Тест | Повторить сведения о СПП |
32 | 12 | Работа над ошибками. СПП с придаточными места. | 27 |
| Опорная схема |
| Упр.138,§ 12 |
33 | 13 | СПП с придаточными времени. | 29 |
| Опорная схема | Практическая работа | Упр.148,150(у) |
III четверг 20 часов | |||||||
34 | 14/3 | Р.Р.7 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. | 12.01 |
| Материалы | Устное высказывание | Составить план, черновик |
35 | 15/4 | Р.Р.8 Сочинение-рассуждение о природе родного края. 40' | 17 |
|
| Сочинение | Упр.152 |
36 | 16 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия | 19 |
| Опорная схема | Фронтальный опрос | Упр.154, |
37 | 17 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и цели. | 24 |
| Опорная схема | Выполнение упр | Упр.163 тв.часть изл. №30,31 |
38 | 18 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительны-ми | 26 |
| Опорная схема | Тест | Упр.173 |
39 | 19 | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными | 31.01 |
| Опорная схема | Словарная работа | Упр.181,тв. Часть изл. №35,38 |
40 | 20 | Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными. | 2.02 |
| Опорная схема | Пунктуационный разбор | Упр.195,повт. §12, |
41 | 21 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 7 |
| Презентация | Схематически диктант | Упр.201 |
42 | 22 | Обобщение « Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» | 9 |
| Презентация | Практическая работа | Упр.207, Подг. к итог.тест. |
43 | 23 | К/Р №3 Итоговое тестирование по теме «Предложение»40' | 14 |
|
|
| Упр.205 |
44 | 24/5 | Р.р. 9 Официально-деловой стиль. Деловые бумаги. | 16 |
|
|
| Упр.213, Стр.94 отв. на ? |
Бессоюзное сложное предложение – 6 + 2 р/р Цель: показать особенности бессоюзного сложного предложения., сопоставить их с синонимичными сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП, правила постановки различных знаков препинания между частями сложного бессоюзного предложения, выразительные возможности БСП. Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи; анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые единицы, явления, средства связи. | |||||||
45 | 1 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 21 |
| Презентация | Фронтальный опрос | Стр.94 Упр.214 |
46 | 2 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении . | 28 |
| Опорная схема | Карточки | Упр.218, § 15 |
47 | 3 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 2.03 |
| Опорная схема | Перфокарта | Упр.226, § 16 |
48 | 4 | Тире в бессоюзном сложном предложении . | 7 |
| Опорная схема | Выполнение упр | Упр.226, § 16 |
49 | 5/1 | Р.р.10 Изложение с элементами сочинения 40' | 9 |
|
| изложение | Упр.238 |
50 | 6 | Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение». | 14 |
|
| КАТ | стр.108 ?, Упр.237 |
51 | 7 | К/р №4 Контрольный диктант по теме «БСП». 40' | 16 |
|
| Диктант | Повторить §15, 16 |
52 | 8/2 | Р.р.11 Стили речи. Типы речи. Реферат. | 21 |
|
| Составление конспекта | Упр.243 |
| |||||||
Сложные предложения с различными видами связи 5 + 2 р/р Цель: углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, средства, подкрепляющие смысловые отношения, объединяющие СП. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, анализировать трудные случаи языковых явлений, производить лингвистический анализ текста, в т. ч. с т. з. синтаксиса сложного предложения с разными видами связи, создавать мини-тексты повествовательного характера с элементами описания, употребляя в них сложные предложения с разными видами связи. | |||||||
53 | 1 | Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них. | 23.03 |
| Учебник Презентация | Конструирование сложных ПЖ | § 18, упр.248 |
IV четверть16 часов | |||||||
54 | 2/1 | Р.р.12 Официально-деловой стиль. Деловые бумаги. | 4.04 |
| Учебник, дидактический материал | Ведение документации | Выучить |
55 | 3 | Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них. | 6 |
|
| КАТ | Упр.252 |
56 | 4/2 | Р.р.13 Сочинение о выборе профессии 40' | 11 |
|
| Сочинение | Упр.254 |
57 | 5 | Систематизация и обобщение по теме «Сложное предложение» | 13 |
|
| Заполнение таблицы | Упр.256, 259 |
58 | 6 | К/Р №5 Контрольная работа по теме «Сложное предложение». 40' | 18 |
| Раздаточный материал | Тест | Сборник ГИА, вариант 9 |
59 | 7 | Работа над ошибками «Сложное предложение» | 20 |
|
| КАТ | Упр. 260 |
Общие сведения о языке – 3 часа Цель: дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; активизировать творческие способности учеников; закреплять навыки работы со словарями. Углубить понятия о стилях языка, сферах их применения. Совершенствовать навыки анализа текста. Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка, краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, лингвистические новации последних лет; понимать необходимость бережного, сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. Уметь отбирать нужный по теме материал, используя дополнительные источники информации, делать сообщения, использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, пользуясь справочной литературой, готовить доклад, статью. | |||||||
60 | 1 | Общие сведения о языке. Работа со словарем. | 25 |
| Словари | Пересказ легенды, конструирование ПЖ | Упр.266 |
61 | 2 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | 27 |
|
| Связные высказывания о языке и комментарии к ним. Определение вида доказательства (прямое или обратное). | Упр.274, 275 |
62 | 3 | Русский литературный язык и его стили. | 2.05 |
|
| Анализ текстов разных стилей | Упр.279 |
Систематизация изученного о языке, речи и правописании в V-IX кл – 4 + 2 р/р Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся по всем разделам курса. Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы; виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов; грамматическое значение, мор- Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания, применять знания по морфологии в практике правописания. | |||||||
63 | 1/1 | Р.р14. Подготовка к написанию контрольного изложения | 4 |
|
| Изложение | Составить сложный план, редактировать черновой вариант |
64 | 2/2 | Р/р15 Контрольное изложение с элементами сочинения. 40' | 11 |
|
| Изложение с элементами сочинения | Упр. 287 |
65 | 3 | Фонетика. Лексика | 16 |
|
| Фонетический разбор | Упр. 293 |
66 | 4 | К/Р №6 Итоговый контрольный диктант за курс 9 класса 40' | 18 |
|
| Тест | Повторить морфемный разбор слова |
67 | 5 | Морфемика. Словообразование. Морфология. | 23 |
|
| Морфемный и словообразовательный разбор | Упр.323 |
68 | 6 | Синтаксис. Пунктуация | 25 |
|
| Синтаксический разбор ПЖ |
|
Приложение
Контрольная работа по теме «Повторение».
ВАРИАНТ 1
Прочитайте текст и выполните задания А 1 - А 4, В 1 - В 12
Человеческий коридор
(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.
(4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.
(6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.
(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и
кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15) Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И
нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
(19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22)
Человеческий коридор…
(23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц,
просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.
(А.И.Приставкин)
А 1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину?
1) Он в первый раз увидел незнакомый город.
2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.
3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.
4) Он в первый раз ехал на поезде.
А 2. Какое средство художественной изобразительности писатель использовал в предложении 20?
1) эпитет; 2) олицетворение;
3) сравнение; 4) метафору
А 3. Почему в рассказе пища неоднократно называется жизнью (предложения 14, 27)
1) В ресторане была дорогая, изысканная пища.
2) Дети не знали, какие именно блюда раздавали в ресторане.
3) Для голодных, измученных детей горячая пища была крайне необходима.
4) Всем беженцам, которым удалось поесть в ресторане, блюдо очень понравилось.
А 4. Укажите, в каком значении употребляется слово «слабый» (предложение 17).
1) не тугой, не плотный
2)некрепкий, ненасыщенный
3) отличающийся малой силой, мощностью
4) плохой, неискусный
В 1 Из предложений 7-9 выпишите слова с безударными гласными в корне, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫМИ ударением.
В 2. Из предложений 13-18 выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в которых зависит от глухости (звонкости) звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В 3. Из предложений 7-12 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ.
В 4. В предложениях 2-9 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях на -О и –Е пишется столько же Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы». Выпишите найденное слово.
В5. Определите тип односоставного предложения 22.
В 6. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ.
Тёмная и суровая Москва, (1) спасая нас, (2) детей, (3) от войны, (4) погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, (5) задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.
В 7. Из предложения 15 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
В 8. Замените словосочетание ОТ НЕДОСТАТКА КИСЛОРОДА(предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите получившееся словосочетание.
В 9. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при УТОЧНЯЮЩЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ.
Там шевелилось что-то чёрное, (1) и ухало, (2) и кричало. Ближе к нам,(3) прямо на рельсах, (4) стояли, (5) сидели, (6) лежали люди.
В 10. Среди предложений 8–13 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
В 11. Из предложения 14 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВЫ.
В 12. Укажите количество грамматических основ в предложении 23.
ВАРИАНТ 2
Прочитайте текст и выполните задания А 1 - А 4, В 1 - В 12
(1) Огонь быстро приближался. (2) Леонтьев со страхом и одновременно с каким-то непонятным восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и гулом стену живого огня. (3) Ливнем летели искры. (4)Они прожигали одежду. (5) Временами дым заволакивал небо. (6) Потом его сбивало в сторону, и стена пламени появлялась снова, но уже ближе. (7) Леонтьев не мог отвести от неё глаз. (8) Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия. (9) Огонь сожжёт их так же незаметно, как пламя костра сжигает мошкару.
(10) Он подумал об этом, но не двинулся с места. (11) На лице и руках он уже чувствовал палящее дыхание пожара. (12) Он снова взглянул на огонь, но это было страшно, и он тотчас посмотрел выше, на небо, где летели горящие сучья и листья, а ещё выше смутно виднелся сквозь дым молодой месяц.
(13) Потом он почувствовал, как его сильно качнуло током горячего воздуха. (14) С верхушки вала понесло в огонь сухие листья. (15) Баулин поднял руку, что-то закричал, и лесники сразу подожгли вал.
(16) Вал как бы вздохнул, вымахал от края до края жадное пламя. (17) Оно слилось с огнём пожара и, ревя и треща, ударило в небо. (18) Леонтьев оглянулся. (19) Две стены пламени сшиблись, как два
огромных бешеных зверя, тесно сливаясь, расшвыривая мириады искр. (20) Казалось, вот-вот огонь двинется дальше и от него уже никому не спастись.
(21) И вдруг Леонтьев вскрикнул от неожиданности. (22) Огонь, как подрезанный, упал на землю и только низкими языками перебегал, затихая, вдоль вала. (23) Люди кинулись к просеке и начали засыпать песком вялое пламя. (24) Через несколько минут огня уже не было. (25) Только едкий дым быстро струился к небу и застилал свет месяца. (26) Всё было кончено.
(27) Стремительное исчезновение огня произвело на Леонтьева впечатление чуда. (28) Что произошло? (29) Почему пожар сразу погас?
(30) Леонтьев разыскал Баулина. (31) В лесу было темно. (32) Лесники ходили с фонарями.
(33) Баулин распорядился, чтобы вдоль границы пожара остались караульные. (34) Нужно было следить за пожарищем, пока оно совершенно не погаснет.
(35) – Не могу понять, - сказал Леонтьев, - почему встречный огонь погасил пожар. (36) Раздули такой костёр, что, кажется, пылал весь мир.
(37) – Да весь смысл встречного огня в том, чтобы дать пожару огромную пищу, действительно раздуть его до невиданных размеров. (38) Тогда в окружающем воздухе сразу сгорает почти весь кислород, просека заполняется углекислотой и дымом, и огонь, естественно, гаснет…
(По К.Г.Паустовскому)
А 1. В каких предложениях содержится ответ на вопрос: «ЗАЧЕМ ВО ВРЕМЯ ЛЕСНОГО ПОЖАРА ПОНАДОБИЛОСЬ ПОДЖИГАТЬ ВАЛ?»
1) 5,6 2) 8,9 3) 16,17 4) 37,38
А 2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?
1) Лесной пожар показался Леонтьеву страшным и одновременно величественным зрелищем.
2) Люди не знали, как можно справиться с огнём.
3) Пожар потушили благодаря встречному огню.
4) В огромном пламени сгорел почти весь кислород, и без кислорода пламя стало гаснуть.
А 3. В какой паре предложений автор употребил СИНОНИМЫ?
1) 1,2 2) 13,14 3) 22, 23 4) 24,25
А4. Укажите, в каком значении употребляется слово «током» (предложение 13).
1) направленное движение электрических зарядов
2) поток, движущаяся масса жидкости, воздуха
3) нервная энергия человека, воспринимаемая другими людьми
4) специально оборудованная площадка для хранения зерна
В 1. Из предложений 21-26 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.
В 2. Из предложения 38 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения».
В 3. Из предложений 7-12 выпишите слово с НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ в корне.
В 4. Из предложений 21 – 22 выпишите страдательное причастие прошедшего времени с суффиксом -Н-(-НН).
В 5. Среди предложений 27-32 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ БЕЗЛИЧНОЕ. Напишите его номер.
В 6. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Напишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при одиночном ДЕЕПРИЧАСТИИ.
Огонь, (1) как подрезанный, (2) упал на землю и только низкими языками перебегал, (3) затихая, (4) вдоль вала.
В 7. Из предложения 25 выпишите словосочетание с видом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
В 8. Замените словосочетание ВСКРИКНУЛ ОТ НЕОЖИДАННОСТИ (предложение 21), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
В 9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
(35) – Не могу понять, (1)- сказал Леонтьев, (2)- почему встречный огонь погасил пожар. (36) Раздули такой костёр, (3)что, (4)кажется,(5) пылал весь мир.
(37) – Да весь смысл встречного огня в том, (6)чтобы дать пожару огромную пищу,(7) действительно раздуть его до невиданных размеров. (38) Тогда в окружающем воздухе сразу сгорает почти весь кислород,(8) просека заполняется углекислотой и дымом,(9) и огонь, (10)естественно,(11) гаснет…
В 10. Среди предложений 8–12 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
В 11. Выпишите грамматическую основу предложения № 22.
В 12. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 12? Ответ напишите цифрой.
Контр. диктант по теме «Сложносочиненные предложения»
Память культуры
Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода.
Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс. Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки.
Память противостоит уничтожающей силе времени. Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени, смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Совесть – это память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Память – основа совести и нравственности, основа культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей.
Д. Лихачев.
Тест по теме «Сложносочиненные предложения» (вариант)
Вариант 1
1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?
1) тоже, либо, зато;
2) и, да, тоже;
3) да, не то...не то;
4) однако, или, но.
2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?
Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).
1) соединительный;
2) противительный;
3) разделительный.
3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:
1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).
2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).
3) Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи¬дая случая высказать свои мысли (Горький).
4) Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).
4. Укажите сложносочинённое предложение:
1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
2) Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).
3) Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).
4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.
5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:
1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.
2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро¬шенный ему с борта канат (Катаев).
3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).
4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).
6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).
1)1,2,3 2) 2,3; 3)1,3; 4) 3.
7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:
Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).
1)1 2) 2; 3) 3; 4) 4.
8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре¬пинания:
1) Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.
2) Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каве¬рин).
9. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
1) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).
2) Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).
3) Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.
10. Сколько простых предложений в составе сложного?
Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).
1) 2; 2) 3.
11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).
1) их не зовёт;
2) не зовёт его;
3) не зовёт рожок.
12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?
1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала поля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).
2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо¬пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).
3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер¬вый мороз (Пришвин).
13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Так навеки и осталась церковь (I) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5)диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).
1) 1,2,3,4,5,6;
2)2,3,4,5,6;
3)2,3,4,5.
14. В каком предложении не нужны знаки препинания?
1) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).
2) Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про¬ летит подслеповатая сова (Абрамов).
3) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).
4) Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).
Вариант 2
1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?
1) то...то, зато;
2) или, либо;
3) да, также;
4) однако, но.
2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:
Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.
1) противительный;
2) соединительный;
3) разделительный.
3. Укажите сложносочинённое предложение:
1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).
2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).
3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).
4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).
4. Укажите сложноподчинённое предложение:
1) Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Паустовский).
2) Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать.
3) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит арома¬том.
4) Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках (Крутилин).
5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:
1) Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).
2) У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.
3) Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.
4) Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша¬гов.
6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).
1)1,2,3; 2)1; 3)1,3; 4) 2, 3.
7. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре¬пинания:
1) Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похо¬жий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).
2) Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).
8. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
1) Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторо¬ну катка, к детской площадке (Каверин).
2) Маслята либо маринуют, либо сушат (Солоухин).
3) Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили (Пушкин).
9. Сколько простых предложений в составе сложного?
Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст¬вовалось недомогание (Чехов).
1) 2; 2) 3.
10. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).
1) отдохнув и напившись, мы;
2) понесла нас;
3) она понесла.
11. В каком предложении верно выделены грамматические основы?
1) Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра¬зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).
2) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
она похожа на маленького человечка, размахивающего ру¬ками (Чехов).
3) К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до¬рогу (Лермонтов).
12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред¬ложении:
Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну (Соколов-Микитов).
1)1,2,3,4; 2)1,4; 3)4.
13. В каком предложении не нужны знаки препинания?
1) Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна (Чехов).
2) Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (Паустовский).
3) В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры (Л, Толстой).
4) Чугунная решетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету (Озеров).
14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе (Станюкович).
2) На небе были звезды, и светился изредка застилаемый дымом месяц (Л. Толстой).
Вариант 3
1. В каком ряду перечислены противительные союзы?
1) да, также, и;
2) зато, однако, но;
3) либо, но, и;
4) тоже, или, да.
2. Укажите, какой союз соединяет части сложносочинённого предложения:
Странный старичок заговорил очень протяжно, да звук его голоса также изумил меня (Сергеев-Ценский).
1) соединительный;
2) противительный;
3) разделительный.
3. Укажите синтаксическую характеристику предложения:
Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки (Сергеев-Ценский).
1) сложносочинённое предложение с союзом и;
2) простое предложение с однородными членами.
4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором нет об¬щего второстепенного члена:
1) За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.
2) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
3) Надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы.
4) Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали молчании.
5. Укажите предложение, в котором только одна запятая:
1) Он спал с незанавешенными окнами и сад и луна всю ночь смотрели в них.
2) Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.
3) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел свою весеннюю песню.
4) Один за другим к костру медленно угасающему в ночи под¬ходили кони и глядели на нас умными глазами.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Льды быстро сгустились, и судну приходилось идти тихим ходом.
2) Все было тихо, только вдали от дороги шумели листья, и слышался треск сучьев.
3) На некоторое время всё опять поблекло и потемнело.
4)Хозяин отличался радушием и гостеприимством, и его до¬машняя гостиница в сезоны охоты была всегда полна.
7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.
1) простое предложение с однородными членами, перед сою¬зом и запятая не нужна;
2) сложное предложение, перед союзом и запятая нужна;
3) сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна;
4) простое предложение с однородными членами, перед сою¬зом и запятая нужна.
8. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
1) То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору (С. Щедрин).
2) Потом все стихло, и только морская даль все так же моно¬тонно, негромко шумела (Паустовский).
3) Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (Пушкин).
9. Сколько простых предложений в составе сложного?
Это были люди искусства и таланта а у меня не было никакого таланта и я конечно совершенно напрасно расстроилась и напрасно думала об этом (Каверин).
1) 2; 2) 3.
10. Сколько грамматических основ в предложении?
Пламя рдеет пламя пышет искры брызжут и летят а на них прохладой дышит из-за речки темный сад (Тютчев).
1) 2; 2)3; 3) 4.
11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами (Горький).
1) Цыганок остановился и подскочив;
2) Она плыла, разводя, подняв, глядя;
3) Цыганок остановился и пошел.
12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?
1) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.
2) Кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в
знакомое село (Бунин).
3) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, круп¬ный дождь.
13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред¬ложении:
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник (1)или вырастет на мгновение серая каменная баба (2) или перебежит дорогу суслик (3) и опять бегут мимо глаз бурьян (4) холмы (5) грачи (Чехов).
1) 1,2,3,4,5;
2) 2,3,4,5;
3) 1,2,4,5.
14. В каком предложении не нужны знаки препинания?
1) Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали в молчании (Короленко).
2) Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел (Мамин-Сибиряк).
Административная контрольная работа за I полугодие
1. Какое слово состоит из семи звуков?
А) перешьют Б) поставь В) уязвить Г) мальчонка
2.В каком слове все согласные звуки являются мягкими?
А) съешьте Б) по-детски В) часики Г) отличаешься
3.В каком слове звуков больше, чем букв?
А) просьба Б) свадебный В) юбиляр Г) яростный
4. В каком слове все согласные звуки являются звонкими?
А) посадка Б) мороз В) царица Г) вьюжная
5. В каком слове есть звук [ф]?
А) бенефис Б) кофе В) кафе Г) дефект
6. В каком слове ударение на последнем слоге?
А) заняла Б) мельком В) средства Г) искра
7. В каком слове ударение падает на второй слог?
А) ржаветь Б) мизерный В) сливовый Г) средства
8. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова грецкий – греческий?
А) омонимы Б) паронимы В) синонимы Г) антонимы
9. В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении?
А) глухое недовольство Б) глухой к просьбам В) глухой согласный Г) глухой старик
10. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
А) КРУТОЙ кипяток Б) КРУТОЙ подъём В) ТЯЖЁЛАЯ тележка Г) ШЁЛКОВАЯ ткань
11. Какое значение имеет слово ДОРОГА в предложении «Труд – дорога к успеху»?
А) место, по которому надо пройти или проехать Б) путешествие, пребывание в пути
В) образец действий, направление деятельности Г) полоса земли, предназначенная для продвижения
12. Слова какого ряда не имеют окончания?
А) дров, депо, красивее Б) кино, пять, опять В) около, сидя, лучше Г) герой, создавая, кофе
13. Слова какого ряда не имеют приставок?
А) отток, отцовский, отсёк Б) отчаяться, отшельник, отрыв
В) ответный, отвердеть, оттепель Г) отрочество, отечество, отвага
14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
А) разг…рается, изл…гать, ур…вень Б) Р…стов, выск…чка, пл…вчиха
В) заск…чить, пор…сль, предл…гать Г) соб…раться, зап…реть, зам…рать
15. В каком ряду во всех словах в корне пропущена гласная, проверяемая ударением?
А) созд…вать, л…кционный, зам…лчать Б) пров…нциальный, ф…гурировать, цв…тной
В) сер…ал, изл…жение, д…кумент В) либер…лизм, пл…вучий, в…риант
16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?
А) в решени…, в племен…, к матер… Б) о злоде…, в повест…, на площад…
В) на ладон…, к Мари…, в сара… Г) в Япони…, в ущели…, на дач…
17. В словах какого ряда Ь обозначает на письме мягкость согласного?
А) степь, конь, нянька Б) рожь, пень, лью
В) лью, тушь, уголь Г) живёшь, печь, сплошь
18. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Море слилось там с синим небом (1) и крепко спит(2) отражая в себе прозрачную ткань облаков (3) не скрывающих собой золотых узоров звёзд.
А) 1 Б) 2 В) 1, 2 Г) 2, 3
19. В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения? ( Знаки не расставлены)
1) Мы прибежали на вокзал когда поезд уже отправлялся.
2) В доме который расположился на вершине холма свет горел во всех окнах.
3) Днём мы заняли город а уже к вечеру стали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками.
4) Туман окутал всё холмы и леса дома и машины.
А) 1, 2, 3 Б) 2, 3 В) 1, 2 Г) 2, 3, 4,
20. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Дорога становилась всё уже, и мы решительно не знали, где мы.
2) Л. Толстой, как взыскательный художник, часто переделывал свои произведения.
3) Закинув голову я мог видеть в вышине тёмную деревянную церковку, наивно глядевшую на меня с высокой кручи.
4) Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
После десяти вечера (1) когда спустился туман (2) и луна ещё не встала (3) лёгкие плоты (4) на которых могло уместиться пять-шесть человек (5) оттолкнулись шестами от берега.
А) 1,2,3,4,5 Б) 1,2,4,5 В) 1,3,4,5 Г) 1,2,3,4
22. Какое сложное предложение состоит из четырёх частей? (Знаки не расставлены)
1) Если завтра увидите его то попросите чтобы он ко мне заехал на минутку.
2) Скажи мне дорогая где ты была что видела что слышала?
3) Ранней весной как только сойдёт снег поле где была посеяна озимая рожь покрывается сочной зеленью.
4) Я очень хочу чтобы ты собственными глазами увидела как я устроился на новом месте.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
Итоговое тестирование по теме «СПП».
Вариант I1. Укажите верное утверждение.
1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
2. В каком предложении что является союзным словом?
1) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Спасибо, что не забываете старика.
3. Определите тип подчинения придаточных предложений.
1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.
С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.
4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
1) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
2) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
5. Найдите предложение с речевой ошибкой.
1) Надо дать жизнь такой книге, которая бы звучала и жила долго.
2) Я прочитала книгу, в которой рассказывается о писателе, который жил в нашем городе.
3) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом.
6. Найдите лишнее предложение.
1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.
7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Пока собирались в обратный путь, резко похолодало и подул сильный ветер.
2) Ветер утих, и дождь перестал, когда мы были уже в пути.
3) Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.
8. Составьте схему предложения.
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
9. Расставьте в предложении знаки препинания.
Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком как нуждаются они в эти годы в наши дни когда жизнь всесторонне изменяется создается множество нового и все требует новых словесных форм.
10. Расставьте знаки препинания. Как нужно переделать предложение, чтобы его пунктуация изменилась?
Я заметил что куда ни придешь найдешь что-нибудь замечательное.
Вариант II1. Укажите неверное утверждение.
1) Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного предложения.
2) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.
3) Придаточные подлежащные отвечают на вопросы косвенных падежей.
2. В каком предложении когда является союзным словом?
1) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
2) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
3) Я сделаю это тогда, когда начнется праздник.
3. Определите тип подчинения придаточных предложений.
1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.
Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.
4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.
1) Я знаю, где ты был.
2) Мы любим дом, где любят нас.
3) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.
5. Найдите предложение с речевой ошибкой.
1) Я учусь в школе, во дворе которого находится стадион.
2) Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тихое.
3) Поднявшись на небольшой холмик, откуда начинается узкая, едва заметная лесная тропинка, он оглянулся.
6. Найдите лишнее предложение.
1) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
2) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам.
3) Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок.
7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) В лесу, куда мы часто ходили, за грибами росли высокие березы.
2) В кинотеатре, куда пришли Волька с Хоттабычем, начинался вечерний сеанс.
3) В фойе кинотеатра, куда Хоттабыч привел Вольку, вокруг них столпился народ.
8. Составьте схему предложения.
Избушка, в которой жил Фомич, стояла на высоком пригорке, так что своим огородом упиралась прямо в горную бойкую речку Журавлиху.
9. Расставьте знаки препинания.
Полицеймейстер предложил гостям окончить вист после завтрака и все пошли в ту комнату откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.
10. Расставьте знаки препинания. Как нужно переделать предложение, чтобы его пунктуация изменилась?
Сообщи мой адрес и скажи что если сестрицы напишут большое и хорошее спасибо скажу.
Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»
I вариант
1. Какое утверждение является неверным?
А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.
Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.
3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Нас охватило чувство страха … (причина).
Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).
В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
6. Каково роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
Б. обозначает пропуск члена предложения
В. разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г. отделяет предложение
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.
А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение
Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.
10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.
2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко.
3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.
4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
5) Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.
II вариант
1. Какое утверждение является неверным?
А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.
В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.
2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.
3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).
Б. Я взглянул на небо … (следствие).
В. Здесь нельзя проехать … (причина).
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.
Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.
5. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
6. Каково роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
Б. обозначает пропуск члена предложения
В. разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г. выделяет вводное предложение
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение
Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим и не видели бы огня.
10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
1) Не спится няня здесь так душно.
2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.
3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
4) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.
5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»
Косьба.
В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. Но нигде он так ярко не про-является, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. Каждая деревня знает своих лучших кос¬цов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и втайне гордят¬ся этим.
У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат, и каждый из нас хочет, чтобы именно у моего отца был самый широкий, самый чистый про¬кос, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шел впереди и вел всю растянувшуюся цепоч-ку.
Косцы радовались, увидев нас, спускающихся с холма. Впрочем, никто из них не бросал прокоса на середине, но, дой¬дя до конца, пучком мокрой травы вытирал косу, а если прокос привел к реке, то окунал косу в сонную воду. Омоется с косы прилипшая к ней травяная мелочь, и, когда вскинет косец ее на плечо, будут стекать с острого носка речные капли.
Подложив под себя свежекошеной травы, косцы рассядутся завтракать, но не очень куч-но, не очень близко друг к другу: с одной стороны, чтобы далеко не идти, а с другой стороны, боязно: вдруг у соседа блины окажутся белее наших! Однако такая рассредоточенность косцов не мешает перекидываться шутками.
Непременно (так уж заведено) каждый косец оставит и бли¬нов, и яичко, и молочка в по-лулитровой бутылке. Отойдя ша¬гов двести — триста, мы рассаживаемся в кружок, и у нас начи-нается свой завтрак. (233 слова.)
(В. Солоухин.)
Итоговый контрольный диктант за курс 9 класса
Когда я проснулся, комната была залита солнцем. Часы показывали девять. Я поспешил привести себя в надлежащий вид и вышел в коридор, из которого вскоре попал в гостиную, где меня встретила безмолвная, строгая мебель, на которую были надеты чехлы. Порядок и особенная чистота и блеск крашеного пола указывали, что этой комнатой пользовались чрезвычайно редко. Рядом находилась столовая, в коей от вчерашнего пиршества не осталось и следа: слуга ставил на чистую скатерть всякую всячину, что была необходима для чая. Через другой коридор слуга провел меня в кабинет, который оказался невелик: ближе к окнам, отступая от стены, стоял письменный стол; за ним выгибало черную спинку полукруглое кресло. Одну стену закрывали полки с книгами; против них пестрел широкий турецкий диван; на всех свободных местах стен висело оружие.
Письменный стол был в необычайном порядке, и это настолько не вязалось со сложившимся у меня представлением о его хозяине, что я невольно обозрел стол внимательнее: вещи часто красноречивее слов говорят о своих владельцах... Роскошная хрустальная чернильница на серебряном постаменте была наполнена давно пересохшею кашей из мух и чернил. В перламутровой ручке торчало ржавое перо с одним зубцом... все свидетельствовало, что письменный стол - только общепринятое украшение комнаты и что рука хозяина не прикасалась к нему. Зато явно и часто прикасалась она к книгам, настолько они были растрепаны, взлохмачены, словно побывали в клетке у медведя, запиханы на полки кое-как и торчали там, будто зубья у стоймя поставленной бороны.
Я осторожно высвободил несколько книг - переплет одной из них и значительная часть страниц были сплошь усеяны мелкими, странными дырочками; посередине другой зияла одна большая сквозная дыра... Хозяин варвар их расстреливал, тренировался в меткости.
(По С. Минцлову)
(261 слово)
Задания к тексту:
Выпишите сложное предложение с бессоюзной связью, разберите его по членам.
Над каждым словом первого предложения укажите часть речи.
9