Рабочая программа по музыке в 7 классе составлена на основе начальной образовательной программы общего начального образования (ФГОС) МОБУ СОШ
Планируемые результаты освоения музыки
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностными результатами обучения музыки в 7 классе являются:
формирование целостного мировоззрения, охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
основы Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважение Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;
формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы;
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
осознание своей этнической принадлежности;
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослого в процессе образовательной общественно полезной, учебно-исследовательской и др. видов деятельности.
Метапредметными результатами обучения музыки в 7 классе являются:
Регулятивные УУД:
Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Осуществить действия по реализации плана.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
Выполнять универсальные логические действия:
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
выстраивать логическую цепь рассуждений,
выполнять анализ (выделение признаков),
относить объекты к известным понятиям.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Составлять простой и сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
Учиться критично относиться к собственному мнению.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Предметными результатами:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету и степень сформированности УУД. Личностные результаты учеников на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется: в оценке знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.
Содержание учебного предмета
( 1 час в неделю, 34 часа )
«Особенности драматургии сценической музыки» (16 часов)
Классика и современность. Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».
В музыкальном театре. Опера.
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.
Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны. Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.
В музыкальном театре. Балет.
Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.
Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва. Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».
В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.
«Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо. Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.
Музыкальная характеристика Эскамильо.
Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образы Кармен, Хозе, образы «масок» и Тореодора. Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.
Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.
Музыкальные образы всенощной.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.
Основная цель - углубление знаний об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия, происходящих в нем явлений и событий, переданных интонационным языком музыки; актуализация знаний учащихся о балете, на знакомом им материале; раскрытие особенностей драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления; знакомство с современным прочтением произведения древнерусской литературы; расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов; изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям.
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.
Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Сюита в старинном духе А. Шнитке. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,
Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.
Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.
Симфония №5 Л. Бетховена. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.
Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф.
Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского.Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля
К. Дебюсси.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.
«Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина. Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Основная цель - систематизировать представление учащихся о закономерностях развития музыки, о музыкальной драматургии на основе актуализации их жизненно – музыкального опыта; закрепить понимание приёмов развития музыки в процессе интонационно - образного анализа произведений; продолжение знакомства с камерной инструментальной музыкой, на примере жанры сонаты; осознание различий музыкальной драматургии в циклических формах сюиты и сонаты; закрепление представлений учащихся о жанре рапсодии, симфоджазе.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| «Особенности драматургии сценической музыки» | 16 |
1 | Классика и современность | 1 |
2 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. | 1 |
3 | Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. | 1 |
4 | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. | 1 |
5 | Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны. | 1 |
6 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. | 1 |
7 | Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва. | 1 |
8 | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. | 1 |
9 | В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. | 1 |
10 | «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля. | 1 |
11 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. | 1 |
12 | Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо. | 1 |
13 | Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образы Кармен, Хозе, образы «масок» и Тореодора. | 1 |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. | 1 |
15 | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. | 1 |
16 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». | 1 |
| «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 |
17 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. | 1 |
18 | Два направления музыкальной культуры. Светская музыка. | 1 |
19 | Камерная инструментальная музыка. Этюд.. | 1 |
20 | Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. | 1 |
21 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. | 1 |
22 | Сюита в старинном духе А. Шнитке. | 1 |
23 | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. | 1 |
24 | Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. | 1 |
25 | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. | 1 |
26 | Симфония №5 Л. Бетховена. | 1 |
27 | Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. | 1 |
28 | Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. | 1 |
29 | Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича | 1 |
30 | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. | 1 |
31 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | 1 |
32 | «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина. | 1 |
33 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. | 1 |
34 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. | 1 |