МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3»
Утверждаю:
педагогическим советом Директор
Протокол № ___ ________________
от «_____ » _____________ 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Школа этикета»
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность содержания данной программы «Школа этикета» обусловлена необходимостью воспитания у детей нравственности и культуры поведения.
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Данная программа представляет собой познавательный и несложный курс этикета для детей, т.к. этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является нормой поведения, и в жизни общества играет важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, познавательную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с окружающими.
Цель программы: воспитание у детей нравственности и культуры поведения.
Задачи программы:
познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
При изучении курса «Школа этикета», учащиеся основной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом занятии разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов.
Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Поэтому на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. На занятиях обучающиеся учатся работе с толковым и этимологическим словарями.
На занятиях по программе «Школа этикета» применяются различные формы и методы работы: ролевые игры, конкурсы, викторины, тесты, беседы, тренинги.
В основе обучения лежит игровой принцип, соответствующий возрастным особенностям ребенка. Предполагается использование на занятиях «Школы этикета» межпредметных связей с «литературным чтением», «окружающим миром», «изобразительным искусством, «музыкой». Занятия проходят с применением мультимедийных презентаций.
Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что учтено при планировании тем.
Программа рассчитана на три года (по 36 часов в 5-9 классах)
Ценностные ориентиры содержания курса «Школа Этикета»
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ШКОЛА ЭТИКЕТа»
5 класс.
Волшебные слова ( ч.)
Правила поведения на уроке и на перемене, в общественных местах, в гардеробе, в столовой, в библиотеке, в школьном дворе. Этикетные правила и выражения. Развиваем умения задавать вопросы и видеть нарушение речевого этикета.
Ты – ученик ( ч.)
Говорим о дружбе, взаимовыручке, учимся разрешать конфликты, анализируем свои и чужие, плохие и хорошие поступки. Развиваем умения слушать и слышать.
Ты сам ( ч.)
Говорим о предметах туалета, видах одежды. Разучиваем комплекс утренней гимнастики и силовых упражнений под музыку. Учимся быть сильными и здоровыми. Личная гигиена. Учимся рационально распределять и использовать свое и ценить чужое время.
Красота поступка ( ч.)
Правила поведения в гостях. Тайна подарка. Гостеприимство в традициях русского народа. Развиваем умения дарить радость другим людям. Изучаем правила вежливого пешехода. Учимся говорить друг другу комплименты.
Волшебные слова ( ч.)
Формы приветствия и прощания, слова благодарности. Знакомство со словами извинения и прощения.
Ты – ученик ( ч.)
Верность и бескорыстие в дружбе, взаимовыручка и взаимопомощь. Конфликт. Этикет в общении с учителем. Развиваем умения слушать и слышать, наблюдать и замечать.
Ты сам ( ч.)
Уроки гигиены. Правильное питание. Здоровый образ жизни.
Красота поступка ( ч.)
Правила встречи гостей. Праздники и поздравления. Выбор подарков и правила его дарения. Вредные привычки. Речь, как важнейшее средство общения. Правила поведения на улицах города.
6 класс.
Волшебные слова ( ч.)
Правила этикета. Речевые формы выражения просьбы.
Речь. Вежливые слова. Слова – паразиты.
Ты – ученик ( ч.)
Дружба. Верность друзей. Культура спора.
Справедливость. Характер и темперамент. Правильные поступки.
Ты сам ( ч.)
Твой внешний вид. Режим дня.
Традиции. Русская национальная кухня. Народная мудрость о трудолюбии. Семейные ценности. Вредные привычки.
Красота поступка ( ч.)
Правила этикета. Чем развлечь гостей. Получение подарка. Поведение в общественных местах.
Взаимоотношения между одноклассниками. Комплимент и лесть. Правила хорошего тона.
Правила поведения на улицах города.
7 -9 класс.
Волшебные слова ( ч.)
Речевой этикет. Вежливые слова в разговоре при обращении. Крылатые слова и выражения. Фразеологизмы.
Ты – ученик ( ч.)
Дружба. Правила настоящей дружбы. Правила примирения. Взаимоотношения со взрослыми.
Портрет делового человека. Секреты успеха.
Путешествие в мир прекрасного.
Ты сам ( ч.)
Тайны моего характера. Умей владеть собой. Разные праздники. Мода.
Вредные и полезные привычки. О пользе витаминов.
Красота поступка ( ч.)
Правила поведения в общественных местах. Чайный этикет. Сервировка стола. Русское гостеприимство.
Отношения между девочками и мальчиками. Она мне нравится. Комплименты. Белый танец.
Правила ухода за домашними животными.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ШКОЛА ЭТИКЕТА».
Личностные результаты:
формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а так же детей между собой)
формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя)
формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
работа с правилами;
поиск информации в словарях;
работа с таблицами и иллюстрациями;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную из разных источников.
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество: задания, требующие распределения работы с соседом по парте или выполнение заданий по цепочке;
коммуникация как взаимодействие: видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
уметь выражать свои мысли;
объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Регулятивные УУД:
Каждое высказанное учеником этическое суждение имеет право на существование и поэтому не предполагает жёсткой и однозначной оценки в терминах «правильно» или «неправильно»;
развивать умение высказывать своё предположение;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;
умение делать всё красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение у окружающих;
соблюдение национальных обычаев и традиций.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1год обучения - 36 часов
5 -6 класс
Волшебные слова
№ | Тема | Кол-во часов |
Формы приветствия |
1 | Знакомство с правилами приветствия. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
Способы выражения благодарности. |
2 | Знакомство с правилами благодарности. Моделирование ситуаций. | 1 |
| Слова прощания. | |
3 | Знакомство с правилами прощания. Разыгрывание ситуаций. Экскурсия «Прощай, лето!» | 1 |
| Слова извинения. | |
4 | Знакомство со словами извинения. Моделирование ситуаций. | 1 |
Правила поведения |
5 | Беседа: «Что такое этикет?» Знакомство с правилами поведения на уроке и перемене. Решение задач по культуре поведения. | 1 |
6 | Правилами поведения в общественных местах. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
7 | Знакомство с правилами поведения в гардеробе. Решение задач по культуре поведения. | 1 |
8 | Правила поведения в столовой. Правилами поведения за столом. Игра «Любимые блюда» и чем их есть. | 1 |
9 | Правилами поведения в библиотеке. Разгадывание загадок. | 1 |
10 | Правилами поведения в школьном дворе. Моделирование ситуаций. | 1 |
Ты – ученик |
11 | Беседа. С. Маршак «Кот и лодыри» Пословица: «Делу – время, потехе - час». | 1 |
О дружбе |
12 | Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу. | 1 |
13 | Вы поссорились. Что мне посоветуют ребята в классе? | 1 |
Моя вторая мама. | |
14 | Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя». | 1 |
Я и ты. |
15 | Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину. | 1 |
Слушать и слышать. |
16 | Выставка детских рисунков. Путешествие в страну Этикета. | 1 |
Загадайка - угадайка. |
17 | Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета. | 1 |
Ты и твои друзья. |
18 | Мой класс – мои друзья. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили». | 1 |
Твой режим дня. |
19 | Беседа о режиме дня. Весёлые правила хорошего тона. | 1 |
Сладких снов. |
20 | Беседа «Сон – выручатель нервной системы». Игра «От улыбки станет всем светлей». Гимнастика. | 1 |
Волшебная щеточка. |
21 | Беседа о личной гигиене. Путешествие в страну Этикета. | 1 |
Мой класс |
22 | Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление правил к классному коллективу. | 1 |
Умейте ценить своё и чужое время. |
23 | Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. | 1 |
Красота поступка |
24 | Моё, твоё, наше. Дружеские взаимоотношения. | 1 |
25 | Правила общения с товарищами и друзьями. | 1 |
Мы идем в гости. |
26 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Ролевая игра «Мы пришли в гости». | 1 |
Приглашаем гостей. |
27 | Знакомство с правилами знакомства, представления и общения в гостях. Советы, сервировка стола. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
Гость на порог – хозяину радость. |
28 | Гостеприимство в традициях русского народа. | 1 |
Хочу и нужно. |
29 | Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». | 1 |
Семья. |
30 | Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. | 1 |
Таланты. |
31 | Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок может проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу. | 1 |
Дорогие слова. |
32 | Игра «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость». | 1 |
«Вовка – добрая душа» |
33 | Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». | 1 |
Я по улице шагаю. Правила вежливого пешехода. |
34 | Игра «Светофор». Занятие по правилам дорожного движения. | 1 |
Правила поведения в транспорте. |
35 | Знакомство с правилами этикета в транспорте. | 1 |
Обобщающее занятие. |
36 | Итоговое занятие. Игры. Песни. Конкурсы. | 1 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1год обучения - 36 часов
7-8 класс
Волшебные слова
№ | Тема | Кол-во часов |
Формы приветствия |
1 | Знакомство с правилами приветствия. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
Способы выражения благодарности. |
2 | Знакомство с правилами благодарности. Моделирование ситуаций. | 1 |
Слова прощания. |
3 | Знакомство с правилами прощания. Разыгрывание ситуаций «Прощай, лето!» | 1 |
Слова извинения. |
4 | Знакомство со словами извинения. Моделирование ситуаций. | 1 |
Слова прощения. |
5 | Знакомство со словами прощения. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
Правила поведения |
6 | Беседа: «Что такое этикет?» Знакомство с правилами поведения на уроке и перемене. Решение задач по культуре поведения. | 1 |
7 | Правила поведения в общественных местах. | 1 |
8 | Правилами поведения в гардеробе. Решение задач по культуре поведения. | 1 |
9 | Правила поведения в столовой. Правилами поведения за столом. Игра «Любимые блюда» и чем их есть. | 1 |
10 | Правилами поведения в библиотеке. | 1 |
11 | Правилами поведения в школьном дворе. | 1 |
| Кое-что о правильном питании. | |
12 | Правильное питание – это? | 1 |
| Уроки гигиены. | |
13 | Игровая ситуация «Советы доктора Воды». О микробах. | 1 |
| Мальчишки и девчонки. | |
14 | Познавательная беседа. Игра «Противоположности» | 1 |
| Тайна подарка. | |
15 | Правила дарения подарков. | 1 |
| Сила поступка. | |
16 | Беседа «Спеши делать добро» Пословицы. | 1 |
| Вредные привычки. | |
17 | Беседа «Умей сказать НЕТ» Игровые ситуации. | 1 |
| Я - хозяин. | |
18 | Знакомство с правилами встречи гостей. Советы, сервировка стола. | 1 |
Ты – ученик |
19 | Правила поведения на уроке. Моделирование ситуаций. | 1 |
20 | Беседа. Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». | 1 |
«Ты» и «Вы». |
21 | Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя». | 1 |
22 | Беседа. Правила культуры обращения. Моделирование ситуаций. | 1 |
Друг в беде не бросит |
23 | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 |
| Мой класс | |
24 | Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление правил к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов. | 1 |
Как решать конфликты. |
25 | Познавательная беседа. Моделирование ситуаций. | 1 |
Твоё отношение к учителю. | |
26 | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. Моделирование ситуаций. | 1 |
Я – особенный |
27 | «Помоги понять себя» познавательная беседа. | 1 |
Слушать и слышать. |
28 | Повторить правила этикета. Познавательная беседа. Моделирование ситуаций. | 1 |
Учимся наблюдать, замечать. |
29 | Беседа «Вглядись в себя, сравни с другим». | 1 |
Как быть прилежным и старательным. |
30 | Путешествие по лабиринту мудрых откровений. | 1 |
| Я и моя семья. | |
31 | Дискуссия. Создание газеты. | 1 |
32 | Игра «Подари другому радость» Моделирование ситуаций. | 1 |
| Даты и торжества. | |
33 | Вспоминаем праздники. Моделирование ситуаций. | 1 |
| Поговорим о подарках. | |
34 | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
| Если радость на всех одна. | |
35 | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 |
36 | Обобщающее занятие. | 1 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1год обучения - 35 часов
9 класс
Ты сам
№ | Тема | Кол-во часов |
Формы приветствия |
1 | Правилами приветствия. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
| Способы выражения благодарности. | |
2 | Правилами благодарности. Моделирование ситуаций. | 1 |
| Слова прощания. | |
3 | Правилами прощания. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
| Слова извинения. | |
4 | Слова извинения. Моделирование ситуаций. | 1 |
| Правила поведения | |
5 | Беседа: «Что такое этикет?». Правила поведения в общественных местах. | 1 |
Уроки гигиены. |
6 | Беседа. | 1 |
Кое-что о правильном питании. |
7 | Витамины для чего нужны. | 1 |
Мальчишки и девчонки. |
8 | Какие мы разные. | 1 |
ЗОЖ |
9 | Культура здорового образа жизни - что это? | 1 |
10 | Беседа «Правила здоровья». | 1 |
Вредные привычки. |
11 | Беседа «Умей сказать НЕТ» | 1 |
Я - хозяин. |
12 | «Гость на порог - хозяину радость» | 1 |
13 | Сервировка стола. | 1 |
14 | Чем развлечь гостей. | 1 |
Даты и торжества. |
15 | Вспоминаем праздники. | 1 |
Поговорим о подарках. |
16 | Как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
Взаимоотношения со взрослыми. |
17 | «Ты и Вы» | |
Я и моя семья. |
18 | Дискуссия. | 1 |
Приятные слова. |
19 | Культура общения. Дискуссия. | 1 |
Культура спора. |
20 | Учимся вести спор так, чтобы не обидеть человека и выразить свою точку зрения. Народная мудрость о спорящих. Диалог. | |
Сила поступка. |
21 | Беседа «Спеши делать добро». Стоп! Подумай! Действуй! | 1 |
22 | Умение принимать решения не сгоряча. Обдумывание своих поступков. | |
Если радость на всех одна. |
23 | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 |
Страна справедливости. |
24 | Изучаем права человека. Нарушение прав. Моделирование ситуаций. | |
Твой внешний вид. |
25 | Разговор об одежде и умении правильно одеваться. Демонстрация разного вида одежды (презентация). «Мобильный дом моды» | |
Этикет в гостях. |
26 | Изучаем правила поведения в гостях. Инсценирование «Я в гостях», «Ко мне пришли гости» | |
Тропинка к своему я. |
27 | Учимся распознавать характер и темперамент человека. | |
Способ найти себя |
28 | Выбор профессии. | |
| Как сдать экзамен | |
29 | Как правильно подготовиться. | |
30 | Страх – это? | |
Как решать конфликты. |
31 |
|
| | |
32 | | |
Решение этических задач. |
33 | Разыгрывание ситуаций. | 1 |
34 | Тренинги на развитие взаимопонимания. |
35 | Обобщающее занятие. |
2 год обучения- 35 часов
№п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание
Волшебные слова
6
1.
Этикетные правила и выражения.
1
Развиваем не только знание вежливых слов, но и умение их выразить при помощи тона, жеста. Литературная композиция «Чтоб не звался ты невежей»
2.
Речевые формы выражения просьбы.
1
Учимся выражать свою просьбу. Разыгрывание ситуаций.
3.
Дорогое слово.
1
Разбираем способы вежливого обращения к людям.
4.
«В миг по речи распознали».
1
Разновидности сленга: интернетный, компьютерный, молодежный.
5.
Слова - паразиты.
1
Какие слова-паразиты встречаются в речи. Набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях.
6.
Решения этических задач.
1
Разыгрывание ситуаций.
Ты – ученик
8
7.
В библиотеке.
1
Экскурсия в библиотеку.
8.
Верность друзей.
1
На чем строится дружба. Уважение, терпение, уступчивость. Пословицы и поговорки о дружбе. Просмотр и обсуждение сюжетов из мультфильмов о верности друзей.
9.
Культура спора.
1
Учимся вести спор так, чтобы не обидеть человека и выразить свою точку зрения. Народная мудрость о спорящих. Диалог.
10.
Страна справедливости.
1
Изучаем права человека. Нарушение прав на примере мультипликационных и сказочных героев.
11.
Тропинка к своему я.
1
Учимся распознавать характер и темперамент человека. Игра «Какой я?»
12.
Стоп! Подумай! Действуй!
1
Умение принимать решения не сгоряча. Обдумывание своих поступков.
13.
В курсе событий.
1
Развиваем умения распознавать состояние человека, его реакцию на добро и зло.
14.
Решение этических задач.
1
Игра «Волшебный стул», разыгрывание ситуаций.
Ты сам
7
15.
Твой внешний вид.
1
Разговор об одежде и умении правильно одеваться. Демонстрация разного вида одежды. Игра «Мобильный дом моды»
16.
С утра и до вечера.
1
Режим дня и отдыха. Упражнения на релаксацию.
17.
Русская национальная кухня.
1
Игра «Блюда русской кухни»
18.
Всегда у тех, кто трудится, мечта любая сбудется.
1
Народная мудрость о труде и упорстве. Разыгрывание и обсуждение миниатюры «Четыре девочки»
18.
Сам себе волшебник.
1
Игра «Волшебная палочка»
20.
Музей вредных привычек.
1
Беседа на тему вредных привычек.
21.
У меня сестренка есть.
1
Рассуждаем о семейных ценностях, учимся уважительному отношению к своей семье. Просмотр и обсуждение фрагментов юмористического журнала «Ералаш»
Красота поступка
13
22.
Хочу и буду!
1
Разыгрывание ситуаций. Выбор правильного поведения.
23.
Этикет в гостях.
1
Изучаем правила поведения в гостях. Инсценирование «Я в гостях», «Ко мне пришли гости»
24.
Чем развлечь гостей.
1
Разучивание подвижных и малоподвижных игр. Игровая программа
«Гость на порог - хозяину радость»
25.
Правила выбора и получения подарка.
1
КТД «Подарок другу»
26.
После третьего звонка.
1
Изучаем правила поведения в театре.
27.
Взаимоотношения в классе.
1
Разговор о дразнилках, насмешках, прозвищах. Игра «Детективные загадки»
28.
Учусь делать комплименты.
1
Комплимент и лесть.
29.
На помощь.
1
Практикум «В гостях у Айболита»
30.
Когда идешь по улице.
1
Экскурсия по городу, к перекрестку.
31.
Веселые правила хорошего тона.
1
Игра «Все наоборот» по творчеству
Г. Остера.
32.
Игра «Путешествие в страну этикета»
1
Игра.
33.
Решение этических задач.
1
Обыгрывание ситуаций блока «Красота поступка»
34.
Игровые задания.
1
Разыгрывание ситуаций.
35.
Обобщающее занятие.
1
Разгадывание кроссворда, игры.
3 год обучения- 35 часов
№п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание
Волшебные слова
6
1.
Культура поведения во время разговора, обращения.
1
Повторение правил вежливой беседы. Упражнение «Позвольте спросить»
2.
Умей задавать вопросы.
1
Учимся задавать вопросы. Игра «Спроси меня»
3.
Юморина.
1
Составление правил наоборот.
4.
Великий Мастер слова.
1
Крылатые слова и выражения.
Фразеологизмы в речи.
5.
Вежливость и речевой этикет.
1
Практическое занятие. На выбранных детьми сюжетах из фильмов, мультфильмов, сказок показываем нарушение речевого этикета.
6.
Словарь вежливых слов.
1
Составление словаря вежливых слов. Составление кроссворда.
Ты – ученик
8
7.
Мой выходной день.
1
Сюжетно-ролевая игра.
8.
Настоящие друзья.
1
Разговор о верной дружбе. Написание правил настоящей дружбы.
9.
Правила поссорившихся сторон.
1
Разработка правил примирения.
10.
Взаимоотношения со взрослыми.
1
Игра «Давай поговорим». Анализ ситуаций.
11.
Секрет успеха.
1
Учимся выступать публично и не бояться аудитории. Практическое занятие.
12.
Портрет делового человека.
1
Составление словесного портрета.
13.
Путешествия в мир прекрасного.
1
Экскурсия в выставочный зал.
14.
Решение этических задач.
1
Обыгрывание ситуаций по блоку «Ты –ученик»
Ты сам
7
15.
Тайна моего я.
1
Упражнение « Каким я был, есть и буду»
16.
Такие разные праздники.
1
Прощенное воскресенье, день благодарения, родительский день.
17.
Вредные и полезные привычки.
1
Беседа «Добровольное сумасшествие» о наркомании и травокурении.
18.
Умение владеть собой.
1
Определение своего темперамента.
19.
Не можешь изменить ситуацию - измени отношение к ней..
1
Упражнение «Хорошо»
20.
Одежда, костюм и мода.
1
Демонстрация различного вида одежды.
21.
О пользе витаминов.
1
Интерактивная игра «Витаминия»
Красота поступка
13
22.
Посещение театра.
1
Практическое занятие «Я пришел в театр»
23.
Чайный этикет.
1
Практическое занятие «Мы за чаем не скучаем»
24.
Сервировка стола.
1
Практическое занятие по сервировке стола.
25.
Русское гостеприимство.
1
Масленица. Ее традиции.
26.
Домашние волшебницы.
1
Разговор о маме и бабушке.
27.
Она мне нравится.
1
Беседа о половом воспитании.
28.
О комплиментах.
1
Пишем друг другу комплименты.
29.
Белый танец.
1
Виды танцев. Разучивание элементов вальса.
30.
Люби все живое.
1
Правила ухода за домашними питомцами.
31.
Нам счастья не сулит обида чья – то.
1
Разговор о том, как научиться прощать. Треннинг «Прости меня»
32.
Мы соберем большой хоровод.
1
Составление кроссворда по этикетным правилам.
33.
Решение этических задач.
1
Инсценировка различных ситуаций.
34.
Обобщающее занятие.
1
Игры.
ПЕРЕЧЕНЬ
учебно-методического обеспечения
1. Учебное оборудование.
1.1. Парты.
1.2.Доска.
2. Мультимедийное оборудование
2.1. Компьютер.
2.2. Проектор.
2.3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Дидактический материал
3.1. Раздаточный материал для обучения составлению кроссворда.
4. Библиотечный фонд
4.1. Насонкина С.А. «Уроки этикета», - Рязань, 2000
4.2. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов
педагогических учебных заведений. Воспитание 1 класс / Под редакцией
профессора М.И. Осиповой. – Минск, 2004
4.3. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов
педагогических учебных заведений. Воспитание 2 класс / Под редакцией
профессора М.И. Осиповой. – Минск, 2004
4.4. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов
педагогических учебных заведений. Воспитание 3 класс/ Под редакцией
профессора М.И. Осиповой. – Минск, 2004
4.5. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов
педагогических учебных заведений. Воспитание 4 класс/ Под редакцией
профессора М.И. Осиповой. – Минск, 2004
4.6. Соловьева Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде, Москва, «Вако», 2008
4.7. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно - практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» - ВИУГУЛ, 1996.
4.8 .Шемшурина А.И., Этическая грамматика, Ленинград,1991.
4.9. http://www.etikets.ru
4.10. http://www.viki.rdf.ru