МБОУ Татарско-Сайманская СШ
Утверждаю
Директор школы__________Р.Т. Думбалова
Приказ №231 от 30. 08.2016г.
Рабочая программа
спортивной секции «Баскетбол»
срок реализации 2016-2021учебные годы
Рабочая программа составлена на основе учебников: Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/авт. –сост. А.Н. Каинов, -Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013.-167с.
Всего: 340 часов
1 год обучения 68 часов
2 год обучения 68 часов
3 год обучения 68 часов
4 год обучения 68 часов
5 год обучения 68 часов
Разработчик программы: Абдульмянов И.Т. учитель физической культуры первой квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании ТМГ Согласована
МБОУ Татарско -Сайманской СШ Зам. директора по УВР
Протокол № 1 от «29» августа 2016г. __________ Иванова Н.Ш.
Руководитель ТМГ ________ Бикмаев Р.Р. 30.08. 2016г.
Пояснительная записка.
Основой рабочей программы является «Внеклассная работа спортивной секции по баскетболу, волейболу» (автор программы—доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат пед. наук А.А.Зданевич). Курс введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2011 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Принцип формирования групп учащихся основан на различии уровней физической подготовленности учащихся, на делении по возрасту, а так же на предпочтениях по определенному виду спорта. Занятия проходят в групповой форме.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. По уровню содержания – практическая, По направлению – физкультурно-спортивная, по широте охвата и содержанию деятельности - профильная, по степени профессионализации - общекультурной компетенции.
Программа «Спортивные игры» является долгосрочной, рассчитанной на 4 года. Для обучения набираются все желающие в возрасте от 10 до 17 лет не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортивными играми. Реализация программы проходит в 4 этапа, соответствующих году обучения. Кол-во обучающихся в группе – 15-20 человек.
Недельная нагрузка на 1 год обучения – 4 часа в неделю.
Ожидаемые результаты работы:
развитие природных данных обучаемых для быстрого роста мастерства;
овладение теоретическими и практическими основами игр;
участие в общешкольных соревнованиях;
формирование сборных для участия в районных соревнованиях. Контроль и подведение итогов проводится в форме соревновательной деятельности. Оценка соревновательной деятельности: В календарных играх фиксируются:
1.Показатели активной игровой деятельности:
Количество бросков с игры;
Общая результативность;
Количество перехватов, отбитых бросков и других овладений мячом;
Количество потерь мяча.
2. Показатели эффективности игровой деятельности:
Точность бросков с игры;
Точность штрафных бросков;
Отношение количества подобранных под щитами мячей к общему количеству отскоков. Результаты по ФГОС (предметные, личностные и метапредметные).
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Спортивные игры» являются:
• умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
• умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
• умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения:
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
• оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения;
• представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
• организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
• выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме. Обоснование актуальности и педагогической целесообразности.
Основная цель занятий – всестороннее физическое развитие и совершенствование многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Основными задачами программы «Спортивные игры» являются:
1. укрепление здоровья школьников;
2. содействие правильному физическому развитию детского организма;
3. приобретение учащимися необходимых теоретических знаний;
4. овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры;
5. воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;
6. привитие учащимся организаторских навыков. Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность.
Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.
Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
II. Содержание программы и учебно- тематический план.
Учебно-тематический план
№п/п | Спортивные игры | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Баскетбол | 68 | 6 | 62 |
2 | Волейбол | 68 | 6 | 62 |
| ИТОГО: | 136 | | |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места , со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
БАСКЕТБОЛ 1.Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания. 2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами.
ВОЛЕЙБОЛ 1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка. 2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
БАСКЕТБОЛ 1.Основы знаний. Товарищ и друг. В чём сила командной игры. Физические упражнения – путь к здоровью, работоспособности и долголетию. 2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, после ведения и остановки. Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и остановки.
ВОЛЕЙБОЛ 1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое безопасность на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях спортивными играми. Гигиенические правила – как их соблюдение способствует укреплению здоровья. 2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища. Подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями.
БАСКЕТБОЛ 1.Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? Закаливание организма. 2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения. Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения.
ВОЛЕЙБОЛ 1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные приёмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка. 2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 60 - 100 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, длительный бег 10-12 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями. Длинные кувырки через препятствия высотой 60 см.
БАСКЕТБОЛ 1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и её связь с развитием систем дыхания и кровообращения. 2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
ВОЛЕЙБОЛ 1.Основы знаний. Физические качества человека и их развитие. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений. 2.Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками через сетку. Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Пионербол».
Тематическое планирование по баскетболу
№ п/п | Дата | Название раздела/ тема урока | Количество часов |
По плану | Фактически |
Введение |
1 | | | Прыжок толчком двух ног | 1 |
2 | | | Прыжок толчком одной ноги | 1 |
3 | | | Остановка прыжком | 1 |
4 | | | Остановка двумя шагами | 1 |
5 | | | Поворот вперед | 1 |
6 | | | Поворот назад | 1 |
Ловля мяча |
7 | | | Ловля мяча двумя руками на месте | 1 |
8 | | | Ловля мяча двумя руками в движении | 1 |
9 | | | Ловля мяча двумя руками в прыжке | 1 |
10 | | | Ловля мяча двумя руками при встречном движении | 1 |
11 | | | Ловля мяча одной рукой на месте | 1 |
12 | | | Ловля мяча одной рукой в движении | 1 |
13 | | | Ловля мяча одной рукой в прыжке Ловля мяча одной рукой при встречном движении | 1 |
14 | | | Ловля мяча одной рукой при поступательном движении | 1 |
15 | | | Ловля мяча одной рукой при движении сбоку | 1 |
Передача мяча |
16 | | | Передача мяча двумя руками сверху | 1 |
17 | | | Передача мяча двумя руками от плеча(с отскоком) | 1 |
18 | | | Передача мяча двумя руками от груди(с отскоком) | 1 |
19 | | | Передача мяча двумя руками снизу(с отскоком) | 1 |
20 | | | Передача мяча двумя руками с места | 1 |
21 | | | Передача мяча двумя руками в движении | 1 |
22 | | | Передача мяча двумя рукамив прыжке | 1 |
23 | | | Передача мяча двумя руками (встречные) | 1 |
24 | | | Передача мяча двумя руками (поступательные) | 1 |
25 | | | Передача мяча двумя руками на одном уровне | 1 |
26 | | | Передача мяча двумя руками (сопровождающее) | 1 |
27 | | | Передача мяча одной рукой сверху | 1 |
28 | | | Передача мяча одной рукой от головы | 1 |
29 | | | Передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком) | 1 |
30 | | | Передача мяча одной рукой сбоку (с отскоком) | 1 |
31 | | | Передача мяча одной рукой снизу (с отскоком) | 1 |
32 | | | Передача мяча одной рукой с места в движении | 1 |
33 | | | Передача мяча одной рукой в прыжке | 1 |
34 | | | Передача мяча одной рукой(встречные) | 1 |
35 | | | Передача мяча одной рукой(поступательные) | 1 |
36 | | | Передача мяча одной рукой на одном уровне | 1 |
37 | | | Передача мяча одной рукой (сопровождающее) | 1 |
Ведение мяча |
38 | | | Ведение мяча с высоким отскоком | 1 |
39 | | | Ведение мяча с низким отскоком | 1 |
40 | | | Ведение мяча со зрительным контролем | 1 |
41 | | | Ведение мяча без зрительного контроля | 1 |
42 | | | Ведение мяча на месте | 1 |
43 | | | Ведение мяча по прямой | 1 |
44 | | | Ведение мяча по дугам | 1 |
45 | | | Ведение мяча по кругам | 1 |
46 | | | Ведение мяча зигзагом | 1 |
Обводка |
47 | | | Обводка соперника с изменением высоты отскока | 1 |
48 | | | Обводка соперника с изменением направления | 1 |
49 | | | Обводка соперника с изменением скорости | 1 |
50 | | | Обводка соперника с поворотом и переводом мяча | 1 |
51 | | | Броски в корзину с одной рукой сверху | 1 |
52 | | | Броски в корзину с одной рукой от плеча | 1 |
53 | | | Броски в корзину с одной рукой снизу | 1 |
54 | | | Броски в корзину с одной рукой сверху вниз | 1 |
55 | | | Броски в корзину с одной рукой (добивание) | 1 |
56 | | | Броски в корзину с одной рукой с отскоком от щита | 1 |
57 | | | Броски в корзину с одной рукой с места | 1 |
58 | | | Броски в корзину с одной рукой в движении | 1 |
59 | | | Броски в корзину с одной рукойв прыжке | 1 |
60 | | | Броски в корзину с одной рукой (дальние) | 1 |
61 | | | Броски в корзину с одной рукой (средние) | 1 |
62 | | | Броски в корзину с одной рукой (ближние) | 1 |
63 | | | Броски в корзину с одной рукойпрямо перед щитом | 1 |
64 | | | Броски в корзину с одной рукой под углом к щиту | 1 |
65 | | | Броски в корзину с одной рукой параллельно к щиту | 1 |
66 | | | Обводка соперника с изменением высоты отскока | 1 |
67 | | | Обводка соперника с изменением направления | 1 |
68 | | | Обводка соперника с изменением скорости | 1 |
| | | | 68 |
Список литературы.
Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе Г.А. Баландин.,
Н.Н. Назарова,Т.Н.Казакова.
Каинов А.Н.Методика подбора средств баскетбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе/ Каинов А.Н., Калинин В.Е. – Волгоград: ВГАФК, 2008. – 72с.
Лях В.И. Программы для общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/ В.И. Лях,
А.А. Зданевич.-М.: Просвещение, 2013.
Лях В.И., Физическая культура. 10-11 классы: учебн. для общеобразовательн. учрежд. / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха.-М.:Просвещение, 2013.
Лях В.И., Физическая культура. 8-9 классы: учебн. для общеобразовательн. учрежд. / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха.-М.:Просвещение, 2013.
Лях В.И.Физическая культура. Рабочие программы. 5-9 класса. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха/ В.И. Лях.- М.: Просвещение, 2013.