СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Биология" 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы ООО по биологии. На изучение предмета отводится 68 часов, 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Биология" 9 класс»

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Биология» 9 класс

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.  Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.// полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию. 9 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений.

На изучение предмета отводится 68часов, по 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль проводится в форме самостоятельных работ, тестов, терминологических диктантов, контрольных работ, промежуточная аттестация – в форме тестовых заданий, приближенных к заданиям ГИА.

Структура дисциплины:

  • Введение

  • Уровни организации живой природы

Молекулярный уровень

Клеточный уровень

Организменный уровень

Популяционно-видовой уровень

Экосистемный уровень

Биосферный уровень

  • Эволюция

  • Возникновение и развитие жизни

  • Обобщение


Требования к результатам освоения дисциплины

 

В результате изучения биологии учащиеся должны:

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

  современную биологическую терминологию и символику.

Уметь:

находить:

·  в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

· роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

·  родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

·  взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

· место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;

проводить простые биологические исследования:

·  ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

·  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

·  анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.



Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011. – 92 с.) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта.

Программа рассчитан на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).

Рабочая программа содержат: перечень предметных тем, примерное распределение учебных часов, тематику лабораторных и практических работ, экскурсий, в том числе обязательных (указаны значком*), требования к уровню подготовки выпускников. Большинство лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

При составлении рабочей программы учтена последовательность изложения материала в учебнике В.В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию».

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи­вой природы, использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

При освоении программы особое внимание уделится формированию у учащихся общеучебных умений и на­выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распо­знавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

В процессе обучения использую деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подход: освоение уча­щимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребован­ными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для со­хранения окружающей среды и собственного здоровья.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

  • В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2017 – 96 с.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2015 – 288 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

а также методических пособий для учителя:

1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2012 ;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы.

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2017. - 96 с.


Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»

• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.


Место учебного предмета, курса в учебном плане

На освоение программы в 9 классе отводится 2 часа в неделю, в год – 68 часов, так как учащиеся 9 классов заканчивают обучение 25 мая.

































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

уметь

объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.














ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения предмета выпуск­ники основной школы должны:

называть

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов рас­тений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции;

приводить примеры

усложнения растений и животных в процессе эволюции;

природных и искусственных сообществ;

изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

наиболее распространенных видов и сортов рас­тений, видов и пород животных;

характеризовать

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организ­мов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности питания автотрофных и гетеро­трофных организмов (сапрофитов, паразитов, сим­бионтов);

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размноже­ния и развития человека;

вирусы как неклеточные формы жизни;

среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

искусственные сообщества, роль человека в про­дуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

взаимосвязь строения и функций органов и сис­тем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен­ности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкульту­ры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело­века и его потомство;

меры профилактики появления вредных при­вычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулиро­вания численности видов, охраны природных сооб­ществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

клетки, ткани, органы и системы органов рас­тений, животных, человека;

наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

строение и функции клеток растений и животных;

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

семейства, классы покрытосеменных расте­ний, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращива­ния, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране­ния продуктов питания, профилактики отравле­ний и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

о клеточном строении организмов всех царств;

о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного ми­ра в процессе эволюции, о происхождении челове­ка от животных;

наблюдать

сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятель­ности живых организмов;

соблюдать правила

приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

наблюдения за сезонными изменениями в жиз­ни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влияни­ем деятельности человека;

проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.















Основное содержание учебного курса

Биология. Введение в общую биологию

9 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Демонстрации

Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация

Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Лабораторные и практические работы

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

Раздел 2. Клеточный уровень (16 часов)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Демонстрация

Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Раздел 3. Организменный уровень (13 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация

Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Курской области.

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании.

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.

Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация

Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Курской области.

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Курской области.

Экскурсии

Биогеоценоз дендрария школы.

Раздел 6.Биосферный уровень (12 часов)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.

Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация

Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.

Экскурсии

В краеведческий музей «Развитие жизни на земле»


Учебно-тематический план

Раздел

                             Количество

Количество часов

Лаборатор-ных работ


Практических работ




Экскурсий

1

Введение

3

0

0

0

2

Молекулярный уровень

10

1

0

0

3

Клеточный уровень

16

1


0

4

Организменный уровень

13

1

4

0

5

Популяционно-видовой уровень

8

1

0

0

6

Экосистемный уровень

6

0

0

1

7

Биосферный уровень

12

0

0

1

 

Итого за год

68

4

4

2



НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.


Учебно - методический комплекс:

1. Федеральный Государственный стандарт.

2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.

3. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2011.

4. Биология. Введение в общую биологию.9кл.:рабочая тетрадь/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов.-М.: Дрофа,2006.


Дополнительная литература.

  1. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.

  3. Биология. 8-9 классы: рефераты / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Биология. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010: учебно – методическое пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников – Ростов н/Д: Легион, 2009.

  5. Открытые уроки по биологии. 7-9 классы / авт.-сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.

  6. Справочник учителя биологии: законы, принципы, правила, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010.

  7. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  9. Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы /авт.-сост. Л.М. Кудинова. – Волгоград: Учитель, 2005.

  10. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2010.

  11. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.

  12. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков. 7-11 классы. – Волгоград.: Учитель, 2010.


Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion







Календарно-тематическое планирование

Предмет «Биология»

Класс 9

УМК « Биология: Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов


п/п

Тема

Дата проведения

Основные вопросы содержания

Вид учебной деятельности

Формы организации учебно-позна-вательной деятельности учащихся

Оборудование,

ЭОР

Д/з

план

факт

Введение (3 часа)

1

Биология — наука о живой природе. Инструктаж по ТБ




Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология».

Характеризуют биологию как науку о живой природе.

Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.

Приводят примеры профессий, связанных с биологией.


Колек-тивная, индиви-дуальная

Презентация «Биология – наука о живой природе». Таблица

«Царства живой природы»

§ 1, подгото-вить презентацию об интере-сующей учащих-ся профес-сии

2

Методы исследования в биологии




Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория».

Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования.

Самостоятельно формулируют проблемы исследования.

Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования

Колек-тивная, индиви-дуальная, работа в парах.

Презентация «Методы биологических исследований».

Портреты учёных биологов.

 § 2, составить схему научного исследо-вания по предложенной тематике.

3

Сущность жизни и свойства живого



Сущность понятия «жизнь». Свойства живого. Уровни организации живой природы


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого».

Дают характеристику основных свойств живого.

Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь».

Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы


Презентация «Уровни организации живой природы


 § 3

Раздел I. Молекулярный уровень (10 часов)

4

Молекуляр-ный уровень: общая характерис-тика



Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «органические вещества», «белки», «нуклеиновые кислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры».

Характеризуют молекулярный уровень организации живого.

Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров.

Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в составе клетки; разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов.

Анализируют текст учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей

Тестовый контроль по вводному разделу

Презентация «Молекулярный уровень: общая характерис-тика»

§ 4, задание стр.28

5

Углеводы



Углеводы. Углеводы, или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы, или сахариды», «моносахариды», «дисахариды», «полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «сахароза», «мальтоза», «лактоза», «крахмал», «гликоген», «хитин».

Характеризуют состав и строение молекул углеводов.

Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике.

Приводят примеры углеводов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль


Презентация «Углеводы»

§ 5

6

Липиды



Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов».

Дают характеристику состава и строения молекул липидов.

Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике.

Приводят примеры липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. Обсуждают в классе проблемы накопления жиров организмами в целях установления причинно-следственных связей в природе


Презентация «Липиды»

§ 6, задание стр.33

7

Состав и строение белков



Состав и строение белков. Белки, или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация белка

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или протеины», «простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков», «вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белков». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков.

Приводят примеры денатурации белков


Презентация «Состав и строение белков»

Таблица «Белки».

Модель белка.

§ 7, в тетради заполнить таблицу «Структуры белковой молекулы».

8

Функции белков



Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая

Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике.

Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли


Презентация «Функции белков». Таблица «Белки»

Модель белка

§ 8, , ответить на вопросы в конце параграфа.

9

Нуклеиновые кислоты



Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК. Рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК (тРНК). Рибосомная РНК (рРНК). Информационная РНК (иРНК). Нуклеотид. Двойная спираль

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК».

Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике.

Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности)


Презентация «ДНК и РНК». Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК»


§ 9, изгото-вить модель молекулы ДНК

10

АТФ и другие органические соединения клетки



Аденозинтрифос-фат (АТФ). Аденозиндифос-фат (АДФ). Аденозинмоно-фосфат (АМФ). Макроэргическая связь.

Витамины жирорастворимые и водорастворимые

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифос-фат (АТФ)», «аденозиндифос-фат (АДФ)», «аденозинмонофос-фат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ.

Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли.

Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий).

Обсуждают результаты работы с одноклассниками


Презентация «АТФ и другие органические соединения клетки»

§ 10, подготовить сообще-ния о роли витаминов

11

Биологические катализаторы



Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента.

Лабораторная работа

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

Определяют понятия формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента».

Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке.

Описывают механизм работы ферментов.

Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли.

Устанавливают причинно-следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования.

Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы

Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

Таблица «Белки».

Презентация «Биологические катализаторы».

Пробирки, пероксид водорода, картофель сырой и вареный, сырое мясо, штативы.

§ 11

12

Вирусы



Вирусы. Капсид. самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка».

Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса.

Описывают общий план строения вирусов.

Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов


Презентация «Вирусы».

§ 12, подгото-виться к контрольно-обобща-ющему уроку по разделу «Молекулярный уровень».

13

Обобщающий урок




Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы.

Дают оценку возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянному процессу эволюции научного знания.

Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты

Самостоя-тельная работа по теме,

состоящаяиз 3-х уровней:

репродук-тивного, продуктивного и творчес-кого.

Таблицы по тематике раздела.

Текст «Краткое содержание главы», стр.51

Раздел II. Клеточный уровень (16 часов)

14

Клеточный уровень: общая характеристика



Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «световая микроскопия», «электронная микроскопия», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории.

Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники


Таблица «Разнообразие эукариотических клеток». Модель «Клетка».

Презентация «Основ-ные поло-жения клеточной теории» Микроскопы, микропрепараты.

§ 13, ответить на вопросы в конце параграфа.

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана



Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз.


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз».

Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза.

Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно-следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны.

Составляют план параграфа


Презентация «Строение клетки»

§14, используя текст учебника дополнить и закончить кластер начатый на уроке

16

Ядро



Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко».

Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе

Практичекая работа «Решение биологи-ческих задач на определение числа хромосом в гапло-идном и дипло-идном наборе»

Презентация «Строение клетки»

§15,

по желанию подготовить устное или с поддерж-кой элек-тронной презента-ции выступле-ние на 2 минуты о расшиф-ровке генома человека и животных.

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы



Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи», «лизосомы».

Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций.

Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)


Презентация «Строение клетки»

§16,

составить электронную визитку одного из органоидов, используя микрофо-тографии, текстовые фрагменты рисунки.

18

Митохондрии Пластиды. Клеточный центр.
Органоиды движения. Клеточные включения




Митохондрии. Кристы. Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Граны. Клеточный центр. Цитоскелет. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Клеточные включения

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митохондрии», «кристы», «пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны», «клеточный центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения».

Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций.

Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)


Презентация «Строение клетки»

§17,

составить электронную визитку одного из органоидов, используя микрофо-тографии, текстовые фрагменты рисунки.

19

Особенности строения клеток эукариот и прокариот




Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы. Споры.

Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот.

Лабораторная работа

«Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия

Лабора-торная работа

«Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроско-пом»

Презентация «Особенности строения клеток эукариот и прокариот», микроскопы, готовые микропрепараты


§ 18, задание стр.76

20

Обобщающий урок по теме строение клеток прокариот и эукариот




Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы.

Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты

Задания в форме ОГЭ

Карточки - задания

Задание на стр. 76

21 - 22

Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке




Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм

Неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов.

Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания


Презентация «Энергетический обмен»


§19,20

23 -24

Фотосинтез и хемосинтез




Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. Хемотрофы. Нитрифицирующие бактерии


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии». Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике.

Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза.

Решают расчетные математические задачи, основанные на фактическом биологическом материале


Презентация «Фото-синтез и хемо-синтез»


§21, задания стр.85

25

Автотрофы и гетеротрофы



Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «автотрофы», «гетеротрофы», «фототрофы», «хемотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозойное питание». Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение)


Таблица «Фотосинтез»

, Презентация

«Типы питания клеток»

§22

26

Синтез белков в клетке




Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Полисома


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон», «трансляция», «полисома». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке.

Описывают процессы транскрипции и трансляции применяя принцип комплементарности и генетического кода


Модедь ДНК,

Презн.

«Биосинтез белка»

§23, решение биологи-ческих задач на принцип компле-ментар-ности

27-28

Деление клетки. Митоз




Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления.


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления».

Характеризуют биологическое значение митоза.

Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно-следственные связи между продолжитель-ностью деления клетки и продолжитель-ностью остального периода жизненного цикла клетки


Презентация «Деление клетки. Митоз», микроскопы, готовые микропре-параты с делящимися клетками кончика корня.

§24

29

Обобщаю-щий урок по разделу



Письменная проверочная работа в форме ОГЭ


Задания в форме ОГЭ


Краткое содержа-ние главы

  1. Организменный уровень (13 часов)

30

Размножение организмов




Общая характеристика организменного уровня. Размножение организмов. Бесполое размножение. Почкование. Деление тела надвое. Споры. Вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки».

Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их.

Описывают способы вегетативного размножения растений.

Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем


Презентация «Бесполое размножение».

§25, подгото-вить сообщения о способах бесполого размно-жения организмов

31

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотво-рение




Стадии развития половых клеток. Гаметогенез. Период размножения. Период роста. Период созревания. Мейоз: мейоз I и мейоз II. Конъюгация. Кроссинговер. Направительные тельца. Оплодотворение. Зигота. Наружное оплодотворение. Внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрыто-семенных. Эндосперм

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гаметогенез», «период размножения», «период роста», «период созревания», «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер», «направительные тельца», «оплодотворение», «зигота», «наружное оплодотворение», «внутреннее оплодотворение», «двойное оплодотворение у покрытосеменных», «эндосперм».

Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам.

Сравнивают митоз и мейоз.

Объясняют биологическую сущность митоза и оплодотворения


Таблица «Мейоз»

Презент.

§26, соста-вить сравни-тельную характе-ристику митоза и мейоза

32

Индивидуальное развитие организмов. Биогенети-ческий закон




Онтогенез. Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез). Постэмбриональный период онтогенеза. Прямое развитие. Непрямое развитие. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «онтогенез», «эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез)», «постэмбриональный период онтогенеза», «прямое развитие», «непрямое развитие», «закон зародышевого сходства», «биогенетический закон», «филогенез». Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно-следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием


Презентация «Индиви-дуальное развитие организмов»


















§27, вопросы в конце парагра-фа

33

Обобщающий урок




Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы.

Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты

Биологический диктант, решение биологических задач

Карточки - задания

Задания стр.118

34

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание




Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Гибридологический метод. Чистые линии. Моногибридные скрещивания. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Доминантные и рецессивные признаки. Расщепление. Закон чистоты гамет.

Практическая работа

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет».

Характеризуют сущность гибридологического метода.

Описывают опыты, проводимые Г.Менделем по моногибридному скрещиванию.

Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании.

Решают задачи на моногибридное скрещивание

Практическая работа

«Решение генетичес-ких задач на моногиб-ридное скрещива-ние»

Презентация «Моногибридное скрещивание»

§28, задачи на моногиб-ридное скрещи-вание

35

Неполное доминирова-ние. Генотип и фенотип. Анализи-рующее скрещивание



Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Практическая работа

Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «генотип», «фенотип», «анализирующее скрещивание». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании

Практи-ческая работа

«Решение генетичес-ких задач на насле-дование признаков при неполном доминиро-вании»

Презентация «Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание»

§29, задачи на наследо-вание призна-ков при непол-ном домини-ровании

36

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков



Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное скрещивание. Решетка Пеннета.

Практическая работа

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решетка Пеннета».

Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков.

Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета.

Решают задачи на дигибридное скрещивание

Практи-ческая работа

«Решение генетичес-ких задач на дигибридное скрещива-ние»


Презентация «Дигибридное скрещивание»

§30, задачи на дигибридное скрещивание

37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование




Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом.

Практическая работа

«Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом».

Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.

Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно-следственные связи на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом

Практи-ческая работа

«Решение генетичес-ких задач на наследо-вание признаков, сцепленных с полом»

Презентация «Сцепленное с полом наследо-вание»

§31, задачи на сцеплен-ное с полом наследо-вание

38

Обобщающий урок




Решение биологических задач




39

Закономер-ности изменчивос-ти: модифи-кационная изменчивостьНорма реакции



Закономерности изменчивости: модификацион-ная изменчивость. Модификации. Норма реакции.

Лабораторная работа

«Выявление изменчивости организмов»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов.

Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции.

Устанавливают причинно-следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции.

Выполняют лабораторную работу по выявлению изменчивости у организмов

Лабора-торная работа

«Выявление изменчи-вости организмов»

Презентация «Законно-мерности изменчивости»

§32

40

Закономер-ности изменчивости:

мутационная изменчивость




Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Причины мутаций.

Генные, хромосомные и геномные мутации. Утрата. Делеция. Дупликация. Инверсия. Синдром Дауна. Полиплоидия. Колхицин. Мутагенные вещества.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества».

Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов.

Приводят примеры мутаций у организмов.

Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов.


Презентация «Мутации-онная изменчи-вость»

§33, по желанию подготовить рефераты на тему: «Мута-ции, вызыва-ющие заболевания чело-века»

41

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов




Селекция. Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственное скрещивание. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. Антибиотики

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «селекция», «гибридизация», «массовый отбор», «индивидуальный отбор», «чистые линии», «близкородственное скрещивание», «гетерозис», «межвидовая гибридизация», «искусственный мутагенез», «биотехнология», «антибиотики». Характеризуют методы селекционной работы.

Сравнивают массовый и индивидуальный отбор.

Готовят сообщения к уроку-семинару «Селекция на службе человека»


Презентация «Методы селекции»

§34,

подгото-вить сообщения к уроку-семинару «Селекция на службе человека»

42

Обобщающий урок-семинар

По теме «Селекция»



Селекция на службе человека

Выступают с сообщениями, обсуждают сообщения с одноклассниками и учителем


Презентации учащихся

Краткое содержание главы

Раздел IV. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

43

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика




Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Ареал. Популяция. Свойства популяций. Биотические сообщества.

Лабораторная работа

«Изучение морфологичес-кого критерия вида»


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вид», «морфологический критерий вида», «физиологический критерий вида», «генетический критерий вида», «экологический критерий вида», «географический критерий вида», «исторический критерий вида», «ареал», «популяция», «свойства популяций», «биотические сообщества».

Дают характеристику критериев вида, популяционной структуры вида. Описывают свойства популяций. Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида.

Выполняют лабораторную работу по изучению морфологического критерия вида.

Лабора-торная работа

«Изучение морфоло-гического критерия вида»


Презентация «Вид, его критерии»

§35, задание стр.163

44

Экологические факторы и условия среды.





Понятие об экологических факторах. Условия среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические условия: температура, влажность, свет. Вторичные климатические факторы.

Влияние экологических условий на организмы.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды.

Устанавливают причинно-следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. Смысловое чтение


Презентация «Экологические факторы среды»

§36

45

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений




Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Эволюция. Теория Дарвина. Движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Синтетическая теория эволюции.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «синтетическая теория эволюции».

Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж.Б.Ламарка и основные положения учения Ч.Дарвина.

Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч.Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч.Дарвине в том числе с использованием компьютерных технологий.

Работают с Интернетом как с источником информации


Презентация «Развитие эволюционных представлений»

§37, подгото-вить сообще-ния о Ч.Дарви-не и Ж.Б.Ла-марке

46

Популяция как элементарная единица эволюции




Популяционная генетика. Изменчивость генофонда

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяционная генетика», «генофонд».

Называют причины изменчивости генофонда.

Приводят примеры, доказывающие приспособительный (адаптивный) харак-тер изменений генофонда.

Обсуждают проблемы движущих сил эволюции с позиций современной биологии.

Смысловое чтение.


Презентация «Популяция»

§38

47

Борьба за существование и естественный отбор




Борьба за существование. Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба за существование с неблагоприятными условиями среды», «стабилизирующий естественный отбор», «движущий естественный отбор».

Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора.

Приводят примеры их проявления в природе.

Разрабатывают эксперименты по изучению действий отбора, которые станут основой будущего учебно-исследовательского проекта.

Смысловое чтение


Презентация «Борьба за существо-вание и естественный отбор»

§39, выполне-ние учебно – исследо-ватель-ских проектов по изуче-нию дей-ствий естест-венного отбора.

48

Видообразование




Понятие о микроэволюции. Изоляция. Географическое видообразование. Микроэволюция. Изоляция. Репродуктивная изоляция. Видообразование. Географическое видообразование

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция», «репродуктивная изоляция», «видообразование», «географическое видообразование». Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. Смысловое чтение с последующим выдвижение гипотез о других возможных механизмах видообразования


Презентация «Микро-эволюция»

§40, задание стр.191

49

Макроэволюция




Понятие о макроэволюции. Направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволюция», «направления эволюции», «биологический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация». Характеризуют главные направления эволюции.

Сравнивают микро- и макроэволюцию.

Обсуждают проблемы макроэволюции с одноклассниками и учителем.

Работают с дополнительными информационными источниками с целью подготовки сообщения или мультимедиа презентации о фактах, доказывающих эволюцию


Презентация «Макро-эволюция»

§41, подготовить сообще-ия или мульти-медиа презентации о фактах, доказы-вающих эволю-цию

50

Обобщающий урок-семинар




Выступают с сообщениями, обсуждают сообщения с одноклассниками и учителями



Краткое содержа-ние главы

Раздел V. Экосистемный уровень (6 часов)

51

Сообщество, экосистема, биогеоценоз




Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз».

Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня.

Приводят примеры экосистем разного уровня.

Характеризуют аквариум как искусственную экосистему


Презентация «Экосистема и биогеоценоз»

§42, задание стр.203

52

Состав и структура сообщества




Видовое разнообразие. Морфологичес-кая и пространствен-ная структура сообществ. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой состав», «автотрофы», «гетеротрофы», «продуценты», «консументы», «редуценты», «ярусность», «редкие виды», «виды‑средообразователи». Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ. Анализируют структуру биотических сообществ по схеме


Презентация «Состав и структура сооб-ществ»

§43,

сделать анализ биогеоценоза Ульяновской области по предложенной схеме

53

Межвидовые отношения организмов в экосистеме




Типы биотических взаимоотношений. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм

Симбиоз. Протокоопера-ция. Мутуализм.

Конкуренция. Хищничество. Паразитизм


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм».

Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей.

Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях


Презентация «Межвидовые отношения организмов в экосистеме»


§44, решение экологи-ческих задач

54

Потоки вещества и энергии в экосистеме




Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы.


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пирамида численности и биомассы».

Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме.

Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей.


Презентация «Потоки вещества и энергии в экосистеме»

§45, задания стр.216

55

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия



Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. Равновесие. Первичная сукцессия. Вторичная сукцессия


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «равновесие», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия».

Характеризуют процессы саморазвития экосистемы.

Сравнивают первичную и вторичную сукцессии.


Презентация «Саморазвитие экосистемы»

§46, разрабо-тать план экскур-сии

56

Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень»



Отработка понятий темы

Экскурсия в биоценоз дендрария школы



Готовят отчет об экскурсиии

Раздел VI. Биосферный уровень (12 часов)

57

Биосфера. Средообра-зующая деятельность организмов




Биосфера. Средообразую-щая деятельность организмов


Определяют понятия «биосфера», «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздействие», «физико‑химическое воздействие», «перемещение вещества», «гумус», «фильтрация».

Характеризуют биосферу как глобальную экосистему.

Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни


Презентация «Биосфера»

§47

58

Круговорот веществ в биосфере




Круговорот веществ в биосфере. Биогеохимичес-кий цикл. Биогенные (питательные) 

вещества. Микротрофные и макротрофные вещества. Микроэлементы


Определяют понятия «биогеохимический цикл», «биогенные (питательные) 

вещества», «микротрофные вещества», «макротрофные вещества», «микроэлементы».

Характеризуют основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника.

Устанавливают причинно-следственные связи между биомассой (продуктивностью) вида и его значением в поддержании функционирования сообщества.


Презентация «Круговорот веществ в биосфере»

§48

59

Эволюция биосферы




Эволюция биосферы. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество. Экологический кризис.


Определяют понятия «живое вещество», «биогенное вещество», «биокосное вещество», «косное вещество», «экологический кризис».

Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы.

Сравнивают особенности круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы Земли.

Объясняют возможные причины экологических кризисов.

Устанавливают причинно-следственных связи между деятельностью человека и экологическими кризисами.


Презентация «Эволюция биосферы»

§49

60

Гипотезы возникновения жизни



Гипотезы возникновения жизни.

Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции

Определяют понятия «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Обсуждают вопрос возникновения жизни с одноклассниками и учителем.


Презентация «Гипотезы возникновения жизни»

§50

61

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы




Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы


Определяют понятия «коацерваты», «пробионты», «гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток», «гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путем впячивания клеточной мембраны», «прогенот», «эубактерии», «архебактерии». Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на Земле.

Описывают положения основных гипотез возникновения жизни.

Сравнивют гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна.

Обсуждают проблемы возникновения и развития жизни с одноклассниками и учителем


Презентация «Происхождение жизни»

§51

62

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни



Основные этапы развития жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни


Определяют понятия «эра», «период», «эпоха», «катархей», «архей», «протерозой», «палеозой», «мезозой», «кайнозой», «палеонтология», «кембрий», «ордовик», «силур», «девон», «карбон», «пермь», «трилобиты», «риниофиты», «кистеперые рыбы», «стегоцефалы», «ихтиостеги», «терапсиды». Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни.

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы


инд. Работа

Презентация «Эры древней-шей и древней жизни»

§52, офор-мление ленты времени

63

Развитие жизни в мезозое и кайнозое



Развитие жизни в мезозое и кайнозое


Определяют понятия «триас», «юра», «мел», «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген».

Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое.

Приводят примеры организмов, населявших

Землю в кайнозое и мезозое.

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы.

Разрабатывают планаурока-экскурсии в краеведческий музей.


Презентация «Развитие жизни в мезозое и кайнозое»

§53,

продол-жение офор-мления

ленты времени

64

Обобщаю-щий урок-экскурсия «Развитие жизни на Земле»



Экскурсия в краеведческий музей

Готовят отчет об экскурсии



Составить отчёт об экскурсии

65- 66

Антропогенное воздействие на биосферу




Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы.


Определяют понятия «антропогенное воздействие на биосферу», «ноосфера», «природные ресурсы».

Характеризуют человека как биосоциальное существо.

Описывают экологическую ситуацию в г. Ульяновске и Ульяновской области.

Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами


Презентация «Антропо-генное воздейст-вие на природу», лупы, прозрач-ная клеящая плёнка, белая бумага.

§54, отчёт о лабора-торной работе.

67

Основы рационального природопользования



Рациональное природопользование. Общество одноразового потребления

Определяют понятия «рациональное природопользование», «общество одноразового потребления». Характеризуют современное человечество как «общество одноразового потребления».

Обсуждают основные принципы рационального использования природных ресурсов


Презентация «Основы рацио-нального природо-пользования»

§55, задания стр. 271

68

Обобщающий урок-конференция



Урок-конференция

Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебно-исследовательской, проектной деятельности