СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Биология", 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая пограмма учебного предмета "Биология" (5 класс) составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Ориентирована на использование учебника В.В.Пасечника "Биология. Бактерии, грибы, растения". Планирование составлено на 35 часов, 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Биология", 5 класс»

Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС


АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПО БИОЛОГИИ

Основное общее образование


Рабочие программы по биологии составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы по биологии под руководством В.В. Пасечника:

  1. Программа основного общего образования по биологии 5 – 9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В В. Латюшин, В.М. Пакулова

Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:

  1. «Биология» - 35 часов (5 класс)

  2. «Бактерии. Грибы. Растения» — 35 часов (6 класс);

  3. «Животные» — 70 часов (7 класс);

  4. «Человек и его здоровье» — 70 часов (8 класс);

  5. «Введение в общую биологию» — 70 часов (9 класс).

В 5—7 классах учащиеся получают общие пред­ставления о структуре биологической науки, ее ис­тории и методах исследования, нравственных нор­мах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организ­мов, их индивидуальном и историческом разви­тии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влияни­ем деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообра­зии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранении, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать уча­щимся единство биологических законов, их прояв­ление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким обра­зом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на на­чальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о фак­торах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необхо­димости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяет­ся большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, тру­довую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, био­сферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспе­чивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию все­сторонне развитой личности, владеющей основа­ми научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностя­ми.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поко­лений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам са­мостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий, лишайников; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки. Зрения. Слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов с их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «Живые организмы» 5-7 класс

Биология. Бактерии, грибы, растения

5 класс

Введение

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Тема 1. Клеточное строение организмов.

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растений с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Тема 2. Царство Бактерии

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Тема 3. Царство Грибы

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы- паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Тема 4. Царство Растения

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Водоросли. Многообразие водорослей, среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания, значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов, среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана редких видов. Голосеменные, их строение и разнообразие, среда обитания, распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Покрытосеменные (цветковые) растения, их строение и многообразие, среда обитания, значение цветковых растений в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).


Биология. Многообразие покрытосеменных растений

6 класс

Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы

Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение микростроения стебля. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Сухие и сочные плоды.


Тема 2. Жизнь растений

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.


Тема 3. Классификация растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.


Тема 4. Природные сообщества

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Лабораторные работы

Изучение особенностей растений различных экологических групп

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Биология. Животные.

7 класс

Введение

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Тема 1.  Простейшие 

Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение. Биологические   и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация 

Микропрепаратов простейших

  Тема 2. Многоклеточные животные

Беспозвоночные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические   и  экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие  и охраняемые виды.

Типы  Плоские,  Круглые,  Кольчатые  черви. Многообразие,  среда  места  обитания.  Образ жизни  и  поведение. Биологические  и  экологические особенности. Значение в природе   и  человека.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические   и экологические особенности. Значение природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение   в природе и жизни человека.

Демонстрация

Микропрепаратов гидры.

Разнообразных моллюсков и их раковин.

Морских звезд и других иглокожих.

Лабораторные  работы и практические работы

Внешнее строение дождевого червя.

Знакомство с  разнообразием ракообразных.

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные. Класс Круглоротые. Надкласс Рыбы. Многообра­зие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвос­тые. Среда обитания, образ жизни  и поведение. Биологические и эко­логические особенности. Значение в природе и жизни человека.  Ис­чезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепа­хи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологи­ческие и экологические особенности. Значение в природе и жизни че­ловека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и по­ведение. Биологические   и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов мле­копитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологиче­ские и экологические особенности. Значение в природе и жизни чело­века. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение и передвижение  рыб.

Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия 

Изучение многообразия птиц.

Тема 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения.  Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация

 Влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные и практические работы

Изучение особенностей  покровов тела.

Тема 4. Индивидуальное развитие животных

Органы размножения, продления рода. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие с превращением без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторные и практические работы

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Тема 5. Развитие и закономерности  размещения  животных на Земле

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных  и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация 

Палеонтологических доказательств эволюции.

Тема 6. Биоценозы 

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Тема 7. Животный мир и   хозяйственная деятельность человека 

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание.  Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охра­няемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.


Раздел «Человек и его здоровье» 8 класс

Биология. Человек.

8 класс

Введение. Науки, изучающие организм человека

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Тема 1. Происхождение человека

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Демонстрация

Модель «Происхождения человека»

Тема 2. Строение организма

Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Жизненные процессы клетки. Ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Демонстрация

Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

Тема 3. Опорно-двигательная система

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека. Типы соединения костей. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Работа скелетных мышц и их регуляция. Последствия гиподинамии. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация

Скелет человека

Муляж торса человека

Приемы оказания первой помощи при травмах

Лабораторные и практические работы

Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется дома)

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия (выполняется дома)

Тема 4. Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровь, её состав. Функции клеток крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Иммунитет, его виды. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Вакцины, прививки и сыворотки. Аллергические реакции. Пересадка органов и тканей.

Лабораторные и практические работы

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма

Кровеносная и лимфатическая системы, их роль в организме. Строение сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация

Модели сердца и торса человека.

Приемы измерения артериального давления.

Приемы остановки кровотечений.

Лабораторные практические работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 6. Дыхание

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Жизненная ёмкость легких. Гигиена органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Вред табакокурения.

Демонстрация

Модель гортани.

Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей.

Лабораторные и практические работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 7. Пищеварение

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

Демонстрация

Торс человека.

Модель зуба человека.

Лабораторные и практические работы

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдение: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.

Тема 8. Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания.

Лабораторные и практические работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания и после нагрузки (выполняется дома).

Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат (выполняется дома).

Тема 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевание органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация

Рельефная таблица «Строение почки»

Лабораторные и практические работы

Самонаблюдение: рассматривание под лупой тыльной ладонной поверхности кисти.

Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

Тема 10. Нервная система

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Демонстрация

Модель головного мозга человека

Лабораторные и практические работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.

Тема 11. Анализаторы. Органы чувств

Органы чувств и анализаторы, их значение. Строение и функции органов зрения и слуха. Зрительный и слуховой анализаторы. Гигиена зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха и их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация

Модели глаза человека.

Модели уха человека.

Лабораторные и практические работы

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные и тактильные иллюзии.

Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Врожденные и приобретенные программы поведения. Сон. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Воля. Эмоции. Внимание.

Демонстрация

Безусловные и условные рефлексы человека.

Двойственные изображения.

Выполнение тестов на внимание, виды памяти, тип мышления.

Лабораторные практические работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 13. Железы внутренней секреции (эндокринная система)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Заболевания, связанные с нарушением деятельности желёз внутренней секреции и их предупреждение.

Демонстрация

Модель черепа с откидной крышкой для показа месторасположения гипофиза.

Тема 14. Индивидуальное развитие организма

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков). Роды. Развитие после рождения. Половое созревание. Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Биологическая и социальная зрелость. Темперамент и характер. Интересы, склонности, способности.

Демонстрация

Тесты, определяющие темперамент.

Раздел «Общие биологические закономерности» 9 класс

Биология. Введение в общую биологию

9 класс

Введение

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Методы исследования биологии. Современные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Демонстрация

Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологической науки.

Тема 1. Молекулярный уровень

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация

Схемы строения молекул органических соединений

Модель ДНК

Лабораторные и практические работы

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Тема 2. Клеточный уровень

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост. Развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.

Демонстрация

Моделей-аппликаций «Митоз», «Мейоз»

Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Тема 3. Организменный уровень

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности изменчивости.

Демонстрация

Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление изменчивости у организмов.

Тема 4. Популяционно-видовой уровень

Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.

Демонстрация

Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Тема 5. Экосистемный уровень

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Тема 6. Биосферный уровень

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация

Модель-аппликация «Биосфера и человек»

Окаменелости и отпечатки древних организмов.

Лабораторные и практические работы

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема

Кол-во

часов


Характеристика основных видов учебной деятельности

Биология. Бактерии, грибы, растения

5 класс (35 часов)

Введение

6

Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.

Соблюдают правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Клеточное строение организмов

8

Соблюдают правила работы с лупой, микроскопом и биологическими инструментами

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки.

Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают их.

Бактерии


2

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий.

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы


5

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Различают съедобные и ядовитые грибы.

Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

Растения


14

Выделяют существенные признаки строения растений разных отделов.

Различают на живых объектах и таблицах растения разных отделов.

Определяют принадлежность растений к определенной систематической группе (классифицируют).

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения.

Объясняют роль растений разных отделов в жизни человека.

Приводят доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.

Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира.

Биология. Многообразие покрытосеменных растений

6 класс (68 часов)

Строение и многообразие покрытосеменных растений

26

Выявляют существенные признаки строения органов покрытосеменных растений.

Сравнивают клетки разных тканей, образующих органы покрытосеменных растений, на основе сравнения делают выводы.

Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений.

Различают на живых объектах и таблицах органы покрытосеменных растений.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.

Жизнь растений

20

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности растений.

Сравнивают способы размножения растений, делают выводы на основе сравнения.

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объясняют их результаты.

Проводят наблюдения за ростом и развитием растений.

Осваивают приемы выращивания и размножения культурных растений.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.

Классификация растений


11

Выделяют существенные признаки классов и семейств покрытосеменных растений.

Сравнивают представителей разных семейств и делают выводы на основе сравнения.

Различают на живых объектах, таблицах и гербариях наиболее распространенные растения разных семейств, опасные для человека растения.

Объясняют роль представителей разных семейств растений в жизни человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Осваивают приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.

Определяют принадлежность растений к определенному классу и семейству (классифицируют)

Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира.

Природные сообщества

6

Выделяют существенные признаки разных типов растительных сообществ.

Выявляют приспособленность растений к среде обитания, взаимосвязи в растительном сообществе.

Определяют цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира.

Биология. Животные

7 класс (68 часов)

Введение

2

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности животных.

Сравнивают растения и животных. Делают выводы на основе сравнения.

Объясняют роль различных животных в жизни человека.

Выделяют эстетические достоинства представителей животного мира.

Простейшие


3

Выделяют существенные признаки одноклеточных животных.

Сравнивают представителей разных групп простейших, делают выводы на основе сравнения.

Наблюдают и описывают простейших.

Различают на живых объектах и таблицах представителей разных групп простейших, опасных простейших для человека.

Объясняют роль простейших в жизни человека.

Выявляют принадлежность простейших к определенной систематической группе.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими.

Находят информацию о простейших в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

Выявляют эстетические достоинства некоторых простейших.

Многоклеточные животные


35

Выделяют существенные признаки многоклеточных животных разных групп.

Сравнивают представителей разных групп животных, делают выводы на основе сравнения.

Различают на живых объектах, в коллекциях и таблицах животных разных типов и классов, опасных для человека животных.

Объясняют роль различных животных в жизни человека.

Выявляют принадлежность животных к определенной систематической группе.

Осваивают приемы оказания первой помощи при укусах животных.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Находят информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

Выявляют эстетические достоинства представителей животного мира.

Эволюция строения функций органов и их систем у животных


11

Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных разных групп.

Сравнивают строение и процессы жизнедеятельности животных разных групп, делают выводы на основе сравнения.

Выявляют взаимосвязи между особенностями строения органов и выполняемыми ими функциями.

Наблюдают и описывают поведение животных.

Различают на живых объектах, в коллекциях и таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов.

Приводят доказательства усложнения животных в ходе эволюции.

Находят информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

Индивидуальное развитие животных


4

Выделяют существенные признаки процесса размножения и его способов у животных разных групп.

Сравнивают строение органов размножения и процессы размножения у животных разных групп; периодизацию и продолжительность жизни, делают выводы на основе сравнения.

Различают на таблицах циклы развития животных с превращением и без превращения, стадии развития животных.

Приводят доказательства усложнения органов размножения животных в ходе эволюции.

Развитие и закономерности  размещения  животных на Земле

4

Приводят доказательства родства, общности происхождения и усложнения животных в ходе эволюции.

Объясняют причины многообразия видов в природе.

Выявляют закономерности размещения животных на Земле.


Биоценозы


4

Выделяют существенные признаки естественных и искусственных биоценозов; продуцентов, консументов, редуцентов в биоценозе.

Определяют принадлежность животных разных групп к консументам и редуцентам.

Объясняют влияние факторов среды на биоценозы. Выявляют приспособленность животных к среде обитания и взаимосвязи в биоценозе.

Животный мир и   хозяйственная деятельность человека



5

Выделяют существенные признаки домашних животных.

Различают на таблицах наиболее распространенных домашних и промысловых животных.

Объясняют роль домашних и промысловых животных в жизни человека.

Осваивают приемы выращивания и размножения домашних животных.

Приводят доказательства необходимости охраны животных и рационального использования животного мира.

Находят информацию о воздействии человека на животный мир; о домашних и промысловых животных; об охраняемых территориях и животных Красной книги в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

Выявляют эстетические достоинства домашних животных; цель и смысл своих действий по отношению к представителям животного мира.

Биология. Человек

8 класс (68 часов)

Введение. Науки, изучающие организм человека

2

Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Выявляют эстетические достоинства человеческого тела.

Происхождение человека

3

Объясняют место и роль человека в природе.

Приводят доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Строение организма

5

Выделяют существенные признаки организма человека; клеток, тканей, органов и систем органов человека.

Сравнивают клетки, ткани организма человека, делают выводы на основе сравнения.

Различают на таблицах органы и системы органов человека.

Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах.

Опорно-двигательная система

7

Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека.

Выявляют влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.

На основе наблюдения определяют нарушения осанки и наличие плоскостопия.

Осваивают приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Внутренняя среда организма

3

Выделяют существенные признаки процессов свертывания и переливания крови; иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток.

Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Наблюдают и описывают клетки крови на готовых микропрепаратах.

Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Различают на таблицах органы кровеносной и лимфатической системы.

Осваивают приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание

4

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена.

Сравнивают газообмен в легких и тканях, делают выводы на основе сравнения.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением.

Различают на таблицах органы дыхательной системы.

Находят в учебной, научно-популярной литературе и ресурсах Интернет информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов, презентаций.

Осваивают приемы профилактики простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Пищеварение

7

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения.

Различают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Обмен веществ и энергии

3

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов.

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

4

Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции, процесса удаления продуктов обмена из организма.

Различают на таблицах органы мочевыделительной системы.

Приводят доказательства необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями, соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечных ударах, ожогах, обморожениях, травмах.

Нервная система

6

Выделяют существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Различают на таблицах и муляжах органы нервной системы.

Анализаторы. Органы чувств


5

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения зрения и слуха.

Высшая нервная деятельность Поведение. Психика

5

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека.


Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

Выделяют существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Различают на таблицах и муляжах органы эндокринной системы.

Индивидуальное развитие организма

6

Выделяют существенные признаки воспроизведения и развития организма человека.

Объясняют механизмы появления наследственных заболеваний у человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ – инфекций; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Находят в учебной, научно-популярной литературе и ресурсах Интернет информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформляют её в виде рефератов, устных сообщений, презентаций.

Анализируют и оценивают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Биология. Введение в общую биологию

9 класс (68 часов)

Введение


3

Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.

Овладевают методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Выделяют отличительные признаки живых организмов.

Молекулярный уровень

10

Выделяют существенные признаки вирусов.

Сравнивают химический состав живых организмов и тел неживой природы, делают выводы на основе сравнения.

Классифицируют органические соединения по группам.

Объясняют роль органических соединений в жизнедеятельности организмов.

Клеточный уровень


14

Выделяют существенные признаки строения клетки и процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки.

Различают на таблицах основные части и органоиды клетки.

Выявляют взаимосвязи между строением и функциями клеток.

Наблюдают и описывают клетки на готовых микропрепаратах.

Организменный уровень


15

Выделяют существенные признаки процессов роста, развития, размножения.

Объясняют механизмы мейоза, наследственности и изменчивости.

Сравнивают митоз и мейоз, изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов, делают выводы на основе сравнения.

Популяционно-видовой уровень


8

Выделяют существенные признаки вида.

Объясняют формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов.

Выявляют приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.

Экосистемный уровень


6

Выделяют существенные признаки экосистемы, процессов потока веществ и превращений энергии в экосистемах.

Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы.

Выявляют типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Наблюдают и описывают экосистемы своей местности.

Биосферный уровень


12

Выделяют существенные признаки круговорота веществ в биосфере.

Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Приводят доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

Анализируют и оценивают последствия деятельности человека в природе.

Выдвигают гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере.

Овладевают умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.






4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1 Натуральные объекты

  • наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани, плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа; набор микропрепаратов по разделу «Животные»; набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»; Набор микропрепаратов по разделу «Общая биология»;

  • живые комнатные растения;

  • влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»;

  • гербарий «Основные отделы растений»;

  • гербарий «Морфология растений»;

  • гербарий «Классификация покрытосеменных»;

  • гербарий лишайников местных видов;

  • коллекция «Шишки голосеменных»;

  • коллекция «Плоды и семена»;

  • плодовые тела гриба- трутовика;

  • колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной;

  • отпечатки ископаемых растений;

  • спилы деревьев;

  • представители отрядов насекомых (коллекция);

  • раковины моллюсков;

  • развитие насекомых (коллекция раздаточная);

  • виды защитных окрасок у животных;

  • форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная);

  • влажный препарат «Нереида»;

  • внутреннее строение дождевого червя (влажные препараты);

  • внутреннее строение лягушки (влажные препараты);

  • внутреннее строение крысы (влажные препараты);

  • внутреннее строение птицы (влажные препараты);

  • внутреннее строение рыбы (влажные препараты);

  • скелет рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, летучей мыши, кошки, кролика;

4.2 Приборы и лабораторное оборудование

  • лупы, световые микроскопы;

  • иглы препаровальные;

  • пинцеты;

  • стекла предметные и покровные;

  • фильтровальная бумага;

  • пипетки;

  • пробирки;

  • зажим пробирочный;

  • мензурки, лабораторные стаканы, колбы;

  • спиртовки лабораторные

4.3 Средства на печатной основе

  • демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы», «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Лишайники», «Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи. Плауны», «Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые растения», «Основные этапы развития растительного мира» и другие;

  • динамические пособия: деление и рост клеток; систематические категории; «Биосинтез белка», «Митоз», «Мейоз», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Наследование групп крови», «Наследование резус фактора»;

  • таблицы по зоологии;

  • таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека;

  • таблицы по общей биологии

4.4 Муляжи

  • плодовые тела шляпочных грибов;

  • плоды культурных растений;

  • модели цветков разных семейств;

  • мозг позвоночных;

  • скелет человека;

  • модель глаза, уха, мозга, черепа, зуба, сердца человека

4.5 Экранно-звуковые средства обучения

  • презентации по темам курсов

  • компакт – диски

  • электронные приложения к учебникам

4.6 Технические средства обучения

  • компьютер

  • мультимедийный проектор

4.7 Учебно – методическая литература

  • Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013.

  • Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012.

  • Преображенская Н.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. - М.: Экзамен, 2013.

  • Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013.

  • Преображенская Н.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. - М.: Экзамен, 2014.

  • Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2014.

  • Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2014.

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. - М.: Дрофа, 2015.



















Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса.

ур.

Дата

Тема урока

Содержание урока/

основные понятия

Универсальные учебные действия (УУД)

Виды контроля

Домашнее

задание

план

факт


1. Введение 6 ч.


1.



Инструктаж по т.б. Биология — наука о живой природе.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

Давать определение ключевым понятиям.

РегулятивныеУУД: умение ставить новые цели, преобразование практической задачи в познавательную Познавательные УУД: умение прово­дить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

Коммуникативные УУД: отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами


фронтальный

ст. «Как работать с учеб-

ником» и § 1, вопросы (устно) и подготовить сообще-

ние по заданию в конце параграфа. В р/т- зад. 1, 3, 4 и 5.

2




Методы исследования в биологии. Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

Контроль знаний за 4 класс

Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология.

Понимать, что факт становится научным тогда, когда он проверен наблюдениями и экспериментами

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем

П: практическое озна­комление с методами проведения научных исследо­ваний и оформлением их результатов.

К: читают статьи учебника и при этом выявляют все виды текстовой информации

Индивидуальный, отчет по п/р

В учебнике изучить §2.Ответить на вопросы (устно) и выпол­нить зада-ния, предложенные в конце параграфа.

3





Разнообразие живой природы.

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Экскурсия «Многообразие живых организмов».

Основные понятия урока: царства живой природы, отличительные признаки живого.

Составлять план параграфа по предложенному алгоритму.

Р: постановка новых целей П: навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника. К:умение участвовать в диалоге


фронтальный

В учебнике изучить § 3. Ответить на вопро­сы (устно) и выполнить задания, предложенные в конце параграфа.


4



Среды обитания организмов.

Основные понятия урока: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания.






Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: формируется умение прово­дить анализ связей организмов со средой обитания.

 К: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами


текущий

В учебнике изучить § 4.Ответить на вопросы (устно) и выполнить задания, предложенные в конце параграфа (составить план параграфа.)


5



Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Основные понятия урока: экологические

факторы: абиотические, биотические, антропогенные

Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: формируется умение прово­дить анализ связей организмов со средой обитания.

 К: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

фронтальный

В учебнике изучить § 5. Ответить на вопросы (устно) и выполнить задания.


6



Обобщение темы «Введение»

Тестирование по теме

Работа с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Изложение своих мыслей ясно, логично и точно в процессе выполнения работы.

Р : умение контролировать время

П: развивается умение анализи­ровать и обобщать имеющиеся знания.  

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы


индивидуальный, тест

повторить §1- 5.

2.Клеточное строение организмов. 8 часов.



7





Работа над ошибками. Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 1. «Устройство лупы и микроскопа, правила работы. Изучение клеток растения с помощью лупы»;

Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. Уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму. Работать с источником дополнительной информации по заданной теме.

Р: умение контролировать время П: развивается умение прово­дить простейшие исследования и оформлять их ре­зультаты.

К: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

индивидуальный

В учебнике изучить § 6; выучить правила работы с микроскопом на с. 32—33

ТПО

8



Строение растительной клетки. Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом». Самостоятельная работа.

Основные понятия урока: клетка, клеточная

оболочка, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро,

ядрышко, поры, хромосомы.

Уметь работать в парах, согласуя совместные действия.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П: развиваются умения выпол­нения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Индивидуальный

В учебнике изучить § 7 до статьи «Пластиды». Ответить на вопросы 1—3 в конце параграфа.


9



Строение растительной клетки. Лабораторная работа №3 «Пластиды в клетках листа элодеи, томата, рябины, шиповника».

Основные понятия урока: пластиды, хлоропласты.

Уметь работать в парах, согласуя совместные действия.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя П: иметь понятия о пластидах и хлоропластах.

К: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи


фронтальный

В учебнике изучить § 7 до конца. Ответить на во­просы в конце параграфа. ТПО

10



Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Основные понятия урока: неорганические вещества, вода, органические вещества, белки, жиры,

углеводы, нуклеиновые кислоты.

Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала.

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П; развивается умение обнару­живать общность живой и неживой природы на основа­нии сравнения и установления сходства их состава.  

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

фронтальный

В учебнике изучить § 8. ТПО

11



Процессы жизнедеятельности клетки: поступление вещества в клетку(дыхание, питание)


Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, движение цитоплазмы, межклетники, межклеточное вещество.

Организовывать собственные действия по предложенной инструкции при выполнении и оформлении результатов.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: :развиваются навыки прове­дения простейших биологических экспериментов, уме­ния объяснять их результаты

К: умение формулировать выводы

фронтальный

В учебнике изучить § 9. Ответить на вопросы 1 — 5 в конце параграфа. ТПО

12



Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление

Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, хромосомы,

рост клетки.

Организовывать собственные действия по предложенной инструкции при выполнении и оформлении результатов лабораторной работы.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: :развиваются навыки прове­дения простейших биологических экспериментов, уме­ния объяснять их результаты

К: умение формулировать выводы

фронтальный, биологический диктант

§ 9 до конца, вопросы в конце ТПО

13



Понятие «ткань»

Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Основные понятия урока: ткань, виды тканей

(образовательные, основные, проводящие, механи-

ческие, покровные).

Иметь навыки заполнения таблицы.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Индивидуальный

В учебнике изучить § 10.

Проработать текст «Краткое содержание главы» в учебнике на

с. 49—50

14



Обобщение темы «Клеточное строение организмов».

Тестирование по теме

Основные понятия урока: органические и неорганические вещества клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, хромосомы, пластиды, процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки,

рост клетки, единство живых организмов.

Р : умение контролировать время

П: развивается умение анализи­ровать и обобщать имеющиеся знания.  

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы


тест

повторить § 6-10.

3. Царство Бактерии (2 часа)

15



Работа над ошибками. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, синезеленые, или цианобактерии, спора, сапротрофы, паразиты.

Различать на рисунках и таблицах отдельные части объекта.

Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П: развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями.  

К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

фронтальный

§ 11, вопросы в конце§. ТПО

16



Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Основные понятия урока: бактерии разложения и гниения, почвенные бактерии, симбиоз, молочнокислые

бактерии, болезнетворные бактерии

Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией.

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение само­стоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника.  

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Индивидуальный

§ 12, вопросы в конце §,ТПО

4.Царство Грибы (5 часов)


17



Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.

Роль грибов в природе и жизни человека.

Основные понятия урока: грибы, грибница.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью

П: развиваются умения само­стоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма.  

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

словарный диктант

§ 13,

вопросы в конце §.

ТПО

18



Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Основные понятия урока: шляпочные грибы, микориза, симбиоз

Выполнять и оформлять в тетради лабо раторную работу по совместно составленному плану работы.

Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П: развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

 К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

фронтальный, отчет по л.р

§ 14,вопросы в конце §. ТПО

19



Дрожжи, плесневые грибы.

Лабораторная работа №6, 7 «Строение плесневого гриба мукора», «Строение дрожжей»


Основные понятия урока: плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи

Выполнять лабораторную работу, пользуясь предложенным планом работы.

речь

Р: умение контролировать время

П: развивается умение сравни­вать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Индивидуальный, отчет по л.р

§ 15

вопросы в конце §

20



Грибы-паразиты. Защита проектов по теме «Грибы»

Основные понятия урока: грибы-паразиты: головня, спорынья, гриб-трутовик

Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных».

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.  

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую

Индивидуальный

§ 16

вопросы и задания в конце §.

21



Обобщение по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы». Тестирование по теме

Систематизация и обобщение понятий темы. Контроль знаний и умений, умение отличать съедобные от ядовитых грибов, оказывать первую медпомощь при отравлениях грибами.

П:

развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить

сообщения и презентации.

Р: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

К:умение слушать учителя и отвечать на вопросы









тест

повторить

§10-16

5.Царство Растения (14 ч)

22



Работа над ошибками Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства.

Основные понятия урока: растения низшие, слоевище, ткань, высшие и орган, фотосинтез.

Уметь составлять план ответа на основе работы с текстом учебника. Уметь ясно и точно давать определение понятиям.


Индивидуальный

§ 17. Вопросы

в конце §. ТПО

23



Водоросли. Многообразие

водорослей. Среда обитания

водорослей. Строение.

Лабораторная работа №8 «Строение зеленых одноклеточных водорослей»

Основные понятия урока: растения низшие,

зеленые водоросли, бурые и красные водоросли, ризоиды.

Уметь работать в парах при выполнении лабораторной работы.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью.

П: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям

К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

фронтальный

§ 18.

Вопросы 1—3 в конце §,

24



Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Пользуясь приобретенными знаниями, правильно расшифровывать схемы учебника.

Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

фронтальный, по таблице

§ 18.

Вопросы 4—5в конце §,

25



Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз

Находить информацию по теме в различных дополнительных источниках. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П: развивается умение прово­дить наблюдения в природе и на их основании де­лать выводы

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

Индивидуальный, слов. дикт.

§ 19,

вопросы и задания

в конце §. Познако

мить учащихся с летними

заданиями.

26



Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Лабораторная работа №9 «Строение мха». Самостоятельная работа.

Основные понятия урока: растения высшиеспоровые: мхи, сперматозоид, яйцеклетка

Составлять ответ на поставленный вопрос, работая в парах.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям

К: умение участвовать в диалоге

фронтальный, отчет по л.р

§ 20,вопро-

сыи задание 2 в конце §. ТПО




27



Папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа №10 «Строение спороносящего хвоща , Лабораторная работа 11 «Строение спороносящего папоротника»

Основные понятия урока: растения высшие

споровые: папоротники, плауны, хвощи; вайи, корневище, спорангии

Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией.

Р: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию

П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Отчет по л.р

§ 21,

вопросы в конце §.

28



Голосеменные растения.

Лабораторная работа №12 «Строение хвои и шишек

хвойных»

Основное понятие урока: голосеменные растения.

Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных».

Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развитие умения выделять признаки семенных растений и уста­навливать их преимущества перед высшими споровы­ми растениями

К: умение подбирать аргументы, делать выводы


отчет по л.р

В учебнике изучить § 22. Отве­тить на вопросы и выполнить задание 1, представлен­ные в конце параграфа. Двум-трем учащимся подго­товить сообщения о редких цветковых растениях своего края для выступления на следующем уроке

29



Покрытосеменные или Цветковые растения

Основные понятия урока: покрытосеменные

растения, цветок, плод, однолетние, двулетние и

многолетние растения, жизненные формы

Строить последовательный и логичный ответ по рисункам учебника.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктив­ным карточкам.

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

с\р на 10 мин

В учебнике изучить § 23 Ответить на вопросы в конце парагра­фа. ТПО


30



Происхождение растений. Начальные этапы развития.

Основные понятия урока: палеонтология, палеоботаника, риниофиты

Расшифровывать и грамотно характеризовать схемы учебника.

Р: умение оценивать конечный результат

П: развивается умение анализировать

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

фронтальный

В учебнике изучить § 24. ТПО

31



Происхождение растений. Появление высших

споровых и семенных растений.

Основные понятия урока: палеонтология, палеоботаника, риниофиты

Уметь использовать схемы учебника в устном ответе.

Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение приво­дить доказательства того, что многообразие раститель­ного мира — результат длительного исторического разви­тия (эволюции).

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

индивидуальный

Проработать текст «Краткое содержание главы» и выполнить тренировочные задания (тесты) на с. 140—142 учебника и в рабочей тетради на с. 55—58.

32



Обобщение темы

«Царство растений».

Тестирование по теме

Основные понятия урока: низшие и высшие растения, отделы растений – водоросли, мхи, лишайники, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные

Уметь продуктивно еобщаться и взаимодйствовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования.

Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение приво­дить доказательства того, что многообразие раститель­ного мира — результат длительного исторического разви­тия (эволюции).

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

тест

индив. зад.

33.



Работа над ошибками. Подготовка к итоговому тестированию.

Основные понятия урока: царства живой природы, низшие и высшие растения

Уметь продуктивно еобщаться и взаимодйствовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования.

Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение приво­дить доказательства того, что многообразие раститель­ного мира — результат длительного исторического разви­тия (эволюции).

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы


текущий

индив.зад

34



Итоговый контроль знаний в виде теста

Самостоятельное выполнения заданий

тест


индив. зад

35





Работа над ошибками. Повторение.

Повторение и обобщение изученного за год

К.: слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Р: определять новый уровень отношения к себе, научиться самодиагностике и самокоррекции.

П: находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать.


индивид





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!