СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пономаревой И. Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Биология» 6 класс»

Министерство образования и науки РФ


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мастюгинская основная общеобразовательная школа

Острогожского района Воронежской области





Рассмотрено на заседании МО

естественно-математического цикла


Руководитель МО:

_____________Швадченко А. А.


Протокол № 1 от

« 31» августа 2017 г.


«Утверждено»



Приказ № ___ от

« 31 » августа 2017 г.


И.о. директора школы

_____________Весельева В.В..




Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

6 класс, базовый уровень



Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания I квалификационной категории











2017 год



I. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Биология 5–9 классы. М.: Просвещение, 2011), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);

- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),

-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,

-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,

-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).

-Фундаментального ядра содержания общего образования

-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения.


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Усвоенные на этане основной школы биологические знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения биологии и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.


Целями этого курса являются:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний овладением методов исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Основными задачами учебного предмета Биология являются:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к жизни и живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.


II. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.


III. Место учебного предмета «Биология 6 класс» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.


IV. Ценностные ориентиры содержания предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основы познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

- понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развития познавательных ценностных ориентаций курса биологии позволяет сформировать:

- уважительное отношение к созидательной творческой деятельности;

- понимание необходимости здорового образа жизни;

- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и норы;

- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентиры курса способствуют:

- правильному использованию биологической терминологии и символики;

- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать, свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.


V. Планируемые результаты освоения курса «Биология 6 класс»

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлении на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализации установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

- интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

- эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения выпускника­ми основной школы программы биологии заключаются:

- овладение составляющими исследовательской и поектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, сети интернет);

- анализировать и оценивать информацию преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами: по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной сфере):

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека, видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушений осанки зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умения делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- овладения методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдения правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами растениями, укусов животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, выращивании и размножении культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

Проведения наблюдений за состояние собственного организма.

5. В эстетической сфере:

- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

VI. Содержание учебного предмета, курса


Курс биологи 6 класса структурно представлен 5 темами:

«Наука о растениях – ботаника», «Органы растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений», «Многообразие и развитие растительного мира», «Природные сообщества».


Раздел «Наука о растениях – ботаника» выполняет три функции: во первых: повторение раннее изученного в курсе биологии 5 класс; во вторых о свойствах живой и неживой природы и методах ее изучения; в третьих, знакомит с царством Растения, многообразием его жизненных форм, клеточным строение растений.

Изучение темы: «Органы растений» знакомит учащихся с царствами живой природы, основными органами растительного организма: семя, корень, побег, лист, стебель, цветок и плод. Рассказывает об их строении, функциях и значении.

Изучение темы: «Основные процессы жизнедеятельности растений» знакомит учеников с особенностями питания, дыхания и обмена веществ в растительном организме. Объясняет значение фотозинтеза для растения и обеспечения жизни на Земле.

Изучение темы: «Многообразие и развитие растительного мира» знакомит учащихся с систематикой растительного мира. Рассказывает об основных его отделах. Объясняет значение покрытосеменных астений в природе и жизни человека.

Изучение темы: «Природные сообщества» знакомит учащихся с понятие «Природное сообщество», условиями обитания в них растительных организмов. Рассказывает о причинах смены биогеоценозов.


1. Наука о растениях – ботаника – 4 часа

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи и с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.


2. Органы растений - 8 часов

Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма, разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.

Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).

Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.

Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев.

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения наземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся усы, лианы; корневища, клубни, луковицы.

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Изучение строения семени фасоли.

2. Строение корня проростка.

3. Строение вегетативных и генеративных почек.

4. Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.


3. Основные процессы жизнедеятельности растений – 6 часов

Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе.

Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).

Фронтальные лабораторные работы:

5. Черенкование комнатных растений.


4. Многообразие и развитие растительного мира

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночные и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).

Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

Фронтальные лабораторные работы:

6. Изучение внешнего строения моховидных растений.


5. Природные сообщества

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни экосистемы».


VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу обучения в шестом классе ученик должен

знать/понимать:

- царства живой природы;

- внешнее строение, органов растения;

- вегетативные и генеративные органы растения;

- историю использования и изучения растений;

- семенные и споровые растения;

- жизненные формы растений;

- связи жизненных форм растений со средой их обитания;

- характеристику отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений;

- клетке как об основную структурной единицу растений;

- строение растительной клетки;

- клетку как живую систему;

- особенности растительной клетки;

- понятия о тканях растений, виды растительных тканей;

- о растении как о целостном живом организме, состоящем из клеток и тканей;

- о семени как об органе размножения растений, строение семени;

- двудольные и однодольные растения;

- значение семян в природе и жизни человека;

- условия прорастания семян;

- значение воды и воздуха для прорастания семян;

- типы корневых систем растений, строение, видоизменения корней;

- значение корней в природе;

- побег как сложная система, строение и развитие побега;

- особенности строения вегетативных и генеративных почек;

- внешнее и внутреннее строение листа, типы жилкования листьев;

- значение листа для растения;

- внешнее и внутреннее строения стебля, типы и функции стебля;

- видоизменения стебля у надземных и подземных побегов;

- строения цветка;

- роль цветка в жизни растения;

- разнообразие соцветий;

- опыление как условие оплодотворения, типы опыления;

- строение плода;

- разнообразие плодов;

- понятие о цветковых (покрытосеменных) растениях;

- способы распространения плодов и семян;

- значение плодов в природе и жизни человека;

- функции корневых волосков;

- значение минерального (почвенного) питания;

- типы удобрений и их роль в жизни растения;

- экологические группы растений по отношению к воде;

- условия образования органических веществ в растении;

- зелёные растения как автотрофы;

- гетеротрофы как потребители готовых органических веществ;

- значение фотосинтеза в природе;

- роль дыхания в жизни растений;

- сравнительные характеристики процессов дыхания и фотосинтеза;

- обмен веществ в организме как важнейший признак жизни;

- взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза;

- размножение как необходимое свойство жизни, типы размножения;

- способы бесполого;

- особенности полового размножения;

- особенности оплодотворения у цветковых растений;

- характерные черты процессов роста и развития растений и его этапах;

- суточные и сезонные ритмы;

- экологические факторы и их влиянии на жизнедеятельность растений;

- классификацию растений;

- группы царства Растений;

- роль систематики в изучении растений;

- общую характеристику, строения, размножения, разнообразия водорослей;

- значение водорослей в природе и жизни человека;

- характерные черты строения моховидных;

- значение мхов в природе и жизни человека;

- характерные черты высших споровых растений, общую характеристику их отделов;

- общую характеристику голосеменных;

- образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми;

- особенности строения и развития представителей класса Хвойные;

- голосеменные на территории России, их значение в природе и жизни человека;

- особенности строения, размножения и развития покрытосеменных;

- сравнительную характеристика покрытосеменных и голосеменных растений;

- о более высоком уровне развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, их лучшей приспособленности к различным условиям окружающей среды;

- разнообразие жизненных форм покрытосеменных;

- характеристику классов Двудольных и Однодольных растений, их роль в природе и жизни человека;

- об охране редких и исчезающих видов;

- общую характеристику семейств класса Двудольные и класса Однодольные, их отличительные признаки, значение в природе и жизни человека;

- понятие об эволюции живого мира;

- историю развития растительного мира;

- о выходе растений на сушу;

- характерные черты приспособленности к наземному образу жизни;

- значение работ Н.И. Вавилова о результатах эволюции растений, направляемой человеком;

- об охране редких и исчезающих видов;

- историю происхождения культурных растений;

- значение искусственного отбора и селекции;

- особенности культурных растений, центры их происхождения;

- понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме);

- значение работ В.Н. Сукачёва о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём;

- круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества;

- о совокупности живого населения природного сообщества (биоценозе);

- роль растений в природных сообществах;

- о ярусном строении природного сообщества;

- условия обитания растений в биогеоценозе;

- многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ;

- понятие о смене природных сообществ и причинах смены;

- естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере;

- о необходимости мероприятий по сохранению природных сообществ.

Уметь:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


VIII. Материально техническое обеспечение учебного предмета

Оборудование:

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Печатные пособия:

Таблицы: Портреты великих учёных - естествоиспытателей; Таблицы по ботанике, Зоологии, экологии.

Книги: справочные издания по естественным наукам (словарь, справочник величин, школьный атлас-определитель)

Карты: карта "Природные зоны России", "Природные зоны Земли", "Зоогеографическая карта мира", "Физическая карта мира".

Фотографии планет Солнечной системы.

Карточки: инструкционные карточки для экскурсии.

Учебно - лабораторное оборудование

1. Лупы ручные

2. Микроскопы лабораторные

3. Комплект посуды и принадлежностей для проведения ЛР

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (на штативе или навесной).

4. Принтер.

5. Выход в интернет.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

2. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

3. http://fcior.edu.ru/ Каталог электронных образовательных ресурсов

4. http://bio.1september.ru/ – Сайт для учителей биологии

5. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

9. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы

10. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html

11. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-7-klass.html

12. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-8-klass.html



Учебно – методический комплект для учащихся:

1.Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организацний / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под. ред. И. Н. Пономаревой. – 3-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил.

2. Пономарева И. Н. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 48 с. : ил.

3. Пономарева И. Н. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 48 с. : ил.


Учебно-методические средства обучения:

№. п/п

Класс

Автор и название пособия

Издательство и год выпуска

1.

6

Пономарева И. Н. Биология: 6 класс: методическое пособие / И. Н. Пономарева, Л. В. Симонова, В. С. Кучменко

М.: Вентана-Граф, 2015

2.

6

Контрольно-измерительные материалы. 6 класс /Сост. Н. А. Богданов

М.: ВАКО, 2017

3.

6

Бодрова Н. Ф. Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» за 68 часов. Поурочное планирование: Книга для учителя.

Воронеж: ВГПУ, 2002.

4.

6

Бодрова Н. Ф. Изучение курса «Ботаника» за 68 часов: Книга для учителя.

Воронеж: ВОИПКРО, 1999.

Программа составлена на основе программы Биология: 5-11 классы: программы. / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М: Вентана-Граф, 2014. – 400 с.; и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организацний / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под. ред. И. Н. Пономаревой. – 3-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил.

2. Пономарева И. Н. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 48 с. : ил.

3. Пономарева И. Н. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 48 с. : ил.



Календарно – тематическое планирование биология 6 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Наука о растениях – ботаника – 4 часа

1.

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.


Знать: структуру учебника, цели и задачи курса; определение науки биологии; царства живой природы; внешнего строения, органов растения; вегетативные и генеративные органы; места обитания растений; историю использования и изучения растений; семенные и споровые растения; науку о растениях – ботанику.

Уметь: Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науке ботанике. Описывать историю развития науки о растениях. Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.

Устный опрос.



2.

Многообразие жизненных форм растений.

Признаки растений. Жизненная форма растения, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Знать: о жизненных формах растений; связь жизненных форм растений со средой их обитания; характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.

Уметь: Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

Текущий контроль



3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), клеточная стенка, клеточная (цитоплазматическая мембрана), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Знать: о клетке как об основной структурной единице растений; о строении растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды; о жизнедеятельности клетки; делении клетки; о клетке как о живой системе; особенности растительной клетки.

Уметь: Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Находить отличительные признаки растительной клетки

Устный опрос.



4.

Ткани растений.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях – ботаника».

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.

Знать: понятие о ткани растений;

виды растительных тканей: основная, покровная, проводящая, механическая; причины появления тканей; о растении как о целостном живом организме, состоящем из клеток и тканей; основные понятия темы «Наука о растениях – ботаника».

Уметь: Давать определение ткани. Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение покровных тканей в жизни растения. Характеризовать особенности строения и функции основной ткани. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на вопросы. Выполнять задания для самоконтроля.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Органы растений - 8 часов

5.

Семя, его строение и значение.


Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма, разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение. Условия прорастания семян. Всхожесть семян.

Знать: о семени как об органе размножения растений; о строении семени: кожуре, зародыше, эндосперме, семядолях; о строении зародыша растения; о двудольных и однодольных растениях; особенности строения проростка; о значении семян в природе и жизни человека.

Уметь: Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Описывать стадии прорастания семян. Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Проводить наблюдения, фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Л. Р. № 1.

«Изучение строения семени фасоли».



6.

Условия прорастания семян.

Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Знать: об условиях прорастания семян; о значении воды и воздуха для прорастания семян; о запасных питательных веществах семени; температурные условия прорастания семян; о роли света; о сроках посева семян.

Уметь: Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур.

Текущий контроль



7.

Корень, его строение и значение.

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней. Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).

Знать: типы корневых систем растений; о строении корня - зонах корня: конусе нарастания, зонах всасывания, проведения, деления, роста; о росте корня, геотропизме; о видоизменениях корней; о значении корней в природе.

Уметь: Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.

Л. р. № 2.

«Строение корня проростка».




8.

Побег, его строение и развитие.

Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Знать: о побеге как сложной системе; о строении и развитии побега; об особенностях строения вегетативных и генеративных почек; о развитии и росте побегов из почек; о роли прищипки и пасынкования в растениеводстве; о спящих почках.

Уметь: Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием Сравнивать побеги разных растений и находить их различия. Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы.

Л. р. № 3.

«Строение вегетативных и генеративных почек».




9.

Лист, его строение и значение.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев.

Знать: о внешнем и внутреннем строении листа; о типах жилкования листьев; о строении и функциях листьев; о значении листа для растения: фотосинтезе, испарении, газообмен; роль листопада в жизни растения; видоизменения листьев.

Уметь: Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев у растений.

Текущий контроль



10.

Стебель, его строение и значение.

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия, сердцевина, камбий, древесина, луб, кора, корка, корневище, клубень, луковица. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.

,

Знать: о внешнем и внутреннем строении стебля; типы стеблей; функций стебля; о видоизменениях стебля у надземных и подземных побегов.

Уметь: Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Л .р. № 4.

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».




11.

Цветок, его строение и значение.

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Знать: о строении цветка; роль цветка в жизни растения; разнообразие соцветий; об опылении как условии оплодотворения; о типах опыления (перекрёстном и самоопылении).

Уметь: Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления.

Текущий контроль



12.

Плод. Разнообразие и значение плодов.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений».

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Знать: о строении плода; разнообразии плодов; понятия о цветковых (покрытосеменных) растениях; о способах распространения плодов и семян; о значении плодов в природе и жизни человека.

Уметь: Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Основные процессы жизнедеятельности растений – 6 часов

13.

Минеральное питание растений и значение воды.

Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

Знать: о воде как необходимом условии минерального (почвенного) питания; о функциях корневых волосков; о значении минерального (почвенного) питания; о типах удобрений и их роли в жизни растения; об экологических группах растений по отношению к воде.

Уметь: Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.

Устный опрос.



14.

Воздушное питание растений - фотосинтез.

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Знать: условия образования органических веществ в растении; о зелёных растения как автотрофах; о гетеротрофах как потребителях готовых органических веществ; значение фотосинтеза в природе.

Уметь: Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Текущий контроль



15.

Дыхание и обмен веществ у растений.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.

Знать: о роли дыхания в жизни растений; сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза; об обмене веществ в организме как важнейшем признаке жизни; о взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза.

Уметь: Определять сущность процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определения понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.

Устный опрос.



16.

Размножение и оплодотворение у растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Знать: о размножении как необходимом свойстве жизни; о типах размножения: бесполом и половом; способы бесполого размножения – вегетативное и размножение спорами; главная особенность полового размножения; особенности оплодотворения у цветковых растений; о двойном оплодотворении; о достижениях отечественного учёного С.Г. Навашина.

Уметь: Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Устный опрос.



17.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы; прививка, подвой, привой, глазок, культура тканей. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).

Знать: особенности вегетативного размножения, его роль в природе; об использовании вегетативного размножения человеком: прививке и культуре тканей.

Уметь: Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях .Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Л. р. № 5. «Черенкование комнатных растений».





18.

Рост и развитие растений.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.


Знать: о характерных чертах процессов роста и развития растений; об этапах индивидуального развития растений; о зависимости процессов роста и развития от условий среды обитания; о периодичности протекания жизненных процессов; о суточных и сезонных ритмах; об экологических факторах: абиотических, биотических, антропогенных, их влиянии на жизнедеятельность растений.

Уметь: Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Многообразие и развитие растительного мира – 11 часов

19.

Систематика растений, её значение для ботаники.

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

Знать: о происхождении названий отдельных растений; о классификации растений; о виде как единице классификации; группы царства Растений; о роли систематики в изучении растений.

Уметь: Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии.

Устный опрос.



20.

Водоросли, их многообразие в природе.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.

Знать: общую характеристику, строения, размножения, разнообразия водорослей; об отделах: Зелёные, Бурые, Красные водоросли; о значении водорослей в природе; об использовании водорослей человеком.

Уметь: Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.




21.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночные и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Знать: о характерных чертах строения моховидных; об отличительных признаках классов: Печёночники и Листостебельные; о размножении (бесполом и половом) и развитии моховидных; о значении мхов в природе и жизни человека.

Уметь: Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах. Характеризовать признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. Объяснять процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. Изучать и сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Л. р. № 6.

«Изучение внешнего строения моховидных растений».




22.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.


Знать: о характерных чертах высших споровых растений; о чередовании полового и бесполого размножения в цикле развития; общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека.

Уметь: Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, черты их отличия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном строении папоротников. Обосновывать роль папоротникообразных в природе и необходимость охраны исчезающих видов.

Устный опрос.



23.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.


Знать: общую характеристику голосеменных; о расселении голосеменных по поверхности Земли; об образовании семян как свидетельстве более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми; об особенностях строения и развития представителей класса Хвойные; голосеменные на территории России, об их значении в природе и жизни человека.

Уметь: Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества. Объяснять процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Текущий контроль



24.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений.

Знать: об особенностях строения, размножения и развития покрытосеменных; сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений; о более высоком уровне развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными; об их лучшей приспособленности к различным условиям окружающей среды; о разнообразии жизненных форм покрытосеменных; характеристика классов Двудольных и Однодольных растений, их роль в природе и жизни человека; об охране редких и исчезающих видов.

Уметь: Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм.

Устный опрос.



25.

Семейства класса Двудольные.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).

Знать: общую характеристику семейств класса Двудольные: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Слож- ноцветные; их отличительных признаков; о значении в природе и жизни человека; о сельскохозяйственных культурах изученных семейств.

Уметь: Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Устный опрос.



26.

Семейства класса Однодольные.

Покрытосеменные (цветковые) растения, класс Однодольные,

семейства Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые).

Знать: общую характеристику семейств класса Однодольные: Лилейные, Луковые, Злаки; их отличительные признаки; о значении в природе и жизни человека; о сельскохозяйственных культурах изученных семейств; об исключительной роли злаковых растений.

Уметь: Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные. Приводить примеры охраняемых видов. Рассказывать о практическом использовании растений семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов.

Текущий контроль



27.

Историческое развитие растительного мира.

Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.


Знать: понятия об эволюции живого мира; о первых обитателях Земли; история развития растительного мира; о выходе растений на сушу; о характерных чертах приспособленности к наземному образу жизни; о значении работ Н.И. Вавилова о результатах эволюции растений, направляемой человеком; об охране редких и исчезающих видов.

Уметь: Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений.

Устный опрос.



28.

Многообразие и происхождение культурных растений.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Знать: об истории происхождения культурных растений; о значении искусственного отбора и селекции; особенности культурных растений; центры их происхождения; о расселении растений; сорные растения, их значение.

Уметь: Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Объяснять способы расселения растений по земному шару. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Характеризовать роль сорных растений в природе и жизни человека. Рассказывать о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.

Текущий контроль



29.

Дары Старого и Нового Света.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира».

Культурные растения. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

Знать: о дарах Старого Света (пшенице, ржи, капусте, винограде, банане) и Нового Света (картофеле, томате, тыкве); об истории и центрах их появления; о значении растений в жизни человека.

Уметь: Называть родину наиболее распространённых культурных растений (пшеницы, ржи, картофеля, капусты, тыквы, томата, банана и др.). Объяснять причины вхождения картофеля в ряд ведущих сельскохозяйственных культур России. Называть причины широкого использования человеком злаковых растений — пшеницы, ржи и ячменя. Характеризовать значение растений в жизни человека.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Природные сообщества – 5 часов

30.

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.

Природное сообщество (биогеоценоз), экологическая система (экосистема), биотоп, круговорот веществ и поток энергии. Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность


Знать: понятия о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме); о значении работ В.Н. Сукачёва о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём; о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества; о совокупности живого населения природного сообщества (биоценозе); об условиях среды обитания

(биотопе); о роли растений в природных сообществах.

Уметь: Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Текущий контроль



31.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.


Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).


Знать: о ярусном строении природного сообщества – надземном и подземном; об условиях обитания растений в биогеоценозе; о многообразиии форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ.

Уметь: Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Работать в паре:

приводить примеры взаимодействия живых организмов при совместном обитании в природном сообществе. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов. Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции Объяснять причины смены природных сообществ.

Устный опрос.



32.

Смена природных сообществ и её причины.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества».


Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.


Знать: понятия о смене природных сообществ; о причинах смены: внутренних и внешних; о естественных и культурных природных сообществах, их особенностях и роли в биосфере; о необходимости мероприятий по сохранению природных сообществ.

Уметь: Приводить примеры смены природных сообществ, вызванных внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



33.

Итоговый контроль по курсу биологии 6 класса.

Биология, царство Растения, жизненные формы растений, клетка, ткани, вегетативные органы, генеративные органы, питание, дыхание, обмен веществ, размножение, рост и развитие растений, низшие и высшие растения, биогеоценоз, сукцессия, агроценоз.

Знать: о представителях и отличительных признаках царства Растения; об особенностях растительной клетки, о тканях растений, строении и функциях органов и систем органов растений; об отличительных признаках низших и высших растений; о взаимосвязи жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем.

Уметь: систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса; применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям; называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения; объяснять строение и функции органов и систем органов растений; устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем; излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира; выбирать задание на лето, анализировать его содержание

Контроль, оценка и коррекция знаний.



34.

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни экосистемы».


Проявлять познавательный интерес к изучению

весенних явлений в жизни экосистемы; учебные задачи и стремиться их выполнить; принимать ценности природного мира; выделять эстетические достоинства объектов живой природы; осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Знать: методы изучения живых организмов: наблюдения, эксперимента; весенние явления в жизни экосистемы.

Уметь: характеризовать методы изучения живых организмов; различать методы изучения живых организмов; применять приёмы работы с  определителем растений.

Отчет об экскурсии.



35.

Итоговый урок

Обсуждение заданий на лето.

Уметь: выбирать задания на лето.

Устный опрос.