СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пономаревой И. Н.
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мастюгинская основная общеобразовательная школа
Острогожского района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла Руководитель МО: _____________Швадченко А. А. Протокол № 1 от « 31» августа 2017 г. | «Утверждено» Приказ № ___ от « 31 » августа 2017 г. И.о. директора школы _____________Весельева В.В.. |
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
6 класс, базовый уровень
Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания I квалификационной категории
2017 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Биология 5–9 классы. М.: Просвещение, 2011), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);
- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),
-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,
-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,
-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Усвоенные на этане основной школы биологические знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения биологии и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Целями этого курса являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний овладением методов исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Основными задачами учебного предмета Биология являются:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к жизни и живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.
II. Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
III. Место учебного предмета «Биология 6 класс» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.
IV. Ценностные ориентиры содержания предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основы познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
- понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развития познавательных ценностных ориентаций курса биологии позволяет сформировать:
- уважительное отношение к созидательной творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и норы;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентиры курса способствуют:
- правильному использованию биологической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать, свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
V. Планируемые результаты освоения курса «Биология 6 класс»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлении на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализации установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы биологии заключаются:
- овладение составляющими исследовательской и поектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, сети интернет);
- анализировать и оценивать информацию преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами: по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной сфере):
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека, видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушений осанки зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умения делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- овладения методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдения правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами растениями, укусов животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, выращивании и размножении культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Проведения наблюдений за состояние собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
VI. Содержание учебного предмета, курса
Курс биологи 6 класса структурно представлен 5 темами:
«Наука о растениях – ботаника», «Органы растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений», «Многообразие и развитие растительного мира», «Природные сообщества».
Раздел «Наука о растениях – ботаника» выполняет три функции: во первых: повторение раннее изученного в курсе биологии 5 класс; во вторых о свойствах живой и неживой природы и методах ее изучения; в третьих, знакомит с царством Растения, многообразием его жизненных форм, клеточным строение растений.
Изучение темы: «Органы растений» знакомит учащихся с царствами живой природы, основными органами растительного организма: семя, корень, побег, лист, стебель, цветок и плод. Рассказывает об их строении, функциях и значении.
Изучение темы: «Основные процессы жизнедеятельности растений» знакомит учеников с особенностями питания, дыхания и обмена веществ в растительном организме. Объясняет значение фотозинтеза для растения и обеспечения жизни на Земле.
Изучение темы: «Многообразие и развитие растительного мира» знакомит учащихся с систематикой растительного мира. Рассказывает об основных его отделах. Объясняет значение покрытосеменных астений в природе и жизни человека.
Изучение темы: «Природные сообщества» знакомит учащихся с понятие «Природное сообщество», условиями обитания в них растительных организмов. Рассказывает о причинах смены биогеоценозов.
1. Наука о растениях – ботаника – 4 часа
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи и с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
2. Органы растений - 8 часов
Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма, разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.
Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).
Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.
Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев.
Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения наземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся усы, лианы; корневища, клубни, луковицы.
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Фронтальные лабораторные работы:
1. Изучение строения семени фасоли.
2. Строение корня проростка.
3. Строение вегетативных и генеративных почек.
4. Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.
3. Основные процессы жизнедеятельности растений – 6 часов
Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).
Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе.
Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).
Фронтальные лабораторные работы:
5. Черенкование комнатных растений.
4. Многообразие и развитие растительного мира
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночные и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).
Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
Фронтальные лабораторные работы:
6. Изучение внешнего строения моховидных растений.
5. Природные сообщества
Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни экосистемы».
VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:
К концу обучения в шестом классе ученик должен
знать/понимать:
- царства живой природы;
- внешнее строение, органов растения;
- вегетативные и генеративные органы растения;
- историю использования и изучения растений;
- семенные и споровые растения;
- жизненные формы растений;
- связи жизненных форм растений со средой их обитания;
- характеристику отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений;
- клетке как об основную структурной единицу растений;
- строение растительной клетки;
- клетку как живую систему;
- особенности растительной клетки;
- понятия о тканях растений, виды растительных тканей;
- о растении как о целостном живом организме, состоящем из клеток и тканей;
- о семени как об органе размножения растений, строение семени;
- двудольные и однодольные растения;
- значение семян в природе и жизни человека;
- условия прорастания семян;
- значение воды и воздуха для прорастания семян;
- типы корневых систем растений, строение, видоизменения корней;
- значение корней в природе;
- побег как сложная система, строение и развитие побега;
- особенности строения вегетативных и генеративных почек;
- внешнее и внутреннее строение листа, типы жилкования листьев;
- значение листа для растения;
- внешнее и внутреннее строения стебля, типы и функции стебля;
- видоизменения стебля у надземных и подземных побегов;
- строения цветка;
- роль цветка в жизни растения;
- разнообразие соцветий;
- опыление как условие оплодотворения, типы опыления;
- строение плода;
- разнообразие плодов;
- понятие о цветковых (покрытосеменных) растениях;
- способы распространения плодов и семян;
- значение плодов в природе и жизни человека;
- функции корневых волосков;
- значение минерального (почвенного) питания;
- типы удобрений и их роль в жизни растения;
- экологические группы растений по отношению к воде;
- условия образования органических веществ в растении;
- зелёные растения как автотрофы;
- гетеротрофы как потребители готовых органических веществ;
- значение фотосинтеза в природе;
- роль дыхания в жизни растений;
- сравнительные характеристики процессов дыхания и фотосинтеза;
- обмен веществ в организме как важнейший признак жизни;
- взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза;
- размножение как необходимое свойство жизни, типы размножения;
- способы бесполого;
- особенности полового размножения;
- особенности оплодотворения у цветковых растений;
- характерные черты процессов роста и развития растений и его этапах;
- суточные и сезонные ритмы;
- экологические факторы и их влиянии на жизнедеятельность растений;
- классификацию растений;
- группы царства Растений;
- роль систематики в изучении растений;
- общую характеристику, строения, размножения, разнообразия водорослей;
- значение водорослей в природе и жизни человека;
- характерные черты строения моховидных;
- значение мхов в природе и жизни человека;
- характерные черты высших споровых растений, общую характеристику их отделов;
- общую характеристику голосеменных;
- образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми;
- особенности строения и развития представителей класса Хвойные;
- голосеменные на территории России, их значение в природе и жизни человека;
- особенности строения, размножения и развития покрытосеменных;
- сравнительную характеристика покрытосеменных и голосеменных растений;
- о более высоком уровне развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, их лучшей приспособленности к различным условиям окружающей среды;
- разнообразие жизненных форм покрытосеменных;
- характеристику классов Двудольных и Однодольных растений, их роль в природе и жизни человека;
- об охране редких и исчезающих видов;
- общую характеристику семейств класса Двудольные и класса Однодольные, их отличительные признаки, значение в природе и жизни человека;
- понятие об эволюции живого мира;
- историю развития растительного мира;
- о выходе растений на сушу;
- характерные черты приспособленности к наземному образу жизни;
- значение работ Н.И. Вавилова о результатах эволюции растений, направляемой человеком;
- об охране редких и исчезающих видов;
- историю происхождения культурных растений;
- значение искусственного отбора и селекции;
- особенности культурных растений, центры их происхождения;
- понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме);
- значение работ В.Н. Сукачёва о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём;
- круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества;
- о совокупности живого населения природного сообщества (биоценозе);
- роль растений в природных сообществах;
- о ярусном строении природного сообщества;
- условия обитания растений в биогеоценозе;
- многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ;
- понятие о смене природных сообществ и причинах смены;
- естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере;
- о необходимости мероприятий по сохранению природных сообществ.
Уметь:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
VIII. Материально техническое обеспечение учебного предмета
Оборудование:
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Печатные пособия:
Таблицы: Портреты великих учёных - естествоиспытателей; Таблицы по ботанике, Зоологии, экологии.
Книги: справочные издания по естественным наукам (словарь, справочник величин, школьный атлас-определитель)
Карты: карта "Природные зоны России", "Природные зоны Земли", "Зоогеографическая карта мира", "Физическая карта мира".
Фотографии планет Солнечной системы.
Карточки: инструкционные карточки для экскурсии.
Учебно - лабораторное оборудование
1. Лупы ручные
2. Микроскопы лабораторные
3. Комплект посуды и принадлежностей для проведения ЛР
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Экран (на штативе или навесной).
4. Принтер.
5. Выход в интернет.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
2. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
3. http://fcior.edu.ru/ Каталог электронных образовательных ресурсов
4. http://bio.1september.ru/ – Сайт для учителей биологии
5. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
9. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
10. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html
11. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-7-klass.html
12. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-8-klass.html
Учебно – методический комплект для учащихся:
1.Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организацний / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под. ред. И. Н. Пономаревой. – 3-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил.
2. Пономарева И. Н. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 48 с. : ил.
3. Пономарева И. Н. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 48 с. : ил.
Учебно-методические средства обучения:
№. п/п | Класс | Автор и название пособия | Издательство и год выпуска |
1. | 6 | Пономарева И. Н. Биология: 6 класс: методическое пособие / И. Н. Пономарева, Л. В. Симонова, В. С. Кучменко | М.: Вентана-Граф, 2015 |
2. | 6 | Контрольно-измерительные материалы. 6 класс /Сост. Н. А. Богданов | М.: ВАКО, 2017 |
3. | 6 | Бодрова Н. Ф. Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» за 68 часов. Поурочное планирование: Книга для учителя. | Воронеж: ВГПУ, 2002. |
4. | 6 | Бодрова Н. Ф. Изучение курса «Ботаника» за 68 часов: Книга для учителя. | Воронеж: ВОИПКРО, 1999. |
Программа составлена на основе программы Биология: 5-11 классы: программы. / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М: Вентана-Граф, 2014. – 400 с.; и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организацний / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под. ред. И. Н. Пономаревой. – 3-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил.
2. Пономарева И. Н. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 48 с. : ил.
3. Пономарева И. Н. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 48 с. : ил.
Календарно – тематическое планирование биология 6 класс
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Наука о растениях – ботаника – 4 часа | ||||||
1. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | Знать: структуру учебника, цели и задачи курса; определение науки биологии; царства живой природы; внешнего строения, органов растения; вегетативные и генеративные органы; места обитания растений; историю использования и изучения растений; семенные и споровые растения; науку о растениях – ботанику. Уметь: Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науке ботанике. Описывать историю развития науки о растениях. Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. | Устный опрос. | | |
2. | Многообразие жизненных форм растений. | Признаки растений. Жизненная форма растения, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. | Знать: о жизненных формах растений; связь жизненных форм растений со средой их обитания; характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав. Уметь: Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания. | Текущий контроль | | |
3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), клеточная стенка, клеточная (цитоплазматическая мембрана), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам. | Знать: о клетке как об основной структурной единице растений; о строении растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды; о жизнедеятельности клетки; делении клетки; о клетке как о живой системе; особенности растительной клетки. Уметь: Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Находить отличительные признаки растительной клетки | Устный опрос. | | |
4. | Ткани растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях – ботаника». | Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм. | Знать: понятие о ткани растений; виды растительных тканей: основная, покровная, проводящая, механическая; причины появления тканей; о растении как о целостном живом организме, состоящем из клеток и тканей; основные понятия темы «Наука о растениях – ботаника». Уметь: Давать определение ткани. Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение покровных тканей в жизни растения. Характеризовать особенности строения и функции основной ткани. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на вопросы. Выполнять задания для самоконтроля. | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
Органы растений - 8 часов | ||||||
5. | Семя, его строение и значение. | Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма, разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение. Условия прорастания семян. Всхожесть семян. | Знать: о семени как об органе размножения растений; о строении семени: кожуре, зародыше, эндосперме, семядолях; о строении зародыша растения; о двудольных и однодольных растениях; особенности строения проростка; о значении семян в природе и жизни человека. Уметь: Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Описывать стадии прорастания семян. Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Проводить наблюдения, фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Л. Р. № 1. «Изучение строения семени фасоли». | | |
6. | Условия прорастания семян. | Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян. | Знать: об условиях прорастания семян; о значении воды и воздуха для прорастания семян; о запасных питательных веществах семени; температурные условия прорастания семян; о роли света; о сроках посева семян. Уметь: Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур. | Текущий контроль | | |
7. | Корень, его строение и значение. | Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней. Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие). | Знать: типы корневых систем растений; о строении корня - зонах корня: конусе нарастания, зонах всасывания, проведения, деления, роста; о росте корня, геотропизме; о видоизменениях корней; о значении корней в природе. Уметь: Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений. | Л. р. № 2. «Строение корня проростка». | | |
8. | Побег, его строение и развитие. | Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления. | Знать: о побеге как сложной системе; о строении и развитии побега; об особенностях строения вегетативных и генеративных почек; о развитии и росте побегов из почек; о роли прищипки и пасынкования в растениеводстве; о спящих почках. Уметь: Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием Сравнивать побеги разных растений и находить их различия. Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы. | Л. р. № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек». | | |
9. | Лист, его строение и значение. | Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев. | Знать: о внешнем и внутреннем строении листа; о типах жилкования листьев; о строении и функциях листьев; о значении листа для растения: фотосинтезе, испарении, газообмен; роль листопада в жизни растения; видоизменения листьев. Уметь: Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев у растений. | Текущий контроль | | |
10. | Стебель, его строение и значение. | Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия, сердцевина, камбий, древесина, луб, кора, корка, корневище, клубень, луковица. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца. , | Знать: о внешнем и внутреннем строении стебля; типы стеблей; функций стебля; о видоизменениях стебля у надземных и подземных побегов. Уметь: Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Л .р. № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». | | |
11. | Цветок, его строение и значение. | Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей. | Знать: о строении цветка; роль цветка в жизни растения; разнообразие соцветий; об опылении как условии оплодотворения; о типах опыления (перекрёстном и самоопылении). Уметь: Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления. | Текущий контроль | | |
12. | Плод. Разнообразие и значение плодов. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений». | Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. | Знать: о строении плода; разнообразии плодов; понятия о цветковых (покрытосеменных) растениях; о способах распространения плодов и семян; о значении плодов в природе и жизни человека. Уметь: Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
Основные процессы жизнедеятельности растений – 6 часов | ||||||
13. | Минеральное питание растений и значение воды. | Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы). | Знать: о воде как необходимом условии минерального (почвенного) питания; о функциях корневых волосков; о значении минерального (почвенного) питания; о типах удобрений и их роли в жизни растения; об экологических группах растений по отношению к воде. Уметь: Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. | Устный опрос. | | |
14. | Воздушное питание растений - фотосинтез. | Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. | Знать: условия образования органических веществ в растении; о зелёных растения как автотрофах; о гетеротрофах как потребителях готовых органических веществ; значение фотосинтеза в природе. Уметь: Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. | Текущий контроль | | |
15. | Дыхание и обмен веществ у растений. | Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой. | Знать: о роли дыхания в жизни растений; сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза; об обмене веществ в организме как важнейшем признаке жизни; о взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза. Уметь: Определять сущность процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определения понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни. | Устный опрос. | | |
16. | Размножение и оплодотворение у растений. | Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями. | Знать: о размножении как необходимом свойстве жизни; о типах размножения: бесполом и половом; способы бесполого размножения – вегетативное и размножение спорами; главная особенность полового размножения; особенности оплодотворения у цветковых растений; о двойном оплодотворении; о достижениях отечественного учёного С.Г. Навашина. Уметь: Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия. | Устный опрос. | | |
17. | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. | Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы; прививка, подвой, привой, глазок, культура тканей. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов). | Знать: особенности вегетативного размножения, его роль в природе; об использовании вегетативного размножения человеком: прививке и культуре тканей. Уметь: Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях .Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Л. р. № 5. «Черенкование комнатных растений». | | |
18. | Рост и развитие растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений». | Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. | Знать: о характерных чертах процессов роста и развития растений; об этапах индивидуального развития растений; о зависимости процессов роста и развития от условий среды обитания; о периодичности протекания жизненных процессов; о суточных и сезонных ритмах; об экологических факторах: абиотических, биотических, антропогенных, их влиянии на жизнедеятельность растений. Уметь: Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
Многообразие и развитие растительного мира – 11 часов | ||||||
19. | Систематика растений, её значение для ботаники. | Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида. | Знать: о происхождении названий отдельных растений; о классификации растений; о виде как единице классификации; группы царства Растений; о роли систематики в изучении растений. Уметь: Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии. | Устный опрос. | | |
20. | Водоросли, их многообразие в природе. | Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей. | Знать: общую характеристику, строения, размножения, разнообразия водорослей; об отделах: Зелёные, Бурые, Красные водоросли; о значении водорослей в природе; об использовании водорослей человеком. Уметь: Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. | | | |
21. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. | Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночные и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений. | Знать: о характерных чертах строения моховидных; об отличительных признаках классов: Печёночники и Листостебельные; о размножении (бесполом и половом) и развитии моховидных; о значении мхов в природе и жизни человека. Уметь: Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах. Характеризовать признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. Объяснять процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. Изучать и сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Л. р. № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений». | | |
22. | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания. | Знать: о характерных чертах высших споровых растений; о чередовании полового и бесполого размножения в цикле развития; общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека. Уметь: Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, черты их отличия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном строении папоротников. Обосновывать роль папоротникообразных в природе и необходимость охраны исчезающих видов. | Устный опрос. | | |
23. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. | Знать: общую характеристику голосеменных; о расселении голосеменных по поверхности Земли; об образовании семян как свидетельстве более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми; об особенностях строения и развития представителей класса Хвойные; голосеменные на территории России, об их значении в природе и жизни человека. Уметь: Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества. Объяснять процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. | Текущий контроль | | |
24. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. | Знать: об особенностях строения, размножения и развития покрытосеменных; сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений; о более высоком уровне развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными; об их лучшей приспособленности к различным условиям окружающей среды; о разнообразии жизненных форм покрытосеменных; характеристика классов Двудольных и Однодольных растений, их роль в природе и жизни человека; об охране редких и исчезающих видов. Уметь: Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. | Устный опрос. | | |
25. | Семейства класса Двудольные. | Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). | Знать: общую характеристику семейств класса Двудольные: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Слож- ноцветные; их отличительных признаков; о значении в природе и жизни человека; о сельскохозяйственных культурах изученных семейств. Уметь: Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. | Устный опрос. | | |
26. | Семейства класса Однодольные. | Покрытосеменные (цветковые) растения, класс Однодольные, семейства Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые). | Знать: общую характеристику семейств класса Однодольные: Лилейные, Луковые, Злаки; их отличительные признаки; о значении в природе и жизни человека; о сельскохозяйственных культурах изученных семейств; об исключительной роли злаковых растений. Уметь: Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные. Приводить примеры охраняемых видов. Рассказывать о практическом использовании растений семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов. | Текущий контроль | | |
27. | Историческое развитие растительного мира. | Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции. | Знать: понятия об эволюции живого мира; о первых обитателях Земли; история развития растительного мира; о выходе растений на сушу; о характерных чертах приспособленности к наземному образу жизни; о значении работ Н.И. Вавилова о результатах эволюции растений, направляемой человеком; об охране редких и исчезающих видов. Уметь: Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений. | Устный опрос. | | |
28. | Многообразие и происхождение культурных растений. | Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова. | Знать: об истории происхождения культурных растений; о значении искусственного отбора и селекции; особенности культурных растений; центры их происхождения; о расселении растений; сорные растения, их значение. Уметь: Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Объяснять способы расселения растений по земному шару. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Характеризовать роль сорных растений в природе и жизни человека. Рассказывать о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова. | Текущий контроль | | |
29. | Дары Старого и Нового Света. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира». | Культурные растения. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений). | Знать: о дарах Старого Света (пшенице, ржи, капусте, винограде, банане) и Нового Света (картофеле, томате, тыкве); об истории и центрах их появления; о значении растений в жизни человека. Уметь: Называть родину наиболее распространённых культурных растений (пшеницы, ржи, картофеля, капусты, тыквы, томата, банана и др.). Объяснять причины вхождения картофеля в ряд ведущих сельскохозяйственных культур России. Называть причины широкого использования человеком злаковых растений — пшеницы, ржи и ячменя. Характеризовать значение растений в жизни человека. | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
Природные сообщества – 5 часов | ||||||
30. | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. | Природное сообщество (биогеоценоз), экологическая система (экосистема), биотоп, круговорот веществ и поток энергии. Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность | Знать: понятия о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме); о значении работ В.Н. Сукачёва о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём; о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества; о совокупности живого населения природного сообщества (биоценозе); об условиях среды обитания (биотопе); о роли растений в природных сообществах. Уметь: Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. | Текущий контроль | | |
31. | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме). | Знать: о ярусном строении природного сообщества – надземном и подземном; об условиях обитания растений в биогеоценозе; о многообразиии форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ. Уметь: Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Работать в паре: приводить примеры взаимодействия живых организмов при совместном обитании в природном сообществе. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов. Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции Объяснять причины смены природных сообществ. | Устный опрос. | | |
32. | Смена природных сообществ и её причины. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества». | Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества. | Знать: понятия о смене природных сообществ; о причинах смены: внутренних и внешних; о естественных и культурных природных сообществах, их особенностях и роли в биосфере; о необходимости мероприятий по сохранению природных сообществ. Уметь: Приводить примеры смены природных сообществ, вызванных внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
33. | Итоговый контроль по курсу биологии 6 класса. | Биология, царство Растения, жизненные формы растений, клетка, ткани, вегетативные органы, генеративные органы, питание, дыхание, обмен веществ, размножение, рост и развитие растений, низшие и высшие растения, биогеоценоз, сукцессия, агроценоз. | Знать: о представителях и отличительных признаках царства Растения; об особенностях растительной клетки, о тканях растений, строении и функциях органов и систем органов растений; об отличительных признаках низших и высших растений; о взаимосвязи жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем. Уметь: систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса; применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям; называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения; объяснять строение и функции органов и систем органов растений; устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем; излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира; выбирать задание на лето, анализировать его содержание | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
34. | Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни экосистемы». | Проявлять познавательный интерес к изучению весенних явлений в жизни экосистемы; учебные задачи и стремиться их выполнить; принимать ценности природного мира; выделять эстетические достоинства объектов живой природы; осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | Знать: методы изучения живых организмов: наблюдения, эксперимента; весенние явления в жизни экосистемы. Уметь: характеризовать методы изучения живых организмов; различать методы изучения живых организмов; применять приёмы работы с определителем растений. | Отчет об экскурсии. | | |
35. | Итоговый урок | Обсуждение заданий на лето. | Уметь: выбирать задания на лето. | Устный опрос. | | |