СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы ПономаревойИ. Н. и расчитана на 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс»

Министерство образования и науки РФ


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мастюгинская основная общеобразовательная школа

Острогожского района Воронежской области





Рассмотрено на заседании МО

естественно-математического цикла


Руководитель МО:

_____________Швадченко А. А.


Протокол № 1 от

« 31» августа 2017 г.


«Утверждено»



Приказ № ___ от

« 31 » августа 2017 г.


И.о. директора школы

_____________Весельева В.В..




Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

9 класс, базовый уровень



Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания I квалификационной категории











2017 год




I. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Биология 5–9 классы. М.: Просвещение, 2011), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);

- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),

-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,

-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,

-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).

-Фундаментального ядра содержания общего образования

-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения.


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Усвоенные на этане основной школы биологические знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения биологии и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.


Целями этого курса являются:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний овладением методов исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Основными задачами учебного предмета Биология являются:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к жизни и живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.


II. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Основы общей биологии» для 9 класса завершает изучение дисциплины «Биология» в основной школе. Согласно этой программе все разделы общеобразовательной дисциплины биологии в основной школе изученные ранее: « Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», в 6 классе; «Животные», в 7 классе; «Человек», в 8 классе получили свое логическое развитие в изучении «Основ общей биологии» в 9 классе. Это позволит получить достаточно полное представление о важнейших закономерностях живой природы, биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы. В процессе изучения биологии выпускники основной школы должны овладеть определенным кругом знаний, предусмотренным обязательным образовательным минимумом общего биологического образования. Школьным биологическим образованием ставятся следующие задачи обучения:

-овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения и учебными умениями с сохранением позитивного опыта обучения биологии, накопленного в отечественной школе;

-формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах, что необходимо для осознания значения биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы;

- развитие на базе биологических знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

- формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, с живым как главной ценностью на Земле;

- отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания;

Развитие творческой личности, натуралистического интереса, стремления к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.


III. Место учебного предмета «Биология 9 класс» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, из часов федерального компонента, из расчета 2 часа в неделю.


IV. Ценностные ориентиры содержания предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основы познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

- понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развития познавательных ценностных ориентаций курса биологии позволяет сформировать:

- уважительное отношение к созидательной творческой деятельности;

- понимание необходимости здорового образа жизни;

- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и норы;

- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентиры курса способствуют:

- правильному использованию биологической терминологии и символики;

- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать, свою точку зрения.


Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.


Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.


V. Планируемые результаты освоения курса «Биология 9 класс»

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлении на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализации установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

- интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

- эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения выпускника­ми основной школы программы биологии заключаются:

- овладение составляющими исследовательской и поектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, сети интернет);

- анализировать и оценивать информацию преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами: по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной сфере):

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека, видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушений осанки зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умения делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- овладения методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдения правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами растениями, укусов животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, выращивании и размножении культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

Проведения наблюдений за состояние собственного организма.

5. В эстетической сфере:

- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

VI. Содержание учебного предмета, курса

Курс биологи 9 класса структурно представлен 9 темами:

«Введение в основы общей биологии», «Основы учения о клетке», «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)», «Основы учения о наследственности и изменчивости», «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов», «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции», «Учение об эволюции», «Происхождение человека (антропогенез)», «Основы экологии».

Раздел «Введение в основы общей биологии» выполняет три функции: во первых: повторение раннее изученного в курсе «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Биология. Животные», «Биология. Человек» материала; во вторых показывает место человека во Вселенной; в третьих, ознакомление с ролью биологии в познании природы. Особое внимание при изучении данной темы уделяется разнообразию и общим свойствам живых организмов.

Изучение темы: «Основы учения о клетке» объясняет учащимся строение и свойства растительной и животной клетки, раскрывает особенности процесса биосинтеза органических веществ, дает представление о прокариотиотической и эукариотической клетке, царстве «Вирусы», их значении в живой природе.

Изучение темы: «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» знакомит учащихся с понятием размножение и его видами, с индивидуальным развитием организма, с особенностями образования половых клеток. Учащиеся узнают о влиянии окружающей среды на индивидуальное развитие организма, вредном воздействии алкоголя, никотина и наркотиков на онтогенез человека.

Изучение темы: «Основы учения о наследственности и изменчивости» знакомит учеников с понятиями наследственность, изменчивость. Ознакомление с основными законами генетики дает, объясняет причины возникновения огромного видового разнообразия живых организмов в природе. Знакомит с принципом действия окружающей среды на проявление генотипических признаков в фенотипе живого организма.

Изучение темы: «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» начинается с рассмотрения генетических основ селекции организмов, достижений в селекции растений, животных и микроорганизмов. Дает первые представления о биотехнологии, клеточной инженерии и их влиянии на жизнь современного общества.

Изучение темы: «Происхождение жизни и развитие органического мира» знакомит учащихся с различными гипотезами возникновения жизни на Земле, с этапами развития жизни и их особенностями. Позволяет раскрыть биологическую сущность эволюции живых организмов при взаимодействии с окружающей средой в условиях молодой планеты. Учащиеся узнают о путях возникновения автотрофности, многоклеточности, выходе живых организмов на сушу, возникновении человека.

Изучение темы: «Учение об эволюции» знакомит учеников с основными положениями теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира, понятиями, эволюция, микроэволюция, макроэволюция, ароморфоз, идиодаптация, дгенерация. Дает возможность обратить внимание на популяцию как структурную единицу эволюции и вида. Объясняет возникновение проблемы вымирания видов как нарушение устойчивости биосферы.

Изучение темы: «Происхождение человека (антропогенез)» начинается с рассмотрений доказательств происхождения человека от животных. Дает представление о человеке как биосоциальном виде, движущих силах и этапах эволюции человека, человеческих расах, их родстве и происхождении.

Изучение темы: «Основы экологии» знакомит с экологическими основами рационального природопользования, обобщает знания о действии экологических факторов среды на живой организм, влиянии антропогенных факторов на окружающую среду, живые организмы, здоровье человека и устойчивость биосистемы в целом.

1. Введение в основы общей биологии – 3 часа

Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и пре­вращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

2. Основы учения о клетке – 10 часов

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитоло­гия — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и про­кариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органиче­ские вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокисло­ты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм са­моудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизне­деятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воз­действие внешней среды на процессы в клетке.

Фронтальные лабораторные работы

1.Каталитическая активность ферментов в живых тканях.

2.Сравнение растительной и животной клеток.

3.Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 5 часов

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Опло­дотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбрио­нальное развитие организмов. Влияние факторов среды на он­тогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Фронтальная лабораторная работа

4.Митоз в корешках лука.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости – 11 часов

Краткий экскурс в историю генетики. Основные поня­тия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, измен­чивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетичес­кие эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецес­сивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Насле­дование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болез­ни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная из­менчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины измен­чивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биораз­нообразии в природе и хозяйстве.

Фронтальные лабораторные работы

5.Решение генетических задач.

6.Статистические закономерности изменчивости.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 5 часов

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многооб­разия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической про­мышленности. Понятие о биотехнологии.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира – 5 часов

Представления о возникновении жизни на Земле в исто­рии естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опа­рина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первич­ных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биоло­гического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на со­став атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспосо­бительные черты наземных растений. Эволюция наземных рас­тений. Освоение суши животными. Основные черты приспо­собленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельно­сти на природу Земли.

7. Учение об эволюции – 11 часов

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в созда­нии новых форм. Изменчивость организмов в природных усло­виях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбо­ра. Относительный характер приспособленности. Многообра­зие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органичес­кого мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как фор­ма существования вида и единица эволюции. Элементарный ма­териал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видо­образование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенера­ция. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устой­чивом развитии природы.

Фронтальные лабораторные работы

7.Приспособленность организмов и ее относительность.

8.Морфологические особенности растений различных видов.

9.Изменчивость - общее свойство организмов.

8. Происхождение человека (антропогенез) – 6 часов

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения челове­ка от животных. Морфологические и физиологические отли­чительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь со­циальных и природных факторов в эволюции человека. Соци­альная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Чело­век как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные лю­ди, становление Человека разумного. Человек как житель био­сферы и его влияние на природу Земли.

9 Основы экологии – 12 часов

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружа­ющей средой. Среда — источник веществ, энергии и информа­ции. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, поч­венная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотиче­ские и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточ­ные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Био­тические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные ха­рактеристики популяции: рождаемость, выживаемость, числен­ность; плотность, возрастная и половая структура; функциони­рование в природе.

Динамика численности популяций в природных сооб­ществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Био­геоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неус­тойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на приме­ре восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообра­зие наземных и водных экосистем. Естественные и искусствен­ные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием де­ятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вер­надского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энер­гии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчи­вом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использо­вания природы и выхода из глобальных экологических кризи­сов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устой­чивого развития природы и общества.

Фронтальная лабораторная работа

10.Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды.

Заключение

Биологическое разнообразие и его значение в жизни на­шей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологи­ческих и экологических знаний для практической деятельности.


VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу обучения в девятом классе ученик должен

знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Уметь

объяснять: роль биологии формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп ); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

- выявлять изменчивость организмов приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числа с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами растениями, укусами животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведение наблюдений за состоянием собственного организма.


VIII. Материально техническое обеспечение учебного предмета


Оборудование:

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (на штативе или навесной).

4. Принтер.

5. Выход в интернет.

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://fcior.edu.ru/ Каталог электронных образовательных ресурсов

http://bio.1september.ru/ – Сайт для учителей биологии

Учебно – методический комплект для учащихся:

1.Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова; под. Ред. Проф. И. Н. Пономаревой. – 4-е изд. Испр. – М.: Вентана Граф, 2010. – 240 с.: ил.

2. Бодрова Н. Ф. 9 класс. Основы общей биологии. Рабочая тетрадь. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А.,2011 – 112 с.

Учебно-методические средства обучения:

№. п/п

Класс

Автор и название пособия

Издательство и год выпуска

1.

9

Пономарева И. Н., Симонова Л. В., Кучменко В. С., Основы общей биологии: 9 класс: Методическое пособие / Под. Ред. Проф. И. Н .Пономаревой.

М.: Вентана-Граф, 2007.

2.

9

Бодрова Н. Ф. Изучение курса Основы общей биологии за 68 часов в 9 классе. Поурочное планирование: Книга для учителя.

Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003.

3.

9

Тепеляева О. А., Сунцова И. В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс.

М.: ВАКО, 2009.

4.

9

Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс / Сост. И. Р. Григорян.

М.: ВАКО, 2012.

Программа составлена на основе программы Биология: 5-11 классы: программы. / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М: Вентана-Граф, 2014. – 400 с.; и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1.Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова; под. Ред. Проф. И. Н. Пономаревой. – 4-е изд. Испр. – М.: Вентана Граф, 2010. – 240 с.: ил.

2.Бодрова Н. Ф. 9 класс. Основы общей биологии. Рабочая тетрадь. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А.,2011 – 112 с.

Календарно – тематическое планирование биология 9 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Введение в курс общей биологии – 3 ч.

1.

Биология – наука о жизни.

Биология микробиология биотехнология биофизика биохимия радиобиология

Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация.

Знать: Основные положения микробиология биотехнология биофизика биохимия радиобиология.

Уметь: Давать определение термину Биология. Приводить примеры: практического применения достижений биологии; дифференциации и интеграции биологических наук.

Перечислять: методы научного исследования. Характеризовать биологию как комплексную науку.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.

Текущий контроль



2.

Общие свойства живых организмов.

Жизнь. Открытая система.

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, гомеостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособления к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Знать: особенности развития живых организмов.

Уметь: Давать определение понятию жизнь. Называть признаки живых организмов.

Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Доказывать, что живые организмы – открытые системы.

Устный опрос.



3.

Многообразие форм живых организмов.

Таксон Система Иерархия

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

Знать: Основные положения таксон иерархия царства живой природы.

Уметь: Давать определение термину таксон. Называть: уровни организации и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксонометрические единицы.

Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к: уровню организации, систематической группе.

Фронтальный опрос.



Основы учения о клетке – 10 ч.

4.

Цитология – наука изучающая клетку. Многообразие клеток.

Цитология.

Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Знать: Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Уметь: Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура. Самостоятельно формулировать определение термина – цитология.

Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организмов.

Текущий контроль



5.

Химические вещества клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы.

Микроэлементы Макроэлементы Углеводы Липиды Гормоны

Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды.

Вода, минеральные соли, углеводы и липиды живых организмов.


Знать: Химические вещества клетки Микроэлементы Макроэлементы Углеводы Липиды Гормоны

Уметь: Давать определение терминам микроэлементы, макроэлементы. Называть: неорганические вещества клетки; органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.

Приводить примеры макро- и микроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам. Выявлять взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот; биологическую роль углеводов и липидов.




6.

Органические вещества клетки.

Белки Глобула Гормоны Ферменты Нуклеиновые кислоты Нуклеотид. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке, Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции.


Знать: Структуру и функции белков в клетке.

Уметь: Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: продукты богатые белками; нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК и их функции.

Характеризовать: функции белков; функции нуклеиновых кислот.

Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии.

Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

Л/Р. № 1. «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».



7.

Строение клетки.

Органоиды Цитоплазма Эукариоты Прокариоты

Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы – неклеточные формы.

Знать: Основные положения Эукариоты Прокариоты

Строение клетки.

Уметь: Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции основных органоидов клетки.

Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов клетки. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Л/Р. № 2. «Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы».



8.

Основные органоиды клетки растений и животных.

Особенности строения растительной, животной и бактериальной клеток.

Эукариотические клетки растений, животных. Клетки бактерий.

Знать: Особенности строения растительной, животной и бактериальной клеток.

Уметь: Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, клеток бактерий.

Работать с микроскопом изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений, животных и бактерий.

Сравнивать: строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения;

Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.

Л/Р. № 3. «Сравнение растительной и животной клеток».



9.

Обмен веществ и энергии.

Ассимиляция. Диссимиляция. Фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ. Обмен веществ.

Знать: определения понятиям ассимиляция и диссимиляция.

Уметь: Называть: Этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ.

Текущий контроль



10.

Биосинтез белка.

Ген. Триплет. Генетический код. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизм транскрипции, механизм трансляции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков).

Знать: определения Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон Трансляция.

Уметь: Давать определение терминам: ассимиляция, ген.

Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосистеме белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция.

Объяснять сущность генетического кода. Характеризовать: механизм транскрипции; Механизм трансляции. Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Текущий контроль



11.

Биосинтез углеводов. Фотосинтез.

Питание. Фотосинтез. Фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль фермента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. Хлоропласты.

Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Знать: определения терминов: питание, автотрофы, фотосинтез.

Уметь: Называть: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиз.

Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза.

Характеризовать фазы фотосинтеза. Сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза.

Устный опрос.



12.

Обеспечение клетки энергией.

Гликолиз Брожение Дыхание

Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородоное расщепление. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы.

Уметь: Давать определение понятию диссимимляция.

Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена.

Фронтальный опрос.



13.

Обобщающий урок по теме.

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5 ч.

14.

Типы и способы размножения организмов.

Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы. Гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.


Знать: основные формы размножения.

Уметь: Давать определение понятию размножение.

Называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Текущий контроль



15.

Жизненный цикл клетки. Митоз: фазы и биологическое значение.

Митотический цикл Интерфаза Митоз Редупликация Хроматиды

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях.

Знать: значение терминов Митотический цикл Интерфаза Митоз Редупликация Хроматиды

Деление клетки.

Уметь: Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различные фазы митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов.

Л/Р. № 4. «Митоз в корешках лука».



16.

Особенности образования половых клеток. Мейоз: фазы и биологическое значение.

Оплодотворение. Гаметогенез. Мейоз. Коньюгация. Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Знать: значение терминов Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Коньюгация Перекрест хромосом

Половое размножение.

Уметь: Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.

Текущий контроль



17.

Онтогенез и его этапы.

Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Дробление. Гаструляция. Органогенез.

Уметь: Давать определение понятиям оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть: Начало и окончание постэмбрионального развития; Виды постэмбрионального развития. Характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов; роста организма. Анализировать и оценивать: влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять, чем развитие отличается от роста.

Текущий контроль



18.

Обобщающий урок «Подведем итоги».

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Контроль, оценка и коррекция знаний



Основные учения о наследственности и изменчивости – 11 ч.

19.

Наука генетика. Из истории развития генетики.

Генетика, ген, генотип, фенотип

История развития науки о наследственности и изменчивости. Вклад русских ученых в развитие генетики. Практическое применение генетических знаний в медицине и сельском хозяйстве. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Знать: Историю развития науки о наследственности и изменчивости. Вклад русских ученых в развитие генетики.

Уметь: Давать определения понятиям генетика, ген, генотип, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Объяснять: роль генетики в формировании современной естественно - научной картины мира. В практической деятельности людей.

Текущий контроль



20.

Основные понятия генетики.

Аллельные гены. Ген. Генотип. Изменчивость. Наследственность. Фенотип.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.


Уметь: Давать определения понятиям генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены.

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять: роль генетики в формировании современной естественно - научной картины мира, В практической деятельности людей; Причины наследственности и изменчивости.

Устный опрос.



21.

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

Гомозигота. Гетерозигота. Доминантный признак. Моногибридное скрещивание. Рецессивный признак.

Наследственность – свойство организмов. Использование Г. Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании: 1:2:1. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1.

Знать: определения понятий: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Уметь: Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования. Объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Фронтальный опрос.



22.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Генотип. Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание. Фенотип.

Наследственность – свойство организмов. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1.

Закон независимого наследования.

Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Знать: содержание определений основных понятий.

Уметь: Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать схему дигибридного скрещивания.

Составлять; схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Л/Р. № 5. «Решение генетических задач».



23.

Хромосомная теория наследственности. Закон сцепления генов.

Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана.

Перекрест хромосом -  источник генетической изменчивости.

Знать: закон Т.Моргана.

Уметь: Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Текущий контроль



24.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.

Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

Знать: Характер взаимодействия генов: дополнение, подавление, суммарное действие.

Уметь: Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

Текущий контроль



25.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Гетеро - и гомогаметный пол, половые хромосомы.

Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Закон сцепленного наследования.

Знать: Закон сцепленного наследования.

Уметь: Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека.

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

Устный опрос.



26.

Наследственные болезни человека.

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

Синдром Дауна. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости.

Знать: Значение терминов Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Уметь: Называть причины, обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Приводить примеры генных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

Фронтальный опрос.



27.

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Основные формы изменчивости, мутагены. Характеристики мутационной изменчивости.

Знать: Значение терминов формы изменчивости, мутагены.

Уметь: Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

Текущий контроль



28.

Ненаследственная изменчивость.

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Знать: о зависимости проявления действия генов от условий внешней среды.

Уметь: Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов.

Л/Р. № 6. «Статистические закономерности изменчивости».



29.

Обобщающий урок «Подведем итоги».

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 5 ч.

30.

Генетические основы селекции организмов.

Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Независимое одомашнивание близких растений.

Уметь: Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий.

Текущий контроль



31.

Методы селекции растений и ее достижения

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор.

Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений.

Уметь: Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции.

Приводить примеры сортов культурных растений.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Текущий контроль



32.

Центры происхождения культурных растений.

Центры происхождения культурных растений.

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах

Знать: Центры происхождения культурных растений.

Уметь: Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов.

Устный опрос.



33.

Особенности селекции животных.

Мутагенез, порода.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. селекция: близкородственная, межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных.

Знать: Значение терминов селекция, искусственный отбор.

Уметь: Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород домашних животных.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Устный опрос.



34.

Основные направления селекции микроорганизмов.

Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х., медицины. Микробиологический синтез.

Уметь: Давать определение термину биотехнология, штамм.

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Фронтальный опрос.



Происхождение жизни и развитие органического мира – 5 ч.

35.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Знать: Значение терминов коацерваты, пробионты.

Уметь: Давать определение термину гипотеза.

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира.

Текущий контроль



36.

Современная теория возникновения жизни на Земле.

Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Уметь: Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

Текущий контроль



37.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Автотрофы, гетеротрофы, про - и эукариоты. Этапы развития жизни. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Происхождение эукариотической клетки.

Уметь: Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про - и эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Устный опрос.



38.

Этапы развития жизни на земле.

Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение  животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира  в процессе эволюции.

Уметь: Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация. приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли.

Текущий контроль



39.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

Ароморфоз, идиоадаптация.

Основные приспособительные черты наземных растений. Освоение животными суши. Многообразие животных – результат эволюции.

Знать: Значение терминов ароморфоз, идиоадаптация.

Уметь: Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины вымирания других групп.

Фронтальный опрос.



Учение об эволюции – 11 ч.

40.

Идея развития органического мира в биологии.

Эволюция, искусственный отбор.

Предпосылки возникновения теории Дарвина.

Уметь: Давать определение термину эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина

Текущий контроль



41.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование.

Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

Уметь: Давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование. Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

Текущий контроль



42.

Движущие силы эволюции: Наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование.

Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

Знать: Значение терминов Наследственная изменчивость и борьба за существование.

Уметь: Характеризовать сущность борьбы за существование; проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

Устный опрос.



43.

Результаты эволюции: Многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска. Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптаций. Приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат естественного отбора.

Знать: Значение терминов Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска.

Уметь: Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Фронтальный опрос.



44.

Современные представления об эволюции органического мира.

Факторы эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.

Знать: Современные представления об эволюции органического мира.

Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Текущий контроль



45.

Вид, его структура и особенности.

Вид, виды-двойники, ареал, популяция. Критерии вида. Совокупность критериев - условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

Знать: Критерии вида.

Уметь: Называть признаки популяции. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

Устный опрос.



46.

Процесс образования видов – видообразование.

Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы. Виды изоляции.

Знать: Значение термина микроэволюция.

Уметь: Приводить примеры различных видов изоляции

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

Л/Р. № 7. «Приспособленность видов и ее относительность».



47.

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

Биологический прогресс и регресс.

Знать: Значение терминов Биологический прогресс и регресс.

Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Л/Р. № 8. «Морфологические особенности растений различных видов».



48.

Основные направления эволюции.

Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

 

Уметь: Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Называть основные направления эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микро - и макроэволюция.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Устный опрос.



49.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия.

Знать: Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Уметь: Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Л/Р. № 9. «Изменчивость – общее свойство организмов».



50.

Обобщающий урок: «Основные закономерности эволюции».

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Происхождение человека (антропогенез) – 6 ч.

51.

Место и особенности человека в системе органического мира.

Антропология, антропогенез.

Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них.

Уметь: Давать определения понятиям Антропология, антропогенез. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными

Текущий контроль



52.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.

Уметь: Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Текущий контроль



53.

Этапы эволюции вида. Человек разумный.

Движущие силы антропогенеза.

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Биологическая роль и социальная сущность человека.

Знать: Движущие силы и этапы эволюции человека.

Уметь: Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Перечислять факторы антропогенеза.

Устный опрос.



54.

Биосоциальная сущность вида. Человек разумный.

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека.

Уметь: Раскрывать биосоциальную сущность человека. Обосновывать основополагающую роль труда в становлении человека.

Фронтальный опрос.



55.

Человеческие расы, их родство и происхождение.

Человеческие расы.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

Знать: Человечество как единый биологический вид.

Уметь: Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас.

Текущий контроль



56.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

История взаимоотношений человека и биосферы. Антропогенное воздействие человека на биосферу и их последствия.

Знать: Значение термина антропогенное воздействие.

Уметь: Анализировать последствия сельскохозяйственной и промышленной революции. Обосновывать ответственность человечества и каждого жителя планеты за сохранение жизни на Земле.

Текущий контроль



Основы экологии – 12 ч.

57.

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Взаимодействие факторов.

Уметь: Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Текущий контроль



58.

Закономерности действия факторов среды на организмы.

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Знать: Экологические факторы среды.

Уметь: Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Текущий контроль



59.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Уметь: Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Л/Р. № 10. «Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды».



60.

Биотические связи в природе.

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы,  редуценты.

Знать: Пищевые связи в экосистемах.

Уметь: Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

Текущий контроль



61.

Популяция как форма существования вида в природе.

Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура.

Знать: Популяция – элемент экосистемы.

Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции.

Текущий контроль



62.

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.

Знать: Основные характеристики популяции.

Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции.

Устный опрос.



63.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

Популяция, биоценоз, экосистема. Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем.

Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

Знать: Значение терминов Популяция, биоценоз, экосистема.

Уметь: Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема. Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем.

Фронтальный опрос.



64.

Понятие о биоценозе и экосистеме.

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов.

Знать: Значение круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Уметь: Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать  биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ

Составлять схемы пищевых цепей.

Текущий контроль



65.

Развитие и смена биогеоценозов.

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы. Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия. Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем.

Знать: Значение терминов экологическая сукцессия, агроэкосистемы.

Уметь: Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях. Описывать свойства сукцессии.

Устный опрос.



66.

Основные законы устойчивости живой природы.

Биосфера. Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Знать: Границы, компоненты и свойства биосферы.

Уметь: Давать определения понятиям биосфера. Называть признаки, структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Текущий контроль



67.

Рациональное использование природы и ее охрана.

Природные ресурсы.

Последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов.

Знать: Антропогенные факторы влияния на биогеоценозы

Уметь: Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы.

Устный опрос.



68.

Экологические проблемы. Итоговый урок.


Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

Знать: Экологические проблемы человечества.

Уметь: Называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы.

Контроль, оценка и коррекция знаний.