СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена на основе авторской программы ПономаревойИ. Н. и расчитана на 2 часа в неделю.
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мастюгинская основная общеобразовательная школа
Острогожского района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла Руководитель МО: _____________Швадченко А. А. Протокол № 1 от « 31» августа 2017 г.
| «Утверждено» Приказ № ___ от « 31 » августа 2017 г. И.о. директора школы _____________Весельева В.В.. |
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
9 класс, базовый уровень
Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания I квалификационной категории
2017 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Биология 5–9 классы. М.: Просвещение, 2011), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);
- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),
-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,
-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,
-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Усвоенные на этане основной школы биологические знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения биологии и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Целями этого курса являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний овладением методов исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Основными задачами учебного предмета Биология являются:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к жизни и живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.
II. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Основы общей биологии» для 9 класса завершает изучение дисциплины «Биология» в основной школе. Согласно этой программе все разделы общеобразовательной дисциплины биологии в основной школе изученные ранее: « Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», в 6 классе; «Животные», в 7 классе; «Человек», в 8 классе получили свое логическое развитие в изучении «Основ общей биологии» в 9 классе. Это позволит получить достаточно полное представление о важнейших закономерностях живой природы, биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы. В процессе изучения биологии выпускники основной школы должны овладеть определенным кругом знаний, предусмотренным обязательным образовательным минимумом общего биологического образования. Школьным биологическим образованием ставятся следующие задачи обучения:
-овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения и учебными умениями с сохранением позитивного опыта обучения биологии, накопленного в отечественной школе;
-формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах, что необходимо для осознания значения биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы;
- развитие на базе биологических знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, с живым как главной ценностью на Земле;
- отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания;
Развитие творческой личности, натуралистического интереса, стремления к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.
III. Место учебного предмета «Биология 9 класс» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, из часов федерального компонента, из расчета 2 часа в неделю.
IV. Ценностные ориентиры содержания предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основы познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
- понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развития познавательных ценностных ориентаций курса биологии позволяет сформировать:
- уважительное отношение к созидательной творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и норы;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентиры курса способствуют:
- правильному использованию биологической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать, свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
V. Планируемые результаты освоения курса «Биология 9 класс»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлении на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализации установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы биологии заключаются:
- овладение составляющими исследовательской и поектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, сети интернет);
- анализировать и оценивать информацию преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами: по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной сфере):
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека, видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушений осанки зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умения делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- овладения методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдения правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами растениями, укусов животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, выращивании и размножении культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Проведения наблюдений за состояние собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
VI. Содержание учебного предмета, курса
Курс биологи 9 класса структурно представлен 9 темами:
«Введение в основы общей биологии», «Основы учения о клетке», «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)», «Основы учения о наследственности и изменчивости», «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов», «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции», «Учение об эволюции», «Происхождение человека (антропогенез)», «Основы экологии».
Раздел «Введение в основы общей биологии» выполняет три функции: во первых: повторение раннее изученного в курсе «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Биология. Животные», «Биология. Человек» материала; во вторых показывает место человека во Вселенной; в третьих, ознакомление с ролью биологии в познании природы. Особое внимание при изучении данной темы уделяется разнообразию и общим свойствам живых организмов.
Изучение темы: «Основы учения о клетке» объясняет учащимся строение и свойства растительной и животной клетки, раскрывает особенности процесса биосинтеза органических веществ, дает представление о прокариотиотической и эукариотической клетке, царстве «Вирусы», их значении в живой природе.
Изучение темы: «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» знакомит учащихся с понятием размножение и его видами, с индивидуальным развитием организма, с особенностями образования половых клеток. Учащиеся узнают о влиянии окружающей среды на индивидуальное развитие организма, вредном воздействии алкоголя, никотина и наркотиков на онтогенез человека.
Изучение темы: «Основы учения о наследственности и изменчивости» знакомит учеников с понятиями наследственность, изменчивость. Ознакомление с основными законами генетики дает, объясняет причины возникновения огромного видового разнообразия живых организмов в природе. Знакомит с принципом действия окружающей среды на проявление генотипических признаков в фенотипе живого организма.
Изучение темы: «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» начинается с рассмотрения генетических основ селекции организмов, достижений в селекции растений, животных и микроорганизмов. Дает первые представления о биотехнологии, клеточной инженерии и их влиянии на жизнь современного общества.
Изучение темы: «Происхождение жизни и развитие органического мира» знакомит учащихся с различными гипотезами возникновения жизни на Земле, с этапами развития жизни и их особенностями. Позволяет раскрыть биологическую сущность эволюции живых организмов при взаимодействии с окружающей средой в условиях молодой планеты. Учащиеся узнают о путях возникновения автотрофности, многоклеточности, выходе живых организмов на сушу, возникновении человека.
Изучение темы: «Учение об эволюции» знакомит учеников с основными положениями теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира, понятиями, эволюция, микроэволюция, макроэволюция, ароморфоз, идиодаптация, дгенерация. Дает возможность обратить внимание на популяцию как структурную единицу эволюции и вида. Объясняет возникновение проблемы вымирания видов как нарушение устойчивости биосферы.
Изучение темы: «Происхождение человека (антропогенез)» начинается с рассмотрений доказательств происхождения человека от животных. Дает представление о человеке как биосоциальном виде, движущих силах и этапах эволюции человека, человеческих расах, их родстве и происхождении.
Изучение темы: «Основы экологии» знакомит с экологическими основами рационального природопользования, обобщает знания о действии экологических факторов среды на живой организм, влиянии антропогенных факторов на окружающую среду, живые организмы, здоровье человека и устойчивость биосистемы в целом.
1. Введение в основы общей биологии – 3 часа
Биология — наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
2. Основы учения о клетке – 10 часов
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Фронтальные лабораторные работы
1.Каталитическая активность ферментов в живых тканях.
2.Сравнение растительной и животной клеток.
3.Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 5 часов
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Фронтальная лабораторная работа
4.Митоз в корешках лука.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости – 11 часов
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Фронтальные лабораторные работы
5.Решение генетических задач.
6.Статистические закономерности изменчивости.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 5 часов
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира – 5 часов
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
7. Учение об эволюции – 11 часов
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Фронтальные лабораторные работы
7.Приспособленность организмов и ее относительность.
8.Морфологические особенности растений различных видов.
9.Изменчивость - общее свойство организмов.
8. Происхождение человека (антропогенез) – 6 часов
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
9 Основы экологии – 12 часов
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Фронтальная лабораторная работа
10.Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды.
Заключение
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:
К концу обучения в девятом классе ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Уметь
объяснять: роль биологии формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп ); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- выявлять изменчивость организмов приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числа с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами растениями, укусами животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
VIII. Материально техническое обеспечение учебного предмета
Оборудование:
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Экран (на штативе или навесной).
4. Принтер.
5. Выход в интернет.
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru/ Каталог электронных образовательных ресурсов
http://bio.1september.ru/ – Сайт для учителей биологии
Учебно – методический комплект для учащихся:
1.Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова; под. Ред. Проф. И. Н. Пономаревой. – 4-е изд. Испр. – М.: Вентана Граф, 2010. – 240 с.: ил.
2. Бодрова Н. Ф. 9 класс. Основы общей биологии. Рабочая тетрадь. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А.,2011 – 112 с.
Учебно-методические средства обучения:
№. п/п | Класс | Автор и название пособия | Издательство и год выпуска |
1. | 9 | Пономарева И. Н., Симонова Л. В., Кучменко В. С., Основы общей биологии: 9 класс: Методическое пособие / Под. Ред. Проф. И. Н .Пономаревой. | М.: Вентана-Граф, 2007. |
2. | 9 | Бодрова Н. Ф. Изучение курса Основы общей биологии за 68 часов в 9 классе. Поурочное планирование: Книга для учителя. | Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003. |
3. | 9 | Тепеляева О. А., Сунцова И. В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. | М.: ВАКО, 2009. |
4. | 9 | Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс / Сост. И. Р. Григорян. | М.: ВАКО, 2012. |
Программа составлена на основе программы Биология: 5-11 классы: программы. / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М: Вентана-Граф, 2014. – 400 с.; и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова; под. Ред. Проф. И. Н. Пономаревой. – 4-е изд. Испр. – М.: Вентана Граф, 2010. – 240 с.: ил.
2.Бодрова Н. Ф. 9 класс. Основы общей биологии. Рабочая тетрадь. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А.,2011 – 112 с.
Календарно – тематическое планирование биология 9 класс
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Введение в курс общей биологии – 3 ч. | ||||||
1. | Биология – наука о жизни. | Биология микробиология биотехнология биофизика биохимия радиобиология Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация. | Знать: Основные положения микробиология биотехнология биофизика биохимия радиобиология. Уметь: Давать определение термину Биология. Приводить примеры: практического применения достижений биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Перечислять: методы научного исследования. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает. | Текущий контроль | | |
2. | Общие свойства живых организмов. | Жизнь. Открытая система. Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, гомеостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособления к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. | Знать: особенности развития живых организмов. Уметь: Давать определение понятию жизнь. Называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Доказывать, что живые организмы – открытые системы. | Устный опрос. | | |
3. | Многообразие форм живых организмов. | Таксон Система Иерархия Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. | Знать: Основные положения таксон иерархия царства живой природы. Уметь: Давать определение термину таксон. Называть: уровни организации и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксонометрические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к: уровню организации, систематической группе. | Фронтальный опрос. | | |
Основы учения о клетке – 10 ч. | ||||||
4. | Цитология – наука изучающая клетку. Многообразие клеток. | Цитология. Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена. | Знать: Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена. Уметь: Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура. Самостоятельно формулировать определение термина – цитология. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организмов. | Текущий контроль | | |
5. | Химические вещества клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. | Микроэлементы Макроэлементы Углеводы Липиды Гормоны Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Вода, минеральные соли, углеводы и липиды живых организмов. | Знать: Химические вещества клетки Микроэлементы Макроэлементы Углеводы Липиды Гормоны Уметь: Давать определение терминам микроэлементы, макроэлементы. Называть: неорганические вещества клетки; органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Приводить примеры макро- и микроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам. Выявлять взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот; биологическую роль углеводов и липидов. | | | |
6. | Органические вещества клетки. | Белки Глобула Гормоны Ферменты Нуклеиновые кислоты Нуклеотид. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке, Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. | Знать: Структуру и функции белков в клетке. Уметь: Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: продукты богатые белками; нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Характеризовать: функции белков; функции нуклеиновых кислот. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. | Л/Р. № 1. «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». | | |
7. | Строение клетки. | Органоиды Цитоплазма Эукариоты Прокариоты Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы – неклеточные формы. | Знать: Основные положения Эукариоты Прокариоты Строение клетки. Уметь: Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции основных органоидов клетки. Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов клетки. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. | Л/Р. № 2. «Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы». | | |
8. | Основные органоиды клетки растений и животных. | Особенности строения растительной, животной и бактериальной клеток. Эукариотические клетки растений, животных. Клетки бактерий. | Знать: Особенности строения растительной, животной и бактериальной клеток. Уметь: Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, клеток бактерий. Работать с микроскопом изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений, животных и бактерий. Сравнивать: строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения; Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы. | Л/Р. № 3. «Сравнение растительной и животной клеток». | | |
9. | Обмен веществ и энергии. | Ассимиляция. Диссимиляция. Фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ. Обмен веществ. | Знать: определения понятиям ассимиляция и диссимиляция. Уметь: Называть: Этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ. | Текущий контроль | | |
10. | Биосинтез белка. | Ген. Триплет. Генетический код. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизм транскрипции, механизм трансляции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). | Знать: определения Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон Трансляция. Уметь: Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосистеме белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Характеризовать: механизм транскрипции; Механизм трансляции. Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка. | Текущий контроль | | |
11. | Биосинтез углеводов. Фотосинтез. | Питание. Фотосинтез. Фотолиз. Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль фермента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. | Знать: определения терминов: питание, автотрофы, фотосинтез. Уметь: Называть: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиз. Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фотосинтеза. Сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза. | Устный опрос. | | |
12. | Обеспечение клетки энергией. | Гликолиз Брожение Дыхание Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородоное расщепление. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы. | Уметь: Давать определение понятию диссимимляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. | Фронтальный опрос. | | |
13. | Обобщающий урок по теме. | Все понятия и основные положения изученного материала. | Знать: Все понятия и основные положения изученного материала. | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5 ч. | ||||||
14. | Типы и способы размножения организмов. | Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы. Гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения. | Знать: основные формы размножения. Уметь: Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Текущий контроль | | |
15. | Жизненный цикл клетки. Митоз: фазы и биологическое значение. | Митотический цикл Интерфаза Митоз Редупликация Хроматиды Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях. | Знать: значение терминов Митотический цикл Интерфаза Митоз Редупликация Хроматиды Деление клетки. Уметь: Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различные фазы митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов. | Л/Р. № 4. «Митоз в корешках лука». | | |
16. | Особенности образования половых клеток. Мейоз: фазы и биологическое значение. | Оплодотворение. Гаметогенез. Мейоз. Коньюгация. Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. | Знать: значение терминов Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Коньюгация Перекрест хромосом Половое размножение. Уметь: Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Объяснять эволюционное преимущество полового размножения. | Текущий контроль | | |
17. | Онтогенез и его этапы. | Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Дробление. Гаструляция. Органогенез. | Уметь: Давать определение понятиям оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть: Начало и окончание постэмбрионального развития; Виды постэмбрионального развития. Характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов; роста организма. Анализировать и оценивать: влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять, чем развитие отличается от роста. | Текущий контроль | | |
18. | Обобщающий урок «Подведем итоги». | Все понятия и основные положения изученного материала. | Знать: Все понятия и основные положения изученного материала. | Контроль, оценка и коррекция знаний | | |
Основные учения о наследственности и изменчивости – 11 ч. | ||||||
19. | Наука генетика. Из истории развития генетики. | Генетика, ген, генотип, фенотип История развития науки о наследственности и изменчивости. Вклад русских ученых в развитие генетики. Практическое применение генетических знаний в медицине и сельском хозяйстве. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | Знать: Историю развития науки о наследственности и изменчивости. Вклад русских ученых в развитие генетики. Уметь: Давать определения понятиям генетика, ген, генотип, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Объяснять: роль генетики в формировании современной естественно - научной картины мира. В практической деятельности людей. | Текущий контроль | | |
20. | Основные понятия генетики. | Аллельные гены. Ген. Генотип. Изменчивость. Наследственность. Фенотип. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | Уметь: Давать определения понятиям генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: роль генетики в формировании современной естественно - научной картины мира, В практической деятельности людей; Причины наследственности и изменчивости. | Устный опрос. | | |
21. | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | Гомозигота. Гетерозигота. Доминантный признак. Моногибридное скрещивание. Рецессивный признак. Наследственность – свойство организмов. Использование Г. Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании: 1:2:1. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1. | Знать: определения понятий: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Уметь: Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования. Объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Фронтальный опрос. | | |
22. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | Генотип. Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание. Фенотип. Наследственность – свойство организмов. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Закон независимого наследования. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. | Знать: содержание определений основных понятий. Уметь: Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать схему дигибридного скрещивания. Составлять; схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Л/Р. № 5. «Решение генетических задач». | | |
23. | Хромосомная теория наследственности. Закон сцепления генов. | Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости. | Знать: закон Т.Моргана. Уметь: Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | Текущий контроль | | |
24. | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип. Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. | Знать: Характер взаимодействия генов: дополнение, подавление, суммарное действие. Уметь: Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия гена. | Текущий контроль | | |
25. | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Гетеро - и гомогаметный пол, половые хромосомы. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. | Знать: Закон сцепленного наследования. Уметь: Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. | Устный опрос. | | |
26. | Наследственные болезни человека. | Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные. Синдром Дауна. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. | Знать: Значение терминов Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Уметь: Называть причины, обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Приводить примеры генных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. | Фронтальный опрос. | | |
27. | Наследственная (генотипическая) изменчивость. | Основные формы изменчивости, мутагены. Характеристики мутационной изменчивости. | Знать: Значение терминов формы изменчивости, мутагены. Уметь: Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. | Текущий контроль | | |
28. | Ненаследственная изменчивость. | Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. | Знать: о зависимости проявления действия генов от условий внешней среды. Уметь: Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. | Л/Р. № 6. «Статистические закономерности изменчивости». | | |
29. | Обобщающий урок «Подведем итоги». | Все понятия и основные положения изученного материала. | Знать: Все понятия и основные положения изученного материала. | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 5 ч. | ||||||
30. | Генетические основы селекции организмов. | Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Независимое одомашнивание близких растений. | Уметь: Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. | Текущий контроль | | |
31. | Методы селекции растений и ее достижения | Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений. | Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции. Приводить примеры сортов культурных растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. | Текущий контроль | | |
32. | Центры происхождения культурных растений. | Центры происхождения культурных растений. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах | Знать: Центры происхождения культурных растений. Уметь: Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов. | Устный опрос. | | |
33. | Особенности селекции животных. | Мутагенез, порода. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. селекция: близкородственная, межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных. | Знать: Значение терминов селекция, искусственный отбор. Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород домашних животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. | Устный опрос. | | |
34. | Основные направления селекции микроорганизмов. | Биотехнология, штамм. Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х., медицины. Микробиологический синтез. | Уметь: Давать определение термину биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | Фронтальный опрос. | | |
Происхождение жизни и развитие органического мира – 5 ч. | ||||||
35. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. | Знать: Значение терминов коацерваты, пробионты. Уметь: Давать определение термину гипотеза. Называть этапы развития жизни Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира. | Текущий контроль | | |
36. | Современная теория возникновения жизни на Земле. | Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. | Уметь: Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. | Текущий контроль | | |
37. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | Автотрофы, гетеротрофы, про - и эукариоты. Этапы развития жизни. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Происхождение эукариотической клетки. | Уметь: Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про - и эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. | Устный опрос. | | |
38. | Этапы развития жизни на земле. | Ароморфоз, идиоадаптация. Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции. | Уметь: Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация. приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли. | Текущий контроль | | |
39. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. | Ароморфоз, идиоадаптация. Основные приспособительные черты наземных растений. Освоение животными суши. Многообразие животных – результат эволюции. | Знать: Значение терминов ароморфоз, идиоадаптация. Уметь: Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины вымирания других групп. | Фронтальный опрос. | | |
Учение об эволюции – 11 ч. | ||||||
40. | Идея развития органического мира в биологии. | Эволюция, искусственный отбор. Предпосылки возникновения теории Дарвина. | Уметь: Давать определение термину эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина | Текущий контроль | | |
41. | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | Наследственность, изменчивость, борьба за существование. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование. Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора. | Уметь: Давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование. Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование. | Текущий контроль | | |
42. | Движущие силы эволюции: Наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор. | Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование. Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора. | Знать: Значение терминов Наследственная изменчивость и борьба за существование. Уметь: Характеризовать сущность борьбы за существование; проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора. | Устный опрос. | | |
43. | Результаты эволюции: Многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. | Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска. Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптаций. Приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат естественного отбора. | Знать: Значение терминов Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска. Уметь: Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. | Фронтальный опрос. | | |
44. | Современные представления об эволюции органического мира. | Факторы эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. | Знать: Современные представления об эволюции органического мира. Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Текущий контроль | | |
45. | Вид, его структура и особенности. | Вид, виды-двойники, ареал, популяция. Критерии вида. Совокупность критериев - условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. | Знать: Критерии вида. Уметь: Называть признаки популяции. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции | Устный опрос. | | |
46. | Процесс образования видов – видообразование. | Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы. Виды изоляции. | Знать: Значение термина микроэволюция. Уметь: Приводить примеры различных видов изоляции Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования. | Л/Р. № 7. «Приспособленность видов и ее относительность». | | |
47. | Понятие о микроэволюции и макроэволюции. | Биологический прогресс и регресс. | Знать: Значение терминов Биологический прогресс и регресс. Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Л/Р. № 8. «Морфологические особенности растений различных видов». | | |
48. | Основные направления эволюции. | Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
| Уметь: Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микро - и макроэволюция. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Устный опрос. | | |
49. | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия. | Знать: Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Уметь: Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | Л/Р. № 9. «Изменчивость – общее свойство организмов». | | |
50. | Обобщающий урок: «Основные закономерности эволюции». | Все понятия и основные положения изученного материала. | Знать: Все понятия и основные положения изученного материала. | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
Происхождение человека (антропогенез) – 6 ч. | ||||||
51. | Место и особенности человека в системе органического мира. | Антропология, антропогенез. Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них. | Уметь: Давать определения понятиям Антропология, антропогенез. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными | Текущий контроль | | |
52. | Доказательства эволюционного происхождения человека. | Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными. | Уметь: Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. | Текущий контроль | | |
53. | Этапы эволюции вида. Человек разумный. | Движущие силы антропогенеза. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Биологическая роль и социальная сущность человека. | Знать: Движущие силы и этапы эволюции человека. Уметь: Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза. | Устный опрос. | | |
54. | Биосоциальная сущность вида. Человек разумный. | Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека. | Уметь: Раскрывать биосоциальную сущность человека. Обосновывать основополагающую роль труда в становлении человека. | Фронтальный опрос. | | |
55. | Человеческие расы, их родство и происхождение. | Человеческие расы. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. | Знать: Человечество как единый биологический вид. Уметь: Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. | Текущий контроль | | |
56. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | История взаимоотношений человека и биосферы. Антропогенное воздействие человека на биосферу и их последствия. | Знать: Значение термина антропогенное воздействие. Уметь: Анализировать последствия сельскохозяйственной и промышленной революции. Обосновывать ответственность человечества и каждого жителя планеты за сохранение жизни на Земле. | Текущий контроль | | |
Основы экологии – 12 ч. | ||||||
57. | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Взаимодействие факторов. | Уметь: Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. | Текущий контроль | | |
58. | Закономерности действия факторов среды на организмы. | Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. | Знать: Экологические факторы среды. Уметь: Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | Текущий контроль | | |
59. | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | Уметь: Выявлять приспособления организмов к среде обитания. | Л/Р. № 10. «Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды». | | |
60. | Биотические связи в природе. | Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. | Знать: Пищевые связи в экосистемах. Уметь: Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп | Текущий контроль | | |
61. | Популяция как форма существования вида в природе. | Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура. | Знать: Популяция – элемент экосистемы. Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. | Текущий контроль | | |
62. | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. | Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. | Знать: Основные характеристики популяции. Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. | Устный опрос. | | |
63. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. | Популяция, биоценоз, экосистема. Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. | Знать: Значение терминов Популяция, биоценоз, экосистема. Уметь: Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема. Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем. | Фронтальный опрос. | | |
64. | Понятие о биоценозе и экосистеме. | Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов. | Знать: Значение круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Уметь: Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ Составлять схемы пищевых цепей. | Текущий контроль | | |
65. | Развитие и смена биогеоценозов. | Экологическая сукцессия, агроэкосистемы. Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия. Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем. | Знать: Значение терминов экологическая сукцессия, агроэкосистемы. Уметь: Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях. Описывать свойства сукцессии. | Устный опрос. | | |
66. | Основные законы устойчивости живой природы. | Биосфера. Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. | Знать: Границы, компоненты и свойства биосферы. Уметь: Давать определения понятиям биосфера. Называть признаки, структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | Текущий контроль | | |
67. | Рациональное использование природы и ее охрана. | Природные ресурсы. Последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов. | Знать: Антропогенные факторы влияния на биогеоценозы Уметь: Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы. | Устный опрос. | | |
68. | Экологические проблемы. Итоговый урок. | Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей. | Знать: Экологические проблемы человечества. Уметь: Называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы. | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |