Рассмотрено: Школьное методическое объединение учителей_______________ Протокол №_______ от «___»__________20______г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР______________ Стукалова Е.Н. «____»______20______г. | Утверждено: Приказом №____ от «___»________20_____г. Директор школы ___________ Латышева С.Г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С.Белинского»
Рабочая программа учебного предмета география
11 класс
К учебнику «Экономическая и социальная география мира» Максаковский В. П. 10 класс
Составитель программы: Берняцкая Ольга Николаевна
2016-2017 учебный год
г. п Северо-Енисейский
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии в 11 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Примерной программы основного общего образования «География мира» (X – XI классы). Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа, 2007.
За основу взята авторская программа Максаковского В.П. Москва, Дрофа, 2010 год, и ООП ОО ОУ с учетом программ, включенных в ее структуру.
Учебник: Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. - М.: Дрофа, 2014.
Курс «Социально-экономическая география мира разделен на два года обучения. Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Часть материала изучается в 10 классе и часть 11 классе. Такое деление было произведено, для того чтобы учащиеся 11 класса могли сдавать экзамен в форме ЕГЭ по географии.
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующей цели и задач:
Цель курса: продолжение и завершение формирование знаний о географической картине мира, опирающиеся на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводство и размещение населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и отдельных субрегионах.
Задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
воспитание патриотизма, толерантности, уважение к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности..
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).
Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.
Количество часов: 34
Четверть | Кол-во часов | Практич. работы | Зачеты | Тесты | Контрольные работы |
1 четверть | 8 | 2 | 1 | | |
2 четверть | 8 | 1 | | 1 | |
3 четверть | | | | | |
4 четверть | | | | | |
Итого | | | | | |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Географическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. География — единственный в российской школе учебный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей, о нашей Родине — России, ее природе, хозяйстве, населении, крупных регионах, экологической обстановке.
География органично включает взаимосвязанные разделы о природных процессах и явлениях, их воздействии на человека, общество и хозяйство, характеристики ресурсного потенциала, природопользования, населения, хозяйства, городов и сельских поселений, регионов нашей страны необходимые для формирования современной картины мира, понимания характера развития конкретных территорий, стран и народов, особенностей их материальной и духовной культуры, состояния окружающей природной среды. Содержание школьной географии представляет важный элемент общечеловеческой культуры, активно способствует воспитанию человека и гражданина, патриота и интернационалиста.
Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития географической науки должно войти в интеллектуальный багаж каждого человека.
Результаты освоения предмета
в личностном направлении:
Способность к эмоциональному восприятию природных объектов.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.
Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.
Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности.
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
в метапредметном направлении:
познавательные и регулятивные
Умение понимать и использовать географические средства наглядности (общегеографические и тематические карты, топографические планы, графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации ответов.
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
Исследование несложных реальных связей и зависимостей.
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…» )
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации.
Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
в предметном направлении:
1.Называть и показывать на политических, социально-географических и экономико-географических картах мира, частей света, материков, государств:
-государства разного типа, их столицы, крупнейшие финансовые, исторические центры мира.
-районы наиболее высокой и самой низкой плотности населения.
-ареалы распространения мировых религий.
-важнейшие природные ресурсы мира и районы их размещения.
-примеры старопромышленных районов мира и районов нового освоения.
-районы разведения важнейших с/х культур.
-наиболее известные курортные районы мира.
-этапы освоения земли человеком.
-типы естественного движения населения.
-наиболее крупные языковые семьи и народы.
-основные формы правления и государственного устройства.
2.Определять (измерять):
- уровень экономического развития разных стран.
-географические карты, таблицы и другие материалы школьного учебника и атласа, необходимые для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства.
3.Характеризовать (описывать):
-важнейшие этапы демографической истории человечества.
-особенности типов и уровень урбанизации отдельных территорий и стран.
-этапы формирования политической карты мира.
-основные отрасли мирового хозяйства, факторы размещения производительных сил.
-наиболее распространенные мировые религии.
-мировые экономические связи, экономическая интеграция стран мира, роль транснациональных корпораций и банков.
4.Объяснять:
-влияние природных, социальных и экономических факторов на демографические особенности и размещение населения Земли.
-направление современных миграций населения.
-особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения, изменение роли природных ресурсов в развитии хозяйства в различные исторические периоды.
-размещение основных промышленных и с/х районов мира.
-особенности рационального и нерационального природопользования.
-экологические ситуации отдельных территорий.
5.Прогнозировать:
-темпы роста народонаселения Земли в целом и отдельных регионов мира.
-тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Название раздела, темы | Количество часов | Дата | Корректировка |
| ВВЕДЕНИЕ | 1 | | |
1 | Многообразие стран мира. | 1 | | |
РЕГОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА 28 |
Страны Европы 6 |
2 | Общая характеристика стран. Зарубежной Европы Практическая работа №1 «Обозначение на КК границ Западной Европы, формы правления » | 1 | | |
3 | Общая характеристика хозяйства стран Европы. Промышленность и отрасли специализации. | 1 | | |
4 | Общая характеристика хозяйства стран Европы. Сельское хозяйство, транспорт, туризм | 1 | | |
5 | Географический рисунок расселения и хозяйства | 1 | | |
6 | Субрегионы и страны Западной Европы. Германия. Практическая работа №2 «Экономико-географическая характеристика одной из стран» | 1 | | |
7 | Зачет по теме «Страны Западной Европы» | 1 | | |
Страны зарубежной Азии. Австралия 8 |
8 | Страны зарубежной Азии. Общая характеристика. Население. | 1 | | |
9 | Хозяйство Зарубежной Азии. | 1 | | |
10 | Субрегионы Зарубежной Азии. | 1 | | |
11 | Китай. Проблемы и достижения | 1 | | |
12 | Свободные экономические зоны Китая. Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика экономических районов». | 1 | | |
13 | Японское чудо. | 1 | | |
14 | Достижения и проблемы Индии | 1 | | |
15 | Географическая картина Австралии и Океании. | 1 | | |
16 | Обобщающий урок по теме «Страны зарубежной Азии». Тест. | 1 | | |
Страны Африки 4 |
17 | Страны Африки. Общая характеристика хозяйства стран Африки. Практическая работа №4 «Классификация стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми» | 1 | | |
18 | Региональные различия. Два укрупнённых субрегиона – Северная и тропическая Африка | 1 | | |
19 | ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки. | 1 | | |
20 | Обобщающий урок по теме « Страны Африки » Тест. | 1 | | |
Северная Америка 5 |
21 | Общая характеристика США. | | | |
22 | Характеристика хозяйства США. | 1 | | |
23 | Экономические районы США. Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика экономических районов» | 1 | | |
24 | Канада и США – единый интеграционный комплекс Северной Америки. | 1 | | |
25 | Урок-зачет по теме «Северная Америка». | 1 | | |
Латинская Америка 4 | |
26 | Общая характеристика стран Латинской Америки. | 1 | | |
27 | Территориальная структура хозяйства Латинской Америки | 1 | | |
28 | Бразилия- лидер Латинской Америки. | 1 | | |
39 | Обобщающий урок по теме: «Региональная география» Тест. | 1 | | |
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 4 |
30-31 | Классификация и сущность глобальных проблем. | 2 | | |
32 | Глобальные проблемы, прогнозы, проекты. Практическая работа №6 «Взаимодействие глобальных проблем человечества». | 1 | | |
33 | Зачет по теме: «Глобальные проблемы человечества». | 1 | | |
34 | Заключение. Мир на пороге 21 века | 1 | | |
Учебно-методический комплект.
1. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 класс- М.; Дрофа , 2008 год.
2. «Программы по географии для общеобразовательных школ» В. П. Максаковский Москва, Дрофа, 2010 год.
Учебник:
Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. - М.: Дрофа, 2008.
У М К:
Атлас «»Экономическая и социальная география мира» 10 класс. Федеральная служба геодезии и картографии России.
Сиротин В. И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Экономическая и социальная география мира. 10 класс М. Дрофа с 2005г.
Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии 10класс М. Просвещение с 2005 г.
ИКТ
Уроки Кирилла и Мефодия 10 кл
Электронный учебник «География» 10 кл
Материалы ЦОР
Репетитор Кирилла и Мефодия для подготовки к ЕГЭ
Репетитор для подготовки к ЕГЭ
Мультимедийные презентации
Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
Кузнецов, А. П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2008.
Гладкий Ю.Н. География 10 кл. (Экономическая и социальная география мира) – М, Просвещение – 2008г.
Максаковский, В. П. Дополнительные главы. - М.: Дрофа, 2000.
Максаковский, В. П. Географическая картина мира: в 2 т. - М.: Дрофа, 2004.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.
Холина, В. Н. География человеческой деятельности. - СПб.: Спец-Лит, 2001.
Сиротин, В. И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2003.
Сиротин, В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.: Дрофа, 2004.
Максаковский, В. П. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2004.
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география 11 кл. – М. Дрофа 20
Е.В. Толмачева География 10 кл. Поурочное планирование ч. 2.: Изд-во Учитель АСТ, 2002г
В. Л. Лиознер, И. Б. Митрофанова Поурочные разработки по географии: 10 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2006
Е. В. Баранчиков Тесты по географии: 10 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2007
О. И. Ануфриева Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Поурочное планирование ч. 1.: Волгоград: Изд-во Учитель, 2007