СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеева "Искусство 8-9 классы".
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мастюгинская основная общеобразовательная школа
Острогожского района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла
Руководитель МО: _____________Швадченко А. А.
Протокол № 1 от « 31» августа 2017 г.
| «Утверждено»
Приказ № ___ от « 31 » августа 2017 г.
И.о. директора школы _____________Весельева В.В.. |
Рабочая программа
учебного предмета «Искусство»
9 класс, базовый уровень
Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания, изобразительного искусства I квалификационной категории
2017 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Музыка 5 – 7 классы. Искусство 8-9 классы. М.: Просвещение, 2014), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);
- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),
-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,
-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,
-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения
- авторской программы Сергеева Г. П. Музыка 5 – 7 классы. Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. – 3-е изд. - М,: Просвещение, 2014.
В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, в том числе и изобразительное искусство, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Цель программы развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Основные задачи предмета «Искусство»:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
II. Общая характеристика учебного предмета
Программа содержит перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования. Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект - практическое предъявление этого решения).
Практическая, жизненная направленность содержания программы обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире. В содержании программы нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Особый акцент сделан на приобретение учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства). Учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
III. Место учебного предмета «Искусство 9 класс» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение обществознания в 9 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.
IV. Ценностные ориентиры содержания предмета
Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно образных формах творческой деятельности человека.
Сформированные на протяжении предыдущего обучения знания о языке художественной выразительности пластических искусств, музыки, литературы дополняются языком театра, экранных искусств, фотографии. Появляется понимание специфики и общности выразительных средств разных видов искусств, расширяются представления о современных видах искусств, формируется целостная эстетическая картина мира, происходит осознание роли искусства в жизни человека и общества.
Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.
Активное освоение школьниками образовательного пространства интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях в культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценивать произведения искусства с позиции эстетических идеалов и высказывать собственное мнение о сущности различных явлений культуры, участие в каком-либо виде художественного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.
V. Планируемые результаты освоения курса «Искусство 9 класс»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают
- сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития
- понимание ценности культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
- присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и многообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
- ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
- освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
- навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
- самостоятельно ставить учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
- адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- рассуждать и делать умозаключения и выводы;
- владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнении, находить общее решение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ-компетентности);
- понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
- эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения);
- самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллктуальное и эмоциональное развитие;
- развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
- присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;
- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
- знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся художественных деятелей отечественного и зарубежного искусства;
- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;
- овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком либо виде искусства;
- осознанное применение специальной терминологии собственной точки зрения на факты и явления искусства;
- умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочной форм работы;
- осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
- использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
VI. Содержание учебного предмета, курса
1. Воздействующая сила искусства – 9 часов
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Искусство и власть. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни). Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.
Какими средствами воздействует искусство. Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.
Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство) Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи. Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- сопоставлять художественные образы, символизирующие власть;
- выявлять сходство и различия этих образов;
- называть общие черты высказывать свое отношение к различным художественным образам;
- приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением; подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств;
- пользоваться справочной литературой; устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств; находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе;
- выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох; передавать графически композиционное построение картины; выявлять особенности построения (формы) музыки;
- анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств;
- находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений;
- соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма;
- исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер;
- создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу;
- создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
2. Искусство предвосхищает будущее – 7 часов.
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Дар предвосхищения. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка.
Какие знания дает Искусство. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Предсказание в искусстве. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.
Художественное мышление в авангарде науки. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу. Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика.
Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности. Понятие массовой и элитарной культуры. Характерные черты направлений в современной музыке. Молодежные субкультуры. Понятие рок-музыки, ее особенности. Группы 80-90-х гг.
Художник и ученый. Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра). Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего;
- выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства;
- давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека;
- составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства;
- выявлять жизненные ассоциации музыки;
- интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня;
- приводить примеры научного значения художественного знания;
- пользоваться справочной литературой; создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.
3. Дар созидания – 11 часов
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.
Архитектура исторического города. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.
Специфика изображений в полиграфии. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика. Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях (из программы по литературе – по выбору учителя).
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.
Декоративно-прикладное искусство. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
Музыка в быту. Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.
Массовые, общедоступные искусства. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ. Фотография. Кино. Телевидение. Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.
Изобразительная природа кино. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Музыка в кино. Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений). Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино. Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка;
- соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с лиматическими условиями; определять особенности материала и др.;
- приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах;
- изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства;
- прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда;
- анализировать средства выразительности художника-графика;
- интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации;
- разрабатывать идею фрагмента макета ( в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его;
- разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн);
- анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства;
- соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства;
-подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов; готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса;
- определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки;
- аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности;
подготавливать программу вечера песни; разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки;
- придумывать элементы костюмов, отражающих эпоху; подбирать музыкальные записи;
- создавать портретную галерею учителей и одноклассников;
- писать литературные комментарии к серии фотографий;
- анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма;
- на основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.;
- анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов;
- систематизировать телевизионные передачи по жанрам.
4. Искусство и открытие мира для себя – 5 часов
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке для познания мира. Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь, а затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.
Литературные страницы. Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей;
- называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства;
- приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.-
5. Исследовательский проект «Пушкин – наше все» - 3 часа
Исследовательский проект «Пушкин – наше все». Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект. Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства. Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.). «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей. Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина. Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке. Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях. Театр и А. С. Пушкин. Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы. Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты его произведения. Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
- анализировать и оценивать процесс и результаты собственного художественного творчества.
VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:
К концу обучения в девятом классе ученик должен
знать/понимать:
- возможности искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
значение музыки и изобразительного искусства в художественной культуре и их роль в синтетических видах творчества;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;
уметь
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать произведения искусства;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция);
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыке, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
VIII Материально техническое обеспечение учебного предмета
Электронные ресурсы
1. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
2. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
3. Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
4. Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
5. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
6. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
7. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
8. http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
9. http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
10. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
11. http://festival.1september.ru/ - Викторины
12. http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
13. http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
14. http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
15. http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Экран (на штативе или навесной).
4. Принтер.
5. Выход в интернет.
Учебно – методический комплекс для учащихся
1.Искусство. 8 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2013. – 191 с.
Учебно-методические средства обучения:
Программа составлена на основе авторской программы Сергеева Г. П. Музыка 5 – 7 классы. Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. – 3-е изд. - М,: Просвещение, 2014. и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Искусство. 8 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2013. – 191 с.
Календарно – тематическое планирование 9 класс
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата проведения | |||||
План | Факт | |||||||||
| Воздействующая сила искусства - 9 часов | |||||||||
1, 2, 3. | Искусство и власть.
| Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни). Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам. | Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением. Уметь: сопоставлять художественные образы, символизирующие власть; выявлять сходство и различия этих образов; называть общие черты высказывать свое отношение к различным художественным образам; приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением; подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств; пользоваться справочной литературой; устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств; находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.
| Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
4 - 5. | Какими средствами воздействует искусство.
| Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии. | Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», фактура», «ритм», «пропорции», «форма»; значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства. Уметь: выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох; передавать графически композиционное построение картины; выявлять особенности построения (формы) музыки. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
6 - 7. | Храмовый синтез искусств. | Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство) Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи. Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов. | Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии. Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма»; значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства. Уметь: анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств; находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений; соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма; выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох; передавать графически композиционное построение картины; выявлять особенности построения (формы) музыки. | Текущий контроль. |
|
| ||||
8 - 9. | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
| Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. | Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении. Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др. Уметь: исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер; создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу; создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
| Фронтальный контроль. |
|
| ||||
Искусство предвосхищает будущее - 7 часов |
|
|
| Устный опрос. Практическая работа. | ||||||
10. | Дар предвосхищения. | Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. | Уметь: называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего; выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства. | Текущий контроль. |
|
| ||||
11. | Какие знания дает Искусство. | Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
| Размышлять о соотношении науки и искусства. Уметь: давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека; составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
12. | Предсказание в искусстве.
| Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. | Размышлять о соотношении науки и искусства. Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Уметь: выявлять жизненные ассоциации музыки; интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
13 - 14. | Художественное мышление в авангарде науки. | Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу. Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. | Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения. Уметь: приводить примеры научного значения художественного знания.
| Текущий контроль. |
|
| ||||
15. | Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности. | Понятие массовой и элитарной культуры. Характерные черты направлений в современной музыке. Молодежные субкультуры. Понятие рок-музыки, ее особенности. Группы 80-90-х гг. | Знать: молодежные группы в массовой музыке: «Резиновый дедушка» и другие. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
16. | Художник и ученый.
| Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра). Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке. | Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира. Уметь: пользоваться справочной литературой; создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.
| Фронтальный контроль. |
|
| ||||
Дар созидания – 11 часов | ||||||||||
17. | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи. | Дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции. Уметь: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка.
| Текущий контроль. |
|
| ||||
18 - 19. | Архитектура исторического города.
| Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура. | Уметь: соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с лиматическими условиями; определять особенности материала и др.; приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах; изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства; прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
20. | Специфика изображений в полиграфии.
| Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика. Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях (из программы по литературе – по выбору учителя). | Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Уметь: анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации; разрабатывать идею фрагмента макета ( в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
21. | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д. | Уметь: разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).
| Текущий контроль. |
|
| ||||
22. | Декоративно-прикладное искусство.
| Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. | Уметь: анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства; соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства; подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов; готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
23. | Музыка в быту.
| Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. | Уметь: определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки; аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности; подготавливать программу вечера песни; разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки; придумывать элементы костюмов, отражающих эпоху; подбирать музыкальные записи. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
24. | Массовые, общедоступные искусства. | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ. Фотография. Кино. Телевидение. Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени. | Знать принципы работы фотоаппарата; жанры киноискусства. Уметь: создавать портретную галерею учителей и одноклассников; писать литературные комментарии к серии фотографий; приводить примеры; анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма. | Текущий контроль. |
|
| ||||
25. | Изобразительная природа кино.
| Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
| Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. Уметь: на основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
26. | Музыка в кино. | Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений). Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. | Уметь: анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
27. | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. | . Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино. Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов. | Знать жанры киноискусства; лучшие фильмы отечественного кинематографа. Уметь: приводить примеры; систематизировать телевизионные передачи по жанрам; анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека. | Фронтальный контроль. |
|
| ||||
Искусство и открытие мира для себя - 5 часов | ||||||||||
28, 29, 30. | Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
| Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке для познания мира. Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь, а затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира. | Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др. Уметь: приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей; называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства; приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
31 - 32. | Литературные страницы.
| Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.
| Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). | Устный опрос. Практическая работа. |
|
| ||||
Исследовательский проект «Пушкин – наше все» - 3 часа | ||||||||||
33, 34, 35. | Исследовательский проект «Пушкин – наше все».
| Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект. Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства. Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.). «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей. Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина. Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке. Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях. Театр и А. С. Пушкин. Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы. Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты его произведения. Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина. | Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности; Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
| Творческое задание. |
|
|