СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «искусство» 9 класс, базовый уровень

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы  Г. П. Сергеева "Искусство 8-9 классы".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «искусство» 9 класс, базовый уровень»


Министерство образования и науки РФ


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мастюгинская основная общеобразовательная школа

Острогожского района Воронежской области





Рассмотрено на заседании МО

естественно-математического цикла


Руководитель МО:

_____________Швадченко А. А.


Протокол № 1 от

« 31» августа 2017 г.


«Утверждено»



Приказ № ___ от

« 31 » августа 2017 г.


И.о. директора школы

_____________Весельева В.В..




Рабочая программа

учебного предмета «Искусство»

9 класс, базовый уровень




Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания, изобразительного искусства I квалификационной категории








2017 год


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Музыка 5 – 7 классы. Искусство 8-9 классы. М.: Просвещение, 2014), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);

- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),

-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,

-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,

-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).

-Фундаментального ядра содержания общего образования

-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения

- авторской программы Серге­ева Г. П. Музыка 5 – 7 классы. Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Серге­евой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. П. Серге­ева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. – 3-е изд. - М,: Просвещение, 2014.

В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, в том числе и изобразительное искусство, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Цель программы развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Основные задачи предмета «Искусство»:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;

  • освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);

  • овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


II. Общая характеристика учебного предмета

Программа содержит перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования. Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект - практическое предъявление этого решения).

Практическая, жизненная направленность содержания программы обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире. В содержании программы нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Особый акцент сделан на приобретение учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства). Учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.


III. Место учебного предмета «Искусство 9 класс» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение обществознания в 9 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.


IV. Ценностные ориентиры содержания предмета

Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно образных формах творческой деятельности человека.

Сформированные на протяжении предыдущего обучения знания о языке художественной выразительности пластических искусств, музыки, литературы дополняются языком театра, экранных искусств, фотографии. Появляется понимание специфики и общности выразительных средств разных видов искусств, расширяются представления о современных видах искусств, формируется целостная эстетическая картина мира, происходит осознание роли искусства в жизни человека и общества.

Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.

Активное освоение школьниками образовательного пространства интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях в культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценивать произведения искусства с позиции эстетических идеалов и высказывать собственное мнение о сущности различных явлений культуры, участие в каком-либо виде художественного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.


V. Планируемые результаты освоения курса «Искусство 9 класс»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают

- сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития

- понимание ценности культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

- присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и многообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;

- ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

- освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

- навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

- самостоятельно ставить учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

- адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- рассуждать и делать умозаключения и выводы;

- владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнении, находить общее решение;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ-компетентности);

- понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;

- эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения);

- самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллктуальное и эмоциональное развитие;

- развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

- присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

- понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;

- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

- знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся художественных деятелей отечественного и зарубежного искусства;

- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;

- овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком либо виде искусства;

- осознанное применение специальной терминологии собственной точки зрения на факты и явления искусства;

- умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочной форм работы;

- осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;

- использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.


VI. Содержание учебного предмета, курса

1. Воздействующая сила искусства – 9 часов

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Искусство и власть. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни). Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.

Какими средствами воздействует искусство. Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство) Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи. Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- сопоставлять художественные образы, символизирующие власть;

- выявлять сходство и различия этих образов;

- называть общие черты высказывать свое отношение к различным художественным образам;

- приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением; подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств;

- пользоваться справочной литературой; устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств; находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе;

- выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох; передавать графически композиционное построение картины; выявлять особенности построения (формы) музыки;

- анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств;

- находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений;

- соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма;

- исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер;

- создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу;

- создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

2. Искусство предвосхищает будущее – 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Дар предвосхищения. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка.

Какие знания дает Искусство. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Предсказание в искусстве. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Художественное мышление в авангарде науки. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу. Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика.

Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности. Понятие массовой и элитарной культуры. Характерные черты направлений в современной музыке. Молодежные субкультуры. Понятие рок-музыки, ее особенности. Группы 80-90-х гг.

Художник и ученый. Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра). Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего;

- выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства;

- давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека;

- составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства;

- выявлять жизненные ассоциации музыки;

- интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня;

- приводить примеры научного значения художественного знания;

- пользоваться справочной литературой; создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.

3. Дар созидания – 11 часов

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

Архитектура исторического города. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.

Специфика изображений в полиграфии. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика. Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях (из программы по литературе – по выбору учителя).

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Декоративно-прикладное искусство. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Музыка в быту. Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

Массовые, общедоступные искусства. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ. Фотография. Кино. Телевидение. Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.

Изобразительная природа кино. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Музыка в кино. Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений). Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино. Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка;

- соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с лиматическими условиями; определять особенности материала и др.;

- приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах;

- изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства;

- прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда;

- анализировать средства выразительности художника-графика;

- интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации;

- разрабатывать идею фрагмента макета ( в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его;

- разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн);

- анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства;

- соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства;

-подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов; готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса;

- определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки;

- аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности;

подготавливать программу вечера песни; разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки;

- придумывать элементы костюмов, отражающих эпоху; подбирать музыкальные записи;

- создавать портретную галерею учителей и одноклассников;

- писать литературные комментарии к серии фотографий;

- анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма;

- на основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.;

- анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов;

- систематизировать телевизионные передачи по жанрам.

4. Искусство и открытие мира для себя – 5 часов

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке для познания мира. Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь, а затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.

Литературные страницы. Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей;

- называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства;

- приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.-

5. Исследовательский проект «Пушкин – наше все» - 3 часа

Исследовательский проект «Пушкин – наше все». Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект. Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства. Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.). «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей. Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина. Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке. Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях. Театр и А. С. Пушкин. Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы. Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты его произведения. Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

- анализировать и оценивать процесс и результаты собственного художественного творчества.


VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу обучения в девятом классе ученик должен

знать/понимать:

- возможности искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

значение музыки и изобразительного искусства в художественной культуре и их роль в синтетических видах творчества;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);

- многообразие музыкальных образов и способов их развития;

- основные формы музыки;

- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;

уметь

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать произведения искусства;

- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция);

- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыке, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.


VIII Материально техническое обеспечение учебного предмета

Электронные ресурсы

1.     Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

2.     Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

3.     Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

4.     Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

5.     Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 

6.     www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

7.     http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

8.     http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал

9.     http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков 

10.   http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

11.   http://festival.1september.ru/ - Викторины 

12.   http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал

13.   http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников

14.   http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

15.  http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (на штативе или навесной).

4. Принтер.

5. Выход в интернет.

Учебно – методический комплекс для учащихся

1.Искусство. 8 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2013. – 191 с.

Учебно-методические средства обучения:

Программа составлена на основе авторской программы Серге­ева Г. П. Музыка 5 – 7 классы. Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Серге­евой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. П. Серге­ева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. – 3-е изд. - М,: Просвещение, 2014. и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1.Искусство. 8 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2013. – 191 с.









Календарно – тематическое планирование 9 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт


Воздействующая сила искусства - 9 часов

1, 2, 3.

Искусство и власть.


Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни). Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.

Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением.

Уметь: сопоставлять художественные образы, символизирующие власть; выявлять сходство и различия этих образов; называть общие черты высказывать свое отношение к различным художественным образам; приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением; подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств; пользоваться справочной литературой; устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств; находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.


Устный опрос. Практическая работа.



4 - 5.

Какими средствами воздействует искусство.


Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», фактура», «ритм», «пропорции», «форма»; значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Уметь: выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох; передавать графически композиционное построение картины; выявлять особенности построения (формы) музыки.

Устный опрос. Практическая работа.



6 - 7.

Храмовый синтез искусств.

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство) Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи. Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма»; значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Уметь: анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств; находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений; соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма; выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох; передавать графически композиционное построение картины; выявлять особенности построения (формы) музыки.

Текущий контроль.



8 - 9.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.


Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении. Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др.

Уметь: исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер; создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу; создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.


Фронтальный контроль.



Искусство предвосхищает будущее - 7 часов




Устный опрос. Практическая работа.

10.

Дар предвосхищения.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка.

Уметь: называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего; выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.

Текущий контроль.



11.

Какие знания дает Искусство.

Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.


Размышлять о соотношении науки и искусства.

Уметь: давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека; составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.

Устный опрос. Практическая работа.



12.

Предсказание в искусстве.


Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.

Уметь: выявлять жизненные ассоциации музыки; интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Устный опрос. Практическая работа.



13 - 14.

Художественное мышление в авангарде науки.

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу. Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика.

Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

Уметь: приводить примеры научного значения художественного знания.


Текущий контроль.



15.

Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Понятие массовой и элитарной культуры. Характерные черты направлений в современной музыке. Молодежные субкультуры. Понятие рок-музыки, ее особенности. Группы 80-90-х гг.

Знать: молодежные группы в массовой музыке: «Резиновый дедушка» и другие.

Устный опрос. Практическая работа.



16.

Художник и ученый.


Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра). Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.

Уметь: пользоваться справочной литературой; создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.


Фронтальный контроль.



Дар созидания – 11 часов

17.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

Дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции.

Уметь: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка.


Текущий контроль.



18 - 19.

Архитектура исторического города.


Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.

Уметь: соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с лиматическими условиями; определять особенности материала и др.; приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах; изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства; прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда.

Устный опрос. Практическая работа.



20.

Специфика изображений в полиграфии.


Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика. Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях (из программы по литературе – по выбору учителя).

Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала.

Уметь: анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации; разрабатывать идею фрагмента макета ( в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.

Устный опрос. Практическая работа.



21.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Уметь: разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).


Текущий контроль.



22.

Декоративно-прикладное искусство.


Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Уметь: анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства; соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства; подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов; готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса.

Устный опрос. Практическая работа.



23.

Музыка в быту.


Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

Уметь: определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки; аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности; подготавливать программу вечера песни; разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки; придумывать элементы костюмов, отражающих эпоху; подбирать музыкальные записи.

Устный опрос. Практическая работа.



24.

Массовые, общедоступные искусства.

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ. Фотография. Кино. Телевидение. Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.

Знать принципы работы фотоаппарата; жанры киноискусства.

Уметь: создавать портретную галерею учителей и одноклассников; писать литературные комментарии к серии фотографий; приводить примеры; анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.

Текущий контроль.



25.

Изобразительная природа кино.


Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).


Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа.

Уметь: на основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.

Устный опрос. Практическая работа.



26.

Музыка в кино.

Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений). Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.

Уметь: анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.

Устный опрос. Практическая работа.



27.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино. Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.

Знать жанры киноискусства; лучшие фильмы отечественного кинематографа.

Уметь: приводить примеры; систематизировать телевизионные передачи по жанрам; анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.

Фронтальный контроль.



Искусство и открытие мира для себя - 5 часов

28, 29, 30.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.


Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке для познания мира. Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь, а затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др.

Уметь: приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей; называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства; приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

Устный опрос. Практическая работа.



31 - 32.

Литературные страницы.


Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.


Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Устный опрос. Практическая работа.



Исследовательский проект «Пушкин – наше все» - 3 часа

33, 34, 35.

Исследовательский проект «Пушкин – наше все».


Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект. Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства. Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.). «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей. Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина. Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке. Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях. Театр и А. С. Пушкин. Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы. Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты его произведения. Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности; Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.


Творческое задание.