СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа соответствует ФГОИ и разработана на основе авторской программы Неменского.
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мастюгинская основная общеобразовательная школа
Острогожского района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла
Руководитель МО: _____________Швадченко А. А.
Протокол № 1 от « 31» августа 2017 г.
| «Утверждено»
Приказ № ___ от « 31 » августа 2017 г.
И.о. директора школы _____________Весельева В.В.. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Искусство (ИЗО)»
6 класс, базовый уровень
Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания, изобразительного искусства I квалификационной категории
2017 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искуутву разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Изобразительное искусство и художественный труд 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);
- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),
-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,
-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,
-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения
- Примерных программ по учебным предметам. Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 классы под ред. Б. М. Неменского: - М.: Просвещение, 2014. - (Стандарты второго поколения).
В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, в том числе и изобразительное искусство, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
II. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 6 класса - «Искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
III. Место учебного предмета «Изобразительное искусство 6 класс» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение обществознания в 6 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.
IV. Ценностные ориентиры содержания предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
V. Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство 6 класс»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения изобразительного искусства:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
• в трудовой сфере:
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
— формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
— умение познавать мир через образы и формы декоративно-прикладного искусства..
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение воспринимать, оценивать и анализировать произведения искусства как основы формирования коммуникативных навыков.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета и дает возможность научиться:
• в познавательной сфере:
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
определять истоки и специфику образного языка изобразительного искусства;
распознавать основные жанры изобразительного искусства;
различать по стилистическим особенностям изобразительное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVI-XVII веков);
выявлять в произведениях изобразительного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;
осваивать основы изобразительной грамоты и образно-выразительный язык изобразительного искусства (на доступном для данного возраста уровне);
• в ценностно-ориентационной сфере:
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать декоративно-прикладные искусства во всем многообразии их видов, осваивать мультикультурную картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале изобразительного искусства;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
создавать художественные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (выставки рисунков);
владеть практическими навыками и приемами выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале художественных композиций.
VI. Содержание учебного предмета, курса
1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 8 часов
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживание его образному содержанию.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Пространственные (пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура).
Рисунок -основа изобразительного творчества. Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок -основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графические материалы.
Линия и ее выразительные возможности. Свойства, характер, вид линий, ритм линий. Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения, темное, светлое, линия и пятно. Композиция.
Цвет. Основы цветоведения. Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Основные и составные цвета. Изучение свойств цвета.
Цвет в произведениях живописи. Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.
Объемные изображения в скульптуре. Скульптура. Виды скульптуры. Виды рельефа. Выразительные возможности скульптуры. Выразительные возможности объемного изображения. Объемные изображения животных, выполненные в разных материалах.
Основы языка изображения. Выразительные свойства линии. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства цвета. Объемно-пространственные изображения.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение;
- использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер);
- использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш) в собственной художественной деятельности с натуры;
- использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности;
- характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях;
- воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства.
2. Мир наших вещей. Натюрморт – 8 часов.
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).
Реальность и фантазия в творчестве художника. Условность, реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. Творчество художника Марка Шагала.
Изображение предметного мира — натюрморт. Предметный мир. Натюрморт. Развитие жанра -от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И. Машкова, Р. Фалька и др.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Линейные, плоскостные, объемные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Разнообразие форм. Конструкция.
Изображение объема на плоскости, линейная перспектива. Перспектива, линейная перспектива, точка зрения, точка схода. Академический рисунок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью освещения. Свет, тень, полутень. Линия и штрих.
Освещение. Свет и тень. Свет, блик, тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутень. Тон. Тональные отношения. Выявление объема предметов с помощью освещения. Линия и штрих.
Натюрморт в графике. Графика. Печатная графика. Оттиск. Гравюра (линогравюра, ксилография). Древняя японская книжная гравюра. Творчество А. Дюрера, А. Ф. Зубова, Ф. Гойя. Гравюры В. А. Фаворского.
Цвет в натюрморте. Французский реалист Гюстав Курбе. Западноевропейский натюрморт. Художники-импрессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э. Мане. Русские художники К. Коровин, В. Д. Поленов, работавшие в жанре натюрморта.
Выразительные возможности натюрморта. Монотипия (отпечаток, оттиск, касание, образ). Монотипия - вид печатной графики, художественное произведение, выполненное за один прием. Художник-монотипист. Французский художник Эдгар Дега.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра;
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических форм, соблюдая их пропорции;
- применять полученные знания в практической работе с натуры;
- характеризовать роль освещения в построении содержания произведений натюрморта;
- составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики;
- с помощью цвета передавать настроение в натюрморте;
- понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека;
- передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры;
- анализировать образный язык произведений портретного жанра;
- приводить примеры портретов известных отечественных художников.
3. Вглядываясь в человека. Портрет - 12 часов
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох.
Содержание портрета – интерес к личности, выраженное индивидуальными качествами. Внутреннее и внешнее сходство человека в портрете..
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимание его.
Образ человека - главная тема искусства. Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты (бюсты) Древнего Египта. Дамские портреты. Скульптурные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. Серии портретов знатных людей, созданные Ф. Рокотовым, Д. Левицким, В. Боровиковским.
Конструкция головы человека и ее пропорции. Конструкция и пропорции головы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого.
Изображение головы человека в пространстве. Жест. Ракурс. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конст- руктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. Жест. Ракурс. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Мастер эпохи Возрождения.
Портрет в скульптуре. Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек—основной предмет изобра жения в скульптуре. Выразительный язык портретных образов в скульпторе Рима III века н. э.
Сатирические образы человека. Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Кукрыник-сы (псевдоним по первым слогам фамилий) - творческий коллектив советских графиков и живописцев, народных художников СССР -М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова.
Образные возможности освещения в портрете. Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Великий русский художник Илья Ефимович Репин.
Портрет в живописи. Познакомить с творчеством выдающихся художников, создававших произведения искусства в портретном жанре. Виды портрета. Парадный портрет. Интимный (лирический) портрет. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.
Роль цвета в портрете. Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства.
В. Серов «Девочка с персиками». Автопортрет. Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства.
Великие портретисты. Галерея. Выражение творческой индивиду аль ности художника в созданных им порт- . ретных образах. Личность художника и его эпоха Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- активно воспринимать произведения портретного жанр;
- понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека;
- использовать выразительность графических средств и материала при работе с натуры;
- передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры;
- анализировать образный язык произведений портретного жанра;
- узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра;
- активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.
4. Человек и пространство. Пейзаж - 7 часов
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Жанры в изобразительном искусстве. Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. «Изменение видения мира художниками в разные эпохи».
Изображение пространства. Точка зрения. Линейная перспектива. Прямая перспектива. Обратная перспектива. Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Беседа по теме «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве XX века».
Правила линейной и воздушной перспектив. Линейная и воздушная перспектива. Точка схода. Плоскость картины. Высота линии горизонта. Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Обратная перспектива. Многомерности пространства.
Пейзаж. Организация изображаемого пространства. Эпический, романтический пейзаж. Выдающиеся мастера китайского пейзажа – Го-СИ, Ся-Гуй и другие. Японские пейзажи Сэссю и Кацусика Хокусай. Голландский пейзаж на полотнах Ваен-Гойена, Я. Рейсдаля.
Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзаж-настроение. Импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество французского художника-импрессиониста Ка-миля Писсаро.
Городской пейзаж. Городской пейзаж. Язык графики и главные его выразительные средства — это линия, штрих, контур, пятно и тон. Абрис – линейный (контурный) рисунок. Творчество А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Верейского, Е. Круг-ликовой и других.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Жанр, портрет, натюрморт, пейзаж, колорит.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- аргументированно анализировать картины художников;
- различать особенности эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства;
- анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.
VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:
К концу обучения в шестом классе ученик должен
знать/понимать:
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
основные жанры изобразительного искусства;
известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими техниками
оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
VIII Материально техническое обеспечение учебного предмета
Электронные ресурсы
1. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
2. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
3. Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
4. Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
5. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
6. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
7. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
8. http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
9. http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
10. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
11. http://festival.1september.ru/ - Викторины
12. http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
13. http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
14. http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
15. http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Экран (на штативе или навесной).
4. Принтер.
5. Выход в интернет.
Учебно – методический комплекс для учащихся
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс / Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016 – 56 с.
Учебно-методические средства обучения:
№. п/п | Класс | Автор и название пособия | Издательство и год выпуска |
1. | 6 | Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс / [Б. М. Неменский, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина и др.] под ред. Б. М. Неменского. | М.: Просвещение 2010. |
2. | 6 | Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе В. С. Кузина / авт.-сост. С. Б. Дроздова. | Волгоград: Учитель, 2008. |
3. | 6 | Изобразительное искусство. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л. А. Неменской / авт.-сост. И. Н. Клочкова. | Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2012. |
4. | 5-8 | Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского / авт.-сост. Л. В. Шампарова. | Волгоград: Учитель, 2012. |
5 | 1-8 | Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. Я. Воробьева, Е. А. Плещук. | Волгоград: Учитель, 2010. |
Программа составлена на основе Примерных программ Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы разработанной под редакцией Б. М Неменского. - М.: Просвещение, 2010; и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015 – 191 с.
2.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5. Класс / Н. А. Горяева. – М.: Просвешение, 2012 – 39 с.
Календарно – тематическое планирование Изобразительное искусство 6 класс
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 8 часов | ||||||
1. | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | Пространственные (пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура). | Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение. Объяснять роль ИЗО в жизни, вести диалог на заданную тему. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
2. | Рисунок - основа изобразительного творчества. | Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок -основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графические материалы. | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер). Приобретать представления о рисунке как виде художественного творчества. Овладевать навыками рисунка с натуры. Учиться сравнивать, обобщать пространственные формы. Овладение навыками работы графическими материалами. Иметь представление о различных художественных материалах. Приобретать навыки работы различными материалами. Развивать композиционные навыки. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
3. | Линия и ее выразительные возможности. | Свойства, характер, вид линий, ритм линий. Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения. | Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала в собственной художественной деятельности с натуры. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения, темное, светлое, линия и пятно. Композиция. | Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности. Активно воспринимать произведения станковой графики. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
5. | Цвет. Основы цветоведения. | Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Основные и составные цвета. Изучение свойств цвета. | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
6. | Цвет в произведениях живописи. | Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. | Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять цветовые отношения. Развивать навык колористического восприятия художественного произведения. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. | Выполнение заданий. |
|
|
7. | Объемные изображения в скульптуре. | Скульптура. Виды скульптуры. Виды рельефа. Выразительные возможности скульптуры. Выразительные возможности объемного изображения. Объемные изображения животных, выполненные в разных материалах. | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. | Выполнение заданий. |
|
|
8. | Основы языка изображения. | Выразительные свойства линии. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства цвета. Объемно-пространственные изображения. | Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства. | Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. |
|
|
Мир наших вещей. Натюрморт – 8 часов | ||||||
9. | Реальность и фантазия в творчестве художника. | Условность, реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. Творчество художника Марка Шагала. | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве. | Выполнение заданий. |
|
|
10. | Изображение предметного мира — натюрморт . | Предметный мир. Натюрморт. Развитие жанра -от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И. Машкова, Р. Фалька и др. | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция). | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
11. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | Линейные, плоскостные, объемные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Разнообразие форм. Конструкция. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Уметь изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических форм, соблюдая их пропорции. | Выполнение заданий. |
|
|
12. | Изображение объема на плоскости, линейная перспектива. | Перспектива, линейная перспектива, точка зрения, точка схода. Академический рисунок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью освещения. Свет, тень, полутень. Линия и штрих. | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры.
| Рисунок. Устный опрос. |
|
|
13. | Освещение. Свет и тень. | Свет, блик, тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутень. Тон. Тональные отношения. Выявление объема предметов с помощью освещения. Линия и штрих. | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. Уметь характеризовать роль освещения в построении содержания произведений натюрморта. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
14. | Натюрморт в графике. | Графика. Печатная графика. Оттиск. Гравюра (линогравюра, ксилография). Древняя японская книжная гравюра. Творчество А. Дюрера, А. Ф. Зубова, Ф. Гойя. Гравюры В. А. Фаворского. | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
15. | Цвет в натюрморте. | Французский реалист Гюстав Курбе. Западноевропейский натюрморт. Художники-импрессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э. Мане. Русские художники К. Коровин, В. Д. Поленов, работавшие в жанре натюрморта. | Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра. | Выполнение заданий. |
|
|
16. | Выразительные возможности натюрморта. | Монотипия (отпечаток, оттиск, касание, образ). Монотипия - вид печатной графики, художественное произведение, выполненное за один прием. Художник-монотипист. Французский художник Эдгар Дега. | Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, И. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. | Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. |
|
|
Вглядываясь в человека. Портрет - 12 часов | ||||||
17. | Образ человека - главная тема искусства. | Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты (бюсты) Древнего Египта. Дамские портреты. Скульптурные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. Серии портретов знатных людей, созданные Ф. Рокотовым, Д. Левицким, В. Боровиковским. | Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр. | Выполнение заданий. |
|
|
18. | Конструкция головы человека и ее пропорции. | Конструкция и пропорции головы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого. | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека. | Выполнение заданий. |
|
|
19. | Изображение головы человека в пространстве. | Жест. Ракурс. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конст- руктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы. | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала при работе с натуры. | Выполнение заданий. |
|
|
20. | Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. | Жест. Ракурс. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Мастер эпохи Возрождения. | Приобретение интереса к изображению головы человека как способа нового понимания и видения человека. Развивать художественное видение, умение замечать индивидуальные черты. Получать представления о графических портретах мастеров живописи разных эпох. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
21 - 22. | Портрет в скульптуре. | Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек—основной предмет изобра жения в скульптуре. Выразительный язык портретных образов в скульпторе Рима III века н. э. | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека. | Выполнение заданий. |
|
|
23. | Сатирические образы человека. | Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Кукрыник-сы (псевдоним по первым слогам фамилий) - творческий коллектив советских графиков и живописцев, народных художников СССР -М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова. | Получить представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами. Уметь использовать изобразительные средства линии и пятна для передачи и раскрытии образа. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
24. | Образные возможности освещения в портрете. | Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Великий русский художник Илья Ефимович Репин. | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. | Выполнение заданий. |
|
|
25. | Портрет в живописи. | Познакомить с творчеством выдающихся художников, создававших произведения искусства в портретном жанре. Виды портрета. Парадный портрет. Интимный (лирический) портрет. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи. | Уметь узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра. Приводить примеры портретов известных отечественных художников. Получить представления о задачах портретного жанра 20-го века в европейском искусстве.
| Выполнение заданий. |
|
|
26 - 27. | Роль цвета в портрете. | Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства. В. Серов «Девочка с персиками». Автопортрет. Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства. | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
28. | Великие портретисты. | Галерея. Выражение творческой индивиду аль ности художника в созданных им порт- . ретных образах. Личность художника и его эпоха Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. | Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа. | Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. |
|
|
Человек и пространство. Пейзаж - 7 часов | ||||||
29. | Жанры в изобразительном искусстве. | Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. «Изменение видения мира художниками в разные эпохи». | Знать произведения и жанры изобразительного искусства, приемы работы в технике коллажа. Уметь: аргументированно анализировать картины художников; согласованно работать в группе. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
30. | Изображение пространства. | Точка зрения. Линейная перспектива. Прямая перспектива. Обратная перспектива. Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Беседа по теме «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве XX века». | Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выражения в изобразительном искусстве. Приобретать навыки изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства.
| Рисунок. Устный опрос. |
|
|
31. | Правила линейной и воздушной перспектив. | Линейная и воздушная перспектива. Точка схода. Плоскость картины. Высота линии горизонта. Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Обратная перспектива. Многомерности пространства. | Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выражения в изобразительном искусстве. Приобретать навыки изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
32. | Пейзаж. Организация изображаемого пространства. | Эпический, романтический пейзаж. Выдающиеся мастера китайского пейзажа – Го-СИ, Ся-Гуй и другие. Японские пейзажи Сэссю и Кацусика Хокусай. Голландский пейзаж на полотнах Ваен-Гойена, Я. Рейсдаля. | Уметь различать особенности эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Экспериментировать на основе правил перспективы в изображении большого природного пространства. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
33. | Пейзаж-настроение. Природа и художник. | Пейзаж-настроение. Импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество французского художника-импрессиониста Ка-миля Писсаро. | Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19-го века. Уметь характеризовать направления импрессионизма, постимпрессионизма в истории ИЗО. Учиться видеть, наблюдать, передавать изменчивое настроение природы. Приобретать опыт колористического видения, создание живописного образа эмоциональных переживаний человека. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
34. | Городской пейзаж. | Городской пейзаж. Язык графики и главные его выразительные средства — это линия, штрих, контур, пятно и тон. Абрис – линейный (контурный) рисунок. Творчество А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Верейского, Е. Круг-ликовой и других. | Получить представления о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт Петербурга, др. Приобретать навыки композиционного творчества в технике коллажа. Приобретать коммуникативные навыки в процессе коллективной деятельности. Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять. | Рисунок. Устный опрос. |
|
|
35. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | Жанр, портрет, натюрморт, пейзаж, колорит.
| Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров. | Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. |
|
|