СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «изобразительное искусство» 6 класс, базовый уровень

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует ФГОИ и разработана на основе авторской программы Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «изобразительное искусство» 6 класс, базовый уровень»

Министерство образования и науки РФ


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мастюгинская основная общеобразовательная школа

Острогожского района Воронежской области





Рассмотрено на заседании МО

естественно-математического цикла


Руководитель МО:

_____________Швадченко А. А.


Протокол № 1 от

« 31» августа 2017 г.


«Утверждено»



Приказ № ___ от

« 31 » августа 2017 г.


И.о. директора школы

_____________Весельева В.В..




Рабочая программа

учебного предмета

«Искусство (ИЗО)»

6 класс, базовый уровень




Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания, изобразительного искусства I квалификационной категории






2017 год



I. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искуутву разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Изобразительное искусство и художественный труд 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);

- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),

-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,

-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,

-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).

-Фундаментального ядра содержания общего образования

-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения

- Примерных программ по учебным предметам. Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 классы под ред. Б. М. Неменского: - М.: Просвещение, 2014. - (Стандарты второго поколения).


В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, в том числе и изобразительное искусство, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.


Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


II. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 6 класса - «Искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

III. Место учебного предмета «Изобразительное искусство 6 класс» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение обществознания в 6 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.


IV. Ценностные ориентиры содержания предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка —главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние — это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, сво­ей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме ху­дожественных действий. Для этого необходимо освоение худо­жественно-образного языка, средств художественной выразительнос­ти. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искус­ства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собствен­ный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценно­стных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающи­мися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценност­ные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

V. Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство 6 класс»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения изобразительного искусства:

• в ценностно-ориентационной сфере:

— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

— принятие мультикультурной картины современного мира;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

• в трудовой сфере:

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной сфере:

— формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

— умение познавать мир через образы и формы декоративно-прикладного искусства..

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение;

    • умение воспринимать, оценивать и анализировать произведения искусства как основы формирования коммуникативных навыков.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета и дает возможность научиться:

• в познавательной сфере:

  • познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

  • определять истоки и специфику образного языка изобразительного искусства;

  • распознавать основные жанры изобразительного искусства;

  • различать по стилистическим особенностям изобразительное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVI-XVII веков);

  • выявлять в произведениях изобразительного искусства связь конструктивных, деко­ративных, изобразительных элементов;

  • осваивать основы изобразительной грамоты и образно-выразительный язык изобразительного искусства (на доступном для данного возраста уровне);

• в ценностно-ориентационной сфере:

— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать декоративно-прикладные искусства во всем многообразии их видов, осваивать мультикультурную картину современного мира;

— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;

• в эстетической сфере:

— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале изобразительного искусства;

— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

• в трудовой сфере:

  • создавать художественные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (выставки рисунков);

  • владеть практическими навыками и приемами выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале художественных композиций.


VI. Содержание учебного предмета, курса

1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 8 часов

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживание его образному содержанию.

Изобразитель­ное искусство. Семья пространст­венных искусств. Пространственные (пластические) виды искус­ства. Конструктивные виды искусства (архи­тектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные ви­ды искусства (живопись, графика, скульптура).

Рисунок -основа изобра­зительно­го твор­чества. Графика, набро­сок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рису­нок. Рисунок -основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графи­ческие материалы.

Линия и ее вы­рази­тельные возмож­ности. Свойства, харак­тер, вид линий, ритм линий. Вы­разительные свой­ства линии. Условность и об­разность линейно­го изображения.

Пятно как сред­ство вы­ражения. Компо­зиция как ритм пятен. Основные харак­теристики цвета. Пятно в изобрази­тельном искус­стве. Цветовой тон, тональные отношения, тем­ное, светлое, ли­ния и пятно. Композиция.

Цвет. Основы цветоведения. Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насы­щенность цвета и его светлота. Основные и со­ставные цвета. Изучение свойств цвета.

Цвет в произ­ведениях живопи­си. Цветовые отно­шения. Локаль­ный цвет. Тон. Колорит. Гармо­ния цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.

Объем­ные изо­бражения в скульп­туре. Скульптура. Виды скульптуры. Виды рельефа. Вырази­тельные возмож­ности скульптуры. Выразительные возможности объ­емного изображе­ния. Объемные изображения жи­вотных, выпол­ненные в разных материалах.

Основы языка изобра­жения. Выразительные свойства линии. Пятно в изобрази­тельном искусст­ве. Свойства цве­та. Объемно-пространственные изображения.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение;

- использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер);

- использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш) в собственной художественной деятельности с натуры;

- использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности;

- характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях;

- воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства.

2. Мир наших вещей. Натюрморт – 8 часов.

История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).

Реаль­ность и фан­тазия в творче­стве ху­дожника. Условность, реаль­ность в изображении. Фантазия в творчестве. Ком­позиция. Колорит. Поэтические ино­сказания в живо­писи. Творчество художника Марка Шагала.

Изобра­жение предмет­ного ми­ра — на­тюрморт. Предметный мир. Натюрморт. Раз­витие жанра -от Древнего Егип­та до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И. Машкова, Р. Фалька и др.

Понятие формы. Много­образие форм окружа­ющего мира. Линейные, пло­скостные, объем­ные формы. Природные фор­мы и предметы, созданные чело­веком. Разнообра­зие форм. Конст­рукция.

Изобра­жение объема на плос­кости, линейная перспек­тива. Перспектива, ли­нейная перспекти­ва, точка зрения, точка схода. Ака­демический рису­нок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью осве­щения. Свет, тень, полутень. Линия и штрих.

Освеще­ние. Свет и тень. Свет, блик, тень, полутень, падаю­щая тень, рефлекс, полутень. Тон. Тональные отно­шения. Выявление объема предметов с помощью осве­щения. Линия и штрих.

Натюр­морт в графи­ке. Графика. Печат­ная графика. От­тиск. Гравюра (линогравюра, ксилография). Древняя японская книжная гравюра. Творчество А. Дю­рера, А. Ф. Зубова, Ф. Гойя. Гравюры В. А. Фа­ворского.

Цвет в натюрморте. Французский реалист Гюстав Курбе. Западноев­ропейский на­тюрморт. Художники-им­прессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э. Мане. Русские художни­ки К. Коровин, В. Д. Поленов, ра­ботавшие в жанре натюрморта.

Вырази­тельные возмож­ности натюр­морта. Монотипия (отпе­чаток, оттиск, ка­сание, образ). Мо­нотипия - вид пе­чатной графики, художественное произведение, выполненное за один прием. Художник-моно­типист. Французский ху­дожник Эдгар Дега.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра;

- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических форм, соблюдая их пропорции;

- приме­нять полученные знания в практической работе с натуры;

- характеризовать роль освещения в построении содержания произведений натюрморта;

- составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и вырази­тельные средства графики;

- с помощью цвета передавать на­строение в натюрморте;

- понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека;

- передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры;

- анализировать образный язык произведений портретного жанра;

- приводить примеры портретов известных отечественных художников.

3. Вглядываясь в человека. Портрет - 12 часов

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох.

Содержание портрета – интерес к личности, выраженное индивидуальными качествами. Внутреннее и внешнее сходство человека в портрете..

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимание его.

Образ челове­ка - глав­ная тема искус­ства. Портрет. Разно­видности портре­та: бюст, миниа­тюра, парадный, групповой, камер­ный. Портреты (бюсты) Древнего Египта. Дамские портреты. Скульп­турные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. Серии портретов знат­ных людей, созданные Ф. Рокотовым, Д. Левицким, В. Боровиковским.

Конст­рукция головы человека и ее про­порции. Конструкция и пропорции го­ловы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психо­логического со­стояния портрети­руемого.

Изобра­жение головы человека в про­странстве. Жест. Ракурс. По­вороты и ракурсы головы. Соотно­шение лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конст- руктивное изо­бражение головы. Рисование с нату­ры гипсовой головы.

Графиче­ский портрет­ный ри­сунок и вырази­тельный образ человека. Жест. Ракурс. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и воз­можности графи­ческого изобра­жения. Мастер эпохи Возрождения.

Портрет в скульптуре. Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Чело­век—основной предмет изобра жения в скульпту­ре. Выразитель­ный язык порт­ретных образов в скульпторе Рима III века н. э.

Сатири­ческие образы человека. Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык ис­кусства. Художе­ственное преуве­личение. Карика­тура и дружеский шарж. Кукрыник-сы (псевдоним по первым слогам фамилий) - твор­ческий коллектив советских графи­ков и живописцев, народных худож­ников СССР -М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова.

Образ­ные воз­можно­сти осве­щения в портре­те. Свет естествен­ный, искусствен­ный. Контраст. Изменение образа человека при раз­личном освеще­нии. Постоянство формы и измене­ние ее восприятия. Великий русский художник Илья Ефимович Репин.

Портрет в жи­вописи. Познакомить с творчеством вы­дающихся худож­ников, создавав­ших произведения искусства в порт­ретном жанре. Виды портрета. Парадный портрет. Интимный (лири­ческий) портрет. Роль и место портрета в исто­рии искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.

Роль цвета в пор­трете. Цвет, настроение, характер. Цвето­вое решение об­раза в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фак­тура в произведе­ниях искусства.

В. Серов «Девочка с персиками». Автопортрет. Цвет, настроение, характер. Цвето­вое решение об­раза в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фак­тура в произведе­ниях искусства.

Великие портре­тисты. Галерея. Выраже­ние творческой индивиду аль ности художника в соз­данных им порт- . ретных образах. Личность худож­ника и его эпоха Индивидуаль­ность образного языка в произве­дениях великих художников.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- активно воспринимать произведения портретного жанр;

- понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека;

- использовать вырази­тельность графических средств и материала при работе с натуры;

- передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры;

- анализировать образный язык произведений портретного жанра;

- узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра;

- активно воспри­нимать и анализировать произведения портретного жанра.

4. Человек и пространство. Пейзаж - 7 часов

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии пейзажа.

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.

Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Жанры в изобра­зитель­ном ис­кусстве. Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. «Изменение виде­ния мира худож­никами в разные эпохи».

Изобра­жение простран­ства. Точка зрения. Ли­нейная перспекти­ва. Прямая пер­спектива. Обрат­ная перспектива. Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Простран­ство иконы и его смысл. Беседа по теме «Изобра­жение простран­ства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрожде­ния и в искусстве XX века».

Правила линейной и воз­душной перспек­тив. Линейная и воз­душная перспек­тива. Точка схода. Плоскость карти­ны. Высота линии горизонта. Пер­спектива — учение о способах пере­дачи глубины про­странства. Обрат­ная перспектива. Многомерности пространства.

Пейзаж. Организация изображаемого пространства. Эпический, романтический пейзаж. Выдающиеся мастера китайского пейзажа – Го-СИ, Ся-Гуй и другие. Японские пейзажи Сэссю и Кацусика Хокусай. Голландский пейзаж на полотнах Ваен-Гойена, Я. Рейсдаля.

Пейзаж-настро­ение. Природа и худож­ник. Пейзаж-настрое­ние. Импрессионизм в живописи. Жизнь и творче­ство французского художника-импрессиониста Ка-миля Писсаро.

Город­ской пейзаж. Городской пей­заж. Язык графи­ки и главные его выразительные средства — это ли­ния, штрих, кон­тур, пятно и тон. Абрис – линейный (контурный) ри­сунок. Творчество А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Ве­рейского, Е. Круг-ликовой и других.

Вырази­тельные возмож­ности изобра­зитель­ного ис­кусства. Язык и смысл. Жанр, портрет, натюрморт, пей­заж, колорит.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- аргументированно анализировать картины худож­ников;

- различать особенности эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства;

- анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.


VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу обучения в шестом классе ученик должен

знать/понимать:

  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

  • о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.  

Учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

  • пользоваться различными графическими техниками

  • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.


VIII Материально техническое обеспечение учебного предмета

Электронные ресурсы

1.     Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

2.     Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

3.     Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

4.     Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

5.     Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 

6.     www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

7.     http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

8.     http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал

9.     http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков 

10.   http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

11.   http://festival.1september.ru/ - Викторины 

12.   http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал

13.   http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников

14.   http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

15.  http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (на штативе или навесной).

4. Принтер.

5. Выход в интернет.

Учебно – методический комплекс для учащихся

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016. – 175 с.

2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс / Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016 – 56 с.

Учебно-методические средства обучения:

№. п/п

Класс

Автор и название пособия

Издательство и год выпуска

1.

6

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс / [Б. М. Неменский, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина и др.] под ред. Б. М. Неменского.

М.: Просвещение 2010.

2.

6

Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе В. С. Кузина / авт.-сост. С. Б. Дроздова.

Волгоград: Учитель, 2008.

3.

6

Изобразительное искусство. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л. А. Неменской / авт.-сост. И. Н. Клочкова.

Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2012.

4.

5-8

Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского / авт.-сост. Л. В. Шампарова.

Волгоград: Учитель, 2012.

5

1-8

Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. Я. Воробьева, Е. А. Плещук.

Волгоград: Учитель, 2010.

Программа составлена на основе Примерных программ Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы разработанной под редакцией Б. М Неменского. - М.: Просвещение, 2010; и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1.Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015 – 191 с.

2.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5. Класс / Н. А. Горяева. – М.: Просвешение, 2012 – 39 с.


Календарно – тематическое планирование Изобразительное искусство 6 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 8 часов

1.

Изобразитель­ное искусство. Семья пространст­венных искусств.

Пространственные (пластические) виды искус­ства. Конструктивные виды искусства (архи­тектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные ви­ды искусства (живопись, графика, скульптура).

Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа.

Уметь определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение.

Объяснять роль ИЗО в жизни, вести диалог на заданную тему.

Рисунок. Устный опрос.



2.

Рисунок - основа изобра­зительно­го твор­чества.

Графика, набро­сок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рису­нок. Рисунок -основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графи­ческие материалы.

Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа.

Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер).

Приобретать представления о рисунке как виде художественного творчества.

Овладевать навыками рисунка с натуры.

Учиться сравнивать, обобщать пространственные формы.

Овладение навыками работы графическими материалами.

Иметь представление о различных художественных материалах.

Приобретать навыки работы различными материалами.

Развивать композиционные навыки.

Рисунок. Устный опрос.



3.

Линия и ее вы­рази­тельные возмож­ности.

Свойства, харак­тер, вид линий, ритм линий. Вы­разительные свой­ства линии. Условность и об­разность линейно­го изображения.

Знать основы языка изобразительного искусства: ритм.

Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.

Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала в собственной художественной деятельности с натуры.

Рисунок. Устный опрос.



4.

Пятно как сред­ство вы­ражения. Компо­зиция как ритм пятен.

Основные харак­теристики цвета. Пятно в изобрази­тельном искус­стве. Цветовой тон, тональные отношения, тем­ное, светлое, ли­ния и пятно. Композиция.

Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве.

Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности.

Активно воспринимать произведения станковой графики.

Рисунок. Устный опрос.



5.

Цвет. Основы цветоведения.

Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насы­щенность цвета и его светлота. Основные и со­ставные цвета. Изучение свойств цвета.

Знать основные характеристики и свойства цвета.

Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, вла­деть навыками механического смешения цветов.

Рисунок. Устный опрос.



6.

Цвет в произ­ведениях живопи­си.

Цветовые отно­шения. Локаль­ный цвет. Тон. Колорит. Гармо­ния цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.

Объяснять цветовые отношения.

Развивать навык колористического восприятия художественного произведения.

Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

Выполнение заданий.



7.

Объем­ные изо­бражения в скульп­туре.

Скульптура. Виды

скульптуры. Виды рельефа. Вырази­тельные возмож­ности скульптуры. Выразительные возможности объ­емного изображе­ния. Объемные изображения жи­вотных, выпол­ненные в разных материалах.

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.

Выполнение заданий.



8.

Основы языка изобра­жения.

Выразительные свойства линии. Пятно в изобрази­тельном искусст­ве. Свойства цве­та. Объемно-пространственные изображения.

Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения вы­дающихся художников, твор­чество которых рассматривалось на уроках четверти.

Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций.



Мир наших вещей. Натюрморт – 8 часов

9.

Реаль­ность и фан­тазия в творче­стве ху­дожника.

Условность, реаль­ность в изображении. Фантазия в творчестве. Ком­позиция. Колорит. Поэтические ино­сказания в живо­писи. Творчество художника Марка Шагала.

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве.

Выполнение заданий.



10.

Изобра­жение

предмет­ного ми­ра — на­тюрморт

.

Предметный мир. Натюрморт. Раз­витие жанра -от Древнего Егип­та до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И. Машкова, Р. Фалька и др.

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведе­ния в жанре натюрморта.

Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра;

творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция).

Рисунок. Устный опрос.



11.

Понятие формы.

Много­образие

форм окружа­ющего мира.

Линейные, пло­скостные, объем­ные формы. Природные фор­мы и предметы, созданные чело­веком. Разнообра­зие форм. Конст­рукция.

Иметь представление о мно­гообразии и выразительности форм.

Уметь изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических форм, соблюдая их пропорции.

Выполнение заданий.



12.

Изобра­жение объема на плос­кости, линейная перспек­тива.

Перспектива, ли­нейная перспекти­ва, точка зрения, точка схода. Ака­демический рису­нок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью осве­щения. Свет, тень, полутень. Линия и штрих.

Знать правила объемного изо­бражения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости.

Уметь приме­нять полученные знания в практической работе с натуры.


Рисунок. Устный опрос.



13.

Освеще­ние. Свет и тень.

Свет, блик, тень, полутень, падаю­щая тень, рефлекс, полутень. Тон. Тональные отно­шения. Выявление объема предметов с помощью осве­щения. Линия и штрих.

Знать основы изобразитель­ной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выраже­ния характер освещения при изображении с натуры.

Уметь характеризовать роль освещения в построении содержания произведений натюрморта.

Рисунок. Устный опрос.



14.

Натюр­морт в графи­ке.

Графика. Печат­ная графика. От­тиск. Гравюра (линогравюра, ксилография). Древняя японская книжная гравюра. Творчество А. Дю­рера, А. Ф. Зубова, Ф. Гойя. Гравюры В. А. Фа­ворского.

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта.

Знать выдающихся художников-графиков.

Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и вырази­тельные средства графики; работать в технике печатной графики.

Рисунок. Устный опрос.



15.

Цвет в натюрморте.

Французский реалист Гюстав Курбе. Западноев­ропейский на­тюрморт. Художники-им­прессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э. Мане. Русские художни­ки К. Коровин, В. Д. Поленов, ра­ботавшие в жанре натюрморта.

Знать выразительные возможности цвета.

Уметь: с помощью цвета передавать на­строение в натюрморте; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра.

Выполнение заданий.



16.

Вырази­тельные возмож­ности

натюр­морта.

Монотипия (отпе­чаток, оттиск, ка­сание, образ). Мо­нотипия - вид пе­чатной графики, художественное произведение, выполненное за один прием. Художник-моно­типист. Французский ху­дожник Эдгар Дега.

Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения на­тюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, И. Машков).

Уметь анализировать образ­ный язык произведений натюрмортного жанра.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций.



Вглядываясь в человека. Портрет - 12 часов

17.

Образ челове­ка - глав­ная тема

искус­ства.

Портрет. Разно­видности портре­та: бюст, миниа­тюра, парадный, групповой, камер­ный. Портреты (бюсты) Древнего Египта. Дамские портреты. Скульп­турные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. Серии портретов знат­ных людей, созданные Ф. Рокотовым,

Д. Левицким, В. Боровиковским.

Знать жанры изобразительно­го искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин).

Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр.

Выполнение заданий.



18.

Конст­рукция головы человека и ее про­порции.

Конструкция и пропорции го­ловы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психо­логического со­стояния портрети­руемого.

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека.

Выполнение заданий.



19.

Изобра­жение головы

человека в про­странстве.

Жест. Ракурс. По­вороты и ракурсы головы. Соотно­шение лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конст- руктивное изо­бражение головы. Рисование с нату­ры гипсовой головы.

Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дю­рер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные про­изведения портретного жанра.

Уметь использовать вырази­тельность графических средств и материала при работе с натуры.

Выполнение заданий.



20.

Графиче­ский портрет­ный ри­сунок и вырази­тельный образ человека.

Жест. Ракурс. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и воз­можности графи­ческого изобра­жения. Мастер эпохи Возрождения.

Приобретение интереса к изображению головы человека как способа нового понимания и видения человека.

Развивать художественное видение, умение замечать индивидуальные черты.

Получать представления о графических портретах мастеров живописи разных эпох.

Рисунок. Устный опрос.



21 - 22.

Портрет в скульптуре.

Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Чело­век—основной предмет изобра жения в скульпту­ре. Выразитель­ный язык порт­ретных образов в скульпторе Рима III века н. э.

Знать материалы и выразительные возможности скульптуры.

Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.

Выполнение заданий.



23.

Сатири­ческие образы человека.

Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык ис­кусства. Художе­ственное преуве­личение. Карика­тура и дружеский шарж. Кукрыник-сы (псевдоним по первым слогам фамилий) - твор­ческий коллектив советских графи­ков и живописцев, народных худож­ников СССР -М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова.

Получить представление о жанре сатирического рисунка и его задачах.

Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами.

Уметь использовать изобразительные средства линии и пятна для передачи и раскрытии образа.

Рисунок. Устный опрос.



24.

Образ­ные воз­можно­сти осве­щения в портре­те.

Свет естествен­ный, искусствен­ный. Контраст. Изменение образа человека при раз­личном освеще­нии. Постоянство формы и измене­ние ее восприятия. Великий русский художник Илья Ефимович Репин.

Знать о выразительных воз­можностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра.

Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.

Выполнение заданий.



25.

Портрет в жи­вописи.

Познакомить с творчеством вы­дающихся худож­ников, создавав­ших произведения искусства в порт­ретном жанре. Виды портрета. Парадный портрет. Интимный (лири­ческий) портрет. Роль и место портрета в исто­рии искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.

Уметь узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра. Приводить примеры портретов известных отечественных художников.

Получить представления о задачах портретного жанра 20-го века в европейском искусстве.


Выполнение заданий.



26 - 27.

Роль цвета в пор­трете.

Цвет, настроение, характер. Цвето­вое решение об­раза в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фак­тура в произведе­ниях искусства.

В. Серов «Девочка с персиками». Автопортрет. Цвет, настроение, характер. Цвето­вое решение об­раза в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фак­тура в произведе­ниях искусства.

Знать о выразительных воз­можностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра.

Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.

Рисунок. Устный опрос.



28.

Великие портре­тисты.

Галерея. Выраже­ние творческой индивиду аль ности художника в соз­данных им порт- . ретных образах. Личность худож­ника и его эпоха Индивидуаль­ность образного языка в произве­дениях великих художников.

Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель.

Уметь активно воспри­нимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций.



Человек и пространство. Пейзаж - 7 часов

29.

Жанры в изобра­зитель­ном ис­кусстве.

Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. «Изменение виде­ния мира худож­никами в разные эпохи».

Знать произ­ведения и жанры изобразительно­го искусства, приемы работы в технике коллажа.

Уметь: аргументированно анализировать картины худож­ников; согласо­ванно работать в группе.

Рисунок. Устный опрос.



30.

Изобра­жение простран­ства.

Точка зрения. Ли­нейная перспекти­ва. Прямая пер­спектива. Обрат­ная перспектива. Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Простран­ство иконы и его смысл. Беседа по теме «Изобра­жение простран­ства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрожде­ния и в искусстве XX века».

Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выражения в изобразительном искусстве.

Приобретать навыки изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства.


Рисунок. Устный опрос.



31.

Правила

линейной и воз­душной перспек­тив.

Линейная и воз­душная перспек­тива. Точка схода. Плоскость карти­ны. Высота линии горизонта. Пер­спектива — учение о способах пере­дачи глубины про­странства. Обрат­ная перспектива. Многомерности пространства.

Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выражения в изобразительном искусстве.

Приобретать навыки изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства.

Рисунок. Устный опрос.



32.

Пейзаж. Организация изображаемого пространства.

Эпический, романтический пейзаж. Выдающиеся мастера китайского пейзажа – Го-СИ, Ся-Гуй и другие. Японские пейзажи Сэссю и Кацусика Хокусай. Голландский пейзаж на полотнах Ваен-Гойена, Я. Рейсдаля.

Уметь различать особенности эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.

Экспериментировать на основе правил перспективы в изображении большого природного пространства.

Рисунок. Устный опрос.



33.

Пейзаж-настро­ение. Природа и худож­ник.

Пейзаж-настрое­ние. Импрессионизм в живописи. Жизнь и творче­ство французского художника-импрессиониста Ка-миля Писсаро.

Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19-го века.

Уметь характеризовать направления импрессионизма, постимпрессионизма в истории ИЗО.

Учиться видеть, наблюдать, передавать изменчивое настроение природы.

Приобретать опыт колористического видения, создание живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Рисунок. Устный опрос.



34.

Город­ской пейзаж.

Городской пей­заж. Язык графи­ки и главные его выразительные средства — это ли­ния, штрих, кон­тур, пятно и тон. Абрис – линейный (контурный) ри­сунок. Творчество А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Ве­рейского, Е. Круг-ликовой и других.

Получить представления о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.

Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт Петербурга, др.

Приобретать навыки композиционного творчества в технике коллажа.

Приобретать коммуникативные навыки в процессе коллективной деятельности.

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять.

Рисунок. Устный опрос.



35.

Вырази­тельные возмож­ности изобра­зитель­ного ис­кусства. Язык и смысл.

Жанр, портрет, натюрморт, пей­заж, колорит.


Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа.

Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций.