Приложение № 1 к ООП
Рабочая программа учебного предмета
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета (обучение грамоте)
1 класс |
Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: |
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, освоение своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - принятие и освоение первоклассниками социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -формирование эстетических потребностей ценностей и чувств; - формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей; - развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование на безопасный и здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: |
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - проговаривать вслух последовательность производимых действий; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками; - в соответствии с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. |
Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: |
- искать нужную информацию в учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели приведенные в Азбуке и учебных пособиях; Понимать заданный вопрос, в соответствии с ними строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); - подводить языковой факт под понятие: слово и предложение (на практическом уровне); речь устная и письменная; звуки – буквы, звуки гласные – согласные, гласные ударные – безударные; слог; согласные мягкие – твердые, согласные звонкие глухие, согласные шипящие; - устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; - соотносить изучаемый материал с собственным опытом. |
Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: |
- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах); - иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правил вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя; - принимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные высказывания; - задавать вопросы; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
Предметные результаты Развитие речи Учащийся научится: |
- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со взрослыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; - понимать небольшой текст при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании; - составлять небольшие рассказы повествовательного характера с опорой на рисунки, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. |
Фонетика Учащийся научится: |
- различать звуки речи; - осознавать единство звукового состава слова и его значения; - устанавливать число и последовательность звуков в слове; - сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками; - составлять звуковые модели слов; сравнивать модели различных слов; подбирать слово к определенной модели; - различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; - делить слова на слоги; - определять место ударения, смыслоразличительную роль ударения. |
Графика Учащийся научится: |
- различать звуки и буквы; - различать буквы гласных как показатели твердости – мягкости согласных звуков; - определять функции букв е, ё, ю, я; - определять функцию мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука; - определять функцию русского алфавита как последовательность букв. |
Чтение Учащийся научится: |
- читать осознано и правильно в слух небольшой текст плавным слоговым чтение и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка; - отвечать на прямые вопросы по содержанию прочитанного; - читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания; - орфоэпическому чтению (проговариванию) как средству самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. |
Письмо Учащийся научится: |
- ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски; - писать письменные прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы; - писать буквосочетания, слоги, слова, предложения; - писать разборчива и аккуратно; - приемам правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных прописным и печатным шрифтом; - письму под диктовку слов, предложений, написанию которых не расходится с их произношением; - понимать функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса; - соблюдать гигиенические требования при письме. |
Слово и предложение Учащийся научится: |
- воспринимать слово как объект изучения, материала для анализа; наблюдать над значением слова; - различать слово и предложение; - работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок; определять интонацию предложения; моделировать предложения в соответствии с заданной интонацией. |
Орфография Учащийся научится: |
применять правила правописания: - раздельное написание слов; - написание гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); - прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; - перенос слов по слогам без стечения согласных; - знаки препинания в конце предложения. |
II. Содержание учебного предмета
1-й класс
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого - звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а в последствии и читаемыми) словами и предъявленными слого - звуковыми схемами - моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
I. Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого - звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
II. Обучение письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого - звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом - образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу_.
Знакомство с правилами гигиены письма.
III. Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого - звуковой структуре, в соответствии с нормами - орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п - б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов - названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимами, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
1. Круг произведений для чтения.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.
Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)
Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).
Совместное (коллективное и в группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.
2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.
Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.
Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.
Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.
Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.
3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.
Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их.
Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.
4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.
Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией.
III. Тематическое планирование
1 КЛАСС
Наименование раздела | Количество часов (чтение) | Количество часов (письмо) |
Добукварный период | 14 | 17 |
Букварный период | 61 | 78 |
Послебукварный период | 17 | 20 |
8