Филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»
«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ Бейской ОШИ
_________ Т.А. Грудинина
Приказ № ___
от «__» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык
5 класс
Разработчик: учитель русского языка
первой квалификационной категории
Падалко Татьяна Викторовна
Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей
Протокол № от __ августа 2017 г.
Принята на Методическом совете школы
Протокол № от __ августа 2017 г.
д. Новониколаевка, 2017 г
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Выпускник получит возможность:
языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
Выпускник научится:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Содержание программы учебного курса
Язык и общение-3 ч
Язык-средство общения, общение устное и письменное, языковые признаки стиля речи.МПС с уроками литературы, истории (исторические источники)
Вспоминаем, повторяем, изучаем-26 ч
Звуки и буквы. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное; род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол; лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тсяи ться; раздельное написание не с глаголами. .
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.МПС с уроками литературы.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи-28 ч
Основные синтаксические понятия: словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. МПС с уроками истории в разделе «Возникновение письменности на Руси»
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи-16 ч
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме;
алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. МПС с уроками литературы. Умение находить в художественных текстах типы речи (Повествование, описание литературного героя, рассуждение)
Лексика. Культура речи- 10 ч
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
МПС с уроками литературы, изо.
Морфемика. Орфография. Культура речи-22 ч
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
-Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-лаг-,рос--раст-. Буквы е и о после шипящих в корне.Буквы ы и ипосле ц.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. МПС с уроками литературы, истории.
Морфология. Орфография. Культура речи- 57 ч
Имя существительное-18 ч
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -иял -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных .
Доказательства и объяснения в рассуждении.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. МПС с уроками истории ( ораторское искусство Древней Греции)
Имя прилагательное- 11 ч
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. МПС с уроками литературы. (И.С.Тургенев «Муму» описание собаки)
Глагол- 28 ч
1. Глагол как часть речи. Синтаксическая рольглагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на ть (-ться), -ти -тись), -чь (-чься). Правописание -тьсяи -чь (-чъся) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и ив корнях глаголов -бер-бир-, -дер-мир-, -мер-, -пе -пир- -тер-тир-, -стел-стил-. Правописание не с глаголами..
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. МПС с уроками литературы
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе- 8 ч
Разделы науки о языке, орфограммы в приставках, в корнях, в окончаниях слов; употребление ъ и ь, раздельные написание слов, знаки препинания в простых и сложных предложениях.
Календарно-тематическое планирование 5 кл
№ п/п | Дата | Тема урока | примечание |
план | факт |
1. | | | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | |
| | | Язык и общение-3 ч | |
2. | | | Язык и человек. Общение устное и письменное. | |
3. | | | Р.Р. Стили речи. | |
4 | | | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | |
| | | Вспоминаем, повторяем, изучаем- 26ч (3рр+1кр+22) | |
5 | | | Орфограмма. | |
6 | | | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | |
7 | | | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | |
8 | | | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | |
9 | | | Правописание непроверяемых согласных в корне слова. | |
10 | | | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | |
11 | | | Буквы и, у, а после шипящих. | |
12 | | | Разделительные ъ и ь. | |
13 | | | Раздельное написание предлогов с другими словами. Контрольный словарный диктант. | |
14 15 | | | Р.р. Обучающее изложение по Г. А. Скребицкому, по упр. 70 | |
16 | | | П.р. Правописание слов с орфограммами | |
17 | | | Р. Р. Что мы знаем о текстеркработа с текстом. | |
18 | | | Части речи. | |
19 | | | Глагол. рк работа с текстом | |
20 | | | -Тся и –ться в глаголах | |
21 | | | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | |
22 | | | Р. Р. Тема текста. | |
23 | | | Имя существительное. | |
24 | | | Имя прилагательное. | |
25 | | | Местоимение. | |
26 | | | Р.Р. Основная мысль текста. | |
27 | | | РР. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | |
28 | | | Повторение изученного в начальных классах | |
29 | | | Контрольный диктант по теме повторение изученного в начальных классах № 1 «Прогулка» | |
| | | Синтаксис, пунктуация, культура речи- 28ч (4рр+ 1кр+ 23) | |
30 | | | Синтаксис и пунктуация. | |
31 | | | Словосочетание. | |
32 | | | Разбор словосочетаний. | |
33 | | | Предложение. | |
34 | | | Р.Р. Сжатое изложение по упр. 143 Гордый пень. | |
35 | | | Виды предложений по цели высказывания. | |
36 | | | Восклицательные предложения. | |
37 | | | Р. Р. Сочинение на свободную тему.«Памятный день в школе» | |
38 | | | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | |
39 | | | Сказуемое. | |
40 | | | Тире между подлежащим и сказуемым. | |
41 | | | Нераспространенные и распространенные предложения. | |
42 | | | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | |
43 | | | Определение. | |
44 | | | Обстоятельство. | |
45 | | | Предложения с однородными членами | |
46 | | | знаки препинания при однородных членах предложения | |
47 | | | Обобщающие слова при однородных членах. | |
48 | | | Предложения с обращениями | |
49 | | | Р.Р. Письмо. | |
50 | | | Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения.рк работа с текстом | |
51 | | | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | |
52 | | | Простые и сложные предложения. | |
53 | | | Синтаксический разбор сложного предложения. | |
54 | | | Предложения с прямой речью. | |
55 | | | Диалог. | |
56 | | | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | |
57 | | | Контрольный диктант по теме «Простые и сложные предложения» №2 «Пес и вороны» | |
| | | Фонетика, орфоэпия, графика, культура речи- 16ч( 4рр+1кр+11) | |
58 | | | Фонетика. Гласные звуки. | |
59 | | | Согласные звуки. | |
60 | | | Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие | |
61 | | | Согласные звонкие и глухие. | |
62 | | | Графика. Алфавит | |
63 64 | | | Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | |
65 | | | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | |
66 | | | Р.Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | |
67 | | | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | |
68 | | | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | |
69 | | | Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). | |
70 | | | Орфоэпия. | |
71 | | | Фонетический разбор слова. | |
72 | | | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | |
73 | | | Контрольный диктант №3 по теме фонетика»Обезьяны» | |
| | | Лексика. Культура речи-10ч (2рр+1пр+7) | |
74 | | | Слово и его лексическое значение. | |
75 | | | Однозначные и многозначные слова. | |
76 | | | Прямое и переносное значение слов. | |
77 | | | Омонимы. | |
78 | | | Синонимы. | |
79 | | | Р.Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь.«Февральская лазурь»). | |
80 | | | Антонимы. | |
81 | | | Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). | |
82 | | | Повторение темы «Лексикапроект создай свой словарик | |
83 | | | Практика по теме лексика | |
| | | Морфемика, орфография- 22ч (4рр+1кр+17) | |
84 | | | Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | |
85 | | | Окончание. | |
86 | | | Основа слова. | |
87 | | | Р.Р. Сочинение по личным впечатлениям. Сочинение - письмо | |
88 | | | Корень слова. Контрольный словарный диктант. | |
89 | | | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. | |
90 | | | Суффикс. | |
91 | | | Приставка. | |
92 | | | Р.р. Выборочное изложение Последний лист орешника по упр. 420. | |
93 | | | Чередование звуков. Беглые гласные. | |
94 | | | Варианты морфем. Морфемный разбор. | |
95 | | | Правописание гласных и согласных в приставках. | |
96 | | | Буквы З и С на конце приставок. | |
97 | | | Буквы З и С на конце приставок. | |
98 | | | Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. | |
99 | | | Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-. | |
100 | | | Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-. | |
101 | | | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | |
102 | | | Буквы И – Ы после Ц. | |
103 | | | Р.Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский.«Сирень в корзине»). | |
104 | | | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | |
105 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. №4»Осины» | |
| | | Имя существительное-18ч (4рр+1кр+13) | |
106 | | | Имя существительное как часть речи. | |
107 | | | Р.Р. Доказательства в рассуждении. | |
108 | | | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | |
109 | | | Имена существительные собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант. | |
110 | | | Род имен существительных. | |
111 | | | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | |
112 | | | Р.Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк.«Перо и чернильница»). | |
113 | | | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | |
114 | | | Три склонения имен существительных. | |
115 | | | Падежи имен существительных. | |
116 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | |
117 | | | Р.Р. Подробное изложение с изменением лица.три березки по упр. 547 | |
118 | | | Множественное число имен существительных. | |
119 | | | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | |
120 | | | Р.Р. сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | |
121 | | | Морфологический разбор имени существительного. | |
122 | | | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | |
123 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. №5 «Медведица –мать» | |
| | | Имя прилагательное- 11ч (3рр+1кр+1пр+6) | |
124 | | | Имя прилагательное как часть речи. | |
125 | | | Р.р. Описание животного. проект мое любимое животное | |
126 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | |
127 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | |
128 | | | Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести КупринаЮ-ю) | |
129 | | | Прилагательные полные и краткие. | |
130 131 | | | Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комарова.«Наводнение»). | |
132 | | | Морфологический разбор имени прилагательного.рк работа с текстом | |
133 | | | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | |
134 | | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» №6 весенний снегопад | |
| | | Глагол- 28ч (6рр+1кр+21) | |
135 | | | Глагол как часть речи. | |
136 | | | Не с глаголами. | |
137 | | | Р. Р. Рассказ. | |
138 | | | Неопределенная форма глагола.. | |
139 | | | Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант. | |
140 | | | Правописание -ться и –тся в глаголах. | |
141 | | | Правописание -ться и –тся в глаголах. | |
142 | | | Виды глагола. | |
143 | | | Виды глагола. | |
144 | | | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | |
145 | | | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | |
146 | | | Р.Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | |
147 | | | Время глагола. Прошедшее время глагола. | |
148 | | | Настоящее время глагола. | |
149 | | | Будущее время глаголов. | |
150 | | | Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук.«Шоколадный торт»). | |
151 | | | Спряжение глаголов. | |
152 | | | Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. | |
153 | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | |
154 | | | Морфологический разбор глагола.рк работа с текстом | |
155 | | | Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | |
156 | | | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | |
157 | | | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | |
158 | | | Употребление времен. | |
159 160 | | | Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.«Не взяли на рыбалку»). | |
161 | | | Повторение изученного по теме «Глагол». | |
162 | | | Контрольный диктант по теме глагол №7 кто сеет в лесу | |
| | | Повторение и систематизация изученного – 8 ч (2рр+1кр+5) | |
163 | | | Разделы науки о языке. | |
164 165 | | | Р.Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. Куда бы я хотел поехать летом и почему?» | |
166 | | | Орфограммы в приставках и корнях слов. | |
167 | | | Орфограммы в окончаниях слов. | |
168 | | | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | |
169 | | | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | |
170 | | | Итоговый контрольный тест № 8 за курс 5 класса | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Контрольный диктант по теме повторение изученного в начальных классах № 1 «Прогулка» | 1 |
| Контрольная работа по теме «Простые и сложные предложения» №2 «Пес и вороны» | 1 |
| Контрольная работа №3 по теме фонетика»Обезьяны» | 1 |
| Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» №4»Осины» | 1 |
| Контрольный диктант по теме имя существительное №5 «Медведица –мать» | 1 |
| Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» №6 «весенний снегопад» | 1 |
| Контрольный диктант по теме глагол №7 Кто сеет в лесу» | 1 |
| Итоговый контрольный тест № 8 за курс 5 класса | 1 |
| ВСЕГО : | 8 |
Перечень проектных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Повторение темы «Лексика» проект создай свой словарик | 1 |
| Р.р. Описание животного. проект мое любимое животное | 1 |
| ВСЕГО: | 2 |
Весенний снегопад.
Имя прилагательное
Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвертой неделе марта начался могучий снегопад. Все в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.
Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекла даже воробьев. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки.
Другие птицы ищут спасения в паническом/ бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился. (По Л. Семаго).
Дополнительные задания.
Найдите имя прилагательное в первом предложении (I вар.), в предложении Снег глухим одеялом... (IIвар.); произведите морфологический разбор прилагательного.
Обозначьте морфемы в словах: мартовскими, прилетали, крошки (I вар.); кормушку, (о) зимней, встречный, (II вар.).
Подчеркните три слова, у которых на конце проверяемая согласная.
Найдите сложное предложение, выделите Bнем грамматические основы.
Медведица-мать. (имя существительное)
Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать осторожно держит бурых детенышей около своей груди, кутает их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревает своим дыханием, вылизывает их шерстку.
Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Теперь она учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, клубни растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Жирные жучки, мягкие червячки — все идет в пищу.
А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детенышей от опасности. Если медвежатам грозит беда, медведица бросится на любого противника. (По С. Покровскому).
Дополнительные задания.
Выпишите два существительных разных склонений, определите, в форме какого падежа они употреблены.
Обозначьте морфемный состав слов: шерстку, выходит, жирные (I вар.); вкусные, жучки, бросится (II вар.).
3. Подчеркните существительные как члены предложения: Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму (I вар.); Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги (II вар.).
4. Укажите орфограммы в словах: (в) берлоге, детенышей, червячки (I вар.); (от) холода, жучки, смотрит (II вар.).
Осины
Тема морфемика.
Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий, безветренный летний день листья осин дрожат. От этого деревья кажутся живыми существами. Они точно шепчутся между собой.
Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром расстилаются под осинками опавшие листья. Под листьями видны красноватые шляпки поздних грибов — подосиновиков.
В дуплах старых толстых осин располагаются ночные и дневные птицы, белки прячут в них свои запасы. Зимой корой молодых растений кормятся зайчата.
Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с березами и темными елями. По трепетанию листвы на высоких вершинах и тихому шелесту сразу узнаешь осину. (По И. Соколову-Мики-тову).
Дополнительные задания.
Из первого и второго абзацев выпишите словосочетания, в которые входят слова осины (I вар.), листья (II вар.); сделайте письменный разбор этих словосочетаний, укажите падеж и число указанного слова.
Найдите три слова, в которых основа равна корню.
Выпишите по два слова: 1) с приставками, которые не изменяются на письме, 2) с приставками на з (с). Графически объясните правописание приставок.
Выпишите слова с корнем -раст -рос-(Iвар.),' -лаг- — -лож- (II вар.); подберите к ним еще три-четыре слова с тем же корнем.
5. Найдите во втором и третьем абзацах слова-антонимы.
Диктант
по теме повторение изученного в начальных классах.
Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера4. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро4. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути
Дополнительные задания.
Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.
Выпишите из текста по одному слову каждой части речи
Объяснить орфограммы в словах
Кто сеет в лесу. глагол
Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Кто же начнет сев?
Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтыхпарашютиках легкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь елочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.
Так кроты весною пашут, елки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. (По Э. Шиму).
Дополнительные задания.
Произведите синтаксический разбор: первого предложения (I вар.); последнего предложения (II вар.).
Поставьте глаголы в неопределенной форме: трудились, увидишь (I вар.); насыпали, запутались (II вар.).
Обозначьте морфемы в словах: передвигаться, кротовую, (на) бороздках (I вар.); расположились, свечками, свободного (II вар.).
Найдите два глагола совершенного вида и два глагола несовершенного вида.
Обезьяны.
Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие,. ручные. Они на ладошке поместятся. А есть огромные,такие сильные, что их боятся даже леопарды. У некоторых обезьян мощные хвосты, которые помогают им ловко перескакивать с дерева на дерево.У толстохвостки хвост большой и пушистый, как у лисы.
Шерстка у обезьян тоже разная. У одних она гладкая и не очень плотная, у других — густая.
Есть обезьяны, у которых во рту имеются специальные защечные мешочки. В них они прячут запасы: плоды, орехи, ягоды.
Обезьяны живут в джунглях Африки, Индии и в тропических лесах Южной Америки. (По Г. Снегиреву).
Дополнительные задания.
1. Запишите цифрой, сколько раз в предложении У одних она гладкая... встречается звук[т] (I вар.); звук [д] (II вар.).
Выпишите три слова, в которых есть мягкий согласный, укажите, как обозначена в них мягкость согласных.
Выпишите два слова, в которых есть гласные в слабой позиции, и два слова, в которых есть согласные в слабой позиции.
Укажите, сколько звуков в слове ягоды (I вар.); обезьяны (II вар.).
5. Расположите в алфавитном порядке слова в предложенииА есть огромные...
(I вар.); в предложенииЕсть обезьяны, у
которых... (II вар.).
Пес и вороны. (простые и сложные предложения)
Зима. Всюду снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. По снегу во дворе деловито разгуливают вороны.
Вот выбежал во двор пес с кусочком хлеба, лег на снегу закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди изо рта вырвут кусок.
Пес рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдергиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся.
Пес терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал.
А в это время другие давно уже его хлеб утащили. (По Г. Скребицкому).
. Дополнительные задания.
1. В предложении с прямой речью выпишите слова «автора» (I вар.), прямую речь (II вар.).
2. Составьте схему предложения с однородными членами.
3. Выделите условными обозначениями два обстоятельства (I вар.), два дополнения (И вар.). Укажите, к какому слову в предложении они относятся, какими частями речи выражены.
4. Подберите к двум-трем словам с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова» проверочные слова.
Годовой итоговый тест 5 классТекст. Часть 1.
В каком ряду даны только звонкие согласные звуки?
1)[ц],[ф]; 2) [ж], [г];
3) [щ*], [б]; 4) [к], [з].
Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются...
1) синонимами; 2) антонимами; 3) омонимами; 4) омографами.
Найдите неологизм.
1) Брокер; 2) кафтан; 3) небо; 4)губернатор.
В каком предложении выделенное слово является существительным?
На бескрайних просторах Руси стоят белокаменные церкви.
Они похожи на воинов-богатырей в боевых шлемах.
Часто их стены действительно защищали людей от врагов.
Поэтому и назывались они монастыри-крепости.
Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
1) Приморский; 2) присмотреться; 3) зверолов; 4) ледниковый.
Укажите слово, образованное бессуфиксальным способом.
1) Каменный; 2) вода;
3) синь; 4) бить.
В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?
1) Обезяна, в юнок; 2) руч_и, в ехать;
3) об явление, под_ём; 4) серёзный, с_есть.
Укажите слово, где в корне пишется о.
1) Предл гать; 2) з_ря; 3) к саться; 4) р сток.
Укажите несклоняемое существительное.
1)Жюри; 2)сани;
3) облако; 4) дорога.
В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода?
1) Каменный дом; 2) редкая птица; 3) новое платье; 4) интересные передачи.
Укажите глагол второго спряжения.
1)Вылет_ть; 2) выздоровть; 3) дышшь; 4) света_т.
Часть 2. Прочитай текст и выполни задания 12-19.
1. Ребята собирали лекарственные травы и забрели в вековой ельник. 2. Всюду цвели ландыши. Крохотные белые колокольчики испускали удивительно нежный аромат. 3. Ребята сели на пенёк и затихли. 4. Вдруг из-за кустов выскочила лисица и выбежала на луговину. 5. Плутовка понюхала одну кисточку ландышей, другую и повалилась на бок. 6. Она каталась, подминала под себя ландыши, натиралась ими, потом перевернулась на спину, подняла лапы и замерла. 7. Полежала лиса, села столбиком, опять понюхала ландыши и побежала своей дорогой. 8. Ребята удивлялись, неужели лисица захотела, чтобы её шубка пахла ландышами!? (Из журнала «Юный натуралист».)
Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста? 1) Лекарственные травы. 2) Лиса.
3) Ребята в лесу. 4) Лиса-модница.
В каком предложении содержится слово со значением «душистый, приятный запах»?
1) В предложении 1; 2) в предложении 3; 3) в предложении 4; 4) в предложении 5.
Зачем лиса каталась по ландышам?
Хотела их уничтожить из-за запаха;
чистила свою шкурку;
понравился запах ландышей;
отдыхала на траве.
Укажите номер предложения с прямой речью.
Укажите слово с чередованием в корне в предложениях 1-4.
Укажите предложение с шестью однородными членами.
Укажите грамматическую основу в первом предложении.
Ребята собирали; 3) ребята собирали и забрели;
собирали травы; 4) ребята забрели.
Выполните морфологический разбор слова «захотел»
6