СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС
Приложение № 1 к ООП
Рабочая программа учебного предмета
ТЕХНОЛОГИЯ
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета (технология)
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Личностные универсальные учебные действия У учащихся будут сформированы: | ||||
- положительно относиться к учению; - проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»; - принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников; - чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя; - бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников; - осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека; - с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность; - под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец. | - объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера; - уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; - понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий. | - отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам; - проявлять интерес к историческим традициям России и своего края; - испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании; - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; - опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | - оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; - описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; - опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; - понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда. | |
Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: | ||||
- принимать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. | - формулировать цель деятельности на уроке; - выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); - планировать практическую деятельность на уроке; - выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); - предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных; - работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов); - определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем). | - формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - выявлять и формулировать учебную проблему; - анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; - самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; - осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; - выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. | - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; - выявлять и формулировать учебную проблему; - выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи); - предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных; - самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. | |
Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: | ||||
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; - сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно- художественному); - анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного; - ориентироваться в материале на страницах учебника; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - пользоваться памятками (даные в конце учебника); - делать выводы о результате совместной работы всего класса; - преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы. | - наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; - сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; - понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; - находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; - называть конструкторско-технологические и декоративно - художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; - самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. | - искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; - открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). | - искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете; - приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений (событий), проводить аналогии, использовать полученную информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач; - делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | |
Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: | ||||
- слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему. | - вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение; - выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек. | - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться. | - формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать; - слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; - сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). | |
Предметные результаты Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание Учащийся будет знать о (на уровне представлений): | ||||
- роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения; - отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира; - профессиях близких и окружающих людей. | - элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия); - гармонии предметов и окружающей среды; - профессиях мастеров родного края; - характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства. | - характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства; - профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного). | - о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах; - об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония); о правилах безопасного пользования бытовыми приборами. | |
Учащийся будет уметь: | ||||
- обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их); - соблюдать правила гигиены труда. | - самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; - готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; - выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; - самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения; - применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. | - узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла; - соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой). | - организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом; - использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной творческой деятельности; - защищать природу и материальное окружение и бережно относиться к ним; - безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайниками, компьютером); - выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать разрывы по шву). | |
Технология ручной обработки материалов. Основа художественно – практической деятельности Учащийся будет знать о: | ||||
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.); - последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка); - способы разметки («на глаз», по шаблону); - формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием; - клеевой способ соединения; - способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка; - названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими. | - обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка; - названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; - происхождение натуральных тканей и их виды; - способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы; - основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза; - линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов; - названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль). | - названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); - последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов; - линии чертежа (осевая и центровая); - правила безопасной работы канцелярским ножом; - косую строчку, её варианты, назначение; - несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся); - композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме; - традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях. | - названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); - последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов; - линии чертежа (осевая и центровая); - правила безопасной работы канцелярским ножом; - косую строчку, её варианты, назначение; - несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся); - дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности; - основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты; - композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме; - традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях; - стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.; - художественных техниках (в рамках изученного). | |
Учащийся будет уметь: | ||||
- различать материалы и инструменты по их назначению; - качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий: 1) экономно размечать по шаблону, сгибанием; 2) точно резать ножницами; 3) соединять изделия с помощью клея; 4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой; - использовать для сушки плоских изделий пресс; - безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы); - с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона. | - читать простейшие чертежи (эскизы); - выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз); - оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами; - решать несложные конструкторско-технологические задачи; - справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. | - читать простейший чертёж (эскиз) развёрток; - выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж (эскиз); - подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий; - оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её вариантами; - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета); - решать доступные технологические задачи. | - читать простейший чертёж (эскиз) плоских и объёмных изделий (развёрток); - выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов; - подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий; - оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами; - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета). | |
Конструирование и моделирование Учащийся будет знать о: | ||||
- детали как составной части изделия; - конструкциях разборных и неразборных; - неподвижном клеевом соединении деталей. | - неподвижный и подвижный способы соединения деталей; - отличия макета от модели. | - простейшие способы достижения прочности конструкций. | - простейшие способы достижения прочности конструкций. | |
Учащийся будет уметь: | ||||
- различать разборные и неразборные конструкции не- сложных изделий; - конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку. | - конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; - определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами. | - конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; - изменять конструкцию изделия по заданным условиям; - выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции. | - конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям; - изменять конструкцию изделия по заданным условиям; - выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. | |
Практика работы на компьютере Учащийся будет знать о: | ||||
| - назначении персонального компьютера. | - названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации; - основные правила безопасной работы на компьютере; - назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью. | - использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека; - названия и основное назначение частей компьютера. | |
Учащийся будет уметь (с помощью учителя): | ||||
| | - включать и выключать компьютер; - пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); - выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать); - работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий, закрытие материала и изъятие диска из компьютера. | - создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; - оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца); - работать с доступной информацией; - работать в программах Word, Power Point. |
II. Содержание предмета
1 КЛАСС
Давайте познакомимся
Как работать с учебником.
Знакомство с учебником, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
Я и мои друзья. Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.
Материалы и инструменты.
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты.
Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места
Что такое технология.
Знакомство со значением слова «технология» (названия предмета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоенных умений.
Понятие: технология
Человек и земля
Природный материал.
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под
прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.
Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы.
Изделие: «Аппликация из листьев»
Пластилин.
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пластилином.
Выполнение аппликации из пластилина. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности и её рефлексии.
Понятия: эскиз, сборка.
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.
Понятие: композиция.
Изделие: «Мудрая сова»
Растения.
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
Понятие: земледелие.
Изделие: «Получение и сушка семян».
Проект «Осенний урожай»
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне). Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приёмов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
Понятие: проект.
Изделие: «Овощи из пластилина».
Бумага.
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного её расходования.
Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы.
Изделия: «Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги».
Насекомые.
Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изготовления изделия по
образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски).
Изделие: «Пчёлы и соты».
Дикие животные.
Виды диких животных. Знакомство с техникой коллаж. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.
Проект «Дикие животные».
Изделие: «Коллаж».
Новый год.
Проект «Украшаем класс к Новому году».
Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.
Изделия: «Украшение на ёлку», «Украшение на окно».
Домашние животные.
Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.
Изделие: «Котёнок»
Такие разные дома.
Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов.
Понятия: макет, гофрированный картон.
Изделие: «Домик из веток».
Посуда.
Знакомство с видами посуды и материалами, из которых её изготавливают. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии.
Понятия: сервировка, сервиз.
Проект «Чайный сервиз»
Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при изготовлении изделий для чайного сервиза.
Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница»
Свет в доме.
Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнение старинных и современных способов освещения жилища. Изготовление модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы шилом.
Изделие: «Торшер».
Мебель.
Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для её изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и уход за мебелью). Изготовление модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.
Изделие: «Стул».
Одежда, ткань, нитки.
Знакомство с видами одежды, её назначением и материалами, из которых её изготавливают. Способы создания одежды. Виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.
Понятия: выкройка, модель.
Изделие: «Кукла из ниток».
Учимся шить.
Знакомство с правилами работы иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления изделия. Оформление игрушки при помощи пуговиц.
Изделия: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой», «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», «Медвежонок».
Передвижение по земле.
Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения в жизни человека. Знакомство с конструктором, его деталями и приёмами соединения деталей. Изготовление из конструктора модели тачки.
Изделие: «Тачка».
Человек и вода.
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений.
Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.
Понятие: рассада.
Изделие: «Проращивание семян».
Питьевая вода.
Изготовление макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели параллелепипеда при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.
Изделие: «Колодец».
Передвижение по воде.
Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека.
Проект «Речной флот»
Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота. Создание фигуры цилиндрической формы из бумаги. Исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приёмами изготовления изделий в технике оригами. Сравнение способов изготовления плавательных средств (кораблика и плота) из различных материалов.
Понятие: оригами.
Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот».
Человек и воздух.
Использование ветра.
Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки при помощи линейки (вычерчивание диагонали). Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление изделия по самостоятельному замыслу.
Понятие: флюгер.
Изделие: «Вертушка».
Полёты птиц.
Знакомство с видами птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования материала при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.
Понятие: мозаика.
Изделие: «Попугай».
Полёты человека.
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолёта и парашюта. Закрепление умений работать с бумагой в технике оригами, размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.
Понятие: летательный аппарат.
Изделия: «Самолёт», «Парашют».
Человек и информация.
Способы общения.
Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование).
Изделия: «Зашифрованное письмо».
Важные телефонные номера.
Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Определение безопасного маршрута от дома до школы, его графическое отображение.
Изделие: «Важные телефонные номера».
Компьютер.
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером.
Понятия: компьютер, Интернет
2 КЛАСС
Давайте познакомимся
Как работать с учебником.
Знакомство с учебником, условными обозначениями, критериями оценки по разным основаниям.
Материалы и инструменты.
Рубрика «Вопросы юного технолога»
Человек и земля
Земледелие.
Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей происходящих изменений.
Понятие: земледелие.
Профессии: садовод, овощевод.
Практическая работа: выращивание лука.
Посуда.
Изделие: «Корзина с цветами»
Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление ее при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин.
Профессии: гончар, мастер-корзинщик.
Понятия: керамика, глазурь.
Изделие: «Семейка грибов на поляне».
Закрепление приемов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием природных материалов.
Практические работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые».
Изделие: «Игрушка из теста».
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приемов работы с соленым тестом и с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера, инструментами. Национальные блюда, изготовленные из теста.
Профессия: пекарь, кондитер.
Понятия: тестопластика.
Проект «Праздничный стол». Изготовление изделий из пластичных материалов (по выбору учителя). Сравнение свойств соленого теста, глины, пластилина (внешне, состав, приемы работы, применение). Анализ формы и вида изделия, определение последовательности выполнения работы.
Народные промыслы.
Изделие: «Золотая хохлома».
Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объемное изделие.
Техника: папье-маше, грунтовка.
Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент.
Изделие: «Городецкая роспись».
Особенности народного промысла «Городецкая роспись». Особенности создания городецкой росписи.
Понятия: имитация, роспись. Подмалевок.
Изделие «Дымковская игрушка».
Особенности народного промысла «Дымковская игрушка». Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделий.
Изделие: «Матрешка».
История матрешки. Работа резника по дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись. Лакировка). Разные способы росписи матрешек: семеновская, вятская, загорская (Сергиево-Посадская) порлхово-майдановская, авторская. Анализ изготовления изделия по заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону.
Соединение деталей из разных материалов при помощи клея.
Профессия: игрушечник, резчик по дереву.
Изделие: пейзаж «Деревня».
Выполнения деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Прием получения новых оттенков пластилина.
Понятия: рельеф, пейзаж.
Домашние животные и птицы.
Изделие: «Лошадка».
Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадью. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание движущейся конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок.
Профессии: животновод, коневод, конюх.
Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона.
Практическая работа: «Домашние животные».
Изделия: «курочка из крупы», «цыпленок», «петушок» (по выбору учителя). Аппликация из природного материала. Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена. Свойства природных материалов и приемы работы с этими материалами. Прием нанесения разметки при помощи кальки. Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика.
Проект «Деревенский двор».
ГРУППОВАЯ РАБОТА. Распределение обязанностей в группе. Самостоятельное составлении е плана работы на основе рубрики «Вопросы
юного технолога».
Изготовление объемных изделий на основе развертки.
Понятие: развертка.
Новый год.
Изделия: «Елочные игрушки из яиц».
История возникновения елочных игрушек и традиции празднования нового года.
Симметричные фигуры. Приемы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии.
Строительство.
Изделия: «Изба» или «Крепость».
Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек деревянного зодчества. Значение слова
«родина, родной». Конструкция русской избы (венец, наличник, причелина).Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы. Выполнение работы в технике полуобъемная пластика. Особенности разметки деталей сгибанием и придание им объема, скручивание деталей с помощью карандаша. Или работа с яичной скорлупой в технике кракле. Свойства яичной скорлупы, особенности работы с ней.
Профессии: плотник.
Понятия: кракле, венец, наличник, причелина.
В доме.
Изделие: «Домовой».
Традиции оформления русской избы, правила приема гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новыми инструментами – циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой. Понятие циркуль.
Практическая работа: «Наш дом».
Проект: «Убранство избы».
Изделие: «Русская печь».
Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника. Печная утварь и способы ее использования. Сравнение русской печи с видами печей региона проживания. Изготовление модели печи из пластичных материалов. Сам-е составление плана изготовления изделия по иллюстрации.
Профессии: печник, истопник.
Понятия: утварь, лежанка, устье, шесток.
Изделие: «коврик».
Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями (половики, ковры). Структура ткани, переплетение нитей. Изготовление модели ковра способом переплетения полосок бумаги.
Понятия: переплетение, основа, уток.
Изделие: «Стол и скамья».
Мебель, традиционная для русской избы. Конструкция стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Завершение проекта «Убранство избы». Создание и оформление композиции «Убранство избы».
Народный костюм.
Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов и региона проживания. Соотнесение материалов с природными особенностями региона. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон.
Изделие «Русская красавица».
Внешние признаки тканей из натурального волокона, работа с нитками и картоном. Освоение приемов плетения в 3 нити.
Понятия: волокна, виды волокон, сутаж, плетение.
Изделие: «Костюм для Ани и Вани».
Создание национального костюма (женского и мужского). Элементы их костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической карты. Знакомство с правилами разметки ткани. Создание выкроек. Разметка ткани по шаблону.
Изделие: «Кошелек».
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды
ниток и их назначение. Правила работы иглой, правила техники безопасности при работе с иглой. Организация рабочего места при шитье.
Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетки».
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурного стежка.
Понятия: пяльцы.
Профессии: пряха, вышивальщица.
Человек и вода
Рыболовство.
Изделие композиция «Золотая рыбка».
Вода и ее роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособление для рыболовства. Новый вид техники – «изонить». Рациональное размещение материалов на рабочем месте.
Профессия: рыболов.
Изделие: «Русалка».
Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Знакомство со сказочными морскими персонажами. Использование литерных текстов для презентации изделия.
Понятия: русалка, сирена.
Проект «Аквариум».
Аквариум и аквариумные рыбки. Виды рыбок. Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами.
Понятие: аквариум.
Изделие «аквариум»
Человек и воздух
Использование ветра.
Изделие: «Ветряная мельница»
Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объемной модели мельницы на основе развертки. Самостоятельное составление плана изготовления изделия.
Понятие: мельница.
Профессия: мельник.
Изделие: «Флюгер».
Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Новый вид материала –фольга. Свойства фольги. Использование фольги. Соединение деталей при помощи скрепки.
Понятия: фольга, флюгер.
Птица счастья.
Изделие: «Птица счастья».
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой - сгибание, складывание. Освоение техники оригами.
Понятия: оберег, оригами.
Человек и информация
Книгопечатание.
Изделие: «Книжка-ширма».
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг. Выполнение чертежей,
разметка по линейке.
Понятия: книгопечатание, книжка-ширма.
Поиск информации в Интернете.
Практическая работа : «Ищем информацию в Интернете». Способы поиска информации. Правила набора текста.
Понятия: компьютер, Интернет, набор текста.
Заключительный урок.
Выбор лучших работ. Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий.
3 КЛАСС
Давайте познакомимся
Как работать с учебником. Путешествуем по городу.
Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод.
Человек и земля
Архитектура.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа.
Изделие: «Дом»
Городские постройки.
Название городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание), Правила
безопасной работы с плоскогубцами. Объёмная модель телебашни из проволоки.
Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Изделие: «Телебашня».
Парк.
Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов.
Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.
Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник.
Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Изделие: «Городской парк».
Проект «Детская площадка».
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнения всех технологических операций, оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели».
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков. Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Профессии: модельер, закройщик, портной, швея.
Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликаций, монограмма,
шов.
Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука»,
Практическая работа: «Коллекция тканей».
Изготовление тканей.
Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в
ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции.
Профессия: ткач.
Понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен.
Изделие: «Гобелен».
Вязание.
Новый технологический процесс - вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания - крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приёмы вязания крючком.
Понятия: вязание, крючок, воздушные петли.
Изделие: «Воздушные петли».
Одежда для карнавала.
Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных
материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии.
Понятия: карнавал, крахмал, кулиска.
Изделия: «Кавалер», «Дама».
Бисероплетение.
Знакомство с новым материалом — бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, её свойства и особенности. Использование лески при изготовлении изделий из бисера. Освоение способов бисероплетения.
Понятия: бисер, бисероплетение.
Изделия: «Браслетик», «Цветочки», «Браслетик «Подковки».
Практическая работа: «Кроссворд «Ателье мод».
Кафе.
Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы
определения массы продуктов при помощи мерок. Работа с бумагой, конструирование модели весов.
Профессии: повар, кулинар, официант.
Понятия: порция, меню.
Изделие: «Весы».
Практическая работа: «Тест «Кухонные принадлежности».
Фруктовый завтрак.
Приготовление пищи. Кухонные инструменты о приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд. Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.
Понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость.
Изделие: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке» (по выбору учителя).
Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака».
Колпачок-цыплёнок.
Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюла тёплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.
Понятия: синтепон, сантиметровая лента.
Изделие: «Колпачок-цыплёнок».
Бутерброды.
Блюда, не требующие тепловой обработки, холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов.
Изделие: «Бутерброды», «Радуга на шпажке» (по выбору учителя).
Салфетница.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с
использованием симметрии.
Понятия: салфетница, сервировка.
Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток».
Магазин подарков.
Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Изготовление подарка ко дню защитника Отечества. Работа с пластичным материалом (тестопластика).
Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин.
Понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок.
Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей».
Золотистая соломка.
Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её использование в
декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки - холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.
Учёт цвета фактуры соломки при создании композиции.
Понятия: соломка, междоузлия.
Изделие: «Золотистая соломка».
Упаковка подарков.
Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при
составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке). Учёт при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначенная, Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки для подарка.
Понятия: упаковка, контраст, тональность.
Изделие: «Упаковка подарков».
Автомастерская.
Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки.
Технология конструирования объёмных фигур. Создание объёмной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия.
Профессии: инженер-конструктор, автослесарь.
Понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объёмная фигура, грань.
Изделие: «Фургон «Мороженое».
Грузовик.
Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное). Сборка изделия. Презентация.
Понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение.
Изделия: «Грузовик», «Автомобиль».
Практическая работа: «Человек и земля».
Человек и вода
Мосты.
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки из-под коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей.
Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Изделие: «Мост».
Водный транспорт.
Водный транспорт. Виды водного транспорта.
Проект «Водный транспорт».
Проектная деятельность Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты.
Профессия: кораблестроитель.
Понятия: верфь, баржа, контргайка.
Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя).
Океанариум.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоское, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов.
Проект «Океанариум».
Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощённого варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов. Профессия: ихтиолог. Понятия: мягкая игрушка, океанариум.
Изделие: «Осьминоги и рыбки».
Практическая работа: «Мягка игрушка».
Фонтаны.
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному
образцу.
Понятия: фонтан, декоративный водоём.
Изделие: «Фонтан».
Практическая работа: «Человек и вода».
Человек и воздух
Зоопарк.
Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Работа с бумагой. Изготовление изделия в технике оригами по условным обозначениям.
Понятия: оригами, бионика.
Изделие: «Птицы».
Практическая работа: «Тест «Условные обозначения техники оригами».
Вертолётная площадка.
Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий летчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым материалом пробкой.
Профессии: лётчик, штурман, авиаконструктор.
Понятия: вертолёт, лопасть.
Изделие: «Вертолёт «Муха».
Воздушный шар.
Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники папье-маше. Украшение города и
помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей
при помощи ниток и скотча.
Понятие: папье-маше.
Изделие: Воздушный шар.
Украшаем город (материал рассчитан на внеклассную деятельность).
Изделие: «Композиция «Клоун».
Практическая работа: «Человек и воздух»
Человек и информация
Переплётная мастерская.
Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия. Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок) при изготовлении «Папки достижений».
Профессии: печатник, переплетчик.
Понятие: переплёт.
Изделие: «Переплётные работы».
Почта.
Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений.
Понятие: «бланк».
Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Профессии: почтальон, почтовый служащий.
Понятия: корреспонденция, бланк.
Изделие: «Заполняем бланк».
Кукольный театр.
Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная
афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля.
Проект «Готовим спектакль».
Проектная деятельность. Заполнение технологических карт. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитьё. Колпачок. Работа с бумагой по шаблону. Презентация, работа с технологической картой, расчёт стоимости изделия.
Профессии: кукольник, художник-декоратор, кукловод.
Понятия: театр, театр кукол, программа.
Изделие: «Кукольный театр».
Афиша.
Программа Мiсгоsoft ОfficeWord. Правила набора текста, Программа Мiсгоsoft ОfficeWordDocument.doc. Сохранение документа, форматирование и печать.
Создание афиши и программки на компьютере.
Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.
Изделие: «Афиша», «Программа».
4 КЛАСС
Давайте познакомимся
Как работать с учебником.
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и
критериями оценивания выполнения работы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приёмы работы.
Человек и земля
Вагоностроительный завод.
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги,
картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с
производственным циклом изготовления вагона.
Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.
Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон».
Полезные ископаемые.
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа.
Профессии: геолог, буровик.
Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга.
Изделие: «Буровая вышка».
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой
работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа:
изготовление отдельных элементов (малахитовых плашек) учащимися.
Профессия: мастер по камню.
Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
Изделие: «Малахитовая шкатулка».
Автомобильный завод.
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов.
Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция.
Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика».
Монетный двор.
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой.
Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение.
Изделия: «Стороны медали», «Медаль».
Фаянсовый завод.
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания
изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.
Профессии: скульптор, художник.
Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.
Изделия: «Основа для вазы», «Ваза».
Тест: «Как создаётся фаянс»
Швейная фабрика.
Знакомство е технологией производственного процесса на фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с материалами. Соблюдение правил работы иглой, циркулем.
Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик.
Понятия: кустарное производство, массовое производство, фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер.
Изделие: «Прихватка».
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану,
создавать лекало и выполнять при помощи его разметку деталей. Соблюдение правил работы иглой, циркулем. Самостоятельное составление
плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии.
Понятие: мягкая игрушка.
Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка».
Обувное производство.
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней.
Профессия: обувщик.
Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.
Изделие: «Модель детской летней обуви».
Деревообрабатывающее производство.
Знакомство с новым материалом - древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различение видов пиломатериалов и способов их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.
Профессия: столяр.
Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.
Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений».
Кондитерская фабрика.
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао бобов. Знакомство с
профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление
пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.
Профессии: кондитер, технолог-кондитер.
Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло, конширование.
Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье».
Практическая работа: «Тест: Кондитерские изделия»
Бытовая техника.
Знакомство с понятием «бытовая техника» о её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством,
знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование
электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы.
Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.
Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.
Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы».
Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов»
Тепличное хозяйство.
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Профессии: агроном, овощевод.
Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.
Изделие: «Цветы для школьной клумбы».
Человек и вода
Водоканал.
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды я жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования
воды. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при
помощи струемера.
Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.
Изделие: Фильтр для очистки воды.
Порт.
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами.
Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской
узел.
Изделие: «Канатная лестница».
Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы».
Узелковое плетение.
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного
плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме.
Понятие: макраме.
Изделие: «Браслет».
Человек и воздух
Самолётостроение. Ракетостроение.
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты.
Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Профессии: лётчик, космонавт.
Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.
Изделие: «Самолёт».
Ракета-носитель.
Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Изделие: «Ракета-носитель».
Летательный аппарат. Воздушный змей.
Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор.
Изделие: «Воздушный змей».
Человек и информация
Создание титульного листа.
Осмысление места и значения информация в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издания.
Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.
Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал- макет, элементы
книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист.
Изделие: «Титульный лист»
Работа с таблицами.
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord.
Понятия: таблица, строка, столбец.
Изделие: Работа с таблицами.
Создание содержания книги.
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы
книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового
проекта «Издаём книгу».
Практическая работа: «Содержание».
Переплётные работы.
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов — шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил
работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Понятия: шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок.
Изделие: «Книга «Дневник путешественника».
Итоговый урок.
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.
III. Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
1 класс | |
Давайте познакомимся | 3 |
Человек и земля | 20 |
Человек и вода | 4 |
Человек и воздух | 3 |
Человек и информация | 3 |
2 класс | |
Давайте познакомимся | 1 |
Человек и земля | 23 |
Человек и вода | 3 |
Человек и воздух | 3 |
Человек и информация | 4 |
3 класс | |
Давайте познакомимся | 1 |
Человек и земля | 21 |
Человек и вода | 4 |
Человек и воздух | 3 |
Человек и информация | 5 |
4 класс | |
Давайте познакомимся | 1 |
Человек и земля | 21 |
Человек и вода | 3 |
Человек и воздух | 3 |
Человек и информация | 6 |