2
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Корочанский сельскохозяйственный техникум»
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.01. Экономика организации
по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
(базовый уровень)
Короча 2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) базового уровня подготовки по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
РАССМОТРЕНО: на заседании ПЦК протокол № __от ___________ Председатель ______Н.П. Анисенко | УТВЕРЖДАЮ: зам. директора по УР __________ Н.А.Старовойтова |
Организация-разработчик: ОГАПОУ «Корочанский СХТ»
Разработчики:
Калинкина А. В. – преподаватель ОГАПОУ «Корочанский СХТ»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП .01 Экономика организации
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01Экономика организации является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Экономика организации может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.01 Экономика организации входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности, устанавливающих базовые знания и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности выпускника. Эти знания необходимы как при проведении теоретических исследований, так и при решении конкретных экономических задач, решаемых на предприятии. Освоение дисциплины ОП.01 Экономика организации необходимо для дальнейшего изучения профессиональных модулей.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа дисциплины ОП.01 Экономика организации предполагает изучение экономики предприятия как целостного механизма выработки экономически обоснованных решений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
сущность организации как основного звена экономики отраслей;
основные принципы построения экономической системы организации;
принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
методы оценки эффективности их использования, организацию производственного и технологического процессов;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
механизмы ценообразования;
формы оплаты труда;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у выпускника специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет:
А) Общие компетенции (ОК 01.-ОК 09.), включающие в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Б) Профессиональные компетенции соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 1.5. Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 2.5. Проводить денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущую группировка фактов хозяйственной жизни.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.5. Оформлять итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, подводить результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имущественном и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, из них 36 часов практические работы, 20 часов – курсовая работа.
самостоятельной работы обучающегося 28 часов;
консультации – 8 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 36 |
курсовая работа | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
Консультации | 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Экономика организации
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Экономические основы функционирования субъектов хозяйствования | 88 | |
Тема 1 Типы производства. Производственная структура предприятия | Содержание | 4 | 2,3 |
1 | Сущность и характеристика производственного процесса. Типы производства и их характеристики. Факторы, определяющие производственную структуру предприятия | 2 |
Практические занятия 1 | | |
Задание на соответствие. Тестирование по теме «Производственная структура предприятия» | 2 | |
Тема 2 Организация управления предприятием | Содержание | 10 | |
1 | Задачи управления предприятием в условиях рынка. Типовые структуры управления | 2 | 2,3 |
Самостоятельная работа обучающегося | 8 | |
Заполнение таблиц по теме «Организация управления предприятия». |
Тема 3 Состав и классификация основных средств (фондов) Износ и амортизация. | Содержание | 8 |
1 | Состав и классификация основных средств (фондов - ОС). Показатели использования основных средств | 2 | 2,3 |
Практические занятия 2 – 3 - 4 | 2 2 2 | |
1 | Определение структуры ОС, расчет показателей их использования |
2 | Износ и амортизация ОС. Методы начисления амортизации |
3 | Определение плановой суммы амортизационных отчислений при равномерном способе начисления амортизации |
Тема 4 Оборотные средства, их состав и структура | Содержание | 14 | |
1 | Состав и структура оборотных средств. Источники их формирования. Методика определения потребности в собственных оборотных средствах. Показатели использования оборотных средств | 2 | 2,3 |
Практические занятия 5-6 | 2 2 | |
1 | Расчет норматива оборотных средств в производственных запасах материальных ресурсов. Расчет показателей использования оборотных средств |
2 | Методы определения стоимости производственных запасов в условиях изменяющихся цен |
Самостоятельная работа обучающегося | 8 |
Решение задач по образцу «Расчет оборотных средств» |
Тема 5 Состав и структура кадров. Производительность труда | Содержание | 6 |
1 | Кадры и их классификация на предприятии. Производительность труда: показатели и методы измерения. | 2 | 2,3 |
Практические занятия: 7 - 8 | 2 2 | |
1 | Определение численности работающих |
2 | Расчет показателей производительности труда |
Тема 6 Организация оплаты труда на предприятии | Содержание: | 16 |
1 | Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Тарифная система | 2 | 2,3 |
Практические занятия: 9 – 10 - 11 | 2 2 2 | |
1 | Расчет заработной платы при различных системах оплаты труда |
2 | Распределение коллективного заработка различными методами |
3 | Расчет заработной платы по листкам нетрудоспособности |
Самостоятельная работа обучающегося | 8 |
Составить таблицу «Трудовой Кодекс РФ о компенсационных и стимулирующих выплатах работникам организаций, размеры и условия их выплат». |
Тема 7 Затраты на производство и реализацию | Содержание: | 10 |
1 | Понятие себестоимости продукции (работ, услуг), ее виды, структура. Методы группировки затрат, смета затрат. Классификация затрат на производство. | 2 | 2,3 |
Практические занятия: 12-13 | 2 2 4 | |
1 | Составление сметы затрат на производство. Распределение косвенных затрат, составление калькуляции себестоимости изделия |
2 | Расчет себестоимости продукции растениеводства и животноводства |
Самостоятельная работа обучающегося |
Сообщение на тему: «Расчет себестоимости и калькуляция продукции растениеводства» |
Сообщение на тему «Расчет себестоимости и калькуляция продукции животноводства» |
Тема 8 Цена продукции. Прибыль и рентабельность | Содержание: | 20 |
1 | Виды и структура цен. Понятие об акцизах, НДС. Понятие, виды прибыли. Формирование и распределение прибыли. Налог на прибыль. | 2 | 2,3 |
Практические занятия: 14-15 - 16 -17 - 18 | 2 2 2 2 2 | |
1 | Расчет цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления |
2 | Расчет точки безубыточности. Принятие решений по ценам. Расчет оптовой и розничной цены |
3 | Расчет и распределение прибыли предприятия. |
4 | Расчет показателей рентабельности производства |
5 | Расчет налога на прибыль. Распределение налога по бюджетам |
Самостоятельная работа обучающегося | 8 |
Методические рекомендации по разработке ценовой политики |
Основные подходы к ценообразованию |
Курсовая работа | Курсовая работа «Разработка плана предприятия на … квартал 20… года» | | |
Выдача заданий. Введение. Основные показатели деятельности предприятия | 2 | |
План сбыта и план производства. Баланс производственных мощностей | 2 | |
Баланс рабочего времени | 2 | |
Планирование численности работающих | 2 | |
Планирование фонда заработной платы работающих | 2 | |
Калькулирование себестоимости продукции | 2 | |
Смета затрат на производство, себестоимость реализованной продукции | 2 | |
Планирование прибыли от продаж. Общая сумма прибыли | 2 | |
Распределение прибыли | 2 | |
План рекламных мероприятий. Протокол согласования цен. Оценка показателей | 2 | |
Написание курсовой работы | 20 | |
| Всего: Занятия на уроках, в том числе практические занятия самостоятельная работа консультации | 72 36 36 28 8 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики организации.
Технические средства обучения:
- рабочее место преподавателя с персональным компьютером,
- видеопроектор,
- лицензионное программное обеспечение для представления презентаций.
Средства обучения:
- комплекты индивидуальных заданий (на всю группу учащихся),
- наглядные пособия (схемы).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные и законодательные акты
Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. – № 7. – 21 янв.
О банках и банковской деятельности : [федер. закон от 02 дек. 1990 г. № 395-1-ФЗ (ред. от 15 февр. 2010 г.)] // Рос. газ. – 1996. – № 27. – 10 февр. ; 2010. – № 33. – 17 февр.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая : [федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17 июл. 2009) // Рос. газ. – 1996. – № 23. – 06 февр. ; 2009. – № 131п. – 20 июл.
Бюджетный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 31 июл. 1998 г. № 145 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ)] // Рос. газ. – 1998. – № 153-154. – 12 авг. ; 2010. – № 109. – 21 мая.
О Министерстве финансов Российской Федерации : [постановление Правительства Рос. Федерации от 30 июн. 2004 г. № 329 (ред. от 15 июн. 2010 г. № 438)] // Рос. газ. – 2004. – № 162. – 31 июл.; Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 26. – Ст. 3350
Основные источники:
Чечевицына Л.Н. Экономика организации: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачалурова. – Изд. 8-е, испр. - Ростов н/Дону: Феникс, 2014.- 382 с. – ().
2. Чечевицына Л.Н. Экономика организации: практикум для студентов средних профессиональных учебных заведений / Л.Н. Чечевицына, О.Н. Терещенко. - Ростов н/Дону: Феникс, 2014.- 254 с.
Дополнительные источники:
1. Book.ru. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 8-у изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 408 с. – (Среднее профессиональное образование).
2. Znanium.ru. Кнышова Е.Н. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2015. - 336 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0022-2, 3000 экз.
3. Znanium.ru. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2015. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-905554-19-3, 1000 экз. ... . М.: КНОРУС, 2015. 6. Практикум по экономике организации (предприятия) / под ред. П.В. Тальминой..
Интернет-ресурсы:
Информационно-правовой портал Гарант [электронный ресурс] – Режим доступа: свободная http://base.garant.ru
Трудовой кодекс [электронный ресурс] – Режим доступа: свободная http://www.trkodeks.ru
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gks.ru
Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли. - [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.economy.gov.ru/minec/main
Публичная интернет-библиотека. Специализация: отечественная периодика. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.public.ru
Сайт Эл. Словарь: Wikipedia. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Студенческая электронная библиотека «ВЕДА». - [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.lib.ua-ru.net
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.ecsocman.edu.ru
Экономико-правовая библиотека. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.vuzlib.net
Экономический портал. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.economicus.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе опроса, проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
Определять организационно-правовые формы организаций | Практические занятия, задания для самостоятельной работы с литературой, законодательными актами, тестирование |
Планировать деятельность организации | Практические занятия, устный опрос, курсовая работа |
Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации | Практические занятия, задания для самостоятельной работы с литературой, законодательными актами, тестирование |
Заполнять первичные документы по экономической деятельности организации | Практические занятия, устный опрос, курсовая работа |
Рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации | Практические занятия, задания для самостоятельной работы с литературой, законодательными актами, тестирование, курсовая работа |
Находить и использовать необходимую экономическую информацию | Задания для самостоятельной работы с литературой, законодательными актами, устный опрос, курсовая работа |
Оценка результатов обучения проводится по традиционной системе отметок в баллах за выполненную работу |
Знания: |
Сущность организации, как основного звена экономики отраслей | Устный опрос, тестирование, выполнение практических работ, выполнение самостоятельных работ |
Основные принципы построения экономической системы организации | Устный опрос, выполнение практических работ, выполнение самостоятельных работ |
Организация производственного и технологического процессов | Устный опрос, выполнение практических работ |
Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования | Устный опрос, тестирование, выполнение практических работ, выполнение самостоятельных работ |
Способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии | Устный опрос, выполнение практических работ, выполнение самостоятельных работ |
Механизмы ценообразования | Устный опрос, выполнение практических работ, выполнение самостоятельных работ |
Формы оплаты труда | Тестирование, выполнение практических работ, выполнение самостоятельных работ |
Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методика их расчета | Выполнение практических работ, выполнение самостоятельных работ |
Аспекты развития отрасли, организации хозяйствующих субъектов в рыночной экономике | Устный опрос, выполнение самостоятельных работ |