Управление образования и науки Тамбовской области.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Котовский индустриальный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.08 «Технология отрасли»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
(по отраслям)»
заочное отделение
Котовск, 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование».
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Котовский индустриальный техникум (ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»)
Разработчик:
Ульянов Д.А. преподаватель спец.дисциплин
Рассмотрено на заседании ПЦК 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» 28 августа 2014 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2014 г., протокол №1, утверждена зам. директора по УР И.В. Улуханова.
Председатель ПЦК _______________ В.В.Кочетков
Зам. директора _______________ И.В. Улуханова
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Технология отрасли
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящую в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре рабочей профессиональной
образовательной программы: дисциплина относится к группе
общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проектировать операции технологического процесса производства продукции отрасли;
- проектировать участки механических цехов;
- нормировать операции технологического процесса
результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- назначение, область применения, устройство, принципы работы оборудования;
- технические характеристики и технологические возможности промышленного оборудования;
- нормы допустимых нагрузок оборудования в процессе эксплуатации
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 155 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 18 часов; самостоятельной работы обучающегося 137 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 155 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 18 |
в том числе: | |
практические занятия | |
курсовое проектирование | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 137 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технология отрасли»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание дисциплины «Технология отрасли». Значение химической промышленности для народного хозяйства. Взаимосвязь химической промышленности с другими отраслями народного хозяйства. Основные направления развития химической техники и технологии | 2 | 2 |
Раздел 1. Стандартизация и классификация сырья, свойства сырья (материала) и его показатели | Основные виды сырья химической промышленности. Технологическое сырье. Обогащение сырья. | 2 | 2 |
Обогащение сырья. |
Понятие о стандартах. Энергетика химической промышленности. Основные источники энергии. | 2 |
Характеристика природных вод. Требования к питьевой и промышленной воде. Методы подготовки воды в химической технологии. Воздух в химической промышленности. | 2 |
Практические занятия не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: Современные методы очистки промышленных выбросов в атмосферу. | 2 | |
Раздел 2 Технологические процессы подготовки исходного материала к производству | 26 | 2 |
Тема 2.1. Закономерности химико –технических процессов | Классификация химико-технических процессов. Основные показатели химико-технических процессов. | 2 | 2 |
Принцип Ле-Шателье. Взаимосвязь равновесных выходов, концентраций, степени превращения. Факторы, обеспечивающие повышение равновесных выходов. | 2 |
Характеристика гомогенных и гетерогенных, обратимых и необратимых химико-технических процессов. | 2 |
Катализ. Механизм действия катализаторов. Требования к катализаторам | 2 |
Факторы, влияющие на скорость химико-технических процессов | 2 |
Практические занятия | 6 | |
Определение статистических и кинетических характеристик ХТП. | 2 | 2 |
Расчет основных технико-экономических показателей. | 2 |
Расчет материальных и тепловых балансов по реакции. | 2 |
Тема 2.2. Основные характеристики реакторов | Требования, предъявляемые к реакторам. Коэффициент заполнения реакторов. Классификация реакторов. Типичные промышленные реакторы для гомогенных, гетерогенных и каталических процессов. Принцип организации теплообмена. Материальный и тепловой балансы реактора. | | 2 |
Практические занятия | 4 |
Расчет реакционного объема реактора и его габаритных размеров. | 2 |
Расчет материального и теплового баланса реактора. | 2 |
Контрольная работа | 2 | |
Тема 2.3. Химико-технические системы | Общая характеристика химико-технических систем. Работа химико-технических систем с открытой технологической цепью, с последовательными и параллельными, обратными рециркуляционными связями аппаратов. Совмещение технологических и энергетических функций в едином аппарате. | 2 | 2 |
Использование теплоты экзотермических процессов для проведения эндотермических процессов. Проектирование химических производств. Техническая документация. | 2 |
Практические занятия не предусмотрены | |
Самостоятельная работа обучающихся Домашняя к/р «Характеристика методов обогащения» Рефераты на тему: «Стадии ХТП и контроль», «Влияние различных факторов на ХТП» Решение задач. | 6 | |
Раздел 3. Типовые технологические процессы изготовления готовой продукции | 34 | |
Тема 3.1. Производство неорганических продуктов | Назначение, свойства и применения серной кислоты в народном хозяйстве. Способы получения. Теоретические основы производства. Принципиальные химико-техническая схема производства серной кислоты. | 2 | 2 |
Аппаратурное оформление химико-технологическое процесса. Основные направления совершенствования сернокислотного производства. Техника безопасности, охрана окружающей среды в производстве серной кислоты. Хранение и транспортировка готового продукта. | 2 |
Назначение, свойства и применения аммиака в народном хозяйстве. Способы получения. Теоретические основы производства аммиака. Принципиальные химико-техническая схема производства аммиака. | 2 |
Устройства и принцип работы колонны синтеза аммиака. Техника безопасности, охрана окружающей среды в производстве аммиака. Хранение и транспортировка готового продукта. | 2 |
Назначение, свойства и применения азотной кислоты в народном хозяйстве. Способы получения. Теоретические основы производства. Принципиальные химико-техническая схема производства азотной кислоты при атмосферном и повышенном давлении. Аппаратурное оформление химико-технологическое процесса. | 2 |
Основные направления совершенствования азотнокислотного производства. Техника безопасности, охрана окружающей среды в производстве азотной кислоты. Хранение и транспортировка готового продукта. | 2 |
Практические занятия | 6 | |
Изобразить технологическую схему с указанием движением материальных и тепловых потоков. | 2 | 2 |
Дать краткое описание аппаратурной технологической схемы. | 2 |
Выполнить упрощенный чертеж реакционного аппарата, кратко пояснить принцип его работы | 2 |
Тема 3.2. Химическая переработка топлив | Классификация твердого топлива. Естественное и искусственное твердое топливо. Свойства и состав твердого топлива. Методы переработки твердого топлива. | 2 | 2 |
Коксование каменного угля. Аппаратурное оформление процесса. Применяемое оборудование. | 2 |
Классификация нефтей в зависимости от состава. Свойства нефти и области ее применения. Основные продукты переработки нефти. | 2 |
Физический и химический методы переработки нефти. Методы переработки газообразного топлива | 2 |
Практические занятия не предусмотрены | |
Тема 3.3. Производство органических веществ | Свойства и применение в народном хозяйстве метилового спирта, формальдегида, ацетилена, этилового спирта, дивинила (бутадиена-1,3) Способы получения. Теоретические основы производства. Типы химико-технических систем. Аппаратурное оформление химико-технологическое процесса. | 2 | 2 |
Техника безопасности, охрана окружающей среды в производстве метилового и этилового спиртов, формальдегида, ацетилена, дивинила. | 2 |
Практические занятия не предусмотрены | |
Тема 3.4. Технология высокомолекулярных соединений (ВМС) | Свойства в области применения полимеров и пластмасс. Методы получения ВМС: полимеризация, поликонденсация. Структура полимеров. | 2 | 2 |
Пластмассы на основе полимеризационных смол. Пластмассы на основе поликонденсационных смол. | 2 |
Практические занятия не предусмотрены | |
| Самостоятельная работа обучающихся Рефераты на тему: «Использование гидроэнергетики и энергии атомных установок» Домашняя к/р: «Составление материального баланса» Построение технологической схемы по стадиям. Изучение устройства основного оборудования. Реферат на тему: «Серная кислота-«Хлеб» химической промышленности». Реферат на тему: «Практическое значение азотной кислоты». Рефераты, презентации: «Промышленные загрязнения биосферы. Источники загрязнений. Защита атмосферы от вредных воздействий», «Защита озонового экрана от химического загрязнения». Рефераты, презентации: «Экологические аспекты при проектировании малоотходных технологических процессов», «Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века», «Метанол: хемофилия и хемофобия». | 8 2 8
8 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета .
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации. Технические средства обучения:
-интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Кондауров Б.П. Общая химическая технология: Учебник. – М.: Академия,2009
Московичев Ю.А. Теоретические основы химической технологии: Учебное пособие.-М.:Академия, 2012.
Основы химической технологии: учебник [Электронный ресурс]/Гардеева Е.А., Жеребцова Н.А. – Котовск: ТОГБОУ СПО КИТ,2014.-1электр.опт. диск(CD-ROM)
Дополнительные источники:
Русоков П.В. Производство полимеров. (учебник). –М.: Высшая школа, 2011г.
Мухленов и др. Основы химической технологии DJV. М.: "Высшая школа", 2010. - 335 с. 3-е изд. перераб. и доп
Интернет ресурсы:
http://www.alhimik.ru/demop/tit_exp.htm - Демонстрационные опыты по химии элементов.
http://www.dmoz.org/World/Russian/Наука/Химия/Образование/ - На сайте размещены методические рекомендации для студентов, справочные и учебные материалы, занимательные опыты по химии с видео- приложениями .
http://www.ximicat.com/info.php?id=84 - Химический каталог
http://www.websib.ru/noos/chemistry/advice.htm - Химический раздел
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Студенты знают: - назначение, область применения, устройство, принципы работы оборудования; - технические характеристики и технологические возможности промышленного оборудования; - нормы допустимых нагрузок оборудования в процессе эксплуатации Умеют: - проектировать операции технологического процесса производства продукции отрасли; - проектировать участки механических цехов; - нормировать операции технологического процесса | Входной контроль в форме: - тестирования по основополагающим понятиям дисциплины. Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса; - самостоятельной работы; - решения ситуационных задач; - тестирования по темам; - написания рефератов и творческих работ; - создания презентаций по выбранной тематике. Рубежный контроль в форме: - зачетов (письменной работы) по каждому разделу дисциплины. Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета Оценка: - результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы; - оформления документов согласно эталона. |
5