СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бюджетной грамотности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для изучения как обязательный региональный компонент. Изучают данную учебную дисциплину по всем специальностям.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бюджетной грамотности"»



Министерство образования и науки Краснодарского края

ГБПОУ КК «Венцы – Заря сельскохозяйственный техникум»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 05 «Основы бюджетной грамотности»

Для специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»











Венцы, 2014г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 05 «Основы бюджетной грамотности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» базовой подготовки.

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной программы СПО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения укрупнённой группы специальностей 080000 «Экономика и управление».


Организация разработчик ГБПОУ КК «Венцы – Заря сельскохозяйственный техникум».

Разработчик: преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин Ермошина Г.А.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 11

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 11

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 14










  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 05 «Основы бюджетной грамотности»

    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности(специальностям)СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОГСЭ. 05 «Основы бюджетной грамотности» является экономической дисциплиной, и относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель реализации программы:

Повышение бюджетной грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирования компетенций в области бюджета и финансов.

В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих компетенций:

- общие:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- профессиональные:

  • ПК 1.1. в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

  • ПК 1.2. в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;

  • ПК 1.3. в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • ПК 1.4. в сфере познавательно-коммуникативной: объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью; критически осмысливать экономическую информацию, экономический анализ общественных явлений и событий для получения опыта познавательной и практической деятельности;

  • ПК 1.5. в сфере массовой коммуникации: уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.

В ходе изучения курса «Основы бюджетной грамотности» обучающиеся осваивают следующие умения:

  1. рационально планировать семейный бюджет;

  2. объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи;

  3. описывать основные статьи доходов и расходов государственного бюджета России;

  4. анализировать: виды вкладов и кредитов;


В ходе изучения курса «Основы бюджетной грамотности» обучающиеся приобретают следующие знания:

1. о формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании;

2. об экономической деятельности фирм и государства;

3. о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 36 часов;

  • самостоятельная работа обучающегося 18 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 05 «Основы бюджетной грамотности»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Самостоятельная работа (всего)

18

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

-

контрольные работы

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 05 «Основы бюджетной грамотности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.Бюджет частного домохозяйства.

Тема 1.1.

Бюджет семьи.

Содержание учебного материала

4




2

Экономические функции домохозяйства. Бюджет семьи. Бюджетное ограничение семьи. Источники дохода и расходов семьи. Планирование семейного бюджета. Понятие полезности. Понятие потребительского выбора.

Самостоятельная работа обучающихся: Написание реферата на тему «Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи.»

2

3

Тема 1.2. Карманные деньги «за» и «против».

Содержание учебного материала

4

2

Сущность карманных денег. Дети и карманные деньги. Что дают карманные деньги подростку.

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта на тему: «Споры о карманных деньгах»

2

3

Раздел 2. Бюджетная система. Государственный бюджет.

Тема 2.1. Бюджетная система. Бюджетный процесс.

Содержание учебного материала

4



2

Бюджетное устройство и бюджетная система. Межбюджетные отношения. Формирование федерального, регионального и местного бюджетов. Бюджетная политика. Бюджетный процесс. Составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов на темы: Местные налоги, как способ формирования местных бюджетов.

2


Тема 2.2. Доходы и расходы бюджета.

Содержание учебного материала


8




2

Содержание и принципы формирования доходов бюджета. Налоговые доходы. Неналоговые доходы. Безвозмездные перечисления. Дефицит и профицит государственного бюджета. Расходы бюджета на государственную поддержку материального производства и регулирование экономики. Расходы бюджета на социальную сферу. Государственная поддержка науки. Расходы бюджета на государственное управление, обеспечение безопасности граждан и государства. Муниципальные органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе. Причины и следствия возникновения государственного долга, пути его решения.

Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов на темы: «Расходы бюджета на международную деятельность», «Расходы бюджета на обслуживание государственного внутреннего долга», «Расходы бюджета на обслуживание государственного внешнего долга».

4

3

Тема 2.3. Бюджетные и внебюджетные фонды.

Содержание учебного материала

4



2

Государственные целевые внебюджетные фонды. Целевые бюджетные фонды. Пенсионные программы. Социальная политика государства (социальная поддержка граждан).


Самостоятельная работа обучающихся. Написание реферата на тему: «Пенсионная реформа, пути её реализации».

3

3

Раздел 3. Кредитная система государства.

Тема 3.1. Кредитно-денежная политика.

Содержание учебного материала

6


2

Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Потребительское кредитование. Виды кредитов.


Самостоятельная работа. Написание конспекта по теме: «Потребительское кредитование».

3

3

Тема 3.2.Страхование.

Содержание учебного материала

4



2

Сущность страхования. Формы страхования. Значение страхования в условиях рыночной экономики. Виды страхования.

Самостоятельная работа. Написание реферата: «Страхование в экономике страны».

2

3

Раздел 4. Составление налоговой декларации.

Тема 4.1. Налоговая декларация.

Понятие налоговой декларации. Порядок составления и представления налоговой декларации.

2

2









Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика» и учебной лаборатории с пакетом стандартных программ Microsoft Office, с наличием СПС «Консультант Плюс».

Оборудование учебного кабинета:

  • Учебная доска;

  • Посадочные места по количеству обучающихся;

  • Рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

  • Компьютеры;

  • Мультимедийная установка;

  • Электронная доска.

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 4.1. Учебно-методическое обеспечение
  1. Бюджетный кодекс РФ от 31 мая 1998г. № 145-ФЗ. (действующая редакция 2014 г.)

  2. Бюджетная система России: Учебник. / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 540 с.

  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. для вузов. / СПб.гос.ун-т экономики и финансов (ФИНЭК); Под ред. В.М. Романовского, О.В. Врублевской. - 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-издат., 2004. - 838с.

  4. Берзон Н.И., Аршавинский А.Ю. Фондовый рынок. М., Вита-Пресс, 2002. 4. Думная Н.Н. Заплати налоги и спи спокойно. – М. Интеллект центр, 2011.

  1. Думная Н.Н. Экономика 10-11 класс. – М. Интеллект-центр, 2008.

  2. Кайзер Ф.Й., Веткина А.В., Курмелева А.С., Экономика 10-11 класс, М.

Вита-Пресс, 2007.

  1. Киреев А.П. Экономика 10-11 класс, М., Вита-Пресс, 2007.

  2. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. Изд. – М.:

Экзамен, 2003.

  1. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2006.

  2. Рустамьян В.П.. Все о кредитных историях изд. – М.: Юристъ, 2008.

  3. Суханов М.С. Деньги, кредит, банки. Изд. - М.: Теис, 2009.

  4. Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2008.

  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Издательство: изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  6. Федоров Б.Ф.. Как правильно взять и вернуть кредит: на покупку недвижимости, автомобиля, техники. 2-е изд., доп. Изд.: Питер, 2008. 15. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 9ред. От

31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

  1. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

4.2. Материально-техническое обеспечение

4.2.1. Учебное оборудование и дидактические пособия:

  • слайдовые презентации по отдельным темам;

  • тестовые задания по разделам;

  • индивидуальные карточки по отдельным темам.

4.2.2. Информационно-образовательные ресурсы:

  1. http://www.nes.ru/dataupload/files/projects/financial-

literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf – А. Горячев, В.

Чумаченко, Финансовая грамота, М., 2009 г.

  1. http://www.cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf – банковская азбука «Банковский вклад», ЦБ РФ, М., 2013 г.

  2. http://www.budget.gov.ru/ – единый портал бюджетной системы

Российской Федерации.

  1. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_3 – Как получить кредит по самой низкой процентной ставке? ЦБ РФ, М.

  2. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 – Обучающая игра «Насколько хорошо ты знаешь деньги», ЦБ РФ, М.

  3. http://www.schoolmoney.ru – Основы инвестирования и управления личными финансами «Школа денег».

  4. www.economy.gov.ru – сайт Министерства развития РФ.

  5. http://document.kremlin.ru – официальное интернет-представительство

Президента России.

  1. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной Антимонопольной службы.

  2. http://www.minfin.ru/ – сайт Министерства финансов РФ.

  3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.

  4. www.cbr.ru – сайт Банка России.

  5. www.fcsm.ru – сайт Федеральной службы по финансовым рынкам.

  6. http://www.eeg.ru/ – сайт МФ РФ статистика.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Рационально планировать семейный бюджет;

Дифференцированный зачёт

Объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи;

Дифференцированный зачёт

Описывать основные статьи доходов и расходов государственного бюджета России;

Дифференцированный зачёт

Анализировать: виды вкладов и кредитов;

Дифференцированный зачёт

Знания:

о формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании;

Тестирование, собеседование,

дифференцированный зачет

об экономической деятельности фирм и государства;

о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.