ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА- ИНТЕРНАТ» Г.НОВОТРОИЦКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на МО учителей ___________________ Протокол №__ от «__»__________20__ | Согласовано: Зам. директора по УВР: _____________________ О.В.Максименко | Утверждаю: Директор школы-интерната: ______________________ Э.И.Гаврилова Приказ №__ от ___________ |
Разработал: учитель
Сонина Е.В.
г. Новотроицк, 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Общая характеристика учебного предмета………………………………….8
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета…...9
Нормы оценок по предмету «Мир природы и человека»…………………11
Содержание учебного предмета………………………………………………12
Перечень учебно-методического обеспечения……………………………...21
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «СКШИ» г. Новотроицка Оренбургской области;
4. Программа специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (0-4 классы), Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией Бгажноковой И.М.. , утвержденная или рекомендованная Министерством образования и науки РФ;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
6. Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
7. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г.Новотроицка Оренбургской области;
8. Положение о порядке разработки и утверждении рабочей программы учебного предмета, курса ГБОУ «СКШИ», утверждена приказ №___ от _2016 г.__________
Основной целью рабочей программы будет являться создание условий для формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у младших школьников понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе. Реализовать данную цель можно будет через решение следующих задач:
Формировать у детей представления о живой и неживой природе, об основных ее элементах;
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи неживой и живой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Формировать представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;
Выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
Сформировать знания обучающихся о природе своего края;
Сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
Воспитание интереса и бережного отношения к природе.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционно-развивающая работа:
Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет
возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая её в СИПР.
Коррекционно-развивающая работа направлена на личностное развитие, коррекцию недостатков в психическом развитии и освоение содержания
образования.
Принципы коррекционной работы:
1. Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
2. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
3. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
4. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
5. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
6. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Основные направления коррекционной работы:
Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) Психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) Мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования;
3) Анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование,интервьюирование);
- психолого-педагогический эксперимент;
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
- беседы с учащимися, учителями и родителями;
- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.;
- оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами);
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
- разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;
- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
- занятия индивидуальные и групповые;
- игры, упражнения, этюды;
- психокоррекционные методики;
- беседы с учащимися;
- организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и
обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
- беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей;
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
- разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество;
- взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социальнопедагогической работы используются следующие формы и методы работы:
- индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги;
- лекции для родителей;
- анкетирование педагогов, родителей;
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Учитель надомного обучения включает направления коррекционной работы в индивидуальный календарно-тематический план и реализует её путём
интеграции в содержание базовых учебных предметов, разделов и тем.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1 - 4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной особенностью содержания предмета «Мир природы и человека» является его интегративный характер. В нем объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у обучающихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, , физические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Предмет «Мир природы и человека» даёт возможность воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним.
Предмет создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения мира природы и человека обучающиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку; планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневое и дифференцированное обучение, ИКТ.
Место предмета в базисном плане
1 класс – 2 часа в неделю, в год 66 часов
2 класс – 1 час в неделю, в год 34 часа
3 класс- 1 час в неделю, в год 34 часа
4 класс- 1 час в неделю, в год 34 часа
На изучение программы мир природы и человека 1 - 4 классы – 168
часов (примерный базисный план в примерной ООП НОО).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека».
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- самостоятельно читать.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека».
Должны уметь практически применять следующие знания:
1 уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.
2 уровень:
называть изученные объекты и явления;
различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
различать изученных диких и домашних животных, рыб;
различать признаки времён года;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ПРЕДМЕТУ
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
« 5 » | « 4 » | « 3 » |
- дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире; - раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике. | - дает ответ, который в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала; - неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. | - излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя; - частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире; - ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план и виды деятельности – 1 класс
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр. раб. |
Фаза постановки и решения системы учебных задач |
I | Осень. | | |
| Месяцы. Приметы осени. Начальная осень. | 6 | 1 |
| Середина осени. | 6 | 1 |
| Поздняя осень. | 6 | 1 |
II | Зима. | | |
| Месяцы. Приметы зимы. Начало зимы. | 6 | 1 |
| Середина зимы. | 6 | 1 |
| Конец зимы. | 2 | 1 |
III | Весна. | | |
| Месяцы. Приметы весны. Начало весны. | 6 | 1 |
| Середина весны. | 6 | 1 |
| Поздняя весна. | 6 | 1 |
IV | Лето. | | |
| Месяцы. Приметы лета. | 6 | 1 |
V | Смена времен года. | 2 | |
| Преемственность сезонных изменений. | 2 | |
| Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе. | 2 | |
| Охрана живой и неживой природы. | 2 | |
VI | Здоровье человека. | 2 | 1 |
| | | |
Резерв | | | |
| | | |
Итого | | 66 | 11 |
Учебно-тематический план и виды деятельности – 2 класс
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр. раб. |
Фаза постановки и решения системы учебных задач |
I | Сутки. Долгота дня. | 2 | |
II | Неживая природа. Вода. Свойства воды. | 4 | 1 |
III | Времена года. Осень. | 3 | 1 |
IV | Растения. | 6 | 1 |
V | Времена года. Зима. | 2 | |
VI | Занятия людей зимой. | 1 | |
VII | Животные. | 7 | 1 |
VIII | Времена года. Весна. | 2 | |
IX | Человек. | 6 | 1 |
X | Времена года. Лето. | 2 | 1 |
| | | |
Резерв | | | |
| | | |
Итого | | 34 | 6 |
Учебно-тематический план и виды деятельности – 3 класс
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр. раб. |
Фаза постановки и решения системы учебных задач |
I | Повторение. | 4 | 1 |
II | Сезонные изменения. Осень. | 5 | 1 |
III | Воздух. | 2 | 1 |
IV | Сезонные изменения. Зима. | 5 | 1 |
V | Растения. | 4 | 1 |
VI | Животные. | 4 | 1 |
IX | Сезонные изменения. Весна. | 2 | 1 |
X | Человек. | 4 | 1 |
XI | Сезонные изменения. Лето. | 2 | |
XII | Повторение. | 2 | 1 |
| | | |
Резерв | | | |
| | | |
Итого | | 34 | 9 |
Учебно-тематический план и виды деятельности – 4 класс
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр. раб. |
Фаза постановки и решения системы учебных задач |
I | Повторение. | 1 | |
II | Сезонные изменения в природе. | 3 | 1 |
III | Неживая природа. | 2 | |
IV | Живая природа. | 3 | |
V | Сезонные изменения в природе. | 2 | 1 |
VI | Неживая природа. | 2 | |
IX | Живая природа. | 3 | 1 |
X | Сезонные изменения в природе. | 3 | 1 |
XI | Живая природа. | 7 | 2 |
XII | Сезонные изменения в природе | 2 | 1 |
XIII | Живая природа. | 6 | 2 |
| | | |
Резерв | | | |
| | | |
Итого | | 34 | 9 |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во уроков |
I четверть – 18ч. |
1-2 | Месяцы. Приметы осени. Начальная осень. Месяц. Сутки, время суток, долгота дня. Праздники. Люди, одежда. Охрана здоровья. Температура воздуха. | 2 |
3-4 | Осадки. Ветер. Солнце. Облака. | 2 |
5-6 | Почва. Состояние водоёмов. Жизнь растений. Жизнь животных и птиц. Контрольная работа. | 2 |
7-8 | Середина осени. Месяц. Сутки, время суток, долгота дня. Праздники. Люди, одежда. Охрана здоровья. Температура воздуха. | 2 |
9-10 | Осадки. Ветер. Солнце. Облака. | 2 |
11-12 | Почва. Состояние водоёмов. Жизнь растений. Жизнь животных и птиц. Контрольная работа. | 2 |
13-14 | Поздняя осень. Месяц. Сутки, время суток, долгота дня. Праздники. Люди, одежда. Охрана здоровья. Температура воздуха. | 2 |
15-16 | Осадки. Ветер. Солнце. Облака. | 2 |
17-18 | Почва. Состояние водоёмов. Жизнь растений. Жизнь животных и птиц. Контрольная работа. | 2 |
II четверть – 14ч. |
19-20 | Месяцы. Приметы зимы. Начало зимы. Месяц. Сутки, время суток, долгота дня. Праздники. Люди, одежда. Охрана здоровья. Температура воздуха. | 2 |
21-22 | Осадки. Ветер. Солнце. Облака. | 2 |
23-24 | Почва. Состояние водоёмов. Жизнь растений. Жизнь животных и птиц. Контрольная работа. | 2 |
25-26 | Середина зимы. Месяц. Сутки, время суток, долгота дня. Праздники. Люди, одежда. Охрана здоровья. Температура воздуха. | 2 |
27-28 | Осадки. Ветер. Солнце. Облака. | 2 |
29-30 | Почва. Состояние водоёмов. Жизнь растений. Жизнь животных и птиц. Контрольная работа. | 2 |
31-32 | Конец зимы. Месяц. Сутки, время суток, долгота дня. Праздники. Люди, одежда. Охрана здоровья. Температура воздуха | 2 |
III четверть – 18ч. |
33-34 | Месяцы. Приметы зимы. Ранняя весна. Месяц. Сутки, время суток, долгота дня. Праздники. Люди, одежда. Охрана здоровья. Температура воздуха. | 2 |
35-36 | Осадки. Ветер. Солнце. Облака. | 2 |
37-38 | Почва. Состояние водоёмов. Жизнь растений. Жизнь животных и птиц. Контрольная работа. | 2 |
39-40 | Середина весны. Месяц. Сутки, время суток, долгота дня. Праздники. Люди, одежда. Охрана здоровья. Температура воздуха. | 2 |
41-42 | Осадки. Ветер. Солнце. Облака. | 2 |
43-44 | Почва. Состояние водоёмов. Жизнь растений. Жизнь животных и птиц. Контрольная работа. | 2 |
45-46 | Поздняя весна. Месяц. Сутки, время суток, долгота дня. Праздники. Люди, одежда. Охрана здоровья. Температура воздуха. | 2 |
47-48 | Осадки. Ветер. Солнце. Облака. | 2 |
49-50 | Почва. Состояние водоёмов. Жизнь растений. Жизнь животных и птиц. Контрольная работа. | 2 |
IV четверть – 16ч. |
51-52 | Месяцы. Приметы лета. Сутки, время суток, долгота дня. Праздники. Люди, одежда. Охрана здоровья. Температура воздуха. | 2 |
53-54 | Осадки. Ветер. Солнце. Облака. | 2 |
55-56 | Почва. Состояние водоёмов. Жизнь растений. Жизнь животных и птиц. Контрольная работа. | 2 |
57-58 | Смена времён года. | 2 |
59-60 | Преемственность сезонных изменений. | 2 |
61-62 | Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе. | 2 |
63-64 | Охрана живой и неживой природы. | 2 |
65 | Здоровье человека. | 1 |
66 | Итоговый урок. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во уроков |
I четверть – 9 ч. |
1 | Сутки. Долгота дня летом. | 1 |
2 | Долгота дня летом. Долгота дня зимой. | 1 |
3 | Неживая природа. Вода. Свойства воды. | 1 |
4 | Вода горячая и холодная. Температура воды. | 1 |
5 | Вода в природе. Атмосферные осадки. | 1 |
6 | Значение воды. | 1 |
7 | Времена года. Экскурсия. | 1 |
8 | Осень. Изменения в природе. Занятия людей осенью. | 1 |
9 | Растения и животные осенью. | 1 |
II четверть – 7 ч. |
10 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. | 1 |
11 | Растения, части растений. | 1 |
12 | Жизнь растений. Виды растений. | 1 |
13 | Огород. Овощи. Овощи в питании человека. | 1 |
14 | Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. | 1 |
15 | Уход за растениями сада и огорода. | 1 |
16 | Времена года. Зима. Растения и животные зимой. | 1 |
III четверть – 10 ч. |
17 | Занятия людей зимой. | 1 |
18 | Разнообразие животных. | 1 |
19 | Кошка и рысь. | 1 |
20 | Породы кошек. | 1 |
21 | Собака и волк. | 1 |
22 | Породы собак. | 1 |
23 | Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. | 1 |
24 | Использование рыб человеком и охрана природы. | 1 |
25 | Времена года. Весна. Экскурсия. | 1 |
26 | Обобщающий урок. | 1 |
IV четверть – 8 ч. |
27 | Гигиена тела человека. | 1 |
28 | Органы пищеварения. | 1 |
29 | Питание человека. | 1 |
30 | Продукты питания. | 1 |
31 | Правила питания. | 1 |
32 | Профилактика отравлений | 1 |
33 | Времена года. Лето. Растения и животные летом. | 1 |
34 | Итоговый урок. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во уроков |
I четверть – 9 ч. |
1-4 | Повторение. | 4 |
5 | Сентябрь – осенний месяц. | 1 |
6 | Овощи: картофель, капуста. | 1 |
7 | Растения на клумбах: астры, ноготки. | 1 |
8 | Растения в природе и их значение в жизни человека. | 1 |
9 | Труд людей осенью. | 1 |
II четверть – 7 ч. |
10-11 | Воздух, его значение. | 2 |
12 | Начало зимы. | 1 |
13 | Зимующие птицы: снегирь, синица. | 1 |
14 | Перелетные птицы: грач, скворец. | 1 |
15 | Домашние животные зимой. | 1 |
16 | Труд людей зимой. | 1 |
III четверть – 10 ч. |
17 | Деревья, кустарники, травы. | 1 |
18 | Части растений. | 1 |
19 | Лес. Растения леса. Хвойные и лиственные деревья. Кустарники. | 1 |
20 | Жизнь растений весной. | 1 |
21-22 | Животные. Разнообразие животного мира. | 2 |
23 | Домашние животные весной. | 1 |
24 | Дикие животные весной. | 1 |
25 | Апрель – весенний месяц. | 1 |
26 | Весна - обобщающий урок. | 1 |
IV четверть – 8 ч. |
27 | Охрана здоровья: мой организм. Человек. Части тела. | 1 |
28 | Осанка и здоровье. | 1 |
29 | Органы дыхания, зрения, слуха. | 1 |
30 | Закаливание. Виды закаливания. | 1 |
31 | Приметы лета. | 1 |
32 | Лето – обобщающий урок. | 1 |
33 | Повторение. | 1 |
34 | Итоговый урок. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во уроков |
I четверть – 9 ч. |
1 | Повторение. | 1 |
2 | Сентябрь - начало осени. | 1 |
3 | Сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время года. | 1 |
4 | Труд людей осенью. | |
5 | Почва. | 1 |
6 | Состав почвы. | 1 |
7 | Овощи, фрукты, ягоды. | 1 |
8 | Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные. | 1 |
9 | Лекарственные растения. | 1 |
II четверть – 7 ч. |
10 | Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. | 1 |
11 | Труд людей зимой. | 1 |
12 | Простейшие свойства почвы, их значение для растений. | 1 |
13 | Формы поверхности земли: равнины, овраги, холмы, горы. | 1 |
14 | Семена цветковых растений | 1 |
15 | Деревья, кустарники, травы. | 1 |
16 | Разнообразие животных в природе. | 1 |
III четверть – 10 ч. |
17 | Зима – начало года. Как я провел зимние каникулы. | 1 |
18 | Февраль - последний месяц зимы. | 1 |
19 | Март - весенний месяц. | 1 |
20 | Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна. | 1 |
21 | Домашнее животное - корова. | 1 |
22 | Домашнее животное - лошадь. | 1 |
23 | Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки. | 1 |
24 | Домашние птицы: гусь. | 1 |
25 | Домашние птицы: индюк. | 1 |
26 | Итоговый урок. | 1 |
IV четверть – 8 ч. |
27 | Середина весны. | 1 |
28 | Май – конец весны | 1 |
29 | Зимующие и перелетные птицы. | 1 |
30 | Насекомые вредные и полезные. | 1 |
31 | Рыбы - как представители животных. | 1 |
32 | Человек – часть природы. | 1 |
33 | Здоровье человека. Профилактика заболеваний. | 1 |
34 | Обобщающий урок. | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально- техническое обеспечение
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества, то в связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1. Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);
2. Трафареты; таблицы; опорные слова по теме;
3. Учебные модели;
4. DVD-фильмы;
5. Раздаточные карточки;
6. Проектор; интерактивная доска;
7. Графический планшет;
8. Мультимедийные образовательные программы
9. ЦОР;
10. Компьютер.
11. Лабораторные принадлежности.
17