СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Учусь создавать проект" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать поект"

Просмотр содержимого документа
«учусь создавать проект»














Рабочая программа по внеурочной деятельности


Курс «Учусь создавать проект»


на 2017-2018 учебный год в 4 классе «Д» и 4 «Г»


Учитель: Григуленко С. Л. Филиппова С.А.


























Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная

направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1 – 4 классов составлена

на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного

плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников

Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект

Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде

всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и

склонностей каждого школьника.

На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект. Исследуем,

доказываем, проектируем, создаём/ отводится 68 занятия (68 часа 2 раз в неделю) с 1

по 4 классы .

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно

использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем

самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям

относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся

проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь

создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009

году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности

учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему

развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы -

это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования

самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут

ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и

формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.


Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 10-11 лет.


Цель: формирование самостоятельности ребенка, способности к самообразованию и саморазвитию.

Задачи:

- научиться видеть мини-проблемы;

- правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

Итоговый контроль – защита проекта в форме презентации.


Содержание курса:

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

- видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

  Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
 
 Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.

В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев

Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:

Графа «Название работы»

Напиши название своего проекта (исследования)

Графа «Техника исполнения»

Какую форму исполнения проекта ты выбрал? 

Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.

Графа «Самостоятельность»

Самостоятельно ли ты выполнил свой проект? 

На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.

Графа «Сложность» 

Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.

Графа «Мое настроение» 

С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.


Графа «Применение»

Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)


«Мои достижения»










Название проекта








Техника исполнения








Самостоятельность








Сложность








Моё настроение








Применение









 Требования к уровню подготовки учащихся

Для оценки эффективности занятий использую следующие показатели:

- умение выделить проблему

- умение поставить цель исследования

- умение сформулировать гипотезу

- умение выделить объект исследования

- умение определить предмет исследования

- умение описать параметры и критерии предмета исследования

- умение подобрать соответствующие методы исследования

- умение подобрать инструментарий

- умение осуществить анализ результатов

- умение оценивать промежуточные и конечные результаты

- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность

- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения

- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение 

успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках 

(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности)


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень

результатов

(1 класс)

Второй уровень

результатов

(2-3 класс)

Третий уровень

результатов

(4 класс)

предполагает

приобретение

первоклассниками новых

знаний, опыта решения

проектных задач по

различным направлениям.

Результат выражается в

понимании детьми сути

проектной деятельности,

умении поэтапно решать

проектные задачи.

предполагает позитивное

отношение детей к

базовым ценностям

общества, в частности к

образованию и

самообразованию.

Результат проявляется в

активном использовании

школьниками метода

проектов, самостоятельном

выборе тем (подтем)

проекта, приобретении

опыта самостоятельного

поиска, систематизации и

оформлении

интересующей

информации.

предполагает получение

школьниками

самостоятельного

социального опыта.

Проявляется в участии

школьников в реализации

социальных проектов по

самостоятельно

выбранному направлению.

Итоги реализации

программы могут быть

представлены через

презентации проектов,

участие в конкурсах и

олимпиадах по разным

направлениям, выставки,

конференции, фестивали,

чемпионаты и пр.


Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса

результат

ы

формируемые умения

средства формирования

личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и

саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои

знания, ориентироваться в информационном

пространстве, развитие критического и

творческого мышления.

организация на уроке парно-групповой работы

Метапредметные результаты


регуляти

вные

учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в

соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во

внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль

по результату;

в сотрудничестве с учителем

ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую

задачу в познавательную;

проявлять познавательную

инициативу в учебном со-

трудничестве

познавате

льные

умения учиться: навыках решения творческих

задач и навыках поиска, анализа и

интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью

проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и

познавательных текстов, выделять

существенную информацию из текстов разных

видов;

осуществлять анализ объектов с выделением

существенных и несущественных признаков;

• осуществлять

расширенный поиск информации

с использованием ресурсов

библиотек и Интернета;

коммуник

ативные

Учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и

позицию;

• договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности, в том числе

в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей

различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и

ориентироваться на позицию партнера в

общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к

координации различных позиций в

сотрудничестве

учитывать разные мнения и

интересы и обосновывать

собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению

проблемы;

аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;

продуктивно разрешать

конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его

участников;

с учетом целей коммуникации

достаточно точно, по-

следовательно и полно

передавать партнеру

необходимую информацию как

ориентир для построения

действия;



Тематическое планирование для 1 класса

занятия

Тема

Кол.

часов

Кто я? Моя семья

2

Чем я люблю заниматься. Хобби

2

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

2

Как собирать материал? Твои помощники

2

Проблема.

2

Проблема. Решение проблемы

2

Гипотеза. Предположение

2

Гипотеза. Играем в предположения

2

Цель проекта

2

Задача проекта

2

Выбор нужной информации

2

Выбор нужной информации

2

Интересные люди – твои помощники

2

Продукт проекта

2

Виды продукта. Макет

2

Визитка

2

Как правильно составить визитку к проекту

2

Как правильно составить визитку к проекту

2

Выступление перед знакомой аудиторией

2

Выступление перед знакомой аудиторией

2

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

2

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

2

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

2

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

2

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

2

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это

2

интересно

2

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

2

Тест «Чему я научился?»

2

Памятка для учащегося-проектанта

2

Памятка для учащегося-проектанта

2

Твои впечатления от работы над проектами

2

Ярмарка достижений

2


Тематическое планирование для 2 класса

занятия

Тема

Кол.

часов

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

1

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант

1

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

1

Выбор помощников в работе над проектом

1

Этапы работы над проектом

1

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

1

Проблема. Решение проблемы

1

Выработка гипотезы-предположения

1

Цель проекта

1

Задачи проекта

1

Сбор информации для проекта

1

Знакомство с интересными людьми. Интервью

1

Обработка информации. Отбор значимой информации

1

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

Играем в ученых. Это интересно

1

Тест «Чему ты научился?»

1

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-

1

сообщение) «презентация»

1

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

1

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

1

Программа МРР

1

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

Тест «Советы проектанту»

1

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

1

Играем в ученых. Это интересно

1

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

Памятка жюри конкурсов

1

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

Играем в ученых. Это интересно

1

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

1


Тематическое планирование для 3 класса

занятия

Тема

Кол.

часов

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над

проектом

1

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта.

Проблема. Решение проблемы

1

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза.

Решение задачи.

1

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над

проектом. Сбор информации

1

5-6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

7-8

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

9

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения

материала на постере

1

11-12

Практическая работа. Создание мини-постера

2

13-14-15

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка

фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

16-17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

2

18-19

Программа МРР. Дизайн

2

20-21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

2

22-23

Требования к компьютерной презентации.

2

24-25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой

МРР

2

26-27-28

Практическое занятие. Составление первой презентации по

заданному тексту

3

29-30

Подготовка проектной документации к выступлению на

конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

2

31

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

32

Твои впечатления работы над проектом

1

33

Пожелания будущим проектантам

1

34

Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.

1


Тематическое планирование для 4 класса

занятия

Тема

Кол.

часов

1-2

Наблюдение и экспериментирование

2

3-4

Методы исследования

2

5-8

Наблюдение и наблюдательность

4

9-11

Совершенствование техники экспериментирования

3

12-14

Интуиция и создание гипотез

3

15-17

Правильное мышление и логика

3

18-22

Искусство делать сообщения

5

23-24

Искусство задавать вопросы и отвечать

2

25-26

Семинар «Как готовиться к защите»

2

27-28

Определение проблемы и выбор темы собственного

2

29-36

Индивидуальная работа по планированию и проведению

самостоятельных исследований

8

37-39

Коллективная игра-расследование

3

40-48

Индивидуальная консультационная работа по проведению

самостоятельных исследований

8

49

Семинар

1

50-53

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов

учащихся

4

54-57

Подготовка собственных работ к защите

4

58-65

Собственная защита исследовательских работ и творческих

проектов

8

66-68 Подведение итогов 2

Требования к компьютерной презентации.

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

Практическое занятие. Составление первой презентации по

заданному тексту

Подготовка проектной документации к выступлению на

конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

Твои впечатления работы над проектом

Пожелания будущим проектантам

Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.