Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курс «Учусь создавать проект»
на 2017-2018 учебный год в 4 классе «Д» и 4 «Г»
Учитель: Григуленко С. Л. Филиппова С.А.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная
направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1 – 4 классов составлена
на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного
плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников
Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде
всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и
склонностей каждого школьника.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаём/ отводится 68 занятия (68 часа 2 раз в неделю) с 1
по 4 классы .
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно
использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем
самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям
относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся
проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь
создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009
году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности
учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему
развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы -
это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования
самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут
ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и
формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 10-11 лет.
Цель: формирование самостоятельности ребенка, способности к самообразованию и саморазвитию.
Задачи:
- научиться видеть мини-проблемы;
- правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Итоговый контроль – защита проекта в форме презентации.
Содержание курса:
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
- видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения»
|
|
|
|
Название проекта |
|
|
|
Техника исполнения |
|
|
|
Самостоятельность |
|
|
|
Сложность |
|
|
|
Моё настроение |
|
|
|
Применение |
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий использую следующие показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности)
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
результат ы | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регуляти вные | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном со- трудничестве |
познавате льные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
коммуник ативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, по- следовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; |
Тематическое планирование для 1 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
-
| Кто я? Моя семья | 2 |
-
| Чем я люблю заниматься. Хобби | 2 |
-
| О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 2 |
-
| Как собирать материал? Твои помощники | 2 |
-
| Проблема. | 2 |
-
| Проблема. Решение проблемы | 2 |
-
| Гипотеза. Предположение | 2 |
-
| Гипотеза. Играем в предположения | 2 |
-
| Цель проекта | 2 |
-
| Задача проекта | 2 |
-
| Выбор нужной информации | 2 |
-
| Выбор нужной информации | 2 |
-
| Интересные люди – твои помощники | 2 |
-
| Продукт проекта | 2 |
-
| Виды продукта. Макет | 2 |
-
| Визитка | 2 |
-
| Как правильно составить визитку к проекту | 2 |
-
| Как правильно составить визитку к проекту | 2 |
-
| Выступление перед знакомой аудиторией | 2 |
-
| Выступление перед знакомой аудиторией | 2 |
-
| Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 2 |
-
| Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 2 |
-
| Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 2 |
-
| Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 2 |
-
| Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 2 |
-
| Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это | 2 |
-
| интересно | 2 |
-
| Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 2 |
-
| Тест «Чему я научился?» | 2 |
-
| Памятка для учащегося-проектанта | 2 |
-
| Памятка для учащегося-проектанта | 2 |
-
| Твои впечатления от работы над проектами | 2 |
-
| Ярмарка достижений | 2 |
Тематическое планирование для 2 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
-
| Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 |
-
| Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 |
-
| Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 1 |
-
| Выбор помощников в работе над проектом | 1 |
-
| Этапы работы над проектом | 1 |
-
| Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 |
-
| Проблема. Решение проблемы | 1 |
-
| Выработка гипотезы-предположения | 1 |
-
| Цель проекта | 1 |
-
| Задачи проекта | 1 |
-
| Сбор информации для проекта | 1 |
-
| Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 |
-
| Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 |
-
| Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 |
-
| Играем в ученых. Это интересно | 1 |
-
| Тест «Чему ты научился?» | 1 |
-
| Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини- | 1 |
-
| сообщение) «презентация» | 1 |
-
| Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 |
-
| Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 |
-
| Программа МРР | 1 |
-
| Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 |
-
| Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 |
-
| Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 |
-
| Тест «Советы проектанту» | 1 |
-
| Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 |
-
| Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 |
-
| Играем в ученых. Это интересно | 1 |
-
| Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 |
-
| Памятка жюри конкурсов | 1 |
-
| Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 |
-
| Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
-
| Играем в ученых. Это интересно | 1 |
-
| Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 1 |
Тематическое планирование для 3 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
-
| Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 |
-
| Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 |
-
| Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | 1 |
-
| Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 |
5-6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 |
7-8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 |
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 |
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 |
11-12 | Практическая работа. Создание мини-постера | 2 |
13-14-15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 |
16-17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 2 |
18-19 | Программа МРР. Дизайн | 2 |
20-21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 |
22-23 | Требования к компьютерной презентации. | 2 |
24-25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 |
26-27-28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 3 |
29-30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 |
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 |
32 | Твои впечатления работы над проектом | 1 |
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 |
34 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. | 1 |
Тематическое планирование для 4 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1-2 | Наблюдение и экспериментирование | 2 |
3-4 | Методы исследования | 2 |
5-8 | Наблюдение и наблюдательность | 4 |
9-11 | Совершенствование техники экспериментирования | 3 |
12-14 | Интуиция и создание гипотез | 3 |
15-17 | Правильное мышление и логика | 3 |
18-22 | Искусство делать сообщения | 5 |
23-24 | Искусство задавать вопросы и отвечать | 2 |
25-26 | Семинар «Как готовиться к защите» | 2 |
27-28 | Определение проблемы и выбор темы собственного | 2 |
29-36 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 8 |
37-39 | Коллективная игра-расследование | 3 |
40-48 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 8 |
49 | Семинар | 1 |
50-53 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 4 |
54-57 | Подготовка собственных работ к защите | 4 |
58-65 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 8 |
66-68 Подведение итогов 2 |
Требования к компьютерной презентации. |
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР |
Практическое занятие. Составление первой презентации по |
заданному тексту |
Подготовка проектной документации к выступлению на |
конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка |
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия |
Твои впечатления работы над проектом |
Пожелания будущим проектантам |
Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. |