Рабочая программа по литературному чтению
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:
- Примерной программы по литературному чтению (М.: Просвещение, 2011г.), соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ №373 от 6.10.09);
- Авторской программы по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской. (М.: Академкнига/Учебник, 2012);
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7»;
- Программы Регионального компонента начального общего образования Архангельской области. /Авторы-составители: Ногина РМ, Полякова И.Ф.: - АО ИППК РО, 2006, программы по краеведению «Морянка»: Архангельск, 2010;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993.
Программа адресована учащимся 1 ступени общеобразовательной школы (базовый уровень).
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора этого процесса.
Основные принципы развивающей, личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа»:
- принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого;
- принцип целостности картины мира;
- принцип учёта индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- принцип прочности и наглядности;
- принцип практической направленности;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья.
Данный учебный предмет входит в образовательную область: Филология.
Цели и задачи.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
– духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
– духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
– литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы));
– библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Планируемые результаты обучения
Результаты изучения литературного чтения в 1 классе
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
рассказывать наизусть 3 – 4 стихотворения разных авторов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
отличать прозаическое произведение от стихотворного;
различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно–ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать сюжетно–композиционные особенности кумулятивной (сказка–цепочка) и докучной сказок;
обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на маркирование;
рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осваивать на практике малые фольклорные жанры и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
находить в разделе «Музейный Дом» иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий обучающие научатся:
ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений: находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;
работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
В области коммуникативных учебных действий обучающие научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Содержательные линии:
1. Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование – умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т.д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Работа с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста.
Формирование библиографической культуры. Предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации, умение ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по её элементам, знакомиться с различными видами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
2. Литературоведческая пропедевтика. Раздел содержит круг литературоведческих понятий для освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
3. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
4. Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества
Авторские произведения
Литературные авторские произведения
Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 540 ч., из них в 1 классе 132 ч. (4 часа в неделю, 33 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного процесса.
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:
ценность патриотизма, гражданственности – любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
ценность нравственных чувств – нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
ценность природы, окружающей среды – родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
ценность прекрасного – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве .
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Результаты изучения учебного предмета.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно–историческим наследием, восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
духовно–нравственные;
духовно–эстетические;
литературоведческие;
библиографические.
Содержание тем учебного курса.
Раздел | Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1 класс (132 ч.) |
Обучение грамоте. Чтение 92 ч. |
Подготовительный период 10 ч. | Слушание (аудирование) текста сказки. Пересказ содержания сказки. Первичное представление, во-первых, о тексте как определённой последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение, и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чём-либо, и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели. Первичное представление о словах как структурных единицах языка. Знакомство с элементами–шаблонами печатных букв. | Соотнесение иллюстраций с частями текста. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть. |
Основной, звукобуквенный период 80 ч. | Гласные звуки. Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учётом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции. Согласные сонорные звуки Противопоставление сонорных согласных звуков по твёрдости–мягкости; обозначение их твёрдости–мягкости на письме при помощи букв гласных. Приём последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв я, ё, ю, е и мягкого знака. «Работа» (функция) букв я, ё, ю, е – обозначать два звука в начале слова и после гласных звуков в середине и на конце слова. Мягкий знак, указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов Парные звонкие и глухие согласные звуки. Отличие звонких и глухих звуков по признаку твёрдости–мягкости. Соотнесение парных по звонкости–глухости звуков. Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши. Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов. Чтение исходных и преобразованных слов путём замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевёртышей. Звук [й’] после разделительных ь и ъ знаков.Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков ь и ъ и гласных букв. Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Непарные глухие мягкие и твёрдые звуки.Отработка артикуляции звуков в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твёрдости/мягкости. | Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определённый гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком. Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов–шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква – это лишь знак – «одежда» – для звука речи. Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста. Артикулирование звуков, соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией, усвоение форм печатных букв. Приём орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв я, ё, ю, е. Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференцировка мягких и твёрдых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова. Конструирование форм печатных букв. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Усвоение форм 24 печатных букв. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки. Формирование наглядно–образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем – орфоэпически. Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм. Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ. Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц. |
Заключительный период 2 ч. | Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания, как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной. | Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название. Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трём его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все началось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем всё завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям. |
Литературное чтение 40 ч. |
Виды речевой и читательской деятельности | Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически–игровой характер малых жанров фольклора. Определение серьёзного и шуточного (юмористического) характера произведения. | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение. |
Литературоведческая пропедевтика | Знакомство с малыми фольклорными жанрами. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки–цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Обнаружение приёмов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы. | Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т.д.), различие жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). |
Элементы творческой деятельности | Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств – мимики, движений, жестов. Сравнительный анализ текстов и музейных иллюстраций к ним с выражением эмоционального отношения. Чтение по ролям. | Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора, чтение по ролям, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями. Формирование навыков чтения на основе аналитико–синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью. |
Круг чтения | Малые жанры фольклора. Русские народные сказки. Русские писатели и поэты. Современная русская и зарубежная литература. | Чтение произведений. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические пособия для учащихся:
Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука: 1 класс /Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник.
Н.А. Чуракова. Литературное чтение. 1 – 4 класс. Учебник (в 2-х частях). – М.: Академкнига/Учебник.
Н.А. Чуракова. Литературное чтение. 1 – 4 класс. Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
О.В. Малаховская. Литературное чтение. 1 – 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях). – М.: Академкнига/Учебник.
Учебно–методические пособия для учителя:
Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Азбука. 1 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.
Н.А.Чуракова, О.В. Малаховская. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 1 – 4 классы. — М.: Академкнига/Учебник.
Т.В. Самодьянова, Л.К. Лисенкова Литературное чтение 1 класс: Технологические карты уроков по учебнику Н.А. Чураковой. – Волгоград: Учитель, 2013
Программа по курсу «Литературное чтение»:
Авторская программа по обучению грамоте (чтение) Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и литературному чтению Н.А. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/Учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с.