Рабочая программа по русскому языку
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
- Примерной программы по русскому языку (М.: Просвещение, 2011г.), соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ №373 от 6.10.09);
- Авторской программы по русскому языку Н.Г. Агарковой, М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой (М.: Академкнига/Учебник, 2012г.);
- Программы Регионального компонента начального общего образования Архангельской области. Авторы-составители: Ногина Р.М., Полякова И.Ф.: - АО ИППК РО, 2006, программы по краеведению «Морянка»: Архангельск, 2010;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утверждённых Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. № 19993.
Программа адресована учащимся 1 ступени общеобразовательной школы (базовый уровень).
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора этого процесса.
Основные принципы развивающей, личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа»:
- принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого;
- принцип целостности картины мира;
- принцип учёта индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- принцип прочности и наглядности;
- принцип практической направленности;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья.
Данный учебный предмет входит в образовательную область: Филология.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Планируемые результаты обучения
Результаты изучения курса «Обучение грамоте» в 1 классе
Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.
Личностные УУД
Самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация – тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.
Познавательные УУД
Информационные – поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.
Логические:
анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;
анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих;
обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;
обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков (с. 45);
выяснение общих черт непарных согласных;
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:
формирование понятия «звук» через анализ моделей;
поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;
формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;
формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;
установление причинно-следственных связей:
между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;
между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имён, названий стран, городов, рек, кличек животных;
между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.
Планируемые результаты освоения курса к концу подготовительного периода
Обучающиеся научатся:
на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счёт, правильно называть их.
Планируемые результаты освоения курса к концу основного периода
Обучающиеся научатся:
различать звуки и буквы русского языка;
различать гласные-ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные-ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
определять на слух ударные и безударные гласные;
делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
определять согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему – модель слова;
читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
обозначать звуки буквами и условными значками;
читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
при письме под счёт чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;
членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;
правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.
Планируемые результаты освоения курса к концу заключительного периода
Обучающиеся научатся:
пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
применять приёмы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
озаглавливать прослушанный текст;
осуществлять приёмы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твёрдости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];
связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи,ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;
анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Обучение грамоте»
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, № 2, № 3): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
В области регулятивных (контроля и самоконтроля) учебных действий обучающиеся научатся:
Результаты изучения системного курса «Русский язык» к концу 1-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
различать звуки и буквы;
различать буквы и их основные звуковые значения;
различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;
делить слова на слоги, определять ударный слог;
пользоваться способом обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
пользоваться способом обозначения звука [йۥ ] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
различать слова-названия предметов, признаков, действий;
различать главные и неглавные слова-названия предметов;
определять в тексте слова-помощники.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
различать предложение и слово;
определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
писать прописную букву в именах собственных;
делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
выбирать написание буквы парного согласного на конце слова; написание Ь и Ъ;
писать словарные слова, определённые программой;
писать под диктовку текст объёмом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
списывать небольшой текст по правилам списывания;
читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
В области регулятивных (контроля и самоконтроля) учебных действий обучающиеся научатся:
понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;
выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
Результаты изучения русского языка к концу 2-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).
Раздел «Морфемика и словообразование»
Обучающиеся научатся:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;
изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
различать предложение, словосочетание и слово;
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
различать на письме приставки и предлоги;
употреблять разделительные ь и ъ;
находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
соблюдать орфоэпические нормы речи;
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом в первом классе является курс «Обучение грамоте».
Формы работы: индивидуальные, парные, групповые.
Описание места предмета в учебном курсе.
Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 1 классе – 165 часов в год (33 учебные недели по 5 часов в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы;
самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
умение работать с таблицами, схемами, моделями;
умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационных (организовывать сотрудничество и планировать собственную деятельность).
Содержание тем учебного курса.
Основные виды учебной деятельности учащихся.
Раздел | Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1 класс (165 ч.) |
Обучение грамоте Русский язык (115 ч.) |
Подготовительный период (12 ч.) | Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Гигиенические правила письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, её разлиновка. Рабочая строка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму и под счёт. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. | Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева», «справа», «верх», «низ». Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку иобобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы. Выполнение гигиенических требований к правильной посадке, правилам письма. |
Основной звукобуквенный период (88 ч.) | Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Повторение звука (звуков), изученных на уроке чтения. Соотнесение изученного звука (звуков) с условно-графическими и буквенными символами. Формирование зрительного образа изучаемой буквы (знакомство с шаблонами элементов письменных букв). Алгоритм начертания изучаемых письменных букв. Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Письмо под счёт. | Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями. Анализ и конструирование письменных букв из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента. Формирование в памяти чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших – заглавных (прописных) и малых – строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счёт. Усвоение алгоритмов трёх видов соединения букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными. Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приёма тактирования, т. е. письма букв под счёт. Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами. Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма. |
Заключительный период (15 ч.) | Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: чёткости, устойчивости и удобочитаемости. | Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счёт (приём тактирования). Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа. Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку. |
Систематический курс русского языка (50 ч.) |
Фонетика и графика (28 ч.) | Алфавит. Правильное название букв. Расположение слов в алфавитном порядке. Практическое использование последовательности букв алфавита. Знакомство со звуковым столбиком. Гласные и согласные звуки. Различение буквы и звука. Ударные и безударные гласные. Слог. Ударение. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Звуковой анализ слов. Звуковая схема слова. Звук [й’] и буква Й. Работа букв Ю, Я, Е, Ё. Работа букв Е, Ё, Ю, Я в начале слова. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкие и твёрдые согласные в начале и середине слова. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков. Распознавание твёрдых и мягких согласных. Особенности звуков [ж], [ш]. Сочетания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. Особенности звука [ц]. Сочетания ЦИ, ЦЕ, ЦЫ. Особенности звуков [ч’], [щ’]. Сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Работа букв Ь и Ъ. Мягкий знак на конце и в середине слова. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова. | Осознавание алфавита как определённой последовательности букв и воспроизведение его.Восстановление алфавитного порядка слов. Различение звуков (разных их качеств) и буквы.Различение гласных и согласных звуков. Классификация ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных звуков (парных и непарных), твёрдых и мягких согласных звуков (парных и непарных). Объяснение (характеристика) особенностей гласных, согласных звуков. Уточнение особенностей разных звуков в ярком зрительном образе путём многократного обращения к звуковому столбику. Определение звука по его характеристике. Соотношение звука и его характеристики. Устная характеристика звука.Группировка звуки по заданному основанию.Оценивание правильности предложенной характеристики звука, умение находить допущенные в ней ошибки. Нахождение (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками. Чтение и составление звуковой схемы слова.Анализ заданной звуковой схемы слова.Соотношение звучащего слова с его звуковой схемой. Решение звукобуквенной проблемы («Давайте найдём, как обозначаются эти звуки в звуковом столбике!») Деление слова на слоги. Умение обнаруживать особенности русской графики: работа Ь и букв Е, Ё., Ю, Я. |
Орфоэпия (Содержательная линия реализуется в рамках других разделов) | Орфоэпические нормы речи. Нормы речевого этикета. Нормы речевого этикета в ситуациях общения (приветствие, прощание и т.д.) | Соблюдение орфоэпической нормы речи. |
Морфология (4 ч.) | Слова–названия предметов. Слова–названия действий. Слова–названия признаков. Слово–предмет, на которое направлено действие. Слова–помощники. Графическая схема слова. | Нахождение основания для классификации слов–названий предметов, действий, признаков. Различение слов–предметов главных и неглавных. Определение в тексте слов–помощников. |
Синтаксис (6 ч.) | Предложение. Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания). Предложение по цели высказывания и по интонации. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Графическая схема предложения. | Различение особенностей письменной и устной речи. Чтение предложений с разными логическими ударениями. Чтение и составление графической схемы предложения. Анализ текста: определение границы предложения,выбор знака в конце предложения. Определение (и чтение) в тексте предложения по цели высказывания, по интонации. |
Орфография и пунктуация (6 ч.) | Прописная буква в именах собственных. Правило переноса слов: по слогам с одной строчки на другую. Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЦИ- ЦЕ-ЦЫ. Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правило написания буквы парного согласного на конце слова. Написание Ь как обозначающего мягкость согласных на конце слов и в середине слов перед согласными. Правильное обозначение на письме границы предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения). Правописание словарных слов. Правила списывания текста. | Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов. Контроль правильности написания слова и записи текста. Оценка собственной работы (диктанта),анализ допущенных ошибок. Различение деление слова на слоги и деление для переноса. |
Развитие речи (6 ч.) | «Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми. | Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета. Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета. Умение обосновывать целесообразность выбора. |
Словарь | Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, Россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко (31 слово). | Умение правильно писать изученные слова. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методические пособия для учителя
Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Азбука: 1 класс: Методическое пособие/Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник.
Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 1 – 4 класс». – М.: Академкнига/Учебник.
Н.А. Чуракова, Е.Р. Гольфман. Русский язык. 1 – 4 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.
Методические пособия для учащихся:
Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Азбука. 1 класс: Учебник. – М: Академкнига/Учебник.
Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Тетради по письму № 1, № 2, № 3. – М.: Академкнига/Учебник.
Н.А. Чуракова. Русский язык. 1 – 4 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
Е.Р. Гольфман. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.
Т.А. Байкова. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных работ. 2 – 4 класс. – М.: Академкнига/Учебник.
Н.М. Лаврова. Русский язык. Тетрадь для проверочных работ. 1 – 4 класс. – М.: Академкнига/Учебник.
Инструмент по отслеживанию результатов работы:
Контрольная работа на основе единого текста. 1 – 4 класс. – М.: Академкнига/Учебник.
Н.М. Лаврова. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 2 – 4 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.
Н.М. Лаврова. Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов. 1 – 2 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.