Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шумячская средняя школа имени В.Ф.Алешина
Рекомендовано Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО: Зам директора по УР: Директор школы:
-------------(Колотина Н.Л.) ------------------(Коптева В.В.) ------------------(Кухаренкова И.Н.)
Протокол № от № 1от 29.08.2016 Приказ №48-7 от31.08.2016 г.
Рабочая программа уроков биологии в 8 классе
Учитель: Василенкова О.В.
П. Шумячи
2016-2017уч. г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Приказа Министерства образования и науки России №1089 от 05.03.2004 г.
2..Федерального компонента государственного стандарта ( основного ) общего
образования 2004 г.
3.Примерная программа по биологии. 2008г. М. «Дрофа».
4. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 8 кл. Автор: В.М. Константинов, И.Н. Пономарёва. М. « Вентана – Граф» 2008г.
5. Учебник « Биология. Человек» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений ( автор А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, 2008 г.
Цели программы:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
Задачи программы:
1) обучения:
создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
обеспечить усвоение обучающимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартами биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;
продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;
продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения: умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу, через систему разнообразных заданий;
2) развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер;
развивать моторную память, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способность осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков;
3) воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков.
2.Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования в 8 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции.
Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных
аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии для 8 класса включает в себя
следующие содержательные линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
3.Место курса биологии в учебном плане.
В овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:согласно программе И.Н. Пономаревой все разделы общеобразовательной дисциплины биологии в основной школе изучаются следующим образом: в 7 классе – «Животные», в 8 классе – «Человек», в 9 классе - «Основы общей биологии». Это позволяет ученикам, оканчивающим основную школу, получить полное представление о важнейших закономерностях живой природы, о биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы. Изучение биологии в 7- 9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.
Курс «Человек и его здоровье» изучают в течение одного учебного года в 8 классе. Данный курс имеет комплексный характер, включая основы различных наук о человеке: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, экологии, антропологии, гигиены, валеологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту обучающихся.
Программа курса рассчитана на 68 часов учебного времени, преподавание идет 2 часа в неделю. Для достижения целей образования применяю деятельностный подход, позволяющий максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных работ и экскурсий. При их проведении используются методы и приёмы технологии развития исследовательских навыков в форме индивидуальных и групповых исследований обучающихся. В течение года проводится: 9 лабораторных работ, 20 практических работ. По окончании полугодий проводится контроль знаний. Учёт возрастных возможностей учащихся, их конкретно- образного мышления, внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников позволяют создать задания по выбору.
Тематическое планирование
Тема | Всего уроков | Практический компонент | Контрольная работа |
лабораторная работа | Практическая работа |
1.Введение. Общий обзор организма человека. | 6 | 2 | | 1 | 1 |
2.Опорно-двигательная система. | 9 | 2 | | 2 | 1 |
3.Кровь и кровообращение. | 9 | 1 | | 4 | |
4.Дыхательная система. | 7 | 2 | | 2 | 1 |
5.Пищеварительная система. | 7 | 2 | | 1 | |
6.Обмен веществ и энергии. Витамины | 3 | - | | 1 | 1 |
7. Мочевыделительная система | 2 | - | | - | |
8. Кожа | 2 | - | | 1 | |
9.Эндокринная система | 2 | - | | - | 1 |
10.Нервная система | 3 | - | | 3 | |
11.Органы чувств. Анализаторы | 6 | - | | 3 | 1 |
12. Поведение и психика | 8 | - | | 2 | |
13. Индивидуальное развитие организма. | 3 | - | | - | 1 |
14.Обобщение | 1 | | | | |
Итого: | 68 | 9 | | 20 | 7 |
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- проводить анализ и оценку последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
В сфере трудовой деятельности:
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
В сфере физической деятельности:
- освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма
В эстетической сфере:- овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
5.Результаты освоения учебного предмета
Формируемые компетенции | Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения биологии ученик должен: |
Личностные | - знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - реализовывать установки здорового образа жизни; - показать сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, эстетического отношения к живым объектам; - уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; - быть способным к выбору целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; |
Метапред- метные | - показать сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать); - овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; |
Предметные | В познавательной сфере: - выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий; организма человека; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ в организме, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах); - приводить доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе; - объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; - различать на таблицах части и органоиды клеток; органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветковых растений, органы и системы органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; - сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения; |
Содержание учебной программы:
1. Введение Общий обзор организма человека (6часов)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.
Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.
Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Клетка и её строение. Органоиды клетки.
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.
Основные ткани животных и человека, их разновидности.
Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Органы, системы органов, организм.
Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.
Лабораторные работы:
Просмотр под микроскопом различных тканей человека.
2. Опорно-двигательная система (9 часов)
Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.
Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.
Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Москвы для детей и взрослых: сезонные виды спорта.
Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.
Лабораторные работы:
2.Определение нарушения осанки и плоскостопия.
3.Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.
3. Кровь и кровообращение (9часов)
Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.
Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.
Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.
Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.
Первая помощь при кровотечениях различного типа.
Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования.
Лабораторные работы:
4.Сравнение крови человека и лягушки.
Практические работы:
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.
Опыты, выясняющие природу пульса.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба.
4. Дыхательная система (7 часов)
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.
Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.
Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.
Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы:
5.Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
6.Изготовление самодельной модели Дондерса.
Практические работы:
5.Измерение обхвата грудной клетки.
6.Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
5. Пищеварительная система (7 часов)
Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.
Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.
Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.
Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.
Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.
Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности московской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.
Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).
Лабораторная работа:
7.Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал.
Практическая работа:
7. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.
8. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.
6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 часа)
Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.
Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.
Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.
Практические работы:
9.Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
7. Мочевыделительная система (2 часа)
Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.
Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.
Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.
8. Кожа (2 часа)
Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.
Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.
Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.
Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.
Практические работы:
10.Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
9. Эндокринная система (2 часа)
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.
Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.
10. Нервная система (3 часа)
Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.
Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.
Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.
Практические работы:
11.Выяснение действия прямых и обратных связей.
12.Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.
11. Органы чувств. Анализаторы (6 часов)
Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.
Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.
Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.
Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.
Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации. Модели черепа, глаза, уха.
Практические работы:
13.Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.
14.Определение выносливости вестибулярного аппарата.
15. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.
12. Поведение и психика (8 часов)
Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.
Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.
Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.
Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.
Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.
Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.
Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.
Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.
Личность и её особенности. Выбор профессии.
Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Демонстрации. Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.
Практические работы:
16.Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки.
17.Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения.
18.Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.
13. Индивидуальное развитие организма (3 часа)
Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.
Женская половая система. Мужская половая система.
Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.
Планирование семьи. Охрана материнства и детства.
Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.
Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.
Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения. Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.
14.Итоговый контроль и тестирование( 1 час )
Календарно - тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Раздел.Тема урока | Кол-во часов | Лабораторные и практические работы, экскурсии | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Организм человека. Общий обзор Введение.Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека. | 6 1 | | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала я. |
2 | Структура тела. Место человека в живой природе | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия. |
3 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | 1 | Л.р. № 1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода». | пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
4 | Ткани. | 1 | Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей». | пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. нервная и гуморальная регуляции. | 1 | П.р. № 1. «Получение мигательного рефлекса и его торможения». | ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
6 | Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор». | 1 | | |
7 | Опорно- двигательная система Скелет.Строение и состав костей. | 9 | Л.р. № 3. «Строение костной ткани». Л.р. № 4. «Состав костей». | объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, |
8 | Соединение костей. | 1 | | распознавать соединение костей. оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, |
9 | Скелет головы и туловища | 1 | | объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены |
10 | Скелет конечностей | 1 | П.р. № 2. «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти». | объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены |
11 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 | | объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены. |
12 | Мышцы.Типы мышц,их строение и значение. | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм |
13 | Работа мышц. | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм. |
14 | Нарушение осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. | 1 | П.р. № 3. «Определение нарушений осанки и плоскостопия». | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены. |
15 | Контрольная работа № 2 по теме: Опорно- двигательная система | 1 | |
16 | Кровь.Кровообращение. Дыхательная система Внутренняя среда. Значение крови и её состав.
| 16 1 | Л.р. № 5. «Сравнение крови человека с кровью лягушки». | пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
17 18 | Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 1 | | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
19 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 1 | | Функции венозных клапанов Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
20 | Движение лимфы.
| 1 | П.р. № 4. «Кислор-ое голодание. | Отток лимфы. Функции лимфоузлов |
21 | Движение крови по сосудам.
| 1 | П.р. № 5. «Пульс и движение крови. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки». | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
22 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | 1 | | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
23 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | 1 | П.р. № 7. «Функциональная сердечно-сосудистая проба». | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
24 | Первая помощь при кровотечениях. Урок обобщения по теме: «Кровь Кровообращение.» | 1 | | объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены. |
25 | Значение дыхательной системы.. Органы дыхания. | 1 | | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
26 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
| 1 | Л.р. № 6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
27 | Дыхательные движения. | 1 | Л.р. № 7. «Дыхательные движения» | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
28 | Регуляция дыхания. | 1 | | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
29 | Заболевания дыхательной системы | 1 | П.р. № 9. «Определение запылённости воздуха в зимнее время». | объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены. |
30 | Первая помощь при повреждении органов дыхания | 1 | | объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены. |
31 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Кровеносная система внутренняя среда организма» Дыхательная система. | 1 | | |
| Пищеварительная система. | 7 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. |
32 | Строение пищеварительной системы. | 1 | Практическая работа « Определение местоположения слюнных желез» | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
33 | Зубы. | 1 | | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
34 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | 1 | Л.р. № 8. «Действие ферментов слюны на крахмал». Л.р. № 9. «Действие ферментов желудочного сока на белки». | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
35 | Пищеварение в кишечнике. | 1 | | Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). |
36 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания.Значение пищи и её состав. | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
37 | Заболевания органов пищеварения | 1 | | объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены |
38 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
| Обмен веществ и энергии | 3 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
39 | Обменные процессы в организме | 1 | | |
40 | Нормы питания | 1 | Практическая работа «Определение трениованности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после» | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
41 | Витамины | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. |
| Мочевыделительная система | 2 | П.р. № 12. «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки». | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
42 | Строение и функции почек | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
43 | Заболевание органов мочевыделения. Питьевой режим | 1 | | оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, пользоваться микроскопом, ставить опыты. |
| Кожа. | 2 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. |
44 | Значение кожи и её строение | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. |
45 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. Обобщение и систематизация знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа.» | 1 | | |
| Эндокринная и нервная системы. | 5 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
46 | Железы и роль гормонов в организме | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
47 | Значение строение и функции нервной системы | 1 | Практическая работа «Изучения действия прямых и обратных связей» |
48 | Автономный отдел нервной системы .Нейрогуморальная регуляция | 1 | Практическая работа «Штриховое раздражение кожи» | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
49 | Спинной мозг | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
50 | Головной мозг | 1 | Практическая работа «Изучение функций отделов головного мозга» | |
| Органы чувств.Анализаторы | 6 | | |
51 | Принцип работы органов чувств и анализаторов | 1 | | |
52 | Орган зрения и зрительный анализатор | 1 | Практические работы «Исследование реакции зрачка на освещённость» «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
53 | Заболевания и повреждения органа зрения | 1 | | объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены |
54 | Органы слуха,равновесия и их анализаторы. | 1 | П.р. «Оценка состояния вестибулярного аппарата». | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
55 | Органы осязания, обоняния и вкуса. | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
56 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы. Органы чувств. Анализаторы". | 1 | | |
57 | Поведение человека и высшая нервная деятельность | 8 | | |
58 | Врожденные формы поведения | 1 | П.р. «Перестройка динамического стереотипа». | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
59 | Приобретённые формы поведения | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
60 | Закономерности работы головного мозга | 1 | | работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала |
61 | Сложная психическая деятельность:речь,память, мышление | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией |
62 | Психологические особенности личности | 1 | | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. |
63 | Регуляция поведенияя | 1 | П.р. «Изучение внимания». | распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. |
64 | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | 1 | | Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня. |
65 | Вред наркогенных веществ Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность» | 1 | | объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены |
| Половая система. Индивидуальное развитие организма | 3 | | Работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
66 | Половая система человека.Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём | 1 | | объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены |
| Развитие организма человека | 1 | | Работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала |
67 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» | 1 | | Работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. |
68 | Итоговое собеседование по разделу «Человек и его здоровье» | 1 | | |
8.Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение
Электронные издания
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 2012 гг.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2012 г.
Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. – «Просвещение», 2002 г.
Тренажёр по биологии. Пособие к экзамену ЕГЭ. 2010г.
Перечень средств обучения:
Набор готовых микропрепаратов по разделу «Человек»,
микроскопы,
распилы костей,
модели (глаз, мозг, гортань, позвонки, почка, сердце, торс человека, ухо, череп),
комплект таблиц по разделу «Анатомия и физиология человека»,
комплект таблиц по разделу «Гигиена»,
рельефные таблицы (железы внутренней секреции, органы кровообращения, система органов выделения),
мультимедийные презентации,
комплект мультимедийного оборудовая
Список литературы для учителя
1.Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с. – («Методическая библиотека»)
2.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2008
3.Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2011
4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие для учителя М. Вентана-Граф, 2004 г.
Список литературы для учащихся
1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. : учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2008г
3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене М.: Просвещение, 2012 г
4. Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии М. : Просвещение, 2014г
5. В.Н. Людинский , Школьнику о вреде никотина и алкоголя, М.: Просвещение, 2013г