СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класс « Инфознайка»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности  5 класс « Инфознайка»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класс « Инфознайка»»











Рабочая программа

внеурочной деятельности

в 5 АБВ классах

« Инфознайка»


2015-2016 учебный год























Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа по информатике «ИНФОЗНАЙКА» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO). На основе авторской программы курса информатики для 5 класса Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.

Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.

Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.

Дополнительное образование по информатике «ИНФОЗНАЙКА» основной школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Цель программы:

Формирование информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранении и передачи информации.

Данная цель достигается решениями следующих задач:

Задачи:

  • развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств;

  • формировать представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развивать алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; развивать умения составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • формировать знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.





Место предмета в учебном плане

Дополнительная образовательная программа по информатике «ИНФОЗНАЙКА» рассчитана для обучающихся 5 класса сроком на 1 года обучения. Всего 34 ч., по одному часу в неделю. Занятия проводятся в группе по 12-15 человек.

Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «ИНФОЗНАЙКА» используются учебники Босовой Л.Л. – (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний), а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:

  • словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

  • наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практического (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

  • проектного.

Планирования результатов освоения курса

Сформулированная цель реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин.

  • знание правил поведения в компьютерном классе

  • назначение основных устройств компьютера

  • принципы создания, хранения, обработки и поиска информации на компьютере;

  • принципы поиска информации  в сети Интернет;

  • принципы обработки текстовой информации;

  • принципы обработки графической информации;

  • принципы построения мультимедийных презентаций и анимационных фильмов.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Содержание изучаемого курса


Содержание курса дополнительной образовательной программы по информатике «ИНФОЗНАЙКА» для первого года обучения представлено следующими укрупненными модулями.

Теоретическая информатика:

  • Информатика и информация.

  • Многообразие форм представления информации.

  • Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

  • Кодирование информации.

  • Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.

Средства информатизации:

  • Аппаратное обеспечение компьютера.

  • Виды памяти в компьютере.

  • Информационные носители.

  • Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

Информационные технологии:

  • Текстовый редактор: назначение и основные функции.

  • Графический редактор: назначение и основные функции.

  • Калькулятор и его возможности.

  • Мультимедийные технологии.

Социальная информатика:

  • Предыстория информатики.

  • Основные этапы развития вычислительной техники.

  • Роль информации в жизни общества.

  • Информационная этика.








Учебно-тематический план

№ п/п,

Тема

Содержание

Форма

Кол-во часов

теория

Прак-тика

Всего:

Введение

Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация и информатика. Знакомство с учебником.

Вводная беседа, иллюстрация плаката по технике безопасности и организация рабочего места

1


1

Компьютер для начинающих

Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.

Практическая работа №2. Осваиваем мышь.

Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.

Практическая работа №4. Управляем компьютером с помощью меню.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Клавиатурный тренажер.

Объяснение, Демонстрация презентации,

Иллюстрация,

Беседа,

Работа с учебником,

Практическая работа,

Работа с карточками


4

3

7

Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.

В мире кодов. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Объяснение, Демонстрация презентации,

Иллюстрация,

Беседа,

Работа с учебником,

Практическая работа,

Работа с карточками


4

4

8

Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. Вводим текст.

Практическая работа №7. Редактируем текст.

Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.

Практическая работа №9. Форматируем текст.

Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

Объяснение, Демонстрация презентации,

Иллюстрация,

Беседа,

Работа с учебником,

Практическая работа,

Работа с карточками


5

4

9

Информация вокруг нас. Продолжение

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

Практическая работа №14. Анимация.

Практическая работа №15. Создаем анимацию на свободную тему.

Объяснение, Демонстрация презентации,

Иллюстрация,

Беседа,

Работа с учебником,

Практическая работа,

Работа с карточками


4

3

7

Резерв учебного времени

Повторение изученного материала

Практическая работа № 17 Создаем слайд-шоу. Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текс, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация




2

Итого:

34 ч.




Перечень средств ИКТ,

необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.


Список используемой литературы

  1. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Поурочные разработки по информатике:5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.

Интернет ресурсы.

  • http://www.informika.ru/ 

  • http://www.informika.ru

  • http://www.edu.ru

  • http://teacher.fio.ru

  • http://www.encyclopedia.ru

  • http://www.kpolyakov.ru

  • http://www.informika.na.by



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!