Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Озёрковская основная общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от 24. 08. 2017 года. Председатель С.В.Колодкина | Утверждаю. Директор школы _______ Девятилов М.П. Приказ № 90 от 24. 08. 2017 года. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Инфознайка»
для 6 класса
(базовый уровень)
на 2017 – 2018 учебный год.
Составитель:
Клеймёнова Антонина Михайловна,
учитель информатики
Ι квалификационной категории.
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Инфознайка» модифицированная, составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, учебного плана, примерной программы внеурочной деятельности «Инфознайка» для учащихся 6 классов, автор Л. Л. Босова (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ ).
Учебным пособием выступает дополнительный компонент УМК по информатике: Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 (Задачник), а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Программа внеурочной деятельности является логическим продолжением предмета «Информатика и ИКТ» и опирается на его материал, создана для обучающихся 6 класса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю
Осуществляется образовательная деятельность по образовательной программе 2017-2018уч.года.
Требования к результатам освоения внеурочной деятельности
Личностные образовательные результаты:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные образовательные результаты:
умение использовать термины, «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями;
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы);
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Содержание внеурочной деятельности «Инфознайка» 6 классы
Тема 1. Решение логических задач в графическом редакторе Paint (6 ч)
Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.
Тема 2. Табличный способ решения логических задач (5ч)
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.
Тема 3. Решение алгоритмических задач (16 ч)
Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.
Тема 4. Выявление закономерностей (4 ч)
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории.
Тема 5. Решение логических задач путем рассуждений (6 ч)
Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы.
Тема 6. Решение комбинаторных задач (6 ч)
Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
Тема 7. Разработка выигрышных стратегий (6 ч)
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.
Тематическое планирование для 6 класса
№ | Название темы | Кол-ва часов |
1 | Табличный способ решения логических задач | 5 |
2 | Решение логических задач путем рассуждений | 6 |
3 | Решение алгоритмических задач | 6 |
4 | Решение комбинаторных задач | 6 |
5 | Разработка выигрышных стратегий | 6 |
| Подготовка итогового проекта и его защита | 4 |
| Резерв | 1 |
| Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочной деятельности
«Инфознайка» для 6 класса (авт. Л. Л. Босова)
№ п/п | |
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Примечание |
план | факт |
| | | Табличный способ решения логических задач | (5 ч) | | |
-
| 05.09 | | Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | Техника безопасности, правила работы за компьютером | |
-
| 12.09 | | Объект и класс объектов. Отношения между объектами | 1 | Объект и класс объектов. | |
-
| 19.09 | | Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «Объекты -объекты – один» (ООО) | 1 | Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Простые таблицы | |
-
| 26.09 | | Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО | 1 | Решение задач, требующих составления одной таблицы типа ООО. | |
-
| 03.10 | | Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО | 1 | Решение задач, требующий составления одной таблицы типа ООО. | |
| | | Решение логических задач путем рассуждения | (6 ч) | | |
-
| 10.10 | | Индукция | 1 | Решения логических задач путем рассуждения | |
-
| 17.10 | | Дедукция | 1 | Решения логических задач путем рассуждения | |
-
| 24.10 | | Задачи о лжецах | 1 | Решение задач о лжецах | |
-
| 31.10 | | Задачи о лжецах. Решение задач | 1 | Решение задач о лжецах | |
-
| 14.11 | | Логические выводы | 1 | Понятие взаимно-однозначного соответствия. Решение задач | |
-
| 21.11 | | Логические выводы. Решение задач | 1 | Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Простые таблицы | |
| | | Решение алгоритмических задач | (6 ч) | | |
-
| 28.11 | | Задачи о переправах. Задачи о разъездах | 1 | Решение задач о переправах и разъездах. Разработка плана действий и его запись | |
-
| 05.12 | | Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях | 1 | Решение задач о переливаниях и перекладываниях. Разработка плана действий и его запись | |
-
| 12.12 | | Задачи о взвешиваниях | 1 | Решение задач о взвешиваниях. Разработка плана действий и его запись | |
-
| 19.12 | | Решение задач в виртуальных лабораториях | 1 | Решение задач в виртуальных лабораториях | |
-
| 26.12 | | Разные способы представления решения задач | 1 | Способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. | |
-
| 16.01 | | Анимированное решение в редакторе презентаций | 1 | Создание движущихся изображений. Анимация. | |
| | | Решение комбинаторных задач | (6часов) | | |
-
| 23.01 | | Подходы к решению комбинаторных задач | 1 | Решение комбинаторных задач. Разработка плана действий и его запись | |
-
| 30.01 | | Графы | 1 | Построение графов. Разработка плана действий и его запись | |
-
| 06.02 | | Использование графов для решения комбинаторных задач | 1 | Построение графов. | |
-
| 13.02 | | Использование графов для решения комбинаторных задач | 1 | Построение графов для решения комбинаторных задач | |
-
| 20.02 | | Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint | 1 | Наглядные формы представления решения комбинаторных задач | |
-
| 27.02 | | Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint | 1 | Построение графов для решения комбинаторных задач с помощью программы PowerPoint | |
| | | Разработка выигрышных стратегий | (6 ч) | | |
-
| 06.03 | | Игра Баше | 1 | Задачи на выявление «лишнего» элемента множества (лингвистические). Аналогии. Ассоциации. | |
-
| 13.03 | | Стратегия игры | 1 | Задачи на продолжение числовых и других рядов. | |
-
| 20.03 | | Дерево игры | 1 | Задачи на поиск недостающего элемента. | |
-
| 10.04 | | Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы | 1 | Решение задач | |
-
| 17.04 | | Выигрышная стратегия | 1 | | |
-
| 24.04 | | Доказательство отсутствия выигрышной стратегии | 1 | | |
| | | Подготовка итогового проекта и его защита | (4) | | |
-
| 08.05 | | План проекта | 1 | Итоговый проект | |
-
| 15.05 | | Оформление проекта | 1 | Итоговый проект | |
-
| 22.05 | | Оформление проекта | 1 | Итоговый проект | |
-
| 29.05 | | Защита проекта | 1 | Итоговый проект | |
| | | Повторение | (1ч) | | |
-
| | | Повторение | 1 | Решение задач «Весёлая разминка» | |
5