СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности " Инфознайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности " Инфознайка". 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " Инфознайка"»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Инфознайка» разработана на основе авторской программы «Информатика» для 2-4 классов Матвеевой Н.В. («Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы» / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016)

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.




Актуальность и перспективность курса


В основу программы внеурочной деятельности положен принцип практико-ориентированности, обеспечивающий отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.

Основным методом организации познавательной деятельности обучающихся является проведение практических работ на компьютерах, ориентированных на овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности, формированию умений и навыков самостоятельной работы.

Программой предполагается организация проектной деятельности. Предполагается использование графические и текстовые редакторы для организации мини-исследований, создания анимированных решений задач и представления полученных результатов. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы: презентация и защита проектов перед родителями, сверстниками.

В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будет формироваться познавательный интерес к учебному предмету информатика, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

Программа реализует общеинтеллектуальное направление развитие личности во внеурочной деятельности.







Цели и задачи реализации программы.


Цели курса:


  • формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности;

  • формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики.


Для достижения поставленной цели в процессе внеурочной деятельности необходимо решить следующие задачи:


  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

  • овладение приемами и способами информационной деятельности;

  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.


Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.


Программа разработана с учетом первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассчитана на 1 год обучения детей 9-10 лет, обучающихся в 3 классе.

Программа рассчитана на 34 часа.



Объём часов, отпущенных на занятия.


Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. На теоретические занятия отводится 15 часов, на практические занятия 15 часов. Программа предусматривает контрольные занятия в объёме 4 часов.









Формы организации внеурочной деятельности: кружок.


Формы работы:


  • Групповая работа. Работа в парах. (Сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, дискуссии.

  • Фронтальная работа. (Беседа, рассказ, чтение статей по теме занятия, информационный материал).

  • Индивидуальная работа. (Задания повышенной сложности, ответы на вопросы тестов, выполнение санитарно-гигиенических требований).



Методы работы:

  • Репродуктивный метод. (Врпросы, тесты, анкетирование).

  • Проблемный (Создание проблемной ситуации практического характера).

  • Частично-поисковый (Творческие задания).

  • Объяснительно – иллюстративный

  • Практический метод.

  • Игровой метод


При проведении занятий используются беседы, интегрированные занятия, практикумы, работа в группах, деловые игры.






















Ожидаемые результаты освоения программы.


Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

- наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;

- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;

- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;

- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);

- выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;


Обучающиеся получат возможность научиться:

- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;

- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если… то…», «не только, но и…» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;

- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений— путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.


Метапредметные результаты:


-приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов:

- уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

– развивать с учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в учебной деятельности через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;

– наблюдать и описывать объекты; – анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);

– выделять свойства объектов; – обобщать необходимые данные; – формулировать проблему; – выдвигать и проверять гипотезу;

– синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;

– самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.

- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;

- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если… то…», «не только, но и…» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;

- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки.

- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания.

- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий.

- приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.




Личностные результаты:


- готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

-ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

-социальные компетенции;

-личностные качества.

-интерес к информатике, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.



Формы аттестации.


Входной контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).


Промежуточный контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.


Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме контрольной работы.




УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА




Содержание курса

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Контроль

1.Информация, человек и компьютер.

6

3

2

1

2.Действия с информацией.

9

4

4

1

3.Мир объектов.

8

3

4

1

4.Компьютер, системы и сети.

11

5

5

1

Итого:

34

15

15

4

КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК



п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание занятия

План

Факт

Информация, человек и компьютер – 6 ч.

1

03.09


Человек и информация.


Виды информации.

2

10.09


Источники и приёмники информации. Входная диагностика.

1

Источники и приёмники информации и их назначение.


3

17.09


Источники и приёмники информации.

1

Источники и приёмники информации и их назначение.


4

24.09


Носители информации.

1

Носители информации и их назначение.


5

01.10


Носители информации.

1

Носители информации и их назначение.


6

08.10


Компьютер.

1

Компьютер – это помощник человека при работе с информацией.


Действия с информацией – 9 ч.

7

22.10


Получение информации.

1

Способы получения информации.

8

29.10


Представление информации.

1

Способы представления информации.

9

05.11


Представление информации.

1

Способы представления информации.

10

12.11


Кодирование информации.

1

Кодирование и процесс кодирования информации.


11

19.11


Кодирование и шифрование данных.

1

Кодирование и процесс кодирования информации.


12

03.12


Кодирование и шифрование данных.

1

Кодирование и процесс кодирования информации.


13

19.12


Хранение информации.

1

Способы хранения информации

14

17.12


Хранение информации.

1

Способы хранения информации

15

24.12


Обработка информации. Промежуточная диагностика.

1

Виды обработки информации.

Мир объектов – 8 ч.

16

14.01


Объект, его имя и свойства.

1

Свойства объекта. Общие и отличительные свойства.

17

21.01


Объект, его имя и свойства.

1

Существенные свойства и принятие решения.

18

28.01


Функции объекта.

1

Основные функции объекта.

19

04.02


Отношения между объектами.

1

Виды отношений между объектами.

20

11.02


Отношения между объектами.

1

Виды отношений между объектами.

21

18.02


Характеристика объекта.

1

Элементный состав объекта. Действия объекта.

22

04.03


Документ и данные об объекте.

1

Данные об объекте, содержащиеся в документах.

23

11.03


Документ и данные об объекте.

1

Данные об объекте, содержащиеся в документах.

Компьютер, системы и сет (11 ч).

24

18.03


Компьютер- это система.

1

Компьютер, как система, функционирующая при помощи технических устройств и программ ;

25

25.03


Компьютер- это система.

1

Компьютер, как система, функционирующая при помощи технических устройств и программ ;

26

01.04


Системные программы и операционная система.

1

Виды операционных систем.

27

08.04


Системные программы и операционная система.

1

Виды операционных систем.

28

22.04


Системные программы и операционная система.

1

Виды операционных систем.

29

27.04


Файловая система.

1

Файловые системы. Типы файловых систем. Операции с файлами. 

30

30.04


Файловая система.

1

Файловые системы. Типы файловых систем. Операции с файлами. 

31

06.05


Компьютерные сети.

1

Файловые системы. Типы файловых систем. Операции с файлами. 

32

13.05


Итоговая диагностика.

1

Итоговая диагностика.

33

20.05


Информационные системы.

1

Типы информационных систем.

34

27.05


Информационные системы.

1

Типы информационных систем.




















Содержание программы


В третьем классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях.

Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет.

Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.

В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим


Информация, человек и компьютер.

Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.

Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).

В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.

Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.

Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)

Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах).




Действия с информацией.

Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.

Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).

Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.

Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.

Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).


Мир объектов.

Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами.


Компьютер-это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети.


Компьютер, системы и сети.

Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.

Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.

Двоичное кодирование: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование, числовое двоичное кодирование.

Помощники человека при работе с информацией: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.

Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.

Обработка текстовой и графической информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст






Предполагаемые результаты реализации программы.


Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний и начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Выход за пределы аудитории

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении всех лет обучения в начальной школе создаёт у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограничены.





Методическое обеспечение


  1. Видео-, аудиоматериалы:

  • видеофильмы, соответствующие тематике программы;

  • телевизор;

  • проектор.


3. Цифровые ресурсы:

  • компьютер;

  • презентационное оборудование;

  • выход в Интернет.


4. Оборудование:

    • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

    • магнитная доска;

    • настольные развивающие игры;

    • ученические двухместные столы с комплектом стульев;

    • стол учительский с тумбой;

    • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

























Список литературы для педагога


1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. Методическое пособие / составитель М.Н. Бородин . М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.

2. Горячев А.В, Горина К.И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2011 г.

3. Информационная культура. 2 класс / Ю.А. Первин. - Самара, 1996.

4. Могилев А.В. и др. Мир информатики. Базовое учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 год обучения. А - Ассоциация «XXI век», 2006.

5. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики Методическое пособие для учителей 1-4 классов - издательство Санкт-Петербург «БХВ - Петербург» 2009.


Список литературы для учащихся


  1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика. Учебник для 2 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова. Информатика. Рабочие тетради для 2 классов. №1, 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

  3. Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых / А.О. Коцюбинский, С.В. Грошев. - М.: НТ-Пресс, 2006.

  4. Мир информатики. Первый год обучения. / А.В. Могилев и др. - М.: Ассоциация «XXI век», 2003.

  5. Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. - М.: Бином, 2006.

  6. Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. - М.: Бином, 2002.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!