Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайка" для 1 класса»
Составитель: Лукьянова Е.П. учитель математики и информатики |
Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям с 1 по 11 классы. Преподавание занятий ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от 9 марта 2004 г. № 1312).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Программа «Инфознайка» общекультурного направления.
Основные цели курса
удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
подготовка личности «информационного общества»;
Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
Пропедевтика таких понятий, как множества.
Основные задачи курса
организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
Содержание внеурочной деятельности школьников основывается на интересах и потребностях учащихся.
Программа «Инфознайка» представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
Примерная структура занятия
Организационный момент (1 мин)
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3мин)
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (8 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Работа за компьютером (10 мин)
Релаксация (1 мин)
Подведение итогов (1мин)
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся 1-4 годов обучения проводится диагностические тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.
Сведения о количестве часов на 2013-2014 учебный год
Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ |
1класс | 2 часа в неделю – 66 часов в год |
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
Клавиатурный тренажер Baby Type
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Операционная система Windows 7
Пакет офисных приложений MS Office 2007
Программа «Раскраска»
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Общее кол-во учебных занятий | Теория | Практика | Дата |
1 | Вводный урок. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе | 1 | 1 | | Сентябрь 1 неделя |
2 | Назначение компьютера в современной жизни. Что умеет делать компьютер? | 1 | 1 | | 1 неделя |
3 | Компьютер и его основные устройства. Понятия: вверх, вниз, влево, вправо. Развитие внимания. Курсор. Назначение клавиш-стрелок. Клавиша . | 1 | 1 | | 2 нед. |
4 | Знакомство с клавиатурой | 1 | | 1 | 2 нед. |
5-6 | Клавиатурный тренажёр (режим ввода букв) | 2 | | 2 | 3 нед. |
7 | Роль рисунка в жизни современного общества. | 1 | 1 | | 4 нед. |
8-10 | Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Работа с мышью. (Упражнения с мышью в программе «Раскраска») | 3 | 1 | 2 | 4 нед. Октябрь 1 нед. |
11 | Отличительные признаки и составные части предметов. Цвет предметов | 1 | | 1 | 2 нед. |
12 | Форма предметов | 1 | | 1 | 2 нед. |
13 | Размер предметов | 1 | | 1 | 3 нед. |
14 | Названия предметов | 1 | | 1 | 3 нед. |
15 | Признаки предметов | 1 | | 1 | 4 нед. |
16 | Состав предметов | 1 | | 1 | 4 нед. |
17 | Общий признак для группы предметов. | 1 | 1 | | Ноябрь 1 нед. |
18 | Поиск лишнего предмета. | 1 | 1 | | 1нед. |
19-20 | Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. | 2 | 1 | 1 | 2нед. |
21-22 | Симметрия в природе. Симметрия фигур | 2 | 1 | 1 | 3 нед. |
23-26 | Работа в графическом редакторе Paint. Обучение запуску программы. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. | 4 | 1 | 3 | 4 нед. Декабрь 1 нед. |
27-28 | Создание симметричных изображений с помощью графических примитивов | 2 | 1 | 1 | 2 нед. |
29-30 | Использование редактора Paint для создания рисунка к новому году. Конкурс на лучший рисунок. | 2 | | 2 | 3 нед. |
31 | Последовательность событий. Порядок действий. | 1 | 1 | | 3 нед. |
32-34 | Логические рассуждения. Отрицание. Понятие «истина», «ложь» | 3 | 1 | 2 | 4 нед. Январь 3 нед. |
35 | Решение задач на развитие логического мышления. | 1 | | 1 | 4 нед. |
36 | Решение задач на развитие внимания и образного мышления | 1 | | 1 | 4 нед. |
37 | Понятие «дерево». Графы. | 1 | 1 | | 5 нед. |
38-40 | Элементы комбинаторики. Решение комбинаторных задач с помощью графов. Поиск путей на простейших графах, подсчёт вариантов. | 3 | 1 | 2 | 5 нед. Февраль 2 нед. |
41-42 | Работа в текстовом редакторе Word. Запуск, набор текста. | 2 | | 2 | 3 нед. |
43-44 | Поздравления родным и близким к 23 февраля. | 2 | | 2 | 4 нед. |
45-46 | Поздравления родным и близким к 8 Марта. | 2 | | 2 | Март 1 нед. |
47-48 | Решение задач на развитие логического мышления. | 2 | 2 | | 2 нед. |
49-52 | Логика. Выполнение заданий на конструирование. Конструирование из графических объектов. | 4 | 1 | 3 | 3 нед. Апрель 1 нед. |
53 | Сравнение форм, цветов, размеров и атрибутов. | 1 | 1 | | 2нед. |
54 | Сортировка по атрибутам. | 1 | 1 | | 2нед. |
55 | Мозаика. Виды мозаики. | 1 | 1 | | 3 нед. |
56-58 | Конструирование из мозаики. | 3 | 1 | 2 | 3-4 нед. |
59-60 | Поздравления ветеранам ВОВ. | 2 | | 2 | Май 1 нед. |
61-62 | Игровое занятие. Учимся играя | 2 | | 2 | 2 нед. |
63-65 | Рисование на свободную тему. Конкурс на лучший рисунок. | 3 | | 3 | 3-4 нед. |
66 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | | 4 нед. |
В результате обучения учащиеся должны
Знать правила поведения в компьютерном классе;
Знать основные сферы применения компьютеров;
Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях «вверх», «вниз», «вправо», «влево»;
Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
Уметь проводить анализ при решении логических задач;
Иметь понятие о множестве;
Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;
Уметь находить общий признак для группы предметов;
Знать понятие существенного признака предмета;
Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
Уметь предлагать несколько вариантов «лишнего предмета» в группе однородных предметов;
Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;
Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
Иметь представление о различных формах курсора;
Знать назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел;
Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
Уметь управлять объектами на экране монитора.
Уметь рисовать в графическом редакторе Paint.
В качестве результатов занятий внеурочной деятельности школьников служит:
Связь обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.
Коммуникативная активность учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: коллективная форма работы, развитие умений и навыков по предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Инфознайка»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.