
Пояснительная записка Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в урок психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Федерального государственного образовательного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (требования к планируемым результатам);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14ю12ю2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 № 01-14 / 2014 «Об организации внеурочной деятельности».
основной образовательной программы начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Азовская школа-гимназия»;
локального акта Муниципального общеобразовательного учреждения «Азовская школа-гимназия» «Положение о рабочей программе»;
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени. На занятие отводится 1 час в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут
Данная программа рассчитана на постепенное «расширение и углубление знаний и опыта поведения детей от класса к классу. Оно состоит из четырех разделов (в соответствии со школьными четвертями): первый раздел посвящен этике общения, второй - этикету, третий - этическим нормам отношений с окружающими, четвертый - этике отношений в коллективе. Содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с возрастом учащихся. Основополагающими принципами построения курса являются: научность в сочетании с доступностью; практико - ориентированность, метапредметность и межпредметность.
В основе внеурочного курса лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель: формирование у школьников этической культуры, т.е. образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений; простых норм нравственности, предполагающих дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому. Занятия внеурочной деятельности «Этика» рассчитаны на то, чтобы для учащихся стало естественным и органичным проявление великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми - лживость, предательство, высокомерие, грубость.
Задачи:
Подготовить ребенка к вхождению во взрослую жизнь и помочь ему сориентироваться в его настоящей окружающей жизни.
Обогащать эмоциональный мир школьников нравственными переживаниями и чувствами.
Познакомить со знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения.
Формировать представление о воспитанности.
Систематически накапливать и обогащать навыки нравственного поведения учащихся путём организации их практической деятельности.
Развивать навыки организации нравственного самовоспитания школьников.
7 Формировать у детей умение оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.
II Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ученики научатся:
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнера, уважать свою и чужую мысль, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника; умение разрешать конфликты на основе договоренности.
Регулятивные УУД:
Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирования, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления.
Познавательные УУД:
Развитие любознательности, инициативы в познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Привлечение к исследовательской и проектной работы. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Ученик получит возможность научиться.
-основным правилма этикета и культуры поведения;
-определениям нравственных качеств человека;
-пользоваться в повседневной жизни полученными знаниями, быть этически грамотными;
быть нравственными в словах, поступках, делах.
III Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Введение (1 час)
«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет». Человек и его роль в обществе
Раздел 2. Быть воспитанным - что это значит (9 часов)
Вежливость как основа воспитанности. Родословная. Корни. Уважение истории, предков. Точность, обязательность, аккуратность. Уважение. Внешняя и внутренняя воспитанность человека. Трудолюбие. Правила вежливого человека. Уважение старости
Раздел 3. Этика и этикет (8 часов)
Этические нормы этикета. Этикет за столом. Дома и в гостях. Поведение в школе. Правила на каждый день. Этикет в жизни человека. Обычай, его плюсы и минусы. Стиль поведения.
Раздел 4. Этика отношения окружающим (10 часов)
Жизнь в обществе. Доброта. Уважительное отношение к старости. Печаль и радость. Мама и отношение к близким людям. Благодарность. Благородство. Характер и поступок. Отношение к окружающему миру.
Раздел 5. Самопознание. Самовоспитание (6 часов)
Знакомство с собой. Я и окружающие. Внутренний портрет. Сходство и различие наших «Я». Характер. Дружба. Общение. Сам себе воспитатель. Воспитание воли. Имидж.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
Введение | 1 |
1. | Человек и его роль в обществе | 1 |
Быть воспитанным - что это значит. | 9 |
2 | Вежливость как основа воспитанности | 1 |
3 | Какого ты рода племени? | 1 |
4 | Точность, обязательность, аккуратность | 1 |
5 | Но лучше всех, поверьте, бабушка моя | 1 |
6 | Уважай человека | 1 |
7 | Внешняя и внутренняя воспитанность человека. | 1 |
8 | Трудолюбие. | 1 |
9 | Правила вежливого человека. | 1 |
10 | Уважение старости | 1 |
Этика и этикет | 8 |
11 | Этические нормы этикета | 1 |
12 | Этикет за столом | 1 |
13 | Дома и в гостях | 1 |
14 | В школе ты хозяин и гость | 1 |
15 | Правила на каждый день | 1 |
16 | Этикет в жизни человека | 1 |
17 | Обычай, его плюсы и минусы | 1 |
18 | Стиль поведения | 1 |
Этика отношения окружающим | 10 |
19 | Ты живёшь среди людей | 1 |
20 | Добротой себя измерь | 1 |
21 | Чью старость утешил? | 1 |
22 | Раздели печаль и радость другого | 1 |
23 | О матерях можно говорить бесконечно | 1 |
24 | Умей быть благодарным | 1 |
25 | Что значит быть рыцарем? | 1 |
26 | Какая она настоящая девочка? | 1 |
27 | Завтрашний характер в сегодняшнем поступке | 1 |
28 | Береги всё живое | 1 |
Самопознание. Самовоспитание. | 6 |
29 | Знакомство с собой | 1 |
30 | Я и окружающие | 1 |
31 | Ваш внутренний портрет | 1 |
32 | Сходство и различие наших «Я» | 1 |
33 | У меня такой характер | 1 |
34 | Настоящий друг | 1 |
Календарно- тематическое планирование 6-В
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
| Введение | | | |
1. | Человек и его роль в обществе | 1 | | |
| Быть воспитанным - что это значит. | | | |
2 | Вежливость как основа воспитанности | 1 | | |
3 | Какого ты рода племени? | 1 | | |
4 | Точность, обязательность, аккуратность | 1 | | |
5 | Но лучше всех, поверьте, бабушка моя | 1 | | |
6 | Уважай человека | 1 | | |
7 | Внешняя и внутренняя воспитанность человека. | 1 | | |
8 | Трудолюбие. | 1 | | |
9 | Правила вежливого человека. | 1 | | |
10 | Уважение старости | 1 | | |
| Этика и этикет | | | |
11 | Этические нормы этикета. Этикет за столом | 1 | | |
13 | Дома и в гостях | 1 | | |
14 | Правила на каждый день | 1 | | |
15 | В школе ты хозяин и гость | 1 | | |
16 | Этикет в жизни человека | 1 | | |
17 | Обычай, его плюсы и минусы | 1 | | |
18 | Стиль поведения | 1 | | |
| Этика отношения окружающим | | | |
19 | Ты живёшь среди людей. Добротой себя измерь | 1 | | |
21 | Чью старость утешил? | 1 | | |
22 | Раздели печаль и радость другого | 1 | | |
23 | О матерях можно говорить бесконечно | 1 | | |
24 | Умей быть благодарным | 1 | | |
25 | Что значит быть рыцарем? | 1 | | |
26 | Какая она настоящая девочка? | 1 | | |
27 | Завтрашний характер в сегодняшнем поступке | 1 | | |
28 | Береги всё живое | 1 | | |
| Самопознание. Самовоспитание. | | | |
29 | Знакомство с собой | 1 | | |
30 | Я и окружающие | | | |
31 | Ваш внутренний портрет | 1 | | |
32 | Сходство и различие наших «Я» | | | |
33 | Итоговое занятие «Встреча друзей» | 1 | | |
6