СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доноведение 4 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс "Доноведение"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Доноведение 4 класс"»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение» для 4 класса разработана в соответствии:


  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования»

  • Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;

  • Письмом Министерства образования и науки РФ «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ» от 18.08.2017 г. № 09-1672


Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено). Программа ориентирована на детей 9-11 лет.

В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год курс «Доноведения» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 30-40 минут.

В связи с особенностями календарного графика МБОУ Октябрьской СОШ на 2017-2018 учебный год будет проведено 33 часа. Сокращено изучение темы: «Экологические проблемы почв родного края»






Планируемые результаты.

Личностные:

– обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире;
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
Метопредметные:

— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

Предметные:

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:

- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
знать:

- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:

-различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
-рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

















































Содержание курса.

содержание

формы организации занятий

основные виды деятельности

Я и окружающий мир (3ч)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. Коллективная. Проблемные ситуации. Встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, интеллектуально-познавательные игры.

Исследовательская работа «Край, в котором я живу».

Родословное дерево - «Моя семья».


Человек и природа (8ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений. Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.

Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. Коллективная. Проблемные ситуации. Встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, интеллектуально-познавательные игры.

Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».

Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух»,

«Береги воду». Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.

Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края». Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора». «Красная книга» Ростовской области. Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.

Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края».


Яркие страницы истории земли Донской (20ч)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин. Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.

Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. Коллективная. Проблемные ситуации. Встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, интеллектуально-познавательные игры.

Экскурсия в краеведческий музей. Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания». Составление летописи города Азова. Составление летописи города Таганрога. Экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону. Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей. Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус».

Жизнь на Дону (3ч)

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.


Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. Коллективная. Проблемные ситуации. Встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, интеллектуально-познавательные игры.

Изготовление Семика и Семичихи из соломы. Купальская площадка: игры, забавы, потехи Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру.



Календарно – тематическое планирование.


п/п

Колич.

часов

Тема

Дата

1

1

Донской край – мой край!

07.09

2-3

2

Что ты знаешь о роде своём?

14.09

21.09

4

1

На казачьем Кругу

28.09

5

1

Донской казак хват, силой, удалью богат

05.10

6

1

Ермак Могучий.

12.10

7

1

Степан Разин.

19.10

8-9

2

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

26.10

09.11

10

1

Таганрог – первый порт России

16.11

11

1

Крепость Димитрия Ростовского

23.11

12

1

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

30.11

13

1

Вместе с Суворовым

07.12

14

1

Платов Матвей Иванович.

14.12

15

1

Новочеркасск - столица казачьего Дона

21.12

16

1

Бакланов Яков Петрович

28.12

17

1

За землю и за волю

11.01

18

1

Дон в годы строительства новой жизни

18.01

19

1

Дон в годы Великой Отечественной войны.

25.01

20

1

Мирное время на Донской земле.


01.02

21-22

2

Подготовка и проведение митинга. День освобождения родного города (села, станицы)

08.02

15.02

23

1

Волгодонск – город молодости

22.02

24

1

Дом, в котором мы живём

01.03

25

1

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

15.02

26

1

Экологические проблемы воды в родном крае.

05.04

27

1

Экологические проблемы почв родного края

12.04

28

1

Охрана полезных ископаемых родного края.


29

1

Экологическое равновесие в природе

19.04


1

Охранять природу – значит охранять Родину

26.04

30-31

2

Троица. Ивана Купала

03.05

10.05

32

1

Спасы

17.05

33

1

Викторина «Я – гражданин Ростовской области»


24.05















Лист корректировки рабочей программы


№ п/п

Название темы

Количество часов

Даты прохождения темы

по плану

фактически






















































































































































































































21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!