Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение» для 4 класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования»
Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
Письмом Министерства образования и науки РФ «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ» от 18.08.2017 г. № 09-1672
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено). Программа ориентирована на детей 9-11 лет.
В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год курс «Доноведения» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 30-40 минут.
В связи с особенностями календарного графика МБОУ Октябрьской СОШ на 2017-2018 учебный год будет проведено 33 часа. Сокращено изучение темы: «Экологические проблемы почв родного края»
Планируемые результаты.
Личностные:
– обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире;
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
Метопредметные:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.
Предметные:
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
-различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
-рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Содержание курса.
содержание | формы организации занятий | основные виды деятельности |
Я и окружающий мир (3ч) Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции. | Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. Коллективная. Проблемные ситуации. Встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, интеллектуально-познавательные игры. | Исследовательская работа «Край, в котором я живу». Родословное дерево - «Моя семья». |
Человек и природа (8ч) Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений. Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. | Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. Коллективная. Проблемные ситуации. Встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, интеллектуально-познавательные игры. | Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края». Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора». «Красная книга» Ростовской области. Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края». |
Яркие страницы истории земли Донской (20ч) Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин. Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов. | Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. Коллективная. Проблемные ситуации. Встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, интеллектуально-познавательные игры. | Экскурсия в краеведческий музей. Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания». Составление летописи города Азова. Составление летописи города Таганрога. Экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону. Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей. Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус». |
Жизнь на Дону (3ч) Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. | Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. Коллективная. Проблемные ситуации. Встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, интеллектуально-познавательные игры. | Изготовление Семика и Семичихи из соломы. Купальская площадка: игры, забавы, потехи Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру. |
Календарно – тематическое планирование.
№п/п | Колич. часов | Тема | Дата |
1 | 1 | Донской край – мой край! | 07.09 |
2-3 | 2 | Что ты знаешь о роде своём? | 14.09 21.09 |
4 | 1 | На казачьем Кругу | 28.09 |
5 | 1 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 05.10 |
6 | 1 | Ермак Могучий. | 12.10 |
7 | 1 | Степан Разин. | 19.10 |
8-9 | 2 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 26.10 09.11 |
10 | 1 | Таганрог – первый порт России | 16.11 |
11 | 1 | Крепость Димитрия Ростовского | 23.11 |
12 | 1 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 30.11 |
13 | 1 | Вместе с Суворовым | 07.12 |
14 | 1 | Платов Матвей Иванович. | 14.12 |
15 | 1 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 21.12 |
16 | 1 | Бакланов Яков Петрович | 28.12 |
17 | 1 | За землю и за волю | 11.01 |
18 | 1 | Дон в годы строительства новой жизни | 18.01 |
19 | 1 | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 25.01 |
20 | 1 | Мирное время на Донской земле. | 01.02 |
21-22 | 2 | Подготовка и проведение митинга. День освобождения родного города (села, станицы) | 08.02 15.02 |
23 | 1 | Волгодонск – город молодости | 22.02 |
24 | 1 | Дом, в котором мы живём | 01.03 |
25 | 1 | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | 15.02 |
26 | 1 | Экологические проблемы воды в родном крае. | 05.04 |
27 | 1 | Экологические проблемы почв родного края | 12.04 |
28 | 1 | Охрана полезных ископаемых родного края. | |
29 | 1 | Экологическое равновесие в природе | 19.04 |
| 1 | Охранять природу – значит охранять Родину | 26.04 |
30-31 | 2 | Троица. Ивана Купала | 03.05 10.05 |
32 | 1 | Спасы | 17.05 |
33 | 1 | Викторина «Я – гражданин Ростовской области» | 24.05 |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название темы | Количество часов | Даты прохождения темы |
по плану | фактически |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
21