СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доноведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по Доноведению 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Доноведение1В»

Раздел «Пояснительная записка»

Данная программа составлена на основе программы созданной коллективом авторов под руководством Е. Ю. Сухаревской.

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.


Раздел «Общая характеристика учебного курса»

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

  3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развитияпредполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.

Раздел «Место учебного предмета»

Данная программа рассчитана на обучение с учетом 1 час в неделю.

Годовое количество часов на изучение курса составляет 33 часа.


Кол-во часов

Четверть

К-во часов в неделю

Всего часов

По плану

Факт.

1

1

8


2

1

8


3

1

10


4

1

7


Итого: 33


















Раздел «Содержание учебного предмета»

Структура курса


№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Я и окружающий мир

1

3

Природа Донского края

23

4

Человек и природа

7

5

Обобщающий урок

1


Содержание программы

Введение (1ч)

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир (1ч)

Родной край. Обучение детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ориентация в окружающем мире. Знакомство с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением.

Природа Донского края (23ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

Человек и природа (7ч)

Занятия людей Донского края в разные времена года.

Обобщающий урок (1 час).






Раздел «Календарно-тематическое планирование»


п/п


урока в четв.

урока в теме

Дата


Скорректированная дата


Тема урока


Количество часов

Примечания






I четверть.

8час.







Тема.1 Введение(1ч)



1

1

1

06.09


Вводный урок. Мы теперь не просто дети.

1

Мы теперь не просто дети. Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу. Раскрашивание картинки






Тема2. Я и окружающий мир(1ч)



2

2

1

13.09


Родимый край.

1

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений Раскрашивание. Составление рассказа по картинке.






Тема3.Природа Донского края(23ч)



3

3

1

20.09


Времена года.

1

Разгадывание кроссворда. Раскрашивание картинки.

4

4

2

27.09


Осень. Осенние месяцы.

1

Разгадывание кроссворда. Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки.

5

5

3

04.10


Экскурсия «Краски осени».

1

Беседа об осенних изменениях в природе родного хутора. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала.

6

6

4

11.10


Осенние изменения в природе.


1

Раскрашивание картинки. Беседа об осенних изменениях в природе. Осенние месяцы.

Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал еще одно дерево»?

7

7

5

18.10


Растения осенью.

1

Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделок из природного материала (плодов деревьев).

8

8

6

25.10


Листья желтые летят…

1

Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.






II четверть.

8час.


9

1

7

08.11


Занятия людей осенью

1

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

10

2

8

15.11


Что растет в огороде и в саду?

1

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.

11

3

9

22.11


Что растет в поле?

1

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

12

4

10

29.11


Жизнь животных осенью.

1

Чтение учителем (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелетных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких).

13

5

11

06.12


Осень в моем краю.

1

Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке

14

6

12

13.12


Экскурсия «Зимний узор».

1

Экскурсия по посёлку. Что происходит в нашем крае с приходом зимы.

15

7

13

20.12


Зимняя сказка.

1

Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.

16

8

14

27.12


Зимние изменения в природе.

1

Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.







III четверть.

10час.


17

1

15

10.01


Жизнь животных зимой.

1

Чтение учителем (страничка для чтения). Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.

18

2

16

17.01


Живой уголок.

1

Составление рассказа о своих любимых домашних животных. Разгадывание кроссворда.

19

3

17

24.01


Занятия людей зимой.

1

Чтение учителем (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»

Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

20

4

18

31.01


Весна. Весенние месяцы.

1

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

21

5

19

01.02


Экскурсия «Весна красна».

1

Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне.

22

6

20

15.02


Весенние изменения в природе.

1

Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.


23

7

21

22.02


Растения весной.

1

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

24

8

22

07.03


Жизнь животных весной.

1

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц. Раскрашивание картинок.

25

9

23

14.03


Занятия людей весной.

1

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение






Тема4.Человек и природа(8час.)



26

10

1

21.03


Экскурсия: «Летние забавы»

1

Беседа о летних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о лете. Сбор природного материала.






IV четверть.

7час.


27

1

2

04.04


Летние изменения в природе

1

Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

28

2

3

11.04


Что растет на лугу?

1

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

29

3

4

18.04


Экскурсия на водоем.


1

Беседа водоёмах края.


30

4

5

25.04


Что растет у водоема?

1

Рисование.

Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.

31

5

6

02.05


Жизнь животных летом

1

Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

32

6

7

16.05


Занятия людей летом.


Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

33

7

8

23.05


Обобщающее занятие.

1

Знать: сезонные изменения природы.

Уметь: выделять главное из изученного




Раздел «Результаты освоения учебного курса.

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:

иметь представления:

- о связях между живой и неживой природой родного края;

- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

- об истории родного края;

знать:

- объекты неживой и живой природы Ростовской области;

- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

- государственную символику Ростовской области, своего района;

- важнейшие события в истории родного края;

- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

- родственные связи в семье;

- правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

- описывать наиболее важные события истории родного края;

- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

- показывать на карте Ростовской

области границу области, крупные города и своё местонахождение;

- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

Метопредметные результаты

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

— оценивать собственные знания и умения;

— доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.













Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»


Учебно-методический комплект

Автор

Название

Год издания

Издательство

№ в

Перечне


1

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.

Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе

2006

Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное.


Методическая литература

1

Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю.

Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов.

2009

Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС»

Справочная литература

1

Асмолова А.Г.


Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе

2011

Москва «Просвещение»

Печатные пособия

1

Таблицы, соответствующие по содержанию программе обучения

2

Иллюстративный материал по темам программы

3

Перфокарты, карточки по темам программы

4

Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы.

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

1

Персональный компьютер

2

Мультимедийный проектор

3

Интерактивная доска

Экранно-звуковые пособия

1

Презентации по темам программы



Список группы

  1. Астахова Рита

  2. Барыкин Ярослав

  3. Галич Демьяна

  4. Гламаздина Юля

  5. Добытко Даша

  6. Кныш Диана

  7. Матузок Антон

  8. Мирошникова Полина

  9. Николаенко Лёша

  10. Петренко Варя

  11. Прокопенко Ярослав

  12. Саквина Катя

  13. Сергеев Денис

  14. Сипливая Ксения

  15. Хабрахманова Алиса

  16. Хачатрян Саргис

  17. Шевченко Даниил

  18. Шерстобитова Милена

  19. Шипилова Света

  20. Шишкалов Марк


Расписание занятий

Вторник

























2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!